Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:16, реферат
Слепоглухие – сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность.
Введение 4
1. История становления и развития специального образования 6
2. Системы обучения слепоглухонемых детей в России 15
3. Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом 18
Заключение 30
Библиография 32
Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц
Аннотация
Данная работа исследует вопрос педагогических систем обучения и воспитания слепоглухонемых детей в России и зарубежом. Первый параграф описывает краткую историю становления данных педагогических систем обучения. Во втором параграфе описаны системы обучения и воспитания слепохлухонемых детей в России. Третий параграф посвящен изучению системы обучения за рубежом. Работы состоит из введени я трех прарграфов и заключения.
Введение 4
1. История становления и развития специального образования 6
2. Системы обучения слепоглухонемых детей в России 15
3. Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом 18
Заключение 30
Библиография 32
"Существует мнение, что природа очень ревниво оберегает свои тайны. Если это так, то нужно признать, что слепоглухонемота есть большой промах в этом отношении; здесь природа проявила большую небрежность, "проворонила", что называется, возможность проникнуть в ее тайну…Дело ума человека, воспользовавшись оплошностью природы, проникнуть в это отверстие и выведать тайну", -- так писал зачинатель системы обучения и воспитания слепоглухонемых детей в нашей стране Иван Афанасьевич Соколянский.
Слепоглухие - сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность.
Сегодня одной из приоритетных образовательных задач во всех развитых странах является ориентация на смягчение практик неравенства, на повышение доступности форм и видов образования для представителей различных групп общества. В России в настоящее время наблюдается огромный разрыв между законами, декларирующими права ребенка с отклонениями в здоровье на развитие, образование, социальную интеграцию и фактическим отсутствием механизмов их реализации. Имеют место явные и латентные нарушения конституционных прав детей с ограниченными возможностями на жизнь и воспитание в семье, на получение полного среднего образования, на доступ к информационным, рекреационным и другим жизненным ресурсам. Острота проблемы определяется устойчивым увеличением числа детей с отклонениями в развитии. В настоящее время в стране насчитывается почти 2 млн. таких детей (8% от всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети - инвалиды.
Следует отметить, что специальное образование в России в настоящее время функционирует недостаточно эффективно. Создание оптимальных условий для успешного развития, социальной адаптации ребенка независимо от его психофизического состояния соответствует задачам Национальной доктрины образования до 2025 года, Федеральной программе развития образования на 2002 - 2005 годы, Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
Объект исследования: системы обучения слепоглухонемых детей.
Предмет исследования: особенности педагогичских систем обучения слепоглухонемых детей в России и за рубежом.
Цель исследования: изучить педагогические системы обучения слепоглухонемых детей в России и зарубежом.
Задачи исследования:
Изучить краткую историю становления педагогических систем обучения слепоглухонемых детей.
Проанализировать систему обучения и воспитания слепоглухонемых детей в России.
Выявить особенности педагогичских систем обучения слепоглухонемых детей за рубежом
Основоположником тифлосурдопедагогики - так называется наука и искусство воспитания слепоглухих - традиционно считается выдающийся американский врач и педагог доктор Самуил Гридли Хоув (1801 - 1876). По крайней мере, до этого времени случаи обучения и воспитания слепоглухих в истории неизвестны. Хоув работал в известной специалистам (и не только специалистам) Перкинсовской школе слепых в американском городе Бостоне. В 1837 году он начал работать со слепоглухой девочкой Лорой Бриджмен (1829 - 1889), которой в то время было восемь лет.
Лора родилась в американском городе Ганновере (в США любили называть свои города именами городов европейских), в семье богатого фермера. Детство ее прошло в сельской местности (как и детство других наиболее известных слепоглухих 19-20 вв., Елены Келлер и Ольги Ивановны Скороходовой). И это оказалось очень полезным. Ведь общение с природой в раннем детстве создает в душе ребенка, будь он зрячеслышащим или слепоглухим, хорошую основу или «задел» для будущего воспитания. Как большинство слепоглухих, Лора родилась зрячеслышащей. Но в два года и два месяца, после эпидемии скарлатины, от которой погибли ее брат и сестры, сама Лора потеряла зрение и слух. Что очень важно, до этого она научилась говорить первые слова. После этого постигшего ее несчастья Лора общалась с родителями с помощью простых жестов: например, протянутая вперед рука означала желание есть, похлопывание по спине - неодобрение, прикосновение к голове - удовлетворение.
Лора повторяла все движения матери в ее хлопотах по хозяйству, научилась вязать и вышивать. Таким образом, по сути, первыми воспитателями Лоры стали ее родители, но их возможности были ограниченными, к тому же родители были постоянно заняты. А прислуга чуралась слепоглухого ребенка. Доктор Хоув научил девочку речи и грамоте. Сначала он прикреплял к различным предметам таблички с их названиями, сделанными рельефным шрифтом, чтобы его ученица смогла осознать связь между предметом и словом, его обозначающим. При этом он, конечно, применял и жесты, а также - ручную азбуку для глухих - дактилолологию. Известно, что впервые она осознала связь между предметом и словом в отношении к ключу. Слово «ключ» и стало буквально ключевым словом к развитию ее речи. В дальнейшем Лора Бриджмен научилась под руководством своего наставника читать и писать. Хоув впервые соединил рельефную (выпуклую) азбуку для слепых с упомянутой дактилологией - азбукой для глухих. И в дальнейшем при обучении слепоглухих стали применять такое сочетание. Только потом педагоги применяли уже не простую выпуклую азбуку, а алфавит Брайля для слепых, который считается более совершенным.
Лора Бриджмен в дальнейшем жила в той же Перкинсовской школе слепых. Ее научили вести дневники, которые представляют большой интерес для специалистов и для всех, кто интересуется психологией. Кроме того, она написала три автобиографии, причем две из них были посвящены ее детству до обучения. Она стала глубоко верующим человеком. Здесь следует сказать, что именно религия, прежде всего - христианство, при том важнейшем значении, которое имеет учение о бессмертной душе, в первую очередь может способствовать раскрытию и развитию этой души во всяком человеке, даже если он - тяжелый инвалид.
В начале 1840-х годов в этой школе побывал Чарльз Диккенс, который написал о ней в «Американских заметках», что принесло и самой Лоре, и ее учителю всемирную известность.
Другая американская слепоглухая Елена Келлер (1880 - 1968) овладела не только дактилологией, но и системой Брайля, и устной речью. Она первой среди слепоглухих получила высшее образование и стала писательницей, написав в итоге более дюжины книг, переведенных на несколько иностранных языков, включая русский. Она побывала в ряде стран, переписывалась с Марком Твеном и другими знаменитыми людьми. Наибольшую известность и признание получила ее книга «История моей жизни». Название говорит само за себя. История эта действительно была в высокой степени поучительной для читателей. Как и Лора Бриджмен, Елена Келлер родилась зрячей и слышащей. В полтора года, после заболевания менингитом, у нее наступила слепоглухота. Однако конечно, как и в случае с Лорой, впечатления раннего детства не могли не оказать влияние на развитие ее психики. Как вспоминала сама Елена, «перед моим взглядом мелькали широкие зеленые поля, светлое небо, деревья и цветы, и все это тьма, наступившая затем, не смогла закрыть полностью».
Елена родилась в маленьком городке Таскамбия в штате Алабама в семье землевладельца. Ее детство также прошло на природе. Опять-таки, подобно Лоре Бриджмен, она повторяла каждое движение матери и ощупывала каждый предмет. У нее также появились рожденные потребностью в общении элементарные жесты. Родители всерьез задумались о том, как им учить и воспитывать свою слепоглухую дочь, которой к этому времени (1887) исполнилось семь лет. Кто-то посоветовал им прочесть «Американские заметки» Диккенса. Благодаря этой книге они узнали об опыте обучения Лоры Бриджмен и связались с Перкинсовской школой, где и жила в то время первая известная слепоглухая. В марте 1887 года началось обучение Елены Келлер. Ее учительница Анна Сулливан (с которой они после этого не расставались всю жизнь) сама прежде была незрячей и воспитывалась в той же школе. Потом врачи частично восстановили ей зрение, и она сама стала педагогом. Елена благоговейно называла ее Учительницей - с большой буквы, и это было вполне естественно.
В случае с обучением Елены устной речи ключевую роль сыграло слово вода. Она сама вспоминает, что еще до слепоглухоты и до потери речи произносила звуки «во-во», что для нее означала воду. Однако, как и другим слепоглухим, понять прямую связь между словом и предметом ей было трудно. Анна Сулливан долго билась над этой проблемой. Однажды во время прогулки учительница специально направила на руку воспитанницы струю воды из колонки, а в другую руку с помощью ручной азбуки проговорила по буквам слово «В-О-Д-А». По словам Елены в этот момент «я замерла, все мое внимание было сосредоточено на движениях ее пальцев. Вдруг у меня появилось неясное сознание чего-то забытого - глубокое волнение от пробуждения мысли, словно бы что-то скрытое в языке вновь открылось мне». Елена поняла, что слово вода, собственно, и означает воду, и это восстановление понимания слов стало поворотным пунктом в ее раннем обучении. Однако оно не было бы возможным без предварительной работы учительницы и ученицы, без развития у девочки языка жестов и знания дактилологии.
Язык жестов является естественным языком людей, у которых по каким-то причинам не может развиться речь, прежде всего у глухих, а также и у слепоглухих, которые рано потеряли слух. Словесная речь у тех и других развивается только при специальном обучении. Слепоглухих по типу речи делят на «словесников», для которых главной (или даже единственной) является словесная (то есть обычная) речь, и на «жестовиков», для которых язык жестов так и остается по разным причинам главной (или даже единственной) речью. Конечно, и Бриджмен, и Келлер в результате обучения стали настоящими «словесницами». Не надо думать, что язык жестов-де «хуже» обычного словесного языка, что это будто бы какая-то «неполноценная» речь. Просто это разные языки. Язык жестов отличается образностью, и с его помощью можно передать в том числе довольно сложные мысли и чувства. Об этом, например, свидетельствует опыт нашего Театра мимики и жеста, который, кстати, обслуживается глухими актерами. Однако пройти обычное обучение, получить высшее образование, ознакомиться с литературой разных стран и читать (тем более сочинять) научные трактаты можно только с помощью словесного языка. Он обеспечивает настоящую интеграцию инвалидов по слуху в общество. А жестовикам, да и образованным словесникам, если они умеют читать и писать, но не говорят голосом, нужна помощь специальных переводчиков, которые умеют работать со слепоглухими или хотя бы просто с глухими, знают дактилологию и язык жестов. Правда, посторонним людям, которые не знают этих особых средств общения, надо учесть одно обстоятельство: многие глухие, а также слепоглухие с остаточным зрением, но без слуха, хотя плохо владеют грамотой, но все же элементарно умеют читать и писать, а потому с ними можно переписываться, если писать им на ладони крупными и четкими буквами (лучше печатными). При отдельных случаях необходимого общения с ними они вас смогут понять, и вы их поймете.
В 1904 году Елена Келлер получила высшее образование, окончив Гарвардский университет. Это был поистине выдающийся успех педагогики слепоглухих. Вместе со своей учительницей она побывала в 34 странах, выступая с лекциями, в которых рассказывала о положении и нуждах слепоглухих. Так проблема слепоглухоты получила общественный международный резонанс. В 1924 году Келлер и Сулливан приняли активное участие в развитии Американского фонда слепых, который помогал не только слепым, но и слепоглухим. Она стояла у истоков Американского фонда слепых за рубежом и в дальнейшем многие годы руководила его работой. Это была первая известная общественная организация, которая стала более или менее систематически заниматься помощью слепоглухим.
И важно подчеркнуть, что в обоих случаях, с Бриджмен и с Келлер, очень помогло делу вмешательство литераторов или журналистов. В первом случае такую роль играл Диккенс, во втором Марк Твен, который назвал Елену Келлер (наряду с Наполеоном) «чудом девятнадцатого века». Кроме того, муж Анны Сулливан по фамилии Мейси (впоследствии они развелись) был журналистом и также популяризировал успехи Елены. Но главное, она сама, став литератором-публицистом, смогла привлечь внимание общественности не только к своим достижениям, но и к нуждам себе подобных.
После этих первых знаменательных успехов воспитание и обучение слепоглухих стало постепенно развиваться в целом ряде стран - во Франции, Германии, Бельгии, России и др. Во Франции описан чрезвычайно редкий случай работы со слепоглухой от рождения Мари Эртен (о ней писал уже упоминавшийся профессор Л. Арну). До 10 лет Мари жила в семье и пользовалась некоторыми элементарными жестами, с помощью которых могла общаться только с родными. Конечно, это еще не был настоящий язык жестов. Она могла сама обслуживать себя и даже помогала домашним по хозяйству. Врожденно слепоглухих научить чему-то значительно труднее, и тем больше заслуга родных Мари. Однако она не смогла учиться ни в школе слепых, ни в школе глухих, потому что для обучения врожденно слепоглухих педагогического опыта таких школ недостаточно. Мари признали не подлежащей обучению и даже поместили было в психиатрическую больницу. Но в 1895 году ее по счастью перевели в специальную группу слепоглухих в аббатстве Ларней. Там ее обучили жестовому языку и дактильной речи, то есть общению с помощью ручной азбуки.
В России обучение слепоглухих началось в начале 20 в. в Петербурге. Обучение и воспитания слепоглухих в этом городе связано прежде всего с деятельностью выдающегося отечественного педагога А. В. Ярмоленко.
Самой известной из наших отечественных слепоглухих стала Ольга Ивановна Скороходова (1912 - 1982), уроженка Харьковской области (современная Украина). Ее детство, также как детство Бриджмен и Келлер, прошло в сельской местности. Зрение она потеряла в 7 лет после менингита, затем начинается полная потеря слуха. К 11 годам Ольга стала полностью глухой. В 8 лет она осиротела и некоторое время жила у родственников отца, которые примерно через полтора года отдали ее в Одесскую школу для слепых детей. Там она училась, пока не потеряла слух, там научилась писать и считать по Брайлю, а также общаться с окружающими с помощью письма печатными буквами на ладони (это один из самых простых для окружающих способов общения с грамотными слепоглухими). С 1923 года с Ольгой Скороходовой занимался выдающийся советский учитель слепоглухих профессор И. А Соколянский, который организовал в Харькове специальную Школу - клинику для слепоглухих детей. Здесь ей восстановили звуковую речь. В этот же период, в 1920- 1930х гг. у нее обнаружились литературные способности. Как и Елена Келлер. Ольга Скороходова в дальнейшем стала литератором. Во время Великой отечественной войны Харьковская область была оккупирована немцами. Нацисты уничтожили большинство членов группы слепоглухих как «неполноценных». Спастись удалось только Ольге Скороходовой и Марии Сокол. В 1944 году Ольга Ивановна переезжает в Москву. Здесь с ней продолжает работать Соколянский, в то время - сотрудник Института дефектологии. Скороходова получает высшее образование и сама становится в 1948 году научным сотрудником того же института. В 1961 году она становится кандидатом педагогических наук благодаря обобщению и исследованию собственного достаточно уникального опыта. Она написала три научно-популярных книги, которые были соединены в 1972 году в обобщающем труде «Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир». Ольга Скороходова была человеком достаточно известным. С нею был знаком, восхищался ею и писал о ней М. Горький. Знаменательно, что судьба трех слепоглухих женщин, чье обучение и воспитание заложило основы тифлосурдопедагогики в целом, была связана с судьбой писателей - классиков разных стран - Диккенса, Марка Твена и Горького.
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц