Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.
Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41
Министерство образования Р.Ф.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Алтайская государственная педагогическая академия
Кафедра педагогики
Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества
Курсовая работа
Выполнила: студентка 3-го курса группа 782
Елизарова Галина Николаевна
_________________________
(подпись)
Научный руководитель: кандидат педагогических наук
(подпись)
Оценка:_____________
Барнаул -2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды
ДОУ на развитие творческих
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
В отечественной педагогике
и психологии термин «среда» появился
в 20-е годы, когда достаточно часто
употреблялись понятия «
В самом широком контексте
развивающая образовательная
Одним из важнейших вопросов
педагогики в настоящее время
является вопрос о формировании творческой
личности. Психологические и
Это вид деятельности Л.С. Выготский характеризует как переход к творческой деятельности и формирование творческой личности в игре ребенка.
Педагогическое творчество, как и любое другое имеет не только количественную меру, но и качественные характеристики. Содержание и организацию педагогического творчества можно правильно оценить, лишь определив уровень творческого отношения педагога к своей деятельности, которая отражает степень реализации им своих возможностей при достижении поставленных целей.
Творческий характер педагогической деятельности, поэтому является важнейшей её объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требует вариативных подходов к анализу и решению выходящих из них задач.
Педагогическое творчество- это деятельность, порождающая нечто новое. Ранее не бывшее, на основе и реорганизации имеющихся опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений.
В.И. Андреев определяет творчество как вид человеческой деятельности, отмечает ряд признаков характеризующих её как целостный процесс: Наличие противоречия состоит в том, что с одной стороны педагогическая среда является важным ориентиром, (педагогическое творчество) хорошо изучена, но определяющим развитие специалиста, а с другой стороны не определены аспекты влияния этой среды на развитие творческих способностей.
Выявленное противоречие обуславливает актуальность проблемы изучения педагогического творчества в условиях профессиональной педагогической среды ДОУ. Проблема эта обусловлена качественными изменениями потребностей общества в связи с возрастающей информационной напряженностью, что в свою очередь требует подготовки творчески мыслящих людей, обладающих нестандартным взглядом на проблемы, владеющих навыками исследовательской работы.
Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
Объект исследования: социально- профессиональная среда ДОУ как фактор формирования творчества педагога.
Предмет исследования: развитие творческих способностей педагогов.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой, процесс развития творческих способностей будет зависеть от:
Методологическую основу исследования составила теория В.Д. Кан-Калика и Н.Д. Никандрова о соавторстве творчества педагога и его воспитанников.
Для решения поставленных задач и проведения гипотезы в работе использовались следующие методы:
Исследование включает 3 основных этапа.
Во введении обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель, задачи, объект и предмет, гипотеза исследования, обозначены методы исследования, охарактеризована структура работы.
В первой главе
«Педагогическое творчество в
условиях педагогической среды
ДОУ на современном этапе»
рассмотрена организация
Во второй главе «Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов», рассмотрены данные полученные в результате проверки творческих способностей и проанализированы.
Заключение содержит выводы по результатам проведенного опыта, анализ выполненной работы, рекомендации по развитию творческих способностей в условиях ДОУ для педагогов.
Также работа содержит список
литературы (26 библиографических источников)
и приложения (1). Работа состоит из 32-х
листов до списка литературы.
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ
В настоящее время в теории и практике дошкольного образования много внимания уделяют развитию творческих способностей (креативности) и активизации познавательной деятельности (сформированности интеллектуальных навыков). В большинстве случаев дошкольные образовательные учреждения, занимаясь одной из этих проблем, не уделяют внимания второй, хотя их взаимосвязь очевидна. То есть под активизацией познавательной деятельности подразумевается развития познавательных процессов, а под креативностью – художественное и музыкальное творчество.
Исходя из определений, что познание – это всегда искание, открытие нового, поиски ранее неизведанных подходов и решений, активное достижение истины, активная (а не созерцательная, пассивная) деятельность субъекта в любой ее форме, а творчество – это процесс человеческой деятельности, создающий качественно новое, никогда ранее не бывшие материальные и духовные ценности, можно предположить теснейшую связь креативности и сформированности интеллектуальных навыков. Пономарев Я.А. неотъемлемой частью творческой деятельности считал познание.
"Творчество - способ существования
личности; только в творчестве
осуществляется личность, и отсутствие
творчества означает
Уже давно ученые пытались разгадать загадку творчества. первыми объектами изучения были люди науки и искусства. Анализировались их дневники, письма, высказывания. большинство авторов великих изобретений выделяли 2 стадии творческого процесса:
Изобретатель Томас Эдисон
так определил процесс
Во второй половине XX века исследования понятия творчества стали расширяться. Стали экспериментально изучаться процессы творчества детей, подростков, взрослых людей.
Были выявлены психологические составляющие творческой деятельности:
Гибкость ума включает
способность к выделению
Систематичность и последовательность
позволяют людям управлять
Благодаря систематичности
все идеи сводятся в определенную
систему и последовательно
Зачастую открытие рождалось
при соединении, казалось бы, несоединимого
(например, беспроволочная передача речи
на расстояние; запись и сохранение
звука и др.). Эту способность
назвали диалектичностью
Творчески мыслящий человек также нуждается в способности рисковать и не бояться ответственности за свое решение. Это происходит потому, что старые и привычные способы мышления, деятельности более понятны большинству людей, а новые нестандартные решения "по инерции" с трудом и не сразу принимаются.
Творческая активность педагога - это стремление к преобразующей деятельности в учебно-воспитательном процессе и к нестандартным решениям, способствующим развитию личности. Область проявления педагогического творчества определяется структурой педагогической деятельности охватывает все ее стороны: конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую.
Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества