Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:16, реферат
Слепоглухие – сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность.
Введение 4
1. История становления и развития специального образования 6
2. Системы обучения слепоглухонемых детей в России 15
3. Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом 18
Заключение 30
Библиография 32
Раздел "Основные движения" пред полагает формирование навыков ходить самостоятельно, уметь толкать и тащить большие предметы, двигаться назад, прыгать на месте, стоять на одной ноге несколько секунд, бегать, спускаться и подниматься по лестнице, удерживать равновесие при ходьбе по узкой скамье или бревну, придерживаться правильных поз при основных движениях, подпрыгивать до 12 раз на одной ноге и прыгать на высоту до 20 см.
Даже такое краткое изложение основного содержания программы дает возможность оценить усилия ее авторов по созданию единого курса обучения всем навыкам, удовлетворяющим нужды повседневной жизни человека -- от навыков самообслуживания и бытового труда до умения развлечь себя в часы досуга. Особое внимание при этом уделяется формированию умения вести себя в обществе, при этом даются представления не только о том, как нужно поступать в определенных социально-бытовых ситуациях, но и о том, как поступать нельзя.
Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что процесс первоначального обучения слепоглухих речи, моделирует принципиально важные параметры общения: личностный характер коммуникативной деятельности субъекта общения; взаимоотношения и взаимодействие речевых партнеров; ситуации, как формы функционирования общения; содержательная основа процесса общения, система речевых средств, усвоение которой обеспечивало бы коммуникативную деятельность в ситуациях общения.
Правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного жеста словом.
В настоящее время совершенно ясно, что значимость процесса формирования самой коммуникации независимо от средств, которые используются ребенком, чрезвычайно важна и определяет в значительной степени дальнейшее развитие ребенка.
Условием повышения эффективности работы по формированию связной речи у слепоглухих учащихся является усиление мотивации их речевой деятельности, что становится возможным благодаря ее коммуникативной направленности, а также подбору и специальной обработке речевого материала, наиболее отвечающего интересам и уровню речевого развития слепоглухих школьников.
Данные многолетних наблюдений показывают, что слепоглухие дети умеют выбирать из сформированных в процессе обучения средств коммуникации те, которые соответствуют цели, задаче, содержанию общения и результату, который хочет получить ребенок в каждой конкретной ситуации речевого общения. А накопленный опыт реабилитационно-педагогической работы убеждает в том, что существует возможность переводить слепоглухих детей от более «низких» (довербальных) средств коммуникации к более «высоким» (вербальным), что верно в отношении хотя бы части детей.
Волкова Л.С. Выявление и коррекция нарушений устной речи у слепых и слабовидящих детей. - Л., 2002. - 186 с.
Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 2012. - 122 с.
Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 2010. - 78 с.
Григорьева Л.П. Психофизиологические исследования зрительных функций нормальновидящих и слабовидящих школьников. - М.: Педагогика, 2011.
Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 2006.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 240 с.
Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2010. - 222 с.
Земцова М.И. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2008. - 160 с.
Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 2003. - 159 с.
Зислина Н.Н. Нейрофизиологические механизмы нарушения зрительного восприятия у детей и подростков. - М.: Педагогика, 2007. - 168 с.
Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2010. - 16 с.
Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 2009.
Литвак А.Г. Тифлопсихология. - М.: Просвещение, 2005. - 207 с.
Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 2002.
Мареева Р.А. Воспитание и обучение слепоглухонемых детей в семье. - М., 2009.
Научно-практические проблемы эстетического и этического воспитания детей и молодежи с нарушениями зрения: Сб. статей / Под ред. В.З. Кантора. - М.: ИПТК Логос ВОС, 2001. - 112 с.
Обучение и коррекция развития дошкольников с нарушениями зрения / Под ред. В.А. Феоктистовой. - СПб., 2010.
Особенности познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. А.И. Зотова, А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2010. - 210 с.
Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 2008. - 112 с.
Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 2008.
Плаксина Л.И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения. - М., 2005.
Плаксина Л.И. Содержание медико-педагогической помощи детям с нарушением зрения. - М., 2009.
Психологические особенности слепых и слабовидящих школьников / Под ред. Зотова А.И. - Л., 2011.
Психологическое обеспечение элементарной реабилитации слепых / Под ред. З.Г. Ермолович. - М., 1988.
Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2005.
Солнцева Л.И. Введение в тифлопсихологию раннего, дошкольного и школьного возраста. - М.: Полиграф-Сервис, 2007. - 121 с.
Солнцева Л.И. Система компенсации слепоты в раннем и дошкольном возрасте // Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Педагогика, 1987.- С. 159-161.
Феоктистова В. Л. Хрестоматия по истории тифлопедагогики. - М.: Просвещение, 2007.- С. 159-161.
Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц