Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:30, реферат
Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития педагогических инноваций.
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Педагогические инновации. Общая характеристика ………………. 5
1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория……………………. 5
1.2 Основные причины развития педагогической инновации………………. 9
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. 13
Глава 2 Роль и направления реализации педагогических инноваций в современном образовании …………………………………………………… 14
2.1 Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования…………………………………………………………………… 14
2.2 Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России………………………………………………………………………… 20
Выводы по 2 главе …………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….... 27
Список литературы ……………………………………
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный областной гуманитарный институт
Кафедра педагогики
Понятие и значение педагогических инноваций
Курсовая работа по педагогике
Юсупова Т.Г.
Орехово-Зуево
2011
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Педагогические инновации. Общая характеристика ………………. 5
1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория……………………. 5
1.2 Основные причины развития педагогической инновации………………. 9
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. 13
Глава 2 Роль и направления реализации педагогических инноваций в современном образовании …………………………………………………… 14
2.1 Значение педагогических инноваций
в системе профессионального образования…………………………………………………
2.2 Примеры педагогических инноваций в
современной системе образования России………………………………………………………………
Выводы по 2 главе …………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….... 27
Список литературы ………………………………………………………… 29
Введение
педагогический инновация образование обучение
Следует отметить, за последние 25 лет в педагогической теории возникло большое число новых понятий, новых терминов, которые заимствованы из ряда других дисциплин, что свидетельствует о большой связи педагогики с другими науками. Довольно часто такие термины приходят из техники и экономики, которые и составляют большее количество, так как именно они больше всего влияют на развитие общественной мысли. Так, сегодня часто говорят об экономичности и рационализации обучения, об обучающей техники и технологии и т. п. К междисциплинарной категории относят и понятие «инновация».
Термин «педагогическая инноватика» означает раздел педагогики, в котором изучается природа, закономерности возникновения и развития педагогических инноваций в отношении субъектов образования, а также обеспечивающая связь педагогических традиций с проектированием будущего образования.
Следует отметить, что педагогическая инноватика, в отличие инноватики в других сферах, рассматривает образование человека, а не иные процессы — материально-технические, экономические и др. Именно изменения в образовании человека являются главной задачей данной науки, а не формальные признаки образования вообще, как, например, количество часов, выделяемых на учебный предмет или обеспечение школ оборудованием. Условия, в которых происходит образование, конечно, важны, но не они являются целью инноваций. Об этом важно помнить, чтобы четко понимать, что планируется и происходит в образовании.
Инновационной доктрины в области образования в России на сегодня не существуют. Имеется «Национальная доктрина образования в РФ», охватывающая период до 2025г., но в ней отсутствует четкое обозначение вопросов, относящихся к инновациям в образовании.
На основе обозначенной проблемы была сформулирована тема курсовой работы: «Понятие и значение педагогических инноваций».
Объект курсовой работы – педагогические инновации.
Предмет – значение и направления реализации педагогических инноваций.
Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины
развития педагогических
3. Раскрыть подходы
к типологии педагогических
4. Определить значение педагогических инноваций в системе профессионального образования как одной из сфер реализации современного образования.
5. Выделить и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании (единый государственный экзамен, профильное обучение в старших классах).
Методами исследования являлись анализ психолого-педагогической и методической литературы, опыта работы педагогов и психологов.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы.
Глава 1 Педагогические инновации. Общая характеристика
1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория
Самые значительные различия
в определении инноваций
Новшество, инновация, нововведение - трактовки этих понятий разными авторами оказываются различны.
Инновации - это изменения внутри системы [18. с. 230 - 231].
Инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [18. с. 230 - 231].
Некоторые педагоги считают новшество узким пониманием модернизации образования, другие — широким и т. п. Некоторые термин нововведение заменяют терминами реформа, совершенствование, оптимизация, модернизация и т. п.
Остановимся на определении инноваций (новшеств) как педагогической категории, связанной с некоторыми определениями в социологии (новшество как социологическая категория).
Самым старым термином считается термин, данный Э. М. Роджерсом, сделавшим обширный обзор исследований, в основном американских и некоторых европейских, в области новшеств. В этих исследованиях преобладают агрономия, промышленность и медицина. Новшества в области педагогики, т. е. воспитания и образования, представлены относительно мало, и отражают лишь их роль в стабилизации существующих общественных систем.
Роджерс так определяет новшества: «Новшество – это идея, являющаяся для конкретного лица новой. Не имеет значение, является ли идея объективно новой или нет, мы определяем её во времени, которое прошло с её открытия или первого использования» [18. с. 231 - 232].
Найхоф определяет новшество как процесс: «Это процесс, который начинается какой-то идеей и воздействует на изменения, завершаясь их усвоением или отрицанием со стороны потенциальных потребителей» [18. с. 236].
Термин инновация (новшество) по-разному определяется и в энциклопедиях и словарях:
«Инновация (от латинского inovatis) — это новинка, новшество, изменение. Инновация обозначает ввод чего-то нового, введение новизны». Такое определение не может удовлетворить научные критерии [20. с. 15].
Слово «инновация» происходит из латинского языка и в переводе означает обновление новинку, изменение» [20. с. 17].
В новом издании Общей энциклопедии термин новшество определяется как «новинка, обновление, новшество – практическое использование технических и технологических изобретений и достижений». [20. с. 17] В специальной и педагогической литературе этот термин по–разному определяется разными авторами, занимающимися этой проблематикой.
В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя говоря об этом, некоторые имеют в виду новые, другие — количественные, третьи — качественные изменения и т. п. Некоторые авторы вместо изменений подразумевают просто новинки, нечто новое, процесс внесения нового, новых моделей, процесс обновления и др.
Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса. Однако нововведения могут и ухудшить систему [10. с. 36]. Словарь С.И. Ожегова предлагает следующее определение понятию «новый»: «впервые созданный или сделанный, появившийся или возникший недавно, взамен прежнего, вновь открытый». Заметим, что в этом определении новый не означает лучший. Это важно для понимания новаций в образовании, где не всякое новое приводит к прогрессивному улучшению системы. Некоторые новшества могут быть или стать тормозом развития образовательной системы. Вопросы, относящиеся к результатам введения нового в образование, также относятся к области педагогической инноватики.
Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном плане.
То, что ново в одно время или для одного субъекта, может быть неновым для другого времени и субъекта.
Марклунд в одной из своих недавних работ в OECD дает следующее различие между новшествами и изменениями: «Понятие новшества как оно употребляется в школах и преподавании часто синонимично (идентично) понятию изменения. Если это изменение охватывает широкий масштаб и всю школьную систему, о нем говорят как о реформе. Однако было бы неправильно считать любое изменение новшеством. Оно должно включать в себя улучшение согласно заранее поставленным целям. Новшество каждый раз ставит один или несколько качественных критериев» [6. с. 78 - 79].
Новшество в качестве педагогического понятия означает «введение нового в образовательно-воспитательную работу. Новшества часто относятся к введению и применению новых методов, способов, средств, новых концепций, к реализации учебной литературы, новых учебных программ, мер воспитания и др. Как понятие новшество целиком входит в понятие модернизации или осовременивания образовательно–воспитательной работы» [5. с. 32].
Новшество в образовании - это может быть педагогическое средство, метод, методика, технология, программа и т.д. Под новшеством часто понимают целенаправленное прогрессивное изменение, т.е. определенный процесс. В других случаях новшеством называют само средство, введение которого в систему приводит к ее изменению.
Н. Р. Юсуфбекова под новшеством в педагогике понимает «такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее не известному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающим теорию и практику обучения и воспитания» [20. с.75].
М. М. Поташник и О. Г. Хомерики
пишут, что новшество — «это именно
средство (новый метод, методика, технология,
учебная программа и т.п.), а
инновация — это процесс
Следует различать новшества и нововведения. Если под педагогическим новшеством понимать некую идею, метод, средство, технологию или систему, то нововведением в этом случае будет процесс внедрения и освоения этого новшества. Новшество - нечто новое, специально спроектированное, исследованное, разработанное или случайно открытое. Это может быть новое педагогическое знание, технология, методика, прием. Нововведение - это продукт освоения и внедрения новшества.
Мы в понятие «педагогическая инновация» будем вкладывать изменения, направленные на улучшение и развитие систем воспитания и образования.
1.2 Причины
развития педагогической
Кризис образования - одна из наиболее важных причин развития инновационного обучения и становления педагогической инноватики. –Следует отметить, что кризис образования признается во всем мире свершившимся фактом. При всех различиях форм его проявления в разных странах общими являются следующие рассогласования:
- между потребностями развивающейся общественной практики и уровнем реальной подготовленности выпускников высшей школы;
- новыми постановками целей высших учебных заведении и сложившейся организационной структурой и формами управления;