Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 3 курс.docx

— 70.90 Кб (Скачать файл)

Творческой личности воспитателя  присущи особая педагогическая увлеченность, ясное понимание «сверхзадачи»  педагогического труда – воспитания человека, нацеленности на оптимальные  результаты его свободного и счастливого  развития, глубокое уважение личности каждого ребенка, вера в его возможности. Педагогическая увлеченность – одна из важнейших предпосылок педагогического  творчества. Велико значение глубокой и разносторонней эрудированности  воспитателя, его общей культуры, начитанности, широты интересов. Вот  почему развитие творческих качеств  личности воспитателя невозможно только в узких предметно-методических рамках, оно требует широкого общекультурного  багажа, непрерывно пополняемого и  углубляющегося.

В современных условиях конкурентоспособным  ресурсом деятельности воспитателя  являются не столько специальные  знания, владение информацией, освоенные  технологии обучения и воспитания, сколько общая и профессионально-педагогическая культура, обеспечивающая личностное развитие, выход за пределы нормативной  деятельности, способность создавать  и передавать ценности.

В настоящее время востребован  не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти  качества специалиста после окончания  педвуза или педагогического  колледжа могут развиваться только в условиях творчески, проблемно  и технологично организованного  образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное и творческое лицо», свой педагогический инструмент.

При дальнейшем изучении этой темы я планирую наиболее подробно изучить влияние каждой среды  в отдельности. Например, инновационная среда, выяснить какое влияние она оказывает на развитие творческих способностей педагогов. Нужна ли она вообще в современном дошкольном образовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 1.Кан-Калик В.А. «Педагогическое творчество» (В.А. Кан -Калик, Н.Д.        Никандров  - И. :Педагогика, 1990-142 с.-()Библиотека учителя и воспитателя)-Библиография.

2.Белая К.Ю. Методическая работа  в ДОУ: Анализ, планирование, формы  и методы. – М.: ТЦ Сфера, 2007. 96 с.

3.Барахсанова Е.А., Барахсанов В.П., Ефимова Д.Г., Саввинова Р.В. Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в дошкольных учреждениях. Под общей редакцией д-ра пед.наук проф. Т.Т. Саввинова. М.: Academia, 2003. 144 с.

4. Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ. Практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. –. Ростов н/Д: «Феникс», 2007. 342 с.

5.Елжова Н.В.Методическая копилка  для педагогов дошкольного образовательного  учреждения / Н.В.Ежова. – Изд. 2 –е, перер. и дополн. – Ростов н/Д.:  «Феникс», 2010.-  250 с.

6.Волобуева Л.М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами / Л.М. Волобуева. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 96 с.

7.Колодяжная Т.П. Управление  современным дошкольным образованием. / Т.П. Колодяжная. - Ростов- н/Дону: «Учитель» 2002. - 190 с.

8.Фалюшина Л.И. Управление  качеством образовательного процесса  в ДОУ Л.И. Фалюшина. - М.: АРКТИ, 2004. -262 с.

9.  Белая К.Ю. Инновационная деятельность в ДОУ: Методическое пособие./К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 161 с.

10.Биличенко Г.Г. Создание  ДОУ с приоритетным направлением  развития./ Г.Г. Биличенко. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 160 с.

11.Виноградова Н.А. Управление  качеством образовательного процесса  в ДОУ./ Н.А. Виноградова. – М.: Айрис-пресс, 2006 .- с 192с.

12.Михайленко Н.Я., Короткова  Н.А. Ориентиры и требования  к обновлению содержания дошкольного  образования: методические рекомендации./Н.Я,  Михайленко, Н.А. Короткова. – М,: Просвещение, 1991 - 216 с.

13.   Третьяков П.И., Белая К.Ю.Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам./П.И. Третьяков, К.Ю. Белая. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – М,: ТЦ Сфера, 2007. – 240 с.

14. Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов./под ред. Н.В, Микляевой. – М,: МГПИ, 2004. – 185 с.

15.Яковлева Н.М. «Теория и практика педагогического творчества»: учебное пособие к спецкурсу/Н.М. Яковлева; Челябинский государственный педагогический институт. Челябинск  ЧПГИ. 1987 г.

16.Степанова О.А. «Адаптивное  дошкольное образование. Проблемы  и перспективы развития.» Журнал  «Управление дошкольным образовательным  учреждением: научно- практический журнал. М.2005 №3 с 44-47.

17.Бегишева Н.А. «Педагогическая  среда как факто развития самосознания  старших дошкольников: авторский  реферат на соискание ученой  степени кандидата педагогических  наук» Калининград 2006 г.

18.Громкова М. «О педагогической подготовке преподавания высшей школы, -  высшее  образование в России – 1994г.

19.Марцинковская Т.Д. «История  психологии: Учебное пособие для  студентов высших учебных заведений.  – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

20.Занина Л.В., Меньшикова Н.Т. «Основы педагогического мастерства/серия Учебники и учебные пособия». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.

21.Никитина Н.Н., Железнякова О.М., Петухова М.А. «Основы профессионально-педагогической деятельности»: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования.- М. Мастерство,2002.

22.Морозов А.В., Чернышевский  Д.В. «Креативная педагогика и психология»: Учебное пособие- 2-е издание исправленное и дополненное- М.: Академический Проект, 2004.

23.Шубинский В.С. «Предмет, задачи и сущность педагогики  творчества»//Новые исследования в педагогических науках. 1987 № 2.

24.Шалютин С.М. «О сущности  творческой деятельности// Творческое мышление и научно – технический прогресс». Курган, 1971.

25.Понамарев Я.А. «Фазы  творческого процесса//Исследование проблем психологии творчества, М. 1983.

26.В.А. Сластенин, Л.С. Подымова. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.-224 с.

 

 

 

 

Приложение 1

«Режиссерская игра»

Экспериментальная и творческая деятельность становится неотъемлемой частью работы педагогического коллектива. Творческая деятельность не только повышает профессиональный уровень воспитателей, но и меняет его мировоззрение  в вопросах воспитания и обучения детей. И главное - раскрывает творческий потенциал педагога.

Творчество педагога - это форма активной и самостоятельной деятельности, всегда приводящая к созданию нового, интересного и неповторимого.

Задачи  режиссерских игр:

    • Раскрыть творческий потенциал воспитателей;
    • Сформировать стойкий интерес к творческому взаимодействию с коллегами, получая при этом радость общения;
    • Развивать коммуникативные качества педагогов, вербальные или невербальные средства общения;
    • Выявлять потребность в дальнейшей творческой и игровой деятельности;
    • Сплотить педагогов в коллектив единомышленников, способных осуществлять экспериментальную и творческую деятельность.

Алгоритм  проведения режиссерской игры.

    1. Игровая мотивация (1-2 мин.), для чего нужна игра и почему мы в нее играем.
    2. Игровые правила (2 мин.). Объясняя правила игры, руководитель может действовать двумя способами: -объяснить, что правильности работы игроков и организации будет зависеть хороший результат. Оговорить, как должна быть организована игра, и  проконтролировать организацию, требуя выполнения всех правил; -ничего не говорить об организации работы, а просто предложить игровое задание. При анализе полученных результатов, выделить ошибки и определить причину.
    3. Разминка (3-4 мин.). Цель: снять психологическое напряжение, настроиться на творческую волну, создание спокойной доброжелательной обстановки.
    4. Основная часть. Игровое действие. Творческие задания (30-40 мин)                                                                                              
      • «Выразительная фраза
      • «Дружеский шарж»
      • «Передай предмет»
      • «Встреча»
      • «Доскажи, что представляешь…»
      • «Кто я?»
      • «Живой театр».

 

    1. Заключительная часть. Подведение итогов игры, беседа с педагогами, анализ результата игры. Дать оценку по выполнению заданий.

Рекомендации  по проведению режиссерских игр.

Режиссерские игры можно  использовать для людей разного  возраста. Способы игры все едины, отличие составляют только приемы, используемые организатором игры на различных этапах:

-на этапе мотивации  (для включения игрока в игру);

-на этапе анализа результата;

-на этапе рефлексии.

Прежде чем начать ту или  иную игру, руководитель обязательно  говорит о цели игры, ради которой  он использует эту игру. Здесь достигаются  две цели: одна, которую ставит руководитель игры, а другая которую помимо главной будет использовать сам игрок, (т.е. он будет еще преследовать и свою цель индивидуальную). Наличие у игрока еще и своей собственной цели, сделает игрока субъектом игры, заставит его самого искать средства достижения цели, контролировать и оценивать свои действия и свой результат.

Правила режиссерских игр.

1.Взрослые также как  и дети нуждаются в поддержке  и успешности выполнения задания.

2.Взрослые более болезненно  и остро воспринимают свои  неудачи в игре, поэтому нуждаются  в поощрении и  поддержке  не меньше, чем дети, потому что считают, что с их багажом знании они не могут ошибаться или не справиться с заданием.

3.Соблюдайте такт и  взаимопонимание.

4.Используйте все приемы  поощрения, известные вам.

Продолжительность режиссерских игр может колебаться от 40 минут  до 1часа 20 минут, в зависимости от желания игроков, степени заинтересованности игрой и утомляемости.

 


Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества