Педагогические особенности применения компьютерных технологий в школьном обучении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 17:53, автореферат

Описание работы

Образование было и остаётся одной из важнейших сфер жизни общества, так как именно оно определяет экономический, интеллектуальный и нравственный потенциал общества. Поэтому проблема совершенствования системы образования является приоритетной в развитии общества. В связи с этим Президент нашей страны Эмомали Рахмон в своих выступлениях уделяет данному вопросу самое серьёзное внимание и направляет деятельность Правительства республики на всемерное содействие развитию образования. В частности он отмечает: «ХХI век – это век информатики и новых технологий. Таджикистан не должен стать краем, куда можно будет «сбрасывать» устаревшие технологии. Чтобы этого не случилось, следует своевременно позаботиться о молодёжи, которая могла бы освоить новейшие достижения современной цивилизации на её ведущих языках и на основе самых передовых знаний у нас в стране и за рубежом» [128:26].

Файлы: 1 файл

Саидов Сафарали Автореферат.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

          В третьем параграфе даётся анализ проведённой экспериментальной работы, определятся эффективность применения современных компьютерных программ по русскому языку в средней школе с таджикским языком обучения.

          Результаты  контрольного среза в контрольных  и экспериментальных классах выявили значительное улучшение качества знаний и умений школьников там, где было использовано компьютерное обучение. Сравнительный анализ результатов итоговых контрольных работ и тестирования, представленный в таблицах и диаграммах, показывает, что в экспериментальных классах преимущественно возрос уровень в овладении как коммуникативными навыками и умениями, так и орфографической грамотностью учащихся, нежели в контрольных классах, что обеспечивается  дидактическими свойствами новейшей компьютерной техники и подтверждает гипотезу

Реферируемого диссертационного исследования

Обобщённый показатель результатов  контрольного среза  (диктант), проведённого после обучающего эксперимента у  учащихся 8-х классов  средних  общеобразовательных школ №№ 15, 19, 60, 92, Президентского лицея-интерната для одарённых детей города Душанбе подтверждает гипотезу нашего исследования, а именно -  эффективность использования современных компьютерных технологий в сравнении с традиционными средствами обучения при овладении неродным (русским) языком учащихся-таджиков. Орфографическая грамотность учащихся в экспериментальных классах возросла: количество отличников с 9.6% (I этап) до 26.9% (III этап), хорошистов – с 33.3% (I этап)  до 45.5%(III этап), что в целом составляет увеличение  положительного результата с 42.9% (I этап)  до 72.4% (III этап). При этом количество «удовлетворительных» оценок снизилось намного: с 31.4 % (I этап)  до 18.6 % (III этап), «неудовлетворительных» оценок с 25.7% (I этап)  до 9.0%v(III этап), что свидетельствует о правильности выбранного нами нового подхода в обучении языку.

Сравнительные данные по выявлению орфографической грамотности (диктант) у учащихся 8-х классов средних общеобразовательных школ № 15, 19, 60, 92 и Президент-ского лицея-интерната г. Душанбе свидетельствуют, что на III этапе экспериментальные  классы в выбранных нами учебных заведениях опережают контрольные классы на  7.0 %.

При сравнении результатов выполнения письменной работы (диктант) в классах  средних общеобразовательных школ (№№15, 19, 60, 92) и школы нового типа (Президент-ского лицея-интерната) выявлено, что среди экспериментальных классов высокий результат у учащихся 8 «Б» класса Президентского лицея-интерната, где средний показатель в оценочном отношении равен 4.17 баллам (при пятибалльной школьной системе).   Затем следуют показатели учащихся 8 «Б» класса сш № 19 – 3.96 баллов и учащихся 8 «Б» класса СШ № 92 – 3.96 баллов. 

Сам факт увеличения положительных  оценок за грамотность учащихся-таджиков на уроках неродного (русского) языка в экспериментальных классах (в сравнении с контрольными) говорит об опосредованном положительном влиянии на успеваемость школьников (аудиовизуальное восприятие, речь, память, мышление) предлагаемой компьютерной системы обучения, на развитие их мотивации и совершенствование личностных свойств.

 

Диаграмма 1

Обобщённые результаты письменной работы (диктант)   в  контрольных и экспериментальных классах средних общеобразовательных школ №№ 15, 19, 60, 92 и Президентского лицея-интерната города Душанбе на III этапе (контрольного) эксперимента

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          В соответствии с задачами данного исследования мы попытались определить с помощью тестирования - объективной в современной школе форме контроля - качество полученных знаний в экспериментальных классах и контрольных классах. В ходе проведения эксперимента было выявлено положительное влияние компьютерного обучения на коммуникативные проявления школьников при изучении неродного (русского) языка.

           Используя  методику сопоставления уровня  сформированности коммуникативных навыков и умений учащихся 8-х классов при овладении неродным (русским) языком, мы определили, что средний показатель в экспериментальных классах значительно увеличился по сравнению со средним показателем результатов констатирующего этапа обучения. Сравнение было выполнено с помощью статистического метода по результатам проведённого тестирования (в бумажном варианте) во всех десяти классах (пяти контрольных и пяти  экспериментальных). Сопоставление результатов компьютерного обучения в экспериментальных классах выявило значительный положительный эффект по сравнению с контрольными: в экспериментальных классах уровень владения речевыми умениями и навыками у школьников стал выше, нежели в традиционных условиях, благодаря обучению учащихся с помощью компьютерных технологий,

Диаграмма 2

 

Обобщённые результаты, проведённого в форме тестирования

в средних общеобразовательных  школах №№ 15, 19, 60, 92, Президентского лицея-интерната  города Душанбе на III этапе (контрольного) эксперимента

         


 

          

 

 

Обобщённые показатели результатов  тестирования, выявленные в процессе констатирующего этапа обучения и контрольного среза (в бумажном варианте), свидетельствуют, что после обучающего (формирующего) эксперимента уровень сформированности языковых и речевых навыков и умений в экспериментальных классах повысился («5» - с 14.1 % (I этап) до 28.8 % (III этап), «4» - с 39.7 % (I этап) до 55.8 % (III этап), уменьшилось количество слабых и неуспевающих учащихся («3» - с 32.1 % до 10.9 %, «2» - с 14.1 % (I этап) до 4.5 % (III этап). По сравнению с контрольными классами в экспериментальных классах намного повысилась успеваемость учащихся: в оценке «отлично»  28.8% в экспериментальных против 23.1% в контрольных классах (разница составила 5.7% в пользу экспериментальных классов), в оценке «хорошо» 55.8% в экспериментальных против 52.6% (разница составила 3.2% в пользу экспериментальных классов), в оценке «удовлетворительно»  10.9% в экспериментальных против 16.0% в контрольных классах (разница составила -5.1% в пользу контрольных классов), в оценке «неудовлетворительно» 4.5% в экспериментальных против 8.3% в контрольных классах (разница составила – 3.8% в пользу контрольных классов).     

           Сравнительный  анализ результатов выполнения  тестирования  на III этапе в классах средних общеобразовательных школ (№ 15,19, 60, 92) и школы нового типа (Президентского лицея-интерната),  показал, что среди  экспериментальных классов высокий показатель у учащихся 8 «Б» класса Президентского лицея-интерната, средний показатель в оценочном отношении которого равен 4.33 баллам (при пятибалльной школьной системе).   За ним  следуют результаты учащихся  8 «Б» класса сш № 15 – 4.15 баллов и учащихся 8 «В» класса сш № 60 – 4.05 балла. Данные сравнения показывают, что  в Президентском лицее-интернате  систематически  (каждую четверть), нежели в общеобразовательных школах (№№15, 19, 60, 92 г. Душанбе)  применяют тестирование как качественный и объективный  способ контроля знаний, навыков и умений учащихся.  Это и способствовало достижению высоких показателей.

        Опытно-экспериментальная работа имела положительный эффект, поскольку учителя после проведения  обучающего эксперимента отметили, что обучающие компьютерные программы, предложенные для экспериментальной работы, заинтересовали школьников, и уровень их интереса  к русскому языку резко вырос. Этот факт повлиял на уровень коммуникативных (речевых) умений и навыков учащихся на неродном языке, на их навыки произношения и интонирования предложений, на совершенствование лексического запаса.

        Основным фактором, повлиявшим на качество коммуникативных умений школьников, выступила, по мнению большинства учителей,  мультимедийность предлагаемого обучающего материала: аудиовизуальность, зрительная наглядность, при комплексном предъявлении которых  формировались коммуникативные умения и навыки школьников в говорении и аудировании, письме и чтении, и  совершенствовались они практически одновременно, что соответствует естественному пути формирования речевых умений.

       Учителя общеобразовательных школ г. Душанбе, работавшие в экспериментальных классах, отметили, что они были удовлетворены своей обучающей деятельностью, потому что  убедились в эффективности новейшей технологии. Однако трудности они всё-таки испытывали, так как некоторым приходилось впервые осваивать компьютерную грамотность, изучать технику, и это требовало внутренней психологической перестройки. Учителя едины во мнении, что им следует совершенствовать методику преподавания, обновить дидактические материалы обучающими, тренировочными и контролирующими  компьютерными программами, использовать в своей практической деятельности современные технологии.

          Результаты проведённой работы доказывают, что для совершенствования учебного процесса, параллельно с традиционными обучающими средствами учебника, необходимо применение новейших компьютерных технологий и современных обучающих программ (электронные учебники и словари, компакт-диски, мультимедийные курсы обучения русскому языку), которые также рекомендует  использовать Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений с таджикским языком обучения (2008).

       Итоги исследования доказывают, что внедрение в учебную работу компьютерных технологий  в процессе овладения неродным (русским) языком учащихся с таджикским языком обучения существенно изменяет не только педагогическую и методологическую систему обучения языкам, но и имеет важный психологический аспект. При новом современном подходе к обучению  неродному языку будут решены важнейшие задачи учебного характера, коренным образом отличающиеся от традиционного метода обучения.

        Диссертация, посвящённая изучению педагогических особенностей применения компьютерных технологий в школьном обучении и выполненная на материале уроков русского языка в средних школах с таджикским языком обучения, дала возможность изучить современные положения дидактической теории, рассмотреть их, сопоставить теоретические аспекты описываемой проблемы с фактами сложившейся обучающей практики учителей. Последнее оказалось важным, так как в настоящее время условия, в которых работает учитель, часто являются определяющими в выборе педагогом методов и приёмов обучения. Для внедрения новейших обучающих технологий необходимо оснащение занятий современной компьютерной техникой и новейшими дидактическими материалами на электронных носителях.

        В заключение диссертации подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, даны научно-практические рекомендации.

                                Практические рекомендации

        Подводя итог вышеизложенному по выявлению педагогических особенностей применения компьютерных технологий  в школьном обучении (на материале  уроков русского языка в средней школе с таджикским языком обучения), согласно исследованной научно-методической литературе, опытно-экспериментальному анализу рекомендуется:

1. По причине сокращения количества часов, отводимых на изучение русского языка в учебных заведениях Таджикистана и недостаточной русскоязычной речевой средой, необходимо искать оптимальные варианты для повышения эффективности преподавания русского языка в классах с таджикским языком обучения.

2.  Необходимо обновить традиционные технические средства обучения, оснастить кабинеты русского языка современной компьютерной техникой с тем, чтобы у учителя была возможность применять новейшие компьютерные технологии в процессе обучения школьников неродному языку.

3. В процессе лингвистического образования учащихся-таджиков следует опи-раться не только на языковую компетенцию учащихся, но и на психологические и физиологические возможности обучаемых:  оперативную память, логическое мышление, вырабатывать у школьников определённые навыки и умения в различных видах речевой деятельности на основе знаний о способах организации речевой деятельности на неродном (русском) языке (коммуникативная компетенция).

4. Необходимо целенаправленно работать над текстами из художественных произведений в школах с таджикским языком обучения. Применение в работе  художественных, научно-популярных и познавательных текстов, обучающих компьютерных технологий способствует формированию у учащихся устойчивого интереса к учебной коммуникации, развивает коммуникативные навыки, мотивирует письменную речь, совершенствует речевые умения (артикуляционные, лексические, орфографические, грамматические).

5. Применение компьютерных технологий в работе с художественными, научно-популярными и познавательными текстами целесообразно, так как они имеют следующие преимущества:

а)  беседы, диалоги, диспуты, дискуссии, ответы на вопросы, презентуемые с помощью компьютера, развивают коммуникативные способности школьников;

б)  в процессе усвоения содержания текста и его интерпретации у школьников появляется возможность наблюдать изучаемое языковое явление, пополнять словарный запас, использовать новые слова и выражения в устной и письменной речи;

в)  демонстрация наглядности, соответствующей тексту, - рисунков, схем и таблиц - с помощью мультимедиа способствует лучшему  усвоению изучаемого материала, практическому овладению языком в различных условиях его применения;

г)  работа с художественным текстом способна развить чуткость к русскому языку, раскрыть его (текста) глубинные смысловые пласты, воспринять интонационно-ритмический строй неродного языка, поскольку применение компьютера обеспечивает качественное прослушивание аудиоматериалов и просмотр видеоматериалов.

6. Следует по возможности регулярно применять  обучающие компьютерные программы на уроках русского языка, так как это не только способно усилить мотивацию учения, но и позволяет  индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, реализует интерактивный диалог, что в конечном итоге   способствует эффективному достижению основной цели обучения  - овладению русским языком. 

7.  Необходимо проводить программированный контроль знаний, умений и навы-ков учащихся, осуществляемый  с помощью тестовых заданий, который позволяет учителю корректировать содержание и методику учебной работы на уроках, объективно оценивать знания каждого школьника, помогает индивидуализировать процесс обучения.

8. Каждому учителю необходимо освоить компьютерную грамотность, чтобы эффективно применять компьютерные дидактические материалы при обучении русскому языку, поскольку они интенсифицируют процесс обучения, повышают его качество на всех ступенях образовательной системы, позволяют педагогам совершенствовать содержание, методы и организационные формы обучения,  развивают интеллектуальные возможности учащихся.

Информация о работе Педагогические особенности применения компьютерных технологий в школьном обучении