Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  Р.Ф.

Государственное образовательное  учреждение 

высшего профессионального  образования

Алтайская государственная  педагогическая академия

Кафедра педагогики

 

Педагогическая среда  ДОУ как фактор формирования педагогического  творчества

 

Курсовая работа

 

                            Выполнила: студентка 3-го курса  группа 782

                                               Елизарова Галина Николаевна

                                       _________________________

                             (подпись)

                 Научный руководитель: кандидат педагогических наук

                                                        доцент кафедры педагогики АлтГПА

                                           Кригер Евгения Эвальдовна

                                        ______________________

                             (подпись)

 

Оценка:_____________

 

Барнаул -2011

Содержание

Введение……………………………………………………………….......3

Глава 1.  Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8

1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8

1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих                                                  способностей педагогов…………………………………………………14

Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22

2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22

2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32

Заключение………………………………………………………………34

Список литературы……………………………………………………...38

Приложение……………………………………………………………...41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В отечественной педагогике и психологии термин «среда» появился в 20-е годы, когда достаточно часто  употреблялись понятия «педагогика  среды» (С.Т. Шацкий), «общественная среда ребенка» (П.П. Блонский), «окружающая среда» (А.С. Макаренко). В целом ряде исследований последовательно и обстоятельно доказывалось, что объектом воздействия педагога должен быть не ребенок, не его черты (качества) и даже не его поведение, а условия, в которых он существует: внешние условия-среда, окружение, межличностные отношения, деятельность. А также внутренние условия- эмоциональное состояние ребенка, его отношение к самому себе, жизненный опыт, установки.

В самом широком контексте  развивающая образовательная среда  представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности. С позиций психологического контекста, по мнению Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина и др., развивающая среда- это определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

Одним из важнейших вопросов педагогики в настоящее время  является вопрос о формировании творческой личности. Психологические и педагогические исследования доказывают, что развитие творческих способностей детей берет  свое начало в дошкольном возрасте, когда изменяется характер деятельности ребенка (Б.Б. Ананьев, Е.Ф.Рыбалко, А.  Валлон, Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн, А.Н.Лентьев, Н.Н. Подъяков, Д.В.Менджерицкая, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин ).

Это вид деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности в игре ребенка.

Педагогическое творчество, как и любое другое имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию  педагогического творчества можно  правильно оценить, лишь определив  уровень творческого отношения  педагога к своей деятельности, которая  отражает степень реализации им своих  возможностей при достижении поставленных целей.

Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей  её объективной характеристикой. Она  обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность  требует вариативных подходов к  анализу и решению выходящих  из них задач.

Педагогическое творчество- это деятельность, порождающая нечто новое. Ранее не бывшее, на основе и реорганизации имеющихся опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.

В.И. Андреев определяет  творчество как вид человеческой  деятельности, отмечает ряд признаков  характеризующих её как целостный  процесс: Наличие противоречия состоит в том, что с одной стороны педагогическая среда является важным ориентиром, (педагогическое творчество) хорошо изучена,  но определяющим развитие специалиста, а с другой стороны не определены аспекты влияния этой среды на развитие творческих способностей.

Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы изучения педагогического творчества в условиях профессиональной педагогической среды  ДОУ. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с возрастающей информационной напряженностью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.

Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.

Объект  исследования: социально- профессиональная среда ДОУ как фактор формирования творчества педагога.

Предмет исследования:  развитие творческих способностей педагогов.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:

    1. Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
    2. Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
    3. Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.
    4. Сформулировать методические рекомендации об организации развития творческих способностей воспитателя ДОУ.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, процесс развития творческих способностей будет зависеть от:

    • Благоприятного микроклимата в среде коллектива ДОУ;
    • От развития профессиональной среды ДОУ;
    • С педагогами будет проведена специальная работа по развитию их творческих способностей.

Методологическую  основу исследования составила теория В.Д. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова о соавторстве творчества педагога и его воспитанников.

Для решения поставленных задач и проведения гипотезы в  работе использовались следующие методы:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования педагогического творчества в педагогической среде ДОУ.
  2. Эмпирические методы анализа состояния исследуемой проблемы; проведение и обработка данных.

Исследование включает 3 основных этапа.

    1. Теоретико -  аналитический – проведен анализ литературных источников по проблеме, определены объект и предмет, цели и задачи, гипотеза исследования работы.
    2. Эмпирический этап – определены методы, виды диагностик развития творческих способностей педагогов, проведены виды предложенных диагностик в условиях ДОУ.
    3. Описательно- итоговый – проанализированные и систематизированы полученные эмпирические данные, сформулированы основные выводы, завершено литературное оформление курсовой работы.

        Во  введении  обоснована актуальность  выбранной темы, сформулированы  цель, задачи, объект и предмет,  гипотеза исследования, обозначены  методы исследования, охарактеризована  структура работы.

  В первой главе  «Педагогическое творчество в  условиях педагогической среды  ДОУ на современном этапе»  рассмотрена организация педагогической  среды ДОУ на современном этапе,  раскрыта сущность понятия «педагогическое творчество», охарактеризовано влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.

Во второй главе «Эмпирическая  проверка влияния педагогической среды  ДОУ на развитие творческих способностей педагогов», рассмотрены данные полученные в результате проверки творческих способностей и проанализированы.

Заключение содержит выводы по результатам проведенного опыта, анализ выполненной работы, рекомендации по развитию творческих способностей в условиях ДОУ для педагогов.

Также работа содержит список литературы (26 библиографических источников) и приложения (1). Работа состоит из 32-х листов до списка литературы. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе

1.1.Развитие педагогического творчества педагогов  ДОУ

В настоящее время в  теории и практике дошкольного образования  много внимания уделяют развитию творческих способностей (креативности) и активизации познавательной деятельности (сформированности интеллектуальных навыков). В большинстве случаев дошкольные образовательные учреждения, занимаясь одной из этих проблем, не уделяют внимания второй, хотя их взаимосвязь очевидна. То есть под активизацией познавательной деятельности подразумевается развития познавательных процессов, а под креативностью – художественное и музыкальное творчество.

Исходя из определений, что  познание – это всегда искание, открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в  любой ее форме, а творчество –  это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда  ранее не бывшие материальные и духовные ценности, можно предположить теснейшую  связь креативности и сформированности интеллектуальных навыков. Пономарев Я.А. неотъемлемой частью творческой деятельности считал познание.

"Творчество - способ существования  личности; только в творчестве  осуществляется личность, и отсутствие  творчества означает отсутствие  личности" А.А.Никифоров.

Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса:

  • Длительные размышления над изучаемыми фактами и явлениями;
  • Короткое озарение и интуитивно принятые решения.

Изобретатель Томас Эдисон так определил процесс творчества: "... это 99% пота и 1 % вдохновения".

Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали  расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей.

Были выявлены психологические  составляющие творческой деятельности:

  • гибкость ума;
  • систематичность и последовательность мышления;
  • диалектичность;
  • готовность к риску и ответственности за принятое решение;

Гибкость ума включает способность к выделению существенных признаков из множества случайных  и способность быстро перестраиваться  с одной идеи на другую. Люди с  гибким умом обычно предлагают сразу  много вариантов решений, комбинируя и варьируя отдельные элементы проблемной ситуации.

Систематичность и последовательность позволяют людям управлять процессом  творчества. Без них гибкость может  превратиться в "скачку идей", когда  решение до конца не продумывается.

Благодаря систематичности  все идеи сводятся в определенную систему и последовательно анализируются. Очень часто при таком анализе, на первый взгляд абсурдная, идея преобразовывается и открывает путь к решению проблемы.

Зачастую открытие рождалось  при соединении, казалось бы, несоединимого (например, беспроволочная передача речи на расстояние; запись и сохранение звука и др.). Эту способность  назвали диалектичностью мышления. Диалектически мыслящий человек  может четко сформулировать противоречие и найти способ его разрешения.

Творчески мыслящий человек  также нуждается в способности  рисковать и не бояться ответственности  за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы  мышления, деятельности более понятны  большинству людей, а новые нестандартные  решения "по инерции" с трудом и не сразу принимаются.

Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей  деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область  проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности  охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.

Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества