Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.
Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41
Творческой личности воспитателя
присущи особая педагогическая увлеченность,
ясное понимание «сверхзадачи»
педагогического труда –
В современных условиях конкурентоспособным
ресурсом деятельности воспитателя
являются не столько специальные
знания, владение информацией, освоенные
технологии обучения и воспитания,
сколько общая и
В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества специалиста после окончания педвуза или педагогического колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное и творческое лицо», свой педагогический инструмент.
При дальнейшем изучении этой темы я планирую наиболее подробно изучить влияние каждой среды в отдельности. Например, инновационная среда, выяснить какое влияние она оказывает на развитие творческих способностей педагогов. Нужна ли она вообще в современном дошкольном образовании.
Список литературы
1.Кан-Калик В.А. «Педагогическое творчество» (В.А. Кан -Калик, Н.Д. Никандров - И. :Педагогика, 1990-142 с.-()Библиотека учителя и воспитателя)-Библиография.
2.Белая К.Ю. Методическая
3.Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia, 2003. 144 с.
4. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. –. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.
5.Елжова Н.В.Методическая
6.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.
7.Колодяжная Т.П. Управление
современным дошкольным
8.Фалюшина Л.И. Управление
качеством образовательного
9. Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 161 с.
10.Биличенко Г.Г. Создание
ДОУ с приоритетным
11.Виноградова Н.А.
12.Михайленко Н.Я., Короткова
Н.А. Ориентиры и требования
к обновлению содержания
13. Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.
14. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под ред. Н.В, Микляевой. – М,: МГПИ, 2004. – 185 с.
15.Яковлева Н.М. «Теория и практика педагогического творчества»: учебное пособие к спецкурсу/Н.М. Яковлева; Челябинский государственный педагогический институт. Челябинск ЧПГИ. 1987 г.
16.Степанова О.А. «Адаптивное
дошкольное образование.
17.Бегишева Н.А. «
18.Громкова М. «О
19.Марцинковская Т.Д. «
20.Занина Л.В., Меньшикова Н.Т. «Основы педагогического мастерства/серия Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
21.Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. «Основы профессионально-педагогической деятельности»: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М. Мастерство,2002.
22.Морозов А.В., Чернышевский Д.В. «Креативная педагогика и психология»: Учебное пособие- 2-е издание исправленное и дополненное- М.: Академический Проект, 2004.
23.Шубинский В.С. «Предмет, задачи и сущность педагогики творчества»//Новые исследования в педагогических науках. 1987 № 2.
24.Шалютин С.М. «О сущности творческой деятельности// Творческое мышление и научно – технический прогресс». Курган, 1971.
25.Понамарев Я.А. «Фазы
творческого процесса//
26.В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224 с.
Приложение 1
«Режиссерская игра»
Экспериментальная и творческая деятельность становится неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Творческая деятельность не только повышает профессиональный уровень воспитателей, но и меняет его мировоззрение в вопросах воспитания и обучения детей. И главное - раскрывает творческий потенциал педагога.
Творчество педагога - это форма активной и самостоятельной деятельности, всегда приводящая к созданию нового, интересного и неповторимого.
Задачи режиссерских игр:
Алгоритм проведения режиссерской игры.
Рекомендации по проведению режиссерских игр.
Режиссерские игры можно использовать для людей разного возраста. Способы игры все едины, отличие составляют только приемы, используемые организатором игры на различных этапах:
-на этапе мотивации (для включения игрока в игру);
-на этапе анализа результата;
-на этапе рефлексии.
Прежде чем начать ту или иную игру, руководитель обязательно говорит о цели игры, ради которой он использует эту игру. Здесь достигаются две цели: одна, которую ставит руководитель игры, а другая которую помимо главной будет использовать сам игрок, (т.е. он будет еще преследовать и свою цель индивидуальную). Наличие у игрока еще и своей собственной цели, сделает игрока субъектом игры, заставит его самого искать средства достижения цели, контролировать и оценивать свои действия и свой результат.
Правила режиссерских игр.
1.Взрослые также как
и дети нуждаются в поддержке
и успешности выполнения
2.Взрослые более болезненно и остро воспринимают свои неудачи в игре, поэтому нуждаются в поощрении и поддержке не меньше, чем дети, потому что считают, что с их багажом знании они не могут ошибаться или не справиться с заданием.
3.Соблюдайте такт и взаимопонимание.
4.Используйте все приемы поощрения, известные вам.
Продолжительность режиссерских игр может колебаться от 40 минут до 1часа 20 минут, в зависимости от желания игроков, степени заинтересованности игрой и утомляемости.
Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества