Педагогические особенности применения компьютерных технологий в школьном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:53, автореферат

Описание работы

Образование было и остаётся одной из важнейших сфер жизни общества, так как именно оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Поэтому проблема совершенствования системы образования является приоритетной в развитии общества. В связи с этим Президент нашей страны Эмомали Рахмон в своих выступлениях уделяет данному вопросу самое серьёзное внимание и направляет деятельность Правительства республики на всемерное содействие развитию образования. В частности он отмечает: «ХХI век – это век информатики и новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет «сбрасывать» устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодёжи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на её ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом» [128:26].

Файлы: 1 файл

Саидов Сафарали Автореферат.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

На правах рукописи

 

 

 

САИДОВ САФАРАЛИ АБДУРАИМОВИЧ

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ

(на материале уроков русского языка в средней школе

с таджикским языком обучения)

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

(педагогические науки)

 

 

 

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени

кандидата педагогических наук

 

 

                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Душанбе – 2012

       Работа выполнена в Научно-исследовательском институте педагогических наук Академии образования Таджикистана

 

 

 

Научный руководитель:              доктор педагогических наук, профессор

                                                     Гусейнова Татьяна Владимировна (РТСУ)

 

Официальные оппоненты:           доктор педагогических наук, профессор

                                                        Юлдошев Умарджон Рахимджонович (ТГМУ)

 

                                                          кандидат педагогических наук

                                                   Хусанова  Тамара Кадыровна (ТУТ)

 

Ведущая организация:                Курган-Тюбинский государственный

                                                            университет имени Н. Хусрава

 

 

 

        Защита состоится «26»  января  2013 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024, Республика Таджикистан,          

г. Душанбе, улица Айни, 45.

     

 С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (www.aot.tj).

 

Текст автореферата размещён на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referat_vak@mon.gov.ru  24 декабря 2012 г.

      

Автореферат разослан «24» декабря 2012 г.

 

 

 

 

    

 

 

 

 

 

 

       Учёный секретарь

     диссертационного совета

     доктор педагогических наук,

     профессор                                                                        Негматов С.Э.

                           ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

         Образование было и остаётся одной из важнейших сфер жизни общества, так как именно оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Поэтому проблема совершенствования системы образования является приоритетной в развитии общества. В связи с этим Президент нашей страны Эмомали Рахмон в своих  выступлениях уделяет данному вопросу самое серьёзное внимание и направляет деятельность Правительства республики  на всемерное содействие развитию образования. В частности он отмечает: «ХХI век – это век информатики и новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет «сбрасывать» устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодёжи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на её ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом» [128:26].

        Нынешние  социально-экономические условия  требуют коренных перемен всего содержания образования с целью удовлетворения потребности  каждого гражданина суверенного государства Таджикистан во всестороннем его развитии для реализации своих способностей   с целью повышения качества жизни, обеспечения условий прогрессивного социально-экономического развития Республики Таджикистан.

         В начале  ХХI века в системе образования Таджикистана начался новый период, характеризующийся глубокими и сложными по своей структуре и реализации преобразованиями, основные положения которых основываются на следующей законодательной базе:       

  1. Закон Республики Таджикистан «Об образовании» (1994);
  2. Указ Президента Республики Таджикистан «О мерах по обеспечению доступа к Глобальной информационной сети» (№ 1347 от 16 сентября 1999 г.);
  3. Концепция национального образования Республики Таджикистан  (2003);
  4. Постановление Правительства от 31 декабря 2002 года № 502 «Программа компьютеризации основных и средних образовательных школ Республики Таджикистан на 2002-2007 годы»;
  5. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 2 декабря  2003 года № 508 «Об утверждении Государственной программы совершенствования преподавания и изучения русского и английского языков в Республике Таджикистан на 2004-2014 годы»;
  6. Постановление Правительства Республики Таджикистан от 30 июня 2004 года № 291 «О плане реализации реформы системы образования  на 2004-2009 годы»;
  7. Постановление Правительства от 5 марта  2008 года №77 «Программа компьютеризации основных и средних образовательных школ Республики Таджикистан на 2008-2010 годы» и др.

          Принятые  документы являются подтверждением  того факта, что развитие информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является не только социально-экономической задачей страны, но и важной государственной и политической задачей, поставленной главой государства.

           В  связи с техническим прогрессом  и появлением новых специальностей растёт потребность людей в эффективном образовании, повышении квалификации, переподготовке и дополнительном профессиональном образовании. При этом растущая динамика жизни вызывает потребность в мобильных  учебных системах. Так, в  Концепции национального образования Республики Таджикистан сформулированы основные положения процесса перестройки образования в условиях информатизации общества. В школах и вузах республики положено начало массовому освоению компьютерных технологий. Развёртывается научно-исследовательская работа  по применению  новых информационных технологий в обучении.                  

           К  концу ХХ века роль знания  во всём мире возросла. Уровень  владения знанием, или, более обобщённо, - информацией, начинает определять политический и экономии-ческий статус государств. Для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала знаний, что, в конечном счёте, определяет общий уровень развития общества. Главным ускорителем развития государства становится информация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, и поэтому данная проблема по своей значимости выходит на ведущее место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается и тем, что она является новой. Возникнув вместе с появлением компьютерных технологий, т.е. в последние десятилетия, она не может реализовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться «изнутри», формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах – философии, психологии, педагогике и методике. Эта задача в сочетании с практической необходимостью, придаёт проблеме использования компьютерных технологий повышенную актуальность, выводит её в группу первоочерёдных задач современной педагогики. Всё это ставит перед педагогами задачу – усвоить и рационально внедрить в практику школьного обучения современные   компьютерные технологии.

           Следует  отметить, что в странах Центральной  Азии идёт смена образовательно-педагогических  формаций, так как именно образование становится ведущим  механизмом, обеспечивающим развитие человека, создающим качественно новый общественный интеллект. Современные системы образования находятся на грани крупных изменений, связанных с повсеместным внедрением компьютеров в учебные заведения всех уровней и типов и созданием совершенно новых систем обучения. И Таджикистан в этом отношении не исключение.             

          Сегодня   в результате процесса информатизации  образования Республики Таджикистан  и реализации Программы компьютеризации школ многие учебные заведения получили возможность использовать компьютерную коммуникацию и новые информационные технологии как в учебном процессе, так и во внеурочной и внеклассной работе с учащимися.  Всё это способствует поиску нового содержания образования, изменению организационных форм  и методов обучения и воспитания.              Информатизация образования создаёт предпосылки для широкого внедрения в педагогическую практику новых разработок, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, укоренить в нём идеи развивающего обучения, увеличить объём самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.     

          Таким  образом, государственная политика  в области информатизации образования стала определяющей в деле совершенствования национальной модели образования Республики Таджикистан и придания ей особого имиджа в мировом образовательном пространстве. Формирование современной информационной культуры выпускников школ и будущих специалистов является важной социально-педагогической задачей, от степени реализации которой в будущем зависит их готовность к созданию новых технологий и определению нового пути  экономического развития государства. Первоочередной задачей, безусловно, является компьютеризация основных и средних образовательных школ и формирование компьютерной грамотности школьников, поддержанные главой государства. Другая не менее важная задача – создание и внедрение компьютерных технологий в учебный процесс, в преподавание учебных дисциплин, способствующее достижению обучающего эффекта в условиях дефицита учебного времени. Перспектива в области компьютеризации школ ориентирована на постоянное обновление компьютерного парка и достижение такой реальности, когда на один компьютер приходилось бы не 27 ученика, как сейчас, а на один компьютер – 15 учеников. Это означает широкое подключение школьников к изучению всех школьных предметов через программные средства учебного назначения, авторами и разработчиками которых будут сами учителя.

        Всесторонняя интенсификация процесса обучения и воспитания связана в настоящее время с глубокой перестройкой всего механизма управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, с опорой педагогики на совершенствование средств обучения.

          Как  известно, главное содержание научно-технического переворота, который происходит на наших глазах, состоит в раскрытии и использовании принципиальной возможности передачи умственных функций человека и трудоёмких процессов его организационной деятельности системе современных компьютерных технологий. Идея совершенствования управления производством с помощью компьютерных технологий  распространяется и на учебно-воспитательный процесс.

          Наибольший прогресс в обучении связан именно с включением в этот процесс компьютерных технологий, с передачей им некоторых функций человека по управлению процессом обучения, с совершенствованием методики преподавания различных учебных дисциплин школьного и вузовского обучения. В основе создания такой системы лежит понимание того, что преподавание - это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи. Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нём компьютерных технологий, обладающих функцией обратной связи и заменяющих педагога на некоторых этапах учебного процесса, - это в настоящее время важнейшая тенденция совершенствования данного процесса во всех типах учебных заведений Республики Таджикистан. Исходя из этого, следует быть готовыми к переосмыслению методики и изменению функций педагога в условиях внедрения в обучение современных компьютерных технологий.

          Учитель  был и будет главной фигурой  в школе, его эмоциональное слово, живое общение останутся самым действенным фактором формирования личности. Но на помощь учителю придёт современная техника, которая освободит его от рутинности педагогической деятельности и сделает возможным обучение каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, с ориентацией только на высокое качество и объективность оценки знаний. По мнению ведущих педагогов и психологов, нет детей, которые хотят учиться на тройки, чаще всего удовлетворительные оценки – это результат отсутствия индивидуальной работы со школьниками. Поэтому компьютеризация основных и средних образовательных школ становится реальным и действенным механизмом реформирования образования. Всё вышесказанное говорит о новизне и актуальности темы нашего диссертационного исследования.

           Степень разработанности проблемы невысока, поскольку компьютеры появились совсем недавно, и педагогические проблемы использования новейших технических средств в учебном процессе только начали активно исследоваться. Проблема теоретических и практических основ компьютеризации сферы образования затрагивалась в трудах Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, Е.И. Машбица, в которых дан  анализ вопросов модернизации системы образования, были раскрыты отдельные стороны исследуемой проблемы. Более детально дидактические проблемы применения компьютерных технологий,  методы и  приёмы обучения с помощью компьютерных систем (компьютерная лингводидактика) рассматривались в трудах ведущих российских учёных Э.Г. Азимова, М.А. Бовтенко, А.Д. Гарцова, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, а также зарубежных – Д. Дэвидсона, Б. Кёршана, Б. Хантера, Г. Клеймана.    Для нашего исследования определённый интерес представляют фундаментальные работы В. Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой, Е.И. Пассова, И.А. Зимней, А.Р. Арутюнова, Т.М. Балыхиной, в которых  изложены современные концепции и теории усвоения иностранных языков и русского языка как иностранного.        

Информация о работе Педагогические особенности применения компьютерных технологий в школьном обучении