Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:53, автореферат
Образование было и остаётся одной из важнейших сфер жизни общества, так как именно оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Поэтому проблема совершенствования системы образования является приоритетной в развитии общества. В связи с этим Президент нашей страны Эмомали Рахмон в своих выступлениях уделяет данному вопросу самое серьёзное внимание и направляет деятельность Правительства республики на всемерное содействие развитию образования. В частности он отмечает: «ХХI век – это век информатики и новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет «сбрасывать» устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодёжи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на её ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом» [128:26].
На правах рукописи
САИДОВ САФАРАЛИ АБДУРАИМОВИЧ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ
(на материале уроков русского языка в средней школе
с таджикским языком обучения)
13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
(педагогические науки)
АВТОРЕФЕРАТ
диссертации на соискание учёной степени
кандидата педагогических наук
Душанбе – 2012
Работа выполнена в Научно-исследовательском институте педагогических наук Академии образования Таджикистана
Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор
Гусейнова Татьяна Владимировна (РТСУ)
Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор
Ведущая организация: Курган-Тюбинский государственный
университет имени Н. Хусрава
Защита состоится «26» января 2013 г. в 15:00 часов на заседании диссертационного совета Д 047.016.01 по присуждению учёной степени доктора и кандидата педагогических наук по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования (педагогические науки) в Академии образования Таджикистана по адресу: 734024, Республика Таджикистан,
г. Душанбе, улица Айни, 45.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Академии образования Таджикистана и на сайте Академии (www.aot.tj).
Текст автореферата размещён на официальном сайте ВАК Минобрнауки РФ www.referat_vak@mon.gov.ru 24 декабря 2012 г.
Автореферат разослан «24» декабря 2012 г.
Учёный секретарь
диссертационного совета
доктор педагогических наук,
профессор
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Образование было и остаётся одной из важнейших сфер жизни общества, так как именно оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Поэтому проблема совершенствования системы образования является приоритетной в развитии общества. В связи с этим Президент нашей страны Эмомали Рахмон в своих выступлениях уделяет данному вопросу самое серьёзное внимание и направляет деятельность Правительства республики на всемерное содействие развитию образования. В частности он отмечает: «ХХI век – это век информатики и новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет «сбрасывать» устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодёжи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на её ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом» [128:26].
Нынешние
социально-экономические
В начале ХХI века в системе образования Таджикистана начался новый период, характеризующийся глубокими и сложными по своей структуре и реализации преобразованиями, основные положения которых основываются на следующей законодательной базе:
Принятые
документы являются
В
связи с техническим
К концу ХХ века роль знания во всём мире возросла. Уровень владения знанием, или, более обобщённо, - информацией, начинает определять политический и экономии-ческий статус государств. Для успешной работы в таких условиях государствам нужны люди – высококвалифицированные специалисты, отвечающие самым высоким требованиям современности. Поэтому на рубеже тысячелетий образование превращается в один из источников самых ценных стратегических ресурсов – человеческого капитала знаний, что, в конечном счёте, определяет общий уровень развития общества. Главным ускорителем развития государства становится информация. Информатизация общества, в свою очередь, практически невозможна без компьютеризации системы образования, и поэтому данная проблема по своей значимости выходит на ведущее место в педагогической науке. Приоритетность этой проблемы усиливается и тем, что она является новой. Возникнув вместе с появлением компьютерных технологий, т.е. в последние десятилетия, она не может реализовать опыт прошлых веков и тысячелетий, как это делается в классической педагогике, и вынуждена развиваться «изнутри», формируя свою научную базу одновременно во всех необходимых сферах – философии, психологии, педагогике и методике. Эта задача в сочетании с практической необходимостью, придаёт проблеме использования компьютерных технологий повышенную актуальность, выводит её в группу первоочерёдных задач современной педагогики. Всё это ставит перед педагогами задачу – усвоить и рационально внедрить в практику школьного обучения современные компьютерные технологии.
Следует
отметить, что в странах Центральной
Азии идёт смена
Сегодня
в результате процесса
Таким
образом, государственная
Всесторонняя интенсификация процесса обучения и воспитания связана в настоящее время с глубокой перестройкой всего механизма управления учебно-познавательной и практической деятельностью учащихся, с опорой педагогики на совершенствование средств обучения.
Как известно, главное содержание научно-технического переворота, который происходит на наших глазах, состоит в раскрытии и использовании принципиальной возможности передачи умственных функций человека и трудоёмких процессов его организационной деятельности системе современных компьютерных технологий. Идея совершенствования управления производством с помощью компьютерных технологий распространяется и на учебно-воспитательный процесс.
Наибольший прогресс в обучении связан именно с включением в этот процесс компьютерных технологий, с передачей им некоторых функций человека по управлению процессом обучения, с совершенствованием методики преподавания различных учебных дисциплин школьного и вузовского обучения. В основе создания такой системы лежит понимание того, что преподавание - это процесс, которым можно управлять, как и любым другим процессом, используя предоставляемые техникой возможности обратной информационной связи. Преобразование структуры процесса обучения в направлении широкого использования в нём компьютерных технологий, обладающих функцией обратной связи и заменяющих педагога на некоторых этапах учебного процесса, - это в настоящее время важнейшая тенденция совершенствования данного процесса во всех типах учебных заведений Республики Таджикистан. Исходя из этого, следует быть готовыми к переосмыслению методики и изменению функций педагога в условиях внедрения в обучение современных компьютерных технологий.
Учитель был и будет главной фигурой в школе, его эмоциональное слово, живое общение останутся самым действенным фактором формирования личности. Но на помощь учителю придёт современная техника, которая освободит его от рутинности педагогической деятельности и сделает возможным обучение каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей, с ориентацией только на высокое качество и объективность оценки знаний. По мнению ведущих педагогов и психологов, нет детей, которые хотят учиться на тройки, чаще всего удовлетворительные оценки – это результат отсутствия индивидуальной работы со школьниками. Поэтому компьютеризация основных и средних образовательных школ становится реальным и действенным механизмом реформирования образования. Всё вышесказанное говорит о новизне и актуальности темы нашего диссертационного исследования.
Степень разработанности проблемы невысока, поскольку компьютеры появились совсем недавно, и педагогические проблемы использования новейших технических средств в учебном процессе только начали активно исследоваться. Проблема теоретических и практических основ компьютеризации сферы образования затрагивалась в трудах Б.С. Гершунского, С.Г. Григорьева, Е.И. Машбица, в которых дан анализ вопросов модернизации системы образования, были раскрыты отдельные стороны исследуемой проблемы. Более детально дидактические проблемы применения компьютерных технологий, методы и приёмы обучения с помощью компьютерных систем (компьютерная лингводидактика) рассматривались в трудах ведущих российских учёных Э.Г. Азимова, М.А. Бовтенко, А.Д. Гарцова, Е.С. Полат, О.И. Руденко-Моргун, а также зарубежных – Д. Дэвидсона, Б. Кёршана, Б. Хантера, Г. Клеймана. Для нашего исследования определённый интерес представляют фундаментальные работы В. Г. Костомарова, О.Д. Митрофановой, Е.И. Пассова, И.А. Зимней, А.Р. Арутюнова, Т.М. Балыхиной, в которых изложены современные концепции и теории усвоения иностранных языков и русского языка как иностранного.