Педагогические инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 18:30, реферат

Описание работы

Цель курсовой работы – выделить практическое значение педагогических инноваций и раскрыть некоторые из направлений реализации педагогических инноваций в современном образовании.
Задачи работы:
1. Дать характеристику термину «педагогическая инновация».
2. Раскрыть причины развития педагогических инноваций.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………….. 3
Глава 1 Педагогические инновации. Общая характеристика ………………. 5
1.1 «Педагогическая инновация» как научная категория……………………. 5
1.2 Основные причины развития педагогической инновации………………. 9
Выводы по 1 главе ……………………………………………………………. 13
Глава 2 Роль и направления реализации педагогических инноваций в современном образовании …………………………………………………… 14
2.1 Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования…………………………………………………………………… 14
2.2 Примеры педагогических инноваций в современной системе образования России………………………………………………………………………… 20
Выводы по 2 главе …………………………………………………………… 26
Заключение ………………………………………………………………….... 27
Список литературы ……………………………………

Файлы: 1 файл

Педагогические инновации.doc

— 141.00 Кб (Скачать файл)

- интересами и возможностями субъектов образовательного процесса.

Другая причина –  отечественного плана, связана с  периодом перестройки в России. Получив  в начале 1990-х гг. возможность  саморазвития, многие школы пытались осуществить инновационную деятельность, и оказалось, что для внедрения  новых форм, методик, педагогических технологий недостаточно знать эти новшества, требуется понимание того, как эти новшества внедрять, осваивать и сопровождать. Возникла потребность в научной поддержке инновационной деятельности. В результате стала развиваться педагогическая инноватика.

Оказалось, что педагогические новшества какими бы они привлекательными ни были, не могут быть освоены без  надлежащего управления и организации  инновационных процессов. Инициативные инновационные группы или школы  неизбежно сталкивались с проблемами, порождаемыми нововведениями, и вынуждены были искать пути их решения.

Приведем перечень проблем, возникающих у педагогов - инноваторов, решения которых находится в  области педагогической инноватики:

- различия в потребностях  учеников, их родителей, школы;

- несоответствие концепций  образовательных учреждений требованиям  окружающего социума, образовательным  стандартам;

- проблема совмещения  инновационных учебных программ  с традиционными;

- отсутствие учебно-методического  обеспечения для работы по  новым концепциям;

- адаптация новшеств  к имеющимся условиям;

- отсутствие профессиональной  подготовки нового типа педагога-новатора, а также руководителя инновационного  образовательного учреждения;

- проблемы взаимодействия  новшеств с административными  органами, государственными системами мониторинга, диагностики и оценки образовательных результатов.

С инновациями в образовании  связаны также следующие проблемы: технология подготовки педагогов и  администраторов к инновационной  деятельности, ее проектированию; зависимость распространения новшеств от особенностей данной среды; закономерности восприятия новшеств педагогами и учащимися; снятие психологических барьеров перед нововведениями; согласование с требованиями вузов к подготовке абитуриентов и др.

Не стоит забывать, что именно в ходе развития этой науки меняются представления о смыслах и целях образования, его содержании, образовательном процессе. В результате педагогика в лице ученых должна выступать генератором педагогических инноваций. Однако такое происходит не всегда, поэтому ученые должны опираться на других заказчиков изменений - самих учащихся, их родителей, общество.

Педагогические инновации - не только результат деятельности ученых или чиновников. Они имеют  свои истоки и в практике в частности  как необходимость решения возникших противоречий, удовлетворения личных и общественных потребностей. Например, необходимость обеспечения профильности обучения в старшей школе вынуждает учителей и школьных руководителей обращаться за помощью к науке в составлении учебных планов учебно-методическом обеспечении процесса.

Изменения в содержании и организации деятельности образовательных  учреждений, их инновационная направленность тесно связаны с изменениями  в методологической и технологической  подготовке педагогов и руководителей. Этот процесс и сегодня не имеет необходимой научно-организационной базы. Пока еще недостаточно научных исследований и рекомендаций по управлению инновационной деятельностью учителей, администраторов, руководителей регионального и общегосударственного уровней. Поэтому допускаются ошибки и просчеты даже на уровне правительственных решений. Примером является решение о подключении всех отечественных школ к Интернету без научно-педагогического и методического обеспечения происходящих инновационных процессов.

Отдельно следует выделить вопрос о соответствии того или иного  новшества образовательной системе, в которую оно может быть внедрено. Под «системой» может пониматься отдельный учебный курс, который  ведет отдельный педагог, образовательное  учреждение в целом, регион и т. д.

В качестве первичной  оценки руководителем школы предлагаемого  для внедрения новшества B.C. Лазарев называет следующие качества (характеристики) новшеств, которые закладываются в них ещё при разработке:

• предмет инновации, то есть тот элемент школы, который может быть преобразован с помощью этого новшества, и назначение изменения;

• глубина преобразований, то есть степень радикальности изменения  предмета инновации;

• масштаб преобразований, то есть число вовлекаемых в нововведение элементов школы, связанных с предметом инновации;

• уровень разработанности, то есть степень подготовленности новшества  к внедрению [8. с. 8-9].

Перечисленные параметры  выступают критериями предварительной  диагностики нововведений по отношению  к той или иной среде внедрения. В результате диагностики можно понять, следует ли при внедрении новшества ожидать новых качественных состояний учебно-воспитательной практики в конкретной школе или другой образовательной системе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы по первой главе

 

В определениях, что же такое новшество, преобладает мнение, что новшество означает изменение, хотя, говоря об этом, некоторые имеют  в виду новые, другие - количественные, третьи - качественные изменения и  т. п. Новизна - один из основных критериев оценки педагогических исследований, результат нововведения. Новизна всегда относительна как в личностном, так и в объективно - временном плане.

Причинами педагогических инноваций являются:

  1. Кризис образования, который признается во всем мире свершившимся фактом.
  2. Потребность в научной поддержке инновационной деятельности.

Под педагогическими инновациями подразумевают нововведения в педагогической системе, улучшающие течение и результаты учебно-воспитательного процесса, т. е. «педагогическая инновация» - изменение, направленное на улучшение и развитие системы воспитания и образования. Очевидно, что развитие педагогических инноваций ведет к росту потребности в новом теоретическом осмыслении сущности управления инновационными процессами на уровне, как государства, так и отдельных образовательных учреждений, в разработке педагогических условий, обеспечивающих эффективное инновационное движение. Немаловажно и то, что инновационные процессы позволяют профессионально развиваться и самореализовываться самим педагогам и администраторам, способствуют развитию у учащихся навыков жизни в изменяющемся мире.

 

 

 

Глава 2 Роль педагогических инноваций в современном образовании

 

2.1 Значение педагогических инноваций в системе профессионального образования

 

Термины «инновация», «инновационный процесс» и т. п. в педагогической литературе еще сравнительно недавно практически не встречались. Однако в последние годы ситуация существенно изменилась, эти термины уже широко используются и в педагогике, что несомненно является следствием объективных процессов, происходящих в сфере образования и призванных сформировать отлаженную систему введения инноваций с целью реализации одного из основополагающих принципов современного образования - принципа личностного подхода.

Важная особенность  инноваций в системе профессионального образования заключается в том, что субъектами инновационного процесса являются ученик и педагог. Если это не учитывать, то из педагогической инновации выпадает все собственно образовательное, связанное с учеником и самим педагогом, вся гуманистическая, гуманитарная составляющая инновационной деятельности, относящаяся, в частности, к формированию инновационного мышления и инновационной культуры как ученика, так и учителя.

Второй отличительной  особенностью педагогической инновации является необходимость системного охвата возможно большего числа педагогических проблем, относящихся к сфере профессионального образования. Разрозненные локальные инновации теряют смысл и не имеют серьезных перспектив, если отсутствуют их координация, взаимообусловленность и поддержка педагогическим коллективом.

Условием, определяющим эффективность педагогической инновации, является исследовательская деятельность педагогов, которые, решая проблемы частной методики, задаются более  общими вопросами и начина ют по-новому переосмысливать существующие дидактические принципы.

Однако деятельность педагога-новатора в условиях традиционного  обучения может оказаться неприемлемой, а сам педагог восприниматься в коллективе как некая инородная  личность.

Поэтому инновационный образовательный процесс, разворачиваемый в педагогическом коллективе, требует активного участия в исследованиях каждого педагога, что будет способствовать формированию иниовационной культуры всего коллектива.

В ряде работ Демчука А.В. рассмотрены подходы к формированию понятия «образовательная педагогическая инновация». Подробный анализ подходов к формированию понятия «образовательная инновация», выполненный в работе, привел нас к выводу о том, что, несмотря на многочисленные исследования ученых и все усиливающийся интерес к данной проблематике, признанной трактовки понятия «образовательная инновация» до сих пор нет ни в педагогической литературе, ни в самой инновационной образовательной среде. Действительно, имеющиеся в ряде работ определения образовательной (педагогической) инновации по своему содержанию и смыслу лишь подтверждают отсутствие среди исследователей единого взгляда на эту принципиально важную дефиницию в рамках бурно развивающейся дисциплины - педагогической инноватики:

«педагогическая инновация» - это образовательная деятельность, связанная с иным, чем в массовой практике и в культурной традиции, процессом становления личности, с иным взглядом и подходом к образовательному процессу»;

«педагогическая инновация» - это такое содержание возможных изменений «педагогической действительности, которое ведет (при освоении новшеств педагогическим сообществом и внедрении их) к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся в данном виде в истории образования состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания»;

«инновационная деятельность» - это целенаправленное преобразование практики образовательной деятельности за счет создания, распространения и освоения новшеств» [12. c. 5].

Демчук А.В. считает возможным принять определение образовательной инновации, сформулированное в работе, в которой понятие образовательной инновации трактуется как «целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые элементы, вызывающие переход системы из одного состояния в другое». По мнению автора работы, «осмысленное привнесение новых элементов, которое позволяет качественно менять саму образовательную ситуацию, и дает нам возможность характеризовать данное действие как инновацию». Далее в работе в развитие этого определения приводятся примеры «осмысленно привнесенных новых элементов», которые могут рассматриваться в качестве образовательных инноваций:

- возникновение новых педагогических профессий, таких как тьютор или фасилитатор;

- инновации в методике преподавания конкретных учебных дисциплин;

- опыты по переносу зарубежных педагогик на «российскую почву», например, образовательные системы М. Монтессори, Вальдорфской педагогики, системы Френе и пр.

Не исключая возможной  полезности и приемлемости перечисленных

«образовательных инноваций», все же принятое в работе определение нельзя считать корректным по ряду причин.

Во-первых, указанный  в определении признак - «целенаправленное  изменение» - может характеризовать  как конструктивное, так и деструктивное, приемлемое и неприемлемое изменение образовательной среды. В определении отсутствует целеполагающий фактор.

Во-вторых, признак - «вносящее  в среду внедрения новые элементы» - также не характеризует смысл  «новых элементов». Сама по себе новизна  не определяет характер ее влияния на среду - положительный или отрицательный.

В-третьих, признак - «вызывающие  переход системы из одного состояния  в другое» - не обязательно указывает  на то, что система в новом состоянии  будет лучше и будет лишена кризисных явлений, вызвавших необходимость поиска новых решений по их преодолению.

Исключить имеющуюся  некорректность в определении педагогической инновации можно, если оно будет  иметь смысловое содержание о  причинах появления и цели реализации новшества, о характере его влияния на среду внедрения и условия его социализации. Для этого можно воспользоваться приведенным в работе общефилософским определением инновации как «комплексного процесса создания, распространения и использования нового практического средства для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов».

В данном общесистемном  определении указаны:

Информация о работе Педагогические инновации