Педагогические инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития педагогических инноваций.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Педагогические инновации. Общая характеристика ………………. 5
1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория……………………. 5
1.2 Основные причины развития педагогической инновации………………. 9
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. 13
Глава 2 Роль и направления реализации педагогических инноваций в современном образовании …………………………………………………… 14
2.1 Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования…………………………………………………………………… 14
2.2 Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России………………………………………………………………………… 20
Выводы по 2 главе …………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….... 27
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогические инновации.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

Заметим, что проблема рассогласования целей и результатов решается с помощью рефлексии. Рефлексия заставляет сопрягать декларируемые цели деятельности и ее реальные и прогнозируемые «плоды».

 

Выводы по второй главе

 

Итак, нами обнаружено, что  в зависимости от поставленных задач  используются различные типологии педагогических нововведений, каждая из которых задает определённое основание для классификации инноваций.

Значением инновационной  деятельности в системе профессионального  образования является формирование человека с развитым инновационным мышлением и высоким уровнем инновационной культуры, из этого следует определение что образовательная (педагогическая) инновация - комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства для формирования у обучающегося инновационного мышления и инновационной культуры.

Для наглядности педагогической инноватики послужили 2 примера: ЕГЭ  и профильное обучение. Если ЕГЭ  как элемент системы диагностики  и оценки образовательных результатов  не учитывает результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом. Кроме того, в стремлении объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъективность ученика и учителя — главных участников образовательного процесса, что противоречит личностной ориентации обучения. Методологической основой же проектирования системы профильного обучения должны выступать принципы осмысленности и системности. Согласно этим принципам необходимо искать, выявлять и формулировать смысл происходящего или предлагаемого, причем в определенной системе.

Если не получается воплощать  желаемое обновление в полной мере, то делать задуманное надо не частично, а системно, стараясь извлекать максимальную пользу из имеющихся условий. Тогда  есть шанс, что даже неблагоприятные внешние факторы будут преобразовываться в благие и осмысленные направления деятельности

 

Заключение

 

Итак, инновации - это и идеи, и процессы, и средства, и результаты, взятые в единстве качественного совершенствования педагогической системы [18. с. 230 - 231].

Причинами педагогических инноваций являются:

  1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.
  2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.

Немаловажное значение в педагогических инновациях являются типологии. Раскрытие разнообразных подходов к типологии педагогических инноваций важно, так как они отражают понимание учеными и педагогами - практиками в разное время сущностного значения инноваций в образовании, той роли, которую они им отводили.

В качестве примера педагогических инноваций в современном образовании  в данной курсовой работе выделены две педагогические инновации: единый государственный экзамен и профильное обучение в старших классах. Если взять ЕГЭ, то это новшество привело к проблемам, которые сводят на нет положительные ожидания от модернизации.

Во – первых, происходит процесс обезличивания образования. ЕГЭ не требует от учащихся ни индивидуальных образовательных программ, ни творческих достижений, ни портфолио, только ответы на общие и единые для всех тесты.

Во - вторых, введение ЕГЭ вносит в образование приоритет нетворческой доминанты. Так называемый «уровень С» не выполняет и не может выполнить задачу проверки и оценки творческих способностей и компетенций учеников.

В - третьих, созданные административным путем условия обязательности сдачи ЕГЭ приводят к тому, что детям и учителям в школах ничего не остается, как отбрасывать содержательные направления обучения в угоду тестовым ориентирам. Учитель как один из главных субъектов образования отстраняется от оценки результатов его учеников, тем самым происходит обезличивание образования.

Реализация в российской школе профильного обучения является одним из крупных нововведений. Профильная школа позволяет преодолеть разрыв между требованиями вуза и возможностями системы общего образования. В обычных классах среди старшеклассников с разнонаправленными интересами нелегко организовать эффективное обучение. Инновационные методики решают эти проблемы.

Если ЕГЭ как элемент  системы диагностики и оценки образовательных результатов не учитывает (не проверяет, не оценивает) результатов профильной образовательной траектории ученика, тогда он может выступать диагностическим или оценочным инструментом. Кроме того, в стремлении объективизировать итоговый контроль ЕГЭ отодвигает субъективность ученика и учителя — главных участников образовательного процесса.

В противоположность  ЕГЭ, профильное обучение зачастую расценивается  педагогами как положительная инновация.

Методологической основой  проектирования системы профильного обучения должны выступать принципы осмысленности и системности. Согласно этим принципам необходимо искать, выявлять и формулировать смысл происходящего или предлагаемого.

Таким образом, в курсовой работе были раскрыты суть и практическое значение педагогических инноваций, игнорировать которые нельзя, так как их возникновение и реализация отвечают современному уровню развития образования.

 

 

 

Список литературы

 

  1. Ангеловски К. Учителя и инновации: Кн. для учителя; Пер. с макед. [Текст] / К. Ангеловски - М.: Просвещение, 1991. - 159 с.
  2. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. 2000. № 6. Т. 21.
  3. Загвязинский В.И. Инновационные процессы в образовании и педагогическая наука // Инновационные процессы в образовании. Тюмень, 1990.
  4. Зборовский Г.Е Инновации в профессиональном образовании: проблемы исследования [Текст] / Г. Е Зборовский, Г. М. Романцев // Образование и наука. Известия Уральского научно - образовательного центра РАО. - 2000. - №3. - С. 18-28.
  5. Имакаев В.Р. Педагогическое знание // Философские науки. 2005.
  6. Кванина В.В. Инновации: определимся с понятиями // Администратор образования. - 2007.-№1.- с. 75-83.
  7. Ковалева Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. М,: Педагогическое сообщество России, 2000.
  8. Лазарев B.C. Педагогическая инноватика: объект, предмет и основные понятия // Педагогика. 2004. N 4.
  9. Новикова Т.Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику // Школьные технологии. - 2005.- № 5. - с. 25-32.
  10. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. 2007. № 3.
  11. Полонский В.М. Оценка качества научно-педагогических исследований. М., 1987.
  12. Самохин В.Ф. Педагогические инновации в системе профессионального образования // Инновации в образовании - 2006. - №6. – с. 4-9.
  13. Сластенин В.А. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
  14. Тубельский А. Экспертиза инновационной школы: Инновационное движение в российском школьном образовании / Под ред. Э. Днепрова, А. Каспаржака, А. Пинского. М.: Парсифоль, 1997.
  15. Управление развитием школы / Под ред. М. М. Поташника и B.C. Лазарева. М., 1995.
  16. Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
  17. Холодкова Л.А. Инновационная культура субъектов военного профессионального образования: теория и практика. СПб.: БУС 2004.
  18. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
  19. Хуторской А.В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2005. - № 5. - С. 10-24.
  20. Юсуфбекова Н.Р. Общие основы педагогической инноватики: опыт разработки теории инновационных процессов в образовании. М., 1991.

 

 




Информация о работе Педагогические инновации