Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Слепоглухие – сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность.

Содержание работы

Введение 4
1. История становления и развития специального образования 6
2. Системы обучения слепоглухонемых детей в России 15
3. Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом 18
Заключение 30
Библиография 32

Файлы: 1 файл

Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц.rtf

— 410.47 Кб (Скачать файл)

Раздел "Культура поведения" состоит из трех следующих: 1) "Правила поведения за столом"; 2) "Уход за одеждой"; 3) "Правила поведения в других ситуациях".

Раздел "Правила поведения за столом" включает формирование следующих навык уметь сидеть на стуле за столом: знать свой стол, свое место за столом (находить свой стул и садиться); воздерживаться от криков за столом; пить и есть аккуратно; воздерживаться от начала еды без разрешения взрослого; сидеть за столом в правильной позе; вставать из-за стола в определенное время и определенным образом; уметь попросить соседа по столу передать блюдо; попросить извинения, когда нужно выйти из-за стола; пользоваться салфеткой; говорить (жестом) "спасибо" и "пожалуйста"; класть нож и вилку в соответствующее положение по окончании еды; отворачиваться от стола и закрывать рот платком во время чихания и кашля; при необходимости высморкаться -- просить извинения и выйти из-за стола;  уметь беседовать за столом во время еды; справляться с несъедобными частями пищи (костями, фруктовыми косточками и т. д.); действовать за столом совершенно самостоятельно, вежливо обращаясь за помощью при необходимости и по возможности помогая другим.

Раздел "Уход за одеждой": уметь вещать пальто на вешалку; участвовать вместе со взрослым в складывании и убирании своей одежды; беречь одежду от грязи; убирать одежду в определенное место вечером и утром; помогать взрослому в ручной стирке своей одежды; помогать взрослому стирать свою одежду в стиральной машине; помогать складывать свои вещи в чемодан; уметь вешать одежду на плечики; стирать одежду в стиральной машине с помощью взрослого; помогать взрослому раскладывать свою одежду в шкафу; гладить утюгом куски ткани и несложные виды одежды; стирать руками свое белье по просьбе взрослого; чистить свою обувь, складывать одежду в шкаф по требованию взрослого; самостоятельно ухаживать за своей обувью; стирать свои вещи самостоятельно; чинить свою одежду; самостоятельно укладывать свои вещи в сумку; стирать свои вещи в стиральной машине по поручению взрослого; гладить свои рубашки; чистить одежду в автоматической чистке.

Раздел "Правила поведения в других ситуациях" предполагает воспитание умений вести себя правильно в больнице, поликлинике, магазине, в гостях; уважать право собственности -- знать, что вещи принадлежат тому или иному лицу; уметь попросить вещь, принадлежащую другому человеку, и оставаться спокойным, если тебе отказали; просить разрешение войти в чужую комнату; вести себя учтиво в общественных местах, в транспорте; пользоваться словами (жестами), принятыми для приветствия и прощания; использовать слова (жесты) "да" и "нет" при ответе на вопросы типа: "Ты хочешь это?"; приветствовать людей, которых встречаешь каждый день регулярно; правильно вести себя, когда кашляешь, чихаешь или сморкаешься; правильно вести себя при общении -- смотреть в лицо собеседника, привлекать его внимание легким прикосновением и т. д., не быть фамильярным, не залезать в чужие сумки и кошельки, не читать чужие письма, не заглядывать в пакеты с едой других    детей,     не    вскрывать     чужие подарки и т. д.

Отзываться на просьбу о помощи (поднять, поднести, придвинуть); вести себя правильно в зоопарке, музее, парке, театре, библиотеке, кинотеатре; уметь вести себя в лифте, на эскалаторе, у автоматических дверей; обращаться за разрешением взять чужую вещь и возвращать ее с благодарностью; уметь исполнять роль хозяйки (хозяина) дома; уметь вести себя в гостях; замечать, что другому человеку нужна помощь, и оказывать ее; уметь писать открытки с благодарностью за прием; проявлять инициативу в приглашении гостей на вечеринку и помогать в ее организации; проявлять инициативу при знакомстве; вести себя правильно при самостоятельном передвижении по школе-интернату; знать, как себя вести на официальной церемонии приема гостей в школе; уметь вежливо попросить деньги в долг у хороших знакомых.

Раздел "Домоводство" состоит из трех следующих: 1) "Приготовление пищи"; 2) "Домашний труд"; 3) "Покупки для себя".

Раздел "Приготовление пищи" содержит описание необходимых навыков для самостоятельного приготовления десяти самых распространенных и простых блюд.

Раздел "Домашний труд" предполагает воспитание следующих умений: помогать в переносе и расстановке мебели в квартире; подражать некоторым действиям взрослого по уборке помещения; относить свою тарелку после еды в мойку; выполнять простые бытовые поручения учителя, связанные с выходом за пределы комнаты, школы; помогать взрослому накрывать на стол, убираться в комнате, мыть и вытирать посуду, мыть окна, поливать цветы, кормить домашних животных; самостоятельно убирать со стола и выбрасывать мусор; убираться в комнате; участвовать в разбирании постели по просьбе взрослого и помогать ему застилать свою постель; помогать взрослым протирать и полировать мебель, подметать и пылесосить пол; сервировать стол для одного человека; выполнять поручение взрослого по собиранию каких-то вещей в комнате; иметь представление, в какой домашней работе следует принять участие; помогать застилать постели простыней, надевать наволочку на подушку; подготавливать  грязные тарелки  для   мытья (выбрасывать остатки еды с тарелок); сервировать стол для нескольких человек; выполнять положенную по режиму домашнюю работу; самостоятельно убирать со стола, мыть и вытирать тарелки; убирать чистую посуду в шкаф; помогать делать сухую уборку помещений; мыть посуду самостоятельно; мыть окна; застилать постели; делать всю необходимую домашнюю работу; помогать во влажной уборке дома; пылесосить, делать влажную уборку и поливать цветы самостоятельно; чистить ванну, убираться в душе, чистить унитаз и раковину; выполнять некоторые виды домашней работы по собственной инициативе.

Раздел "Покупки для себя": уметь осторожно принести сумку с покупками из магазина; правильно вести себя в магазине (не отходить далеко от взрослого, не толкаться, удерживаться от криков и резких движений, не трогать вещи); уметь выбрать нужный предмет в магазине самообслуживания и отнести его к кассе; носить аккуратно сразу несколько сумок или пакетов; выбирать с полки предмет по инструкции взрослого; класть предмет в тележку и отвозить тележку с товаром в кассу; аккуратно примерять одежду вместе со взрослым.

Войдя в магазин вместе с сопровождающим, ученик должен осмотреться, найти продавца, привлечь его внимание к себе и обратиться за помощью или советом -- все это самостоятельно, при минимальной помощи со стороны сопровождающего, который должен только оплатить покупку ученика или дать ему деньги для оплаты. Ребенка следует научить хранить деньги в надежном месте; пользоваться заранее составленным списком необходимых покупок, сделанным в виде картинок; терпеливо стоять в очереди в кассу; находить нужный товар в разных отделах магазина; платить деньгами за товар; воздерживаться от того, чтобы брать товар без оплаты; ждать сдачу с оплаты покупки в кассе; располагать покупки в корзине или сумке так, как это требует характер товара (яйца, бутылки и пр.); выбирать один нужный предмет из нескольких сходных по виду; знать местонахождение ближайших магазинов и характер продаваемых там товаров; по ценнику определять стоимость товара и соотносить ее с имеющейся для покупки суммой; самые необходимые покупки делать самостоятельно; обращаться за советом в магазине с помощью записки, если трудно найти нужный предмет.

Воспитаннику следует знать размеры своей одежды и определять размер вещи по маркировке. Узнавать стоимость товара в кассе. Уметь подсчитывать стоимость нескольких одинаковых предметов, зная стоимость одного; подсчитывать стоимость нескольких разных по цене предметов; самостоятельно покупать для себя одежду и предметы туалета; стоять на месте и ждать сопровождающего, если потерял его; знать, что можно договориться о встрече в определенном месте магазина; понимать, что в разных магазинах могут быть разные цены; определять на продуктах дату их изготовления; определять нужную сумму денег для планируемой покупки; проверять по списку, все ли куплено.

Раздел "Досуг и отдых" состоит из двух разделов: 1) "Индивидуальный досуг"; 2) "Групповые игры и развлечения". Раздел снабжен приложением, включающим в себя списки игрушек для нормально развивающихся детей от б мес. до 12 лет; список дидактических игр и пособий для детей разных возрастных групп от о до 12 лет; список оборудования для самостоятельных занятий подростков и юношей; перечень возможных спортивных игр и увлечений (хобби) для организации досуга одного-двух детей; перечень форм группового досуга, в которых могли бы принять участие воспитанники школы.

"Индивидуальный досуг". Ребенка учат вести себя спокойно во время игр на спортивных снарядах и тренажерах (ребенок находится при этом под наблюдением взрослого); занимать себя двигательными упражнениями короткое время -- качаться на качелях. прыгать на специальных трамплинчиках, подниматься и спускаться по шведской лесенке, крутиться на каруселях (под наблюдением взрослого). Получив коробку с 10 знакомыми игрушками для детей от 6 мес. и инструкцию поиграть с ними, заниматься с ними не менее 15 мин, при этом ребенок должен действовать с ними определенным образом: удерживать в руке, встряхивать, касаться предметом лица и губ, перекладывать из руки в руку, следя взглядом за его движением. Манипулировать   с  игрушками  из  списка, предназначенного для детей от б до 12 мес. не менее 15 мин -- снимать и закрывать крышки коробок, снимать со стержня и нанизывать на него кольца пирамидки, ставить один кубик на другой, вертеть предметы перед глазами, рассматривать их, засовывать пальцы в отверстия предметов, ронять и поднимать игрушки, вращать их двигающиеся части.

После окончания урока ученик, получив инструкцию играть, должен пойти в игровой уголок, выбрать там игрушку и заниматься с ней не менее 15 мин. Самостоятельно развлекать себя в игровом уголке или на игровой площадке, не создавая угрозы безопасности себе и окружающим, при минимальном присмотре со стороны взрослого не менее 30 мин. Действовать с игрушками определенным образом (игрушки для детей от одного до двух лет); развлекать себя при поддержке взрослого 30--60 мин, действуя различным образом с дидактическими игрушками для детей от двух до трех лет (ящик форм, пирамидки, доски с вкладышами и т. д.). Смотреть телевизор в течение 15 мин; играть по собственной инициативе в свободное время в дидактические игрушки (для детей от одного до трех лет); развлекать себя самостоятельно, осторожно действуя с различными игровыми устройствами и тренажерами; смотреть телевизор по возможности избирательно, желая получить от этого определенное удовольствие; занимать себя выполнением простейших видов ручного труда, например сшивать большой иглой и толстой ниткой два куска картона, в которых пробиты отверстия, делать узоры из полосок бумаги, раскрашивать картинки; занимать себя упражнениями, требующими определенных физических усилий (плавание, катание на велосипеде-тандеме и т. д.) под контролем взрослого; принимать участие в подвижных играх на улице, используя сенсомоторные навыки, полученные в школе (метание магнитных стрел в мишень и т. п.). Занимать свое свободное время самостоятельными действиями в течение 30--60 мин без каких-нибудь усилий со стороны взрослых; использовать разные материалы в продуктивной и изобразительной деятельности (аппликации, конструировании и т. д.). Занимать свое свободное время в течение  полутора-двух часов  занятием спортом по побуждению взрослого (катание на лыжах, коньках, роликах, игры с мячом и т. д.), при этом ученик должен время от времени отдыхать и общаться с товарищами и педагогами на спортивной площадке; участвовать по инициативе взрослого в занятиях какой-то деятельностью, которая может стать в будущем основным увлечением воспитанника (коллекционирование, сбор гербария, моделирование, рисование, лепка, различные виды ручного творчества, обработка дерева, фотография и т. д.).

Участвовать в некоторых видах трудовой деятельности, которой отводится определенное количество дней в неделю (сборка деревянных конструкций, шитье одежды для кукол или персонала школы, обработка дерева и т. д.); по собственной инициативе принимать участие в бытовом труде -- уборке помещений, двора, уходе за растениями; иметь какое-то постоянное (в течение трех месяцев) занятие в свободное время -- хобби.

Раздел "Групповые игры и развлечения" предполагает осуществление следующих задач: научить сотрудничать со взрослым в простых двигательных играх на воздухе (ходить, бегать, прыгать, держа взрослого за руку, с помощью взрослого залезать на горку и сбегать с нее, толкать тележку по двору; участвовать с помощью взрослого в самых простых групповых детских играх (сбивать шаром кегли, схватить мяч и бросить его в корзину); участвовать с помощью взрослого в групповых занятиях спортом, в групповых играх на смекалку; понимать простейшие правила игры, представлять, кого называют победителем в игре; "принимать участие в различных настольных играх с фишками, кубиком, на котором обозначено количество; уметь играть в простые подвижные игры, соревнуясь на скорость и ловкость движений, на скорость выполнения словесных заданий (написать или составить из букв наибольшее количество слов); раскладывать картинки в нужной последовательности, участвовать в подвижных играх, требующих внимания, памяти, выдержки, умения подражать; организовывать после специальных занятий с учителем простую ролевую игру с другим ребенком, изображая приготовление пищи и уход за маленьким ребенком, посещение магазина    или     ресторана,    действия    врача; участвовать в простых играх с буквами и словами; участвовать в спортивных играх в составе команды играющих; проводить свободное время, общаясь со взрослыми или сверстниками; уметь принять и развлечь своих гостей на самом простом уровне; проявлять интерес к танцам как виду группового развлечения; посещать различные клубы по интересам вместе с родителями и по собственной инициативе; планировать короткие путешествия и совершать их в общественном транспорте в свободное время.

Раздел "Передвижение в окружающем пространстве" состоит из двух следующих: 1) "Ориентировка в интернате"; 2) "Основные движения в пространстве".

В разделе "Ориентировка в интернате" стоит задача формирования следующих навыков: уметь садиться на стул, сидеть за обеденным столом, передвигаться по помещениям интерната; знать свою спальню, свой класс, уметь их находить с помощью воспитателя; самостоятельно передвигаться по знакомым маршрутам в учебном и жилом помещении школы; самостоятельно передвигаться по школе; знать, где находится медицинский кабинет, комнаты персонала и дирекции, спортивный зал и игровые комнаты, торговые киоски и автоматы.

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц