Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.
Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41
Опыт творческой педагогической
деятельности - возникновение замысла,
его переработка и
В сфере личности педагогическое
творчество проявляется как самореализация
педагога на основе осознание себя
творческой индивидуальностью, как
определение индивидуальных путей
своего профессионального роста
и построение программы
Творчество в деятельности педагога проявляется в различных формах. Педагогическое творчество характеризуется различными уровнями:
Педагогическое мастерство - это деятельность педагога на уровне образцов и эталонов, отработанных в практике и уже описанных в методических разработках и рекомендациях.
Педагог (творческий или мастер) всегда творит в соавторстве с воспитанниками. Это позволило ученым педагогам В.А.Кан-Калику и Н.Д.Никандрову описать варианты сотворчества педагога с детьми:
Недаром в последние годы
в педагогике укоренилось утверждение
"У творчески работающего
Творчески работающий педагог своими личностными качествами побуждает в воспитанниках развитие творческой активности. К качествам такого педагога относятся: нацеленность на формирование творческой личности (социальный выбор содержания, методов, приемов, форм и средств педагогической деятельности); педагогический такт; способность к сочувствию, сопереживанию; артистизм; развитое чувство юмора; умение ставить неожиданные, интересные, парадоксальные вопросы; создание проблемных ситуаций; умение возбуждать вопросы детей; поощрение воспитателем детского воображения; знание детьми творческих способностей и склонностей своего воспитателя.
Вывод: Из выше изложенного становится видно, что педагог должен быть не только сильной личностью, но и творчески развитой. Верно высказывание «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности ребенка, а какой она будет во многом зависит от педагога.
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов
Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель. Могут существовать, и интегрировано, в виде «образа профессии», возникающего на основе образов научной и художественной литературы, фольклора, и д.т. поэтому необходимо обратиться к самому термину «профессия», чтобы получить четкое представление о данном виде деятельности.
Одной из задач в методической деятельности является создание такой образовательной среды в учреждении, где бы полностью был реализован творческий потенциал педагога и педагогического коллектива. Этому во многом способствует работа коллектива по одному из направлений Госстандарта, приоритету ДОУ, новой интересной теме по работе с детьми. При правильном выборе направления эта работа делает целостным все формы работы по повышению мастерства воспитателей и если, способна увлечь, захватить всех педагогов, то выступает и как фактор сплочения коллектива единомышленников.
Возникновение потребности в переходе от традиционных методов к инновационным – развивающим и личностно-ориентированным – подходам в обучении и воспитании предполагает, в первую очередь, наличие развивающей образовательной среды, что самым непосредственным образом зависит от личности педагога, от его способности к саморазвитию. Только в этом случае становится возможным продуктивное взаимодействие и положительное взаимовлияние педагога и детей.
В последние годы инновационность в обучении и воспитании привлекает внимание не только педагогов, но и социологов, философов, психологов. По своему основному смыслу понятие «инновация» относится не только к созданию и распространению новшеств, но к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан.
На современном этапе предъявляются новые требования к педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста.
Наиболее значимой особенностью
современной ситуации в системе
образования является сосуществование
двух стратегий организации
В обществе все большее
распространение получает ориентация
именно на инновационный тип обучения,
в то время как в образовательных
учреждениях преобладает
Инновационность- это прежде всего открытость, проницаемость для иного, отличного от собственного, мнения. Речь идет о готовности и умении отнестись к своей позиции не как к единственно возможной и единственно истинной. Умение координировать свою точку зрения с другими и не рассматривать её как единственно существующую, т.е. осознание собственной субъективности развивается на протяжении всей жизни человека.
Режим поиска, размышления и инноваций – норма жизни современного ДОУ. Осознание педагогами смысла происходящих процессов, обновление содержания дошкольного образования, апробации в широкой практике современных педагогических технологий, овладение педагогами новыми формами и методами работы, понимание всего того, что препятствует усовершенствованию системы дошкольного образования, – настоятельное требование времени. Все это требует не просто повышения квалификации воспитателя, обогащения его профессиональных знаний, умений и навыков, но во многом – изменения профессионального мышления как показателя его профессиональной компетентности. Профессиональное мышление может проявляться в способности педагога обнаруживать, ставить и решать новые педагогические задачи разного уровня – стратегического, тактического, оперативного.
Практика показывает, что основное средство, с помощью которого можно существенно стимулировать повышение уровня педагогического мастерства педагогов, – четко, на подлинно научной основе организованная методическая и исследовательская работа, как в конкретном образовательном учреждении, так и в муниципальном образовании в целом.
Методическая работа – часть системы непрерывного образования педагогов ДОУ. Ориентирована она на достижение и поддержание должного качества повседневной воспитательно-образовательной работы в ДОУ и нацелена на предоставление каждому педагогу возможности себя реализовать.
Смена образовательных парадигм, растущая вариативность образовательной среды, открытость образовательного пространства, приводящая к сосуществованию различных образовательных моделей и технологий, – все это довольно существенно меняет требования к качеству профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных учреждений. Обусловлено это тем, что в психологии развития возникли новые представления об онтогенезе, источниках и механизмах развития детей дошкольного возраста, новые представления о роли и месте взрослого в качестве посредника между миром культуры и формирующейся у ребенка картиной мира.
Мера качества профессиональной деятельности педагогов определяется свойствами, способами и характером этой деятельности, ее качеством и, следовательно, ее эффективностью – основного и главного критерия оценки всякой работы вообще.
Личностно-ориентированные технологии создают, кроме того, пространство свободы для личности педагога, предоставляя ему широкие возможности в выборе путей, вариантов и методов обучения, воспитания и развития детей, позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям. Личностно-ориентированные технологии позволяют выстроить процесс педагогического воздействия на дошкольников в пространстве диалога и активно влиять на формирование качеств ребенка, заданных программой, о которой ведется речь.
Во-первых, педагогу бывает сложно разобраться в многообразии существующих программ, во-вторых, у него не всегда есть возможность приобрести нужную программу и методическое обеспечение к ней, в-третьих, не во всех детских садах есть условия для внедрения нужной программы. В связи с этим иногда наблюдается негативное отношение работников ДОУ к введению инновационных технологий в повседневную педагогическую практику, что, в свою очередь, создает препятствия для профессионального роста педагогов дошкольных учреждений, мешает наиболее полной самореализации их работников.
Правильно выбранные формы методического сопровождения позволяют педагогам раскрыть свои творческие способности, таланты, проявить деловые и организаторские качества.
Разнообразные формы методической работы – курсовая подготовка, семинары, индивидуальные и групповые консультации, совещания методобъединений дошкольных работников – помогают педагогам преодолеть неуверенность в себе, скованность, изжить привычно-трафаретные формы работы, способствуют формированию лучших профессиональных качеств педагога – общительности, принципиальности, умения увлечь и повести за собой окружающих, т.е. содействуют успешной личностной и профессиональной самореализации педагогов.
Воспитатель, работающий в современных условиях, должен обладать достаточной информацией о современных тенденциях в области развития педагогической науки, участвовать в различных конференциях, мастер-классах, заниматься самообразованием.
Творчески растет и развивается только тот педагог, который способен выходить за стены своего кабинета и прислушиваться, присматриваться к опыту коллег. Принять опыт другого – это всегда открытие чего-то нового для себя. Его использование существенно повышает качество воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений и профессионального уровня каждого педагога. Воспитатели, систематически обобщающие собственный опыт, становятся, как правило, высококвалифицированными специалистами своего дела.
Творчески работающий воспитатель детского сада эффективно развивает в ребенке такие качества, как:
● творческие наклонности,
воображение и
● способность мыслить критически и умение делать самостоятельный выбор;
● способность выявлять проблемы и находить их решение.
Умение работать с опорой на свои индивидуальные особенности, выработка собственного стиля, раскрытие индивидуальности – необходимые условия профессионального роста педагогов и наиболее полной их самореализации.
Один из факторов, определяющих творческую самореализацию педагогов ДОУ, – педагогическая культура. Важная роль отводиться в этом плане общению педагога с детьми, с коллегами и с родителями воспитанников.
Важное новообразование, которое несет педагогу- инноватору новая ситуация общения,- это способность к созданию новой позиции личности отношении к миру, к педагогической науке, к себе. Он освобождается от авторитарных претензий на единственную точку зрения, открывается всему богатству форм педагогического опыта. Новый тип общения поможет гуманизировать отношения, освоить многообразные типы познания, принципы и способы метадисциплинарного мышления. Именно в возможностях преодоления ригидности мышления посредством сотворчества инновационное обучение дает опору становлению нового образа и новой позиции педагога – новатора.[№ 26 с.103-109]
Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества