Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2013 в 12:16, реферат

Описание работы

Слепоглухие – сравнительно небольшая группа лиц с ограниченными возможностями, но они требуют к себе особого внимания. Стойкое поражение слуха и зрения относится к числу самых тяжелых несчастий, обрушивающихся на человека. Без сострадательной помощи ближних, без специального обучения, способствующего социальной адаптации, слепоглухонемой обречен на отчуждение, отъединение, полную беспомощность.

Содержание работы

Введение 4
1. История становления и развития специального образования 6
2. Системы обучения слепоглухонемых детей в России 15
3. Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом 18
Заключение 30
Библиография 32

Файлы: 1 файл

Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц.rtf

— 410.47 Кб (Скачать файл)

В 1961 году в СССР в Загорске (ныне Сергиев Посад) был создан специальный детский дом для обучения слепоглухих детей на 50 мест (впоследствии он был  значительно расширен). Его первым руководителем закономерно стал профессор Соколянский. В 1977 году философский факультет МГУ успешно окончили уже четверо воспитанников этого детского дома, учителем которых был соратник Соколянского доктор педагогических наук А. И. Мещеряков. Большое участие в их обучении принимали известный психолог А.Н. Леонтьев и известный философ Э.В. Ильенков. Этими слепоглухими были Е.Н. Корнеева (Крылатова), Ю.М. Лернер, С.А. Сироткин, А.В. Суворов. Все они стали  научными сотрудниками Института психологии Академии педагогических наук (ныне Академия образования). Но впоследствии Сергей Алексеевич Сироткин с конца 1970-х годов посвятил свою жизнь организации системы социальной  реабилитации слепоглухих России. (Сам он  начал терять зрение после года,  полностью потерял его в пять лет, с рождения имел тяжелую степень потери слуха, так что в раннем детстве у него не развивалась речь. С шести лет для него началось специальное обучение, а в 14 лет он поступил в Загорский детский дом. Он в совершенстве владеет системой Брайля и жестовым языком. В результате обучения у него была сформирована звуковая речь. Слышит громкую речь со слуховым аппаратом.) Об этой четверке слепоглухих было в то время много публикаций у нас («Коммунист», «Комсомольская правда» и др.), а также за рубежом.

Были, конечно, и другие случаи получения слепоглухими высшего образования. Например, слепоглухой Г.В. Газенко, слабовидящий и полностью глухой примерно с полутора лет. Он, окончив благодаря собственным способностям и трудолюбию, а также высокой квалификации своих педагогов даже не школу глухих, а школу слабослышащих, получил высшее образование в Московском историко-архивном институте. Потом он работал научным сотрудником в Институте государства и права, опубликовав целый ряд научных работ в этой области. Неоценимую помощь в учебе, а потом и в работе, ему оказала его мать И.В. Кириллова.

Конечно, для слепоглухих  получение образования, тем более - высшего образования, - есть большая победа над инвалидностью. Но, безусловно, это не единственный и может быть, даже не главный способ личностного самовыражения и самореализации.

Герой Великой Отечественной войны Алексей Александрович Чхеидзе, бывший разведчик Дунайской флотилии, не оканчивал престижных вузов и не писал научных трудов. Он родился зрячим и слышащим. В 17 лет он ушел на фронт. В 18 лет, работая сапером на минном поле он подорвался на мине, полностью потерял зрение и (почти по локоть) обе руки. В результате этого же ранения он постепенно стал терять слух. Не нужно говорить, что юный Алексей  пережил и тяжелейшую психологическую травму. Но он сумел найти смысл жизни в творческой деятельности, в военно-патриотической работе со школьниками. Живя в доме-интернате в селе Данки неподалеку от Серпухова, Чхеидзе, работавший с несколькими поколениями местных школьников, сумел организовать из них отряд «Поиск», собиравший сведения  о героях войны, о павших и живых. Его комната в доме-интернате превратилась в центр военно-исторической и военно-патриотической работы в районе. Трудно переоценить огромную воспитательную работу, которую Чхеидзе провел за долгие  годы с сельскими ребятами. С годами  Чхеидзе полностью утратил слух (хотя у него и сохранилась звуковая речь), то есть стал тотально слепоглухим. Но он продолжал активно общаться с окружающими.

Он разработал для себя своеобычный способ общения. Его собеседники «писали» слова и фразы  пальцем печатными буквами на теменной части его облысевшей головы, а Чхеидзе для коррекции восприятия повторял все это вслух. С помощью своих помощников - местных школьников и школьниц - он смог написать книгу о войне «Записки дунайского разведчика», которая неоднократно переиздавалась в СССР и за рубежом. Эту книгу и теперь можно в  познавательных и воспитательных целях рекомендовать  юным, и не только юным читателем. Она менее известна, но не менее значима, чем посвященная Маресьеву «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, тем более, что в данном случае автор - сам герой, проявивший удивительную силу духа и мужества и во время войны, и в мирное время. К сожалению, А. Чхеидзе ушел из жизни. Говоря о  его уникальном личном опыте, нельзя не согласиться с оценкой другого известного слепоглухого Сергея Сироткина и его первой жены (ныне и ее, увы, нет в живых) и соратницы зрячеслышащей Эльвиры Кипчаковны Шакеновой: «Чхеидзе может служить образцом  мужества  и служения отечеству, полноценности личности при  тотальной слепоглухоте».

Но все эти, без преувеличения, славные вехи в истории реабилитации слепоглухих касались в основном отдельных достижений в разных странах. Между тем в 20 веке, особенно - со второй его половины, в обществе разных стран  появляется сознание  необходимости социальной реабилитации слепоглухих как группы инвалидов, которое постепенно претворялось в действия.

Системы обучения слепоглухонемых детей в России

 

 

 В России первая школа-приют для слепоглухих детей открыта в 1909 (С.-Петербург). В 1923- 1937 проблемы тифлопедагогики разрабатывала школа- клиника для слепоглухих детей в Харькове, организованная И.А. Соколянским (его самая известная воспитанница - слепоглухая писательница О.И. Скороходова). Впоследствии Соколянский, а затем и А.И. Мещеряков продолжили опыт обучения слепоглухих в Москве в НИИ дефектологии (ныне Институт коррекционной педагогики РАО).

Психическое развитие слепоглухих детей опирается на сохранные интеллектуальные и сенсорные возможности и их совершенствование. Правильное воспитание ребёнка раннего возраста с глубокими нарушениями зрения и нарушениями слуха в семье возможно только при чутком отношении взрослых к самым незаметным проявлениям активности ребёнка, умении всячески поддержать эту активность и развивать её. Постоянное расположение окружающих ребёнка предметов и соблюдение временного распорядка дня способствуют его ориентации во времени и пространстве. Самостоятельное передвижение по дому и освоение действий с предметами создаёт предпосылки для успешного познавательного и речевого развития. В развитии слепоглухого ребёнка дошкольного возраста на ведущее место выступает формирование первых средств общения - жестов. Благодаря взрослому ребёнок постепенно усваивает очерёдность повседневных бытовых ситуаций. Предмет или жест могут стать сигналом каждой такой значимой для ребёнка бытовой ситуации. Самостоятельное освоение слепоглухим ребёнком сначала отдельных действий, а затем и целого цикла действий внутри каждой бытовой или игровой ситуации позволяет сделать естественный жест знаком определённого отдельного предмета и действия с ним. Всё это подготавливает замену естественного жеста словом. Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют лепка, моделирование, рисование и игра. Обучение словесной речи возможно через освоение письма и чтения. Освоив обычное письмо большими буквами или рельефно-точечным шрифтом слепых (шрифт Л. Брайля), ребёнка учат последовательно описывать собственные действия. Из описаний своих действий складываются первые тексты для чтения, состоящие из простых нераспространённых предложений. С обогащением словаря ребёнка усложняется и грамматический строй первых текстов. Тексты, составленные с помощью учителя, называются учебными, а составленные самим ребёнком - спонтанными. Постоянное взаимопроникновение этих двух видов текстов, которые Соколянский называл параллельными, создаёт условия для полноценного усвоения словесной речи слепоглухим ребёнком. Современное содержание обучения слепоглухих детей предлагается в программах по социально-бытовой ориентировке и формированию читательской деятельности. Серьезной проблемой в новых социально-экономических условиях стало трудоустройство слепоглухих выпускников.

В детских домах-интернатах Минздрава РФ содержатся в основном дети с глубокими поражениями центральной нервной системы, туда нередко попадают дети со сложным дефектом. Однако систематической специализированной психолого-педагогической помощи они там не получают. В настоящее время возникают попытки группового обучения слепых и слабовидящих умственно отсталых детей (в Москве).

В системе специальных образовательных учреждений Министерства образования РФ уже много лет действуют вспомогательные классы: в школах для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих детей, детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В эти классы принимаются дети с умственной отсталостью по типу олигофрении (в степени дебильности) и с соответствующим профилю школы сопутствующим нарушением. Для этих детей созданы учебные программы (в основном с І до VIII класса).

Чаще всего дети со сложным дефектом, принятые в школу, получают надомное обучение (очень ограниченное по времени) или находятся в обычных классах специального образовательного учреждения, где требуются индивидуальный подход к ребенку и разработка индивидуальной программы его обучения.

В новых по типу (инновационных) региональных школах и центрах для детей с отклонениями в развитии, где собираются дети с различной структурой дефекта и обучение проводится достаточно индивидуализированно, могут найти место и дети со сложной структурой дефекта, что зависит от местных условий.

Некоторую помощь дети со сложными дефектами в настоящее время могут найти в негосударственных учреждениях. Так, в местных общественных и частных психолого-педагогических, медико- социальных и иных центрах, организующих помощь детям-инвалидам, получают педагогическую поддержку дети с выраженными отклонениями в развитии, среди которых встречаются дети со сложным дефектом.

В последние годы возникли небольшие воспитательные учреждения и группы для детей с тяжелыми формами инвалидности при церковных общинах православной христианской церкви и общинах других конфессий.

В действующей совокупности учреждений и служб для детей со сложными нарушениями развития недостает самого раннего звена системы. Для обслуживания детей в дошкольном возрасте еще не созданы консультативные центры, которые могли бы оказывать педагогическую помощь родителям, имеющим детей со сложными аномалиями развития, и осуществлять раннюю диагностику. Кроме того, в специальных детских садах для детей с различными отклонениями в развитии необходимо предусмотреть возможность образования специальных групп для детей со сложным дефектом.

Системы обучения слепоглухонемых детей за рубежом

 

В последние годы многие из наших педагогов и научных сотрудников получили возможность познакомиться с зарубежным опытом обучения детей, имеющих отклонения в развитии. Обычными стали поездки в другие страны и посещение там специальных школ, а также прием зарубежных специалистов у нас. Однако по-прежнему ограничены возможности знакомства с различными программами обучения аномальных детей в других странах мира. Между тем именно содержание учебных программ может дать представление специалистам о реальном содержании обучения детей, об уровне требований к формируемым знаниям и навыкам, учеников.

Сегодня есть возможность познакомиться с содержанием учебных курсов по привитию навыков повседневной жизни, основам научных знаний и жестовому языку для обучения слепоглухих детей, которые разработаны в знаменитом Институте слепых детей Перкинса (г. Ватертаун, Массачусетс, США), имеющем самые давние в мире традиции обучения слепоглухих.

Учебный курс "Навыки повседневной жизни" разработан в конце семидесятых годов коллективом авторов под руководством и при непосредственном участии Г. Стенквист и Н. Роббинса и издан отдельной книжкой, содержащей 192 страницы текста. Эта программа обучения разрабатывалась для слабовидящих глухих детей и слепоглухих с остаточным зрением, которые составляют в настоящее время большую часть воспитанников учебных учреждений для слепоглухих. Она рассчитана на самый широкий возрастной диапазон: от детей в младенческом возрасте до взрослых.

Программа состоит из 5 разделов:

1.  Навыки самообслуживания.

2.  Культура поведения.

3.  Домоводство.

4.  Досуг и отдых.

5.   Передвижение в ближайшем пространстве.

Раздел "Навыки самообслуживания" состоит из 5 более конкретных: 1) "Режим питания"; 2) "Навыки, связанные с приемом пищи"; 3) "Навыки одевания"; 4) "Навыки личной гигиены"; 5) "Туалет".

В разделе "Режим питания" ставится    задача    формирования    следующих  навыков: умение пить из детской бутылочки с соской, координировать сосание и глотание; есть различные виды протертой пищи; удерживать в руке твердые куски пищи; откусывать и, прожевав, глотать; есть разнообразную жидкую пищу; приучить ребенка есть три раза в день в определенное время, не бояться пробовать новую пищу, есть бутерброды, жевать мясо, сырые овощи; употреблять разнообразную пищу, необходимую для полноценного питания.

В разделе "Навыки, связанные с приемом пищи" сформулированы следующие задачи: научить ребенка есть с ложки, которую держит взрослый; пить из чашки, которую держит взрослый; помогать взрослому держать чашку во время питья; помогать управлять своей ложкой вместе со взрослым; держать ложку при еде вместе со взрослым; самостоятельно держать ложку в руке и доносить ее с пищей до рта; есть ложкой и пить из чашки, соблюдая опрятность; есть самостоятельно; держать чашку одной рукой во время питья; есть ложкой самостоятельно без лишних манипуляций с ней; научить отличать съедобное от несъедобного; понимать, что необходимо освободить конфету от обертки, прежде чем положить ее в рот; при необходимости пользоваться чашкой или стаканом в течение дня; есть совершенно самостоятельно; снимать и складывать свой фартук после еды; наливать жидкость из кувшина в чашку; вытирать пролитую на стол жидкость; пить из питьевого фонтанчика и пользоваться соломкой для питья; отличать съедобную часть фрукта от несъедобной; есть вилкой, зачерпывая и накалывая куски пищи; пользоваться большой ложкой, чтобы брать пищу с общего блюда; есть мороженое (в стаканчике); очищать от кожуры фрукты; самостоятельно наливать жидкость в стакан из уже открытой картонной упаковки или большой бутылки; научить отделять кусочки еды с помощью вилки; пользоваться столовым ножом для намазывания масла на хлеб; передавать еду соседу за столом; открывать и закрывать сосуд или упаковку с жидкостью; обслуживать себя за столом полностью, не мешая другим; наливать соус в тарелку, горячий чай в чашку; класть сахар из сахарницы; правильно держать  нож  при  разрезании  пищи на куски; резать хлеб и фрукты ножом; пользоваться вилкой и ножом во время еды.

Раздел "Навыки одевания" предполагает воспитание следующих умений: ожидать процедуру одевания и пассивно в ней участвовать; продолжать действия взрослого при раздевании; полностью самостоятельно раздеваться под контролем взрослого; активно участвовать в одевании; одеваться с минимальной помощью; расстегивать и застегивать пуговицы; полностью самостоятельно раздеваться; развязывать шнурки на обуви; надевать спортивный костюм; надевать сапоги и застегивать молнию; выбирать верхнюю одежду по погоде; знать, как нужно одеваться, идя на занятия в школу или для игры на улице; справляться с внутренней застежкой; шнуровать ботинки; полностью самостоятельно одеваться: выбирать одежду по ситуации, правильно ее называть, надевать, застегивать, обуваться; завязывать пояс, фартук, шарф, бант; снять одежду, если она испачкается, порвется и т. д.; подбирать части одежды, сообразуясь с' их цветом; быть элегантным и нарядным в особых случаях.

Раздел "Навыки личной гигиены" предполагает воспитание умения участвовать в процессе умывания и вытирания своего лица и рук, в процессе купания; мыть и вытирать руки с небольшой помощью взрослого; активно участвовать в процедуре чистки зубов; подражать действиям причесывания -- водить расческой по волосам; мыть и вытирать руки самостоятельно; уметь удерживать себя от навязчивых движений; умываться и чистить зубы при небольшом контроле со стороны взрослого; регулировать температуру воды из крана; аккуратно обращаться со слуховым аппаратом и очками; мыть руки в течение дня; мыться под душем с помощью взрослого; чистить зубы каждый день; участвовать в процессе мытья головы и сушки волос; умываться самостоятельно; правильно надевать (вставлять в ухо) слуховой аппарат; мыться в ванной самостоятельно; пользоваться дезодорантом; принимать душ самостоятельно; причесываться; пользоваться носовым платком; самостоятельно мыть и сушить волосы; мыть и вытирать уши и шею; умываться по необходимости в течение дня.

Девочки    должны    уметь  самостоятельно ухаживать за собой в период менструаций; периодически мыться; пользоваться маникюрными принадлежностями при уходе за ногтями; причесываться в нужное время и в соответствующем месте; регулярно мыть голову; ухаживать за своими глазными протезами, если они есть; понимать необходимость вовремя постричь волосы, привести в порядок ногти; полностью самостоятельно ухаживать за своим телом.

В разделе "Туалет" ставится задача упорядочить время отправлений (регулярно высаживать на горшок), приучить реагировать на мокрые и грязные штаны, стараться быть сухим весь день, реагировать на мокрую постель ночью, оправляться только на горшок (унитаз); с помощью взрослого вставать ночью с постели и садиться на горшок, так чтобы оставаться сухим всю ночь; помогать взрослому в уходе за собой -- участвовать в снимании и надевании штанов, спускать воду в туалете; самостоятельно ходить в туалет в течение дня; уметь сообщить взрослому о своем желании пойти в туалет жестом или голосом; мальчикам уметь мочиться стоя; пользоваться туалетом с минимальной посторонней помощью; пользоваться туалетом самостоятельно днем и ночью.

Информация о работе Педагогические системы обучения и воспитания слепоглухонемых лиц