Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 13:07, курсовая работа
Целью нашего исследования являлось изучение влияния профессиональной педагогической среды на формирование педагогического творчества.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы развития педагогического творчества.
Раскрыть особенности содержания и организации педагогической среды ДОУ.
Провести эмпирическое исследование влияния педагогической среды в ДОУ на развитие творческих способностей педагогов.
Введение……………………………………………………………….......3
Глава 1. Педагогическое творчество в условиях педагогической среды ДОУ на современном этапе……………………………………………………8
1.1.Развитие педагогического творчества педагогов ДОУ……………8
1.2.Влияние педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов…………………………………………………14
Глава 2. Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов………………………………22
2.1.Диагностика творчества воспитателя………………………………22
2.2 . Интерпретация полученных результатов………………………...32
Заключение………………………………………………………………34
Список литературы……………………………………………………...38
Приложение……………………………………………………………...41
Позиция продуктивной личности вопреки позиции личности потребительской формируется в атмосфере свободы и независимости открытого общения. Ситуация совместного творческого поиска и решения обогащает мышление эмоциональными состояниями, развивает эмоциональную интуицию, не менее важную, чем интеллектуальная.
Современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует соответственно и высокой квалификации воспитателей-педагогов.
Мы знаем, что личность педагога может стать фактором формирования личности воспитанника только в том случае, если педагог является профессионально грамотным, свободным членом педагогического сообщества. Вот почему научно-методическая работа, организованная в ДОУ, нацелена на творческое развитие, приобретение и закрепление статуса педагога, решение его профессиональных и личных проблем, на его успешную самореализацию.
Вывод: Из выше изложенного становится видно, что педагог должен быть не только сильной личностью, но и творчески развитой. Верно высказывание «У творчески работающего педагога - творчески развитые ученики». Именно в дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности ребенка, а какой она будет, во многом зависит от педагога. Большое влияние на развитие творческих способностей педагога оказывает инновационная среда. Педагог, работающий, в современном обществе должен быть предельно информирован о новообразованиях в системе дошкольного образования.
Глава 2.Эмпирическая проверка влияния педагогической среды ДОУ на развитие творческих способностей педагогов
Методика проведения диагностики творческой позиции педагога как воспитателя
Педагогу (группе педагогов)
последовательно предъявляются
для заполнения два опросных листа
– №1 и №2. Главное при этом
– соблюсти интервал между предъявлением
этих листов. Он должен составлять не менее
одного дня! Это делается для того,
чтобы снизить возможную
Опросный лист №1
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы относитесь к тому или иному действию? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя |
Считаю необхо-димым |
Считаю важным |
Считаю необяза- тельным |
Считаю ненужным |
1.Равноправное общение с коллегами |
||||
2. Проявление эмпатии по отношению к педагогу |
||||
3. Проявление непременного
доверия к возможностям и |
||||
4. Принятие педагога как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков |
||||
5. Оценивание не личности педагога, а его поступков |
||||
6. Открытое предъявление педагогам своих нравственных убеждений, ценностей, интересов |
||||
7. Сотрудничество с педагогами в достижении общих целей |
||||
8. Создание творческих ситуаций в различных видах деятельности |
||||
9. Создание ситуации успеха для каждого педагога |
||||
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива |
||||
11. Активизация творческого потенциала педагога |
||||
12. Поддержка педагогов как субъектов самоуправления |
||||
13. Отказ от вмешательства в творческую деятельность педагога |
||||
14. Поддержка процесса самопознания педагога |
||||
15. Предоставление реальных
возможностей для |
||||
16. Принятие творческого влияния среды ДОУ на педагога |
||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам |
||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности |
||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье |
||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания |
||||
21. Постоянный самоанализ
своей воспитательной |
||||
22. Совершенствование своих
знаний о детской, |
||||
23. Осмысление своей деятельности
в контексте воспитательного
процесса образовательного |
||||
24. Деятельное участие
в педагогическом |
||||
24. Проявление интереса к профессиональной и творческой деятельности коллег |
||||
25. Обеспечение нравственной
атмосферы в педагогическом |
||||
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных и творческих проблем |
||||
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом |
||||
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам |
||||
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье |
||||
30. Проявление постоянного интереса к делам и занятиям педагога |
||||
31. Поддержка создания положительного микроклимата в коллективе |
||||
32. Защита прав и интересов педагога |
||||
33. Повышение педагогической культуры педагогов |
||||
34. Взаимодействие в решении воспитательных задач с социальными педагогами, психологами, медицинскими работниками и пр. |
||||
35. Защита и поддержка педагога оказавшегося в трудной ситуации |
Опросный лист №2
Уважаемый коллега! Вашему вниманию предложен перечень действий педагога как воспитателя. Как Вы в своей работе реализуете каждое из них? Выберите один из 4-х предлагаемых вариантов ответа и поставьте любой знак («галочку», «крестик» и т.п.) в одной из колонок напротив каждого утверждения.
Действия педагога-воспитателя |
Делаю постоянно |
Делаю часто |
Делаю изредка |
Не делаю |
1. Равноправное общение с коллегами |
||||
2. Проявление эмпатии по отношению к педагогу |
||||
3. Проявление непременного
доверия к возможностям и |
||||
4. Принятие педагога как личности, невзирая на соотношение его достоинств и недостатков |
||||
5. Оценивание не личности педагога, а его поступков |
||||
6. Открытое предъявление педагогам своих нравственных убеждений, ценностей, интересов |
||||
7. Сотрудничество с педагогами в достижении общих целей |
||||
8. Создание творческих ситуаций в различных видах деятельности |
||||
9. Создание ситуации успеха для каждого педагога |
||||
10. Организация конструктивного конфликта в целях развития личности и коллектива |
||||
11. Активизация творческого потенциала педагога |
||||
12. Поддержка педагогов как субъектов самоуправления |
||||
13. Отказ от вмешательства
в творческую деятельность |
||||
14. Поддержка процесса самопознания педагога |
||||
15. Предоставление реальных
возможностей для |
||||
16. Принятие творческого влияния среды ДОУ на педагога |
||||
17. Честное, самокритичное отношение к своим успехам и неудачам |
||||
18. Забота о своем личностном росте, развитии духовности |
||||
19. Забота о своем физическом и психическом здоровье |
||||
20. Расширение и углубление своих профессиональных знаний и умений в сфере воспитания |
||||
21. Постоянный самоанализ
своей воспитательной |
||||
22. Совершенствование своих
знаний о детской, |
||||
23. Осмысление своей деятельности
в контексте воспитательного
процесса образовательного |
||||
24. Деятельное участие
в педагогическом |
||||
24. Проявление интереса к профессиональной и творческой деятельности коллег |
||||
25. Обеспечение нравственной
атмосферы в педагогическом |
||||
26. Открытое обсуждение с коллегами профессиональных и творческих проблем |
||||
27. Предоставление возможности другим педагогам знакомиться с его опытом |
||||
28. Помощь молодым педагогам, учителям-новичкам |
||||
29. Проявление интереса к жизни ребенка в семье |
||||
30. Проявление постоянного интереса к делам и занятиям педагога |
||||
31. Поддержка создания положительного микроклимата в коллективе |
||||
32. Защита прав и интересов педагога |
||||
33. Повышение педагогической культуры педагога |
||||
34. Взаимодействие в решении
воспитательных задач с |
||||
35. Защита и поддержка педагога, оказавшегося в трудной ситуации |
Затем опросные листы собираются и интерпретируются.
Глава 2.2. Интерпретация полученных результатов
Два опросных листа соответствуют представлению о позиции как единстве сознания и деятельности. Говоря с определенной долей условности, опросный лист №1 выявляет «творчество» педагога как воспитателя, опросный лист №2 – «деятельность».
Подсчет результатов осуществляется следующим образом. Лист №1 «накладывается» на лист №2 и отмечаются только совпадения ответов. Далее подсчитывается, в какой колонке – первой, второй, третьей или четвертой –больше всего совпадений. «Лидирующая» колонка и показывает уровень развития профессиональной позиции педагога как воспитателя.
Интерпретация результатов
Если больше всего совпадений ответов в 1-й колонке («считаю необходимым» – «делаю постоянно»), то перед нами сильная творческая личность воспитателя.
Если больше всего совпадений во 2-й колонке («считаю важным» –«делаю часто»), то перед нами относительно сильная творческая личность воспитателя.
Если больше всего совпадений в 3-й колонке («считаю необязательным» – «делаю изредка»), то перед нами относительно слабая творческая личность воспитателя.
Наконец, если больше всего совпадений в 4-й колонке («считаю ненужным» – «не делаю»), то перед нами слабая творческая личность воспитателя.
Если результат кажется неправдоподобно высоким, можно пригласить респондента на индивидуальное собеседование. Обращаясь к материалам его тестирования и тактично расспрашивая его о том, каким образом он реализует те или иные действия, можно с достаточно большой степенью достоверности выяснить, пустил ли он «пыль в глаза» или действительно является творческой личностью в деле воспитания.
Также на основе данного теста можно проводить более детальный анализ творческой позиции педагога как воспитателя, в частности рассмотреть особенности позиции педагога по субъектностям:
1) педагог как субъект творческого влияния на ребенка и детскую общность (утверждения с 1 по 16);
2) педагог как субъект
личностного и
3) педагог как субъект
формирования и развития
4) педагог как субъект
взаимодействия с «выходящими»
на ребенка социальными
С помощью такого дифференцированного анализа можно выяснить, какая из субъектностей педагога-воспитателя «западает» у респондента, где он испытывает наибольшие сложности и трудности, что может служить источником его творческого и личностного роста.
Вывод: С помощью проведения методики диагностики творческой позиции педагога как воспитателя можно выявить следующие качества педагога:
Заключение
Актуальность проблемы подготовки высококвалифицированного, свободно мыслящего, активно действующего воспитателя на современном этапе в связи с возрождающимся подходом к человеку как самоценности очевидна для всех. Для успешного достижения целей в деятельности образовательного учреждения необходимы разнообразные материальные ресурсы и подготовленный персонал, а также стремление самих педагогов работать эффективно. За последние годы в результате внедрения в работу воспитателей достижений психолого-педагогической науки и передового педагогического опыта возникло немало новых эффективных форм и методов повышения профессионального мастерства педагогов. Как следствие, возросли требования к организации методической работы в ДОУ, которая, в свою очередь, должна быть направлена на совершенствование всей работы с детьми в соответствии с современными требованиями к повышению качества образования.
Творческий воспитатель – это профессионал, способный создавать в педагогическом процессе качественно новые материальные и духовные ценности. Он умело сочетает в своей педагогической деятельности стереотипное, придающее процессу устойчивость, стабильность, управляемость, инвариантность, с инновационным, продуцирующим вариативность, свободу, изменчивость.
Работа воспитателя ДОУ
характеризуется как
Информация о работе Педагогическая среда ДОУ как фактор формирования педагогического творчества