Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
1)уточнить понятие и статус неполной семьи;
2)охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
3)обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
4) разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
1.1Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
1.2Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
1.3Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….
2Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………
2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………
2.2 педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..
3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

монастырский курсовая по социализации мальчика.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

Содержание 

 Введение

1    Понятие и статус неполной семьи………………………………………….

    1. Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
    2. Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
    3. Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….

 

  1. Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………

2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………

2.2 педагогические  условия успешного воспитания  мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..

3  Программа социально-педагогической  помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков…………………………………………………

Заключение………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………………

        

                                             

 

 

 

 

 

                            

    Введение

 

       Важнейшим институтом социализации подрастающего поколения является родительская семья. Именно в семье формируются основы характера человека, его отношения к труду, моральным и культурным ценностям. Семья была и остается важнейшей социальной средой формирования личности и основой в психологической поддержке и воспитании.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                Семейная жизнь сложилась с давних пор так, что родительские обязанности делятся между отцом и матерью, и притом делятся неравномерно, но огромные проблемы в воспитании ребенка возникают с увеличением числа неполных семей и ныне не являются редкостью одинокая мать, разведенные родители.

       А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате - депривация ребенка и матери.

      В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов - распадается почти каждый второй брак. А ведь развод - это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.

       И потому тема нашего исследования: «Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье» является актуальной и востребованной в современных условиях.

Объект исследования: воспитание ребенка в неполной семье.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания мальчика в неполной семье.

Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.

Задачи исследования:

  1. уточнить понятие и статус неполной семьи;
  2. охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
  3. обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
  4. разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.

Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, наблюдение, обобщение практического опыта.

База исследования: МОУ Пахотноугловская СОШ

 

 

 

 

   Глава 1. Особенности социализации  детей в неполной семье

      1. Понятие и социальный статус неполной семьи.

 

 Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5, с. 6].

         Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [1, с.12]. Сейчас мы остановимся на различных типах неполных семей. Они подразделяются на осиротевшую семью, внебрачную семью, разведенную семью и распавшуюся семью [4, с. 14].

Осиротевшая семья – один из типов неполной семьи, возникающей в результате смерти или гибели одного из родителей. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности [2, с. 36].

       Решающим для ребенка становится пример родителя, его личная и общественная жизнь. Участие в труде рядом и наравне с взрослыми членами семьи, при большом доверии с их стороны, формирует у детей чувство ответственности, самостоятельности, сноровку в выполнении разных дел и обязанностей. Если в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка от труда, ограждает от трудностей, то ребенок может вырасти эгоистом. Большую роль в воспитании играет память об умершем. Это побуждает в детях желание быть достойными его, похожими на него. В воспитании детей из осиротевших семей должны принимать участие и родственники покойного родителя, что очень важно для недостающего здесь влияния, обогащения опыта взаимных отношений.

Внебрачная  семья – неполная семья, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребности материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно [2, с. 37].

Общественное мнение неоднозначно относится к таким семьям. Нередко  непосильной становится для ребенка  психологическая нагрузка, когда  он в искаженном виде узнает о факте  внебрачности. Во избежание этого  матерям необходимо открывать правду как можно раньше, чтобы он усвоил ее, прежде чем он научится анализировать  все сложности жизни. Трудности  для внебрачной семьи состоят  в основном в том, что мать обычно перегружена работой, ребенку уделяется  недостаточно внимания. В такой семье  затруднено ознакомление ребенка с  социальной ролью отца, что сказывается  на формировании образца мужчины. В таких семьях нежелательны крайности в обращении с ребенком. Иногда мать смотрит на своего ребенка как на препятствие для заключения официального брака. В условиях неудач, жизненных трудностей у матери может сложиться неприязненное отношение к ребенку, хотя внешне это маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека. Возникающее отсюда грубое, порой несправедливое обращение с ребенком отрицательно сказывается на его нравственном развитии. Бездумная материнская любовь также отрицательно влияет на ребенка.

Разведенная семья – неполная семья, возникающая в результате расторжения брака. Развод – это, как правило, ухудшение стабильности, возрастание риска алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Только 40% разведенных женщин и 50% разведенных мужчин повторно вступают в брак, следовательно, проблема развода для большинства людей – это проблема одиночества. Особенно страдают при разводе родителей дети [6, с. 11].

Распавшаяся семья – неполная семья, возникающая в результате ухода из дома одного из супругов. Этот тип схож с разведенной семьей, однако все усложняется нестабильностью положения супругов [3, с. 70].

         К неполным относятся семьи:

-женщин, родивших детей  вне брака и не состоящих  в браке;

-вдов (вдовцов), не вступивших  в новый брак, на воспитании  которых находятся несовершеннолетние  дети;

-родителя, расторгнувшего  брак и воспитывающего несовершеннолетних                            детей;

-родителя, не заключившего  новый брак, если второй из  них признан безвестно отсутствующим;

-одиноких граждан, усыновивших  детей.

Неполным семьям, воспитывающим  несовершеннолетних детей, государство  предоставляет дополнительные социальные гарантии [8, с.63].

      Во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.

       Преобладающим типом семьи сегодняшней остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи. За основание для социально-демографической идентификации "неполной семьи" принимается ситуация, при которой вследствие различных причин воспитание и уход за ребенком или детьми осуществляет один родитель.

    Таким образом, к неполным семьям относят семьи с нарушением структуры. Что является препятствием адаптации семьи в социуме. Неполные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями.

Существуют четыре типа неполных семей, способствующих появлению «трудных»  детей:     

          -семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;

-конфликтные семьи.  В таких семьях дети, как правило,  демонстративно конфликтны, неуравновешенны;  старшие дети, протестуя против  существующего конфликта, встают  на сторону одного из родителей;

-нравственно неблагополучные  семьи. Среди членов такой семьи  отмечаются различия в мировоззрении  и принципах организации семьи,  стремление достичь своих целей  в ущерб интересам других, стремление  подчинить своей воле другого  и т. п.;

-педагогически некомпетентные  семьи. Последствиями воспитания  в таких семьях могут стать  безнадзорность, безынициативность, слепое подчинение и т. д. [10, с.15].

Рассмотрим  проблемы,  возникающие  в  неполных  семьях.

                    

                         1.2.Проблемы, возникающие в неполных семьях.

 

      Семья выполняет следующие функции:

- воспитательная функция;

- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;

- эмоциональная функция- удовлетворение  базовых психологических потребностей (потребность в признании, уважении, симпатии, эмоциональной поддержке);

- функция духовного общения- совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);

- функция первичного социального  контроля - обеспечение выполнения  социальных норм членами семьи  и др.;

- медицинская;

      В монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.

      Наиболее  остро среди названных проблем  стоят проблемы экономического  характера: финансово-материальные трудности, которые испытывает каждая неполная семья. Бюджет такой семьи складывается из трудового заработка матери (отца), пенсий, пособий, государственных компенсаций и льгот, алиментов на детей в случае развода. Поскольку чаще всего главой неполной семьи является женщина, то на сегодняшний день необходимо заострить внимание на политике занятости. В наше время наблюдается вытеснение женщин с рабочих мест на биржу труда или в сферу бюджетных учреждений, в которых заработок ниже среднего. Так для содержания и воспитания детей требуются денежные средства, женщине приходиться «изворачиваться» в поисках высокооплачиваемой работы, а также дополнительного заработка. В последние годы наблюдается также сокращение уровня социальной защиты, а также списка социальных гарантий. Мать, воспитывающая ребенка без мужа-отца, вынуждена самостоятельно заботиться о благосостоянии своей семьи. Особенно нуждаются неполные семьи, где воспитываются дети с различными психическими и физиологическими отклонениями, инвалиды. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода и присмотра, поэтому женщине-одиночке не под силу улучшить благосостояние своей семьи, ей физически сложно это сделать. Такие семьи вынуждены жить на пособие по инвалидности и детское пособие. Из-за необходимости ухаживать за ребенком без чьей-либо помощи женщина не может как-то проявить себя на профессиональном поприще, отодвигая на задний план карьеру и профессиональный успех. Однако чрезмерная занятость часто на нескольких работах, а также материальное благополучие не дают даже самой заботливой женщине заниматься ребенком, и он предоставлен самому себе. Сложное экономическое положение вынуждает одинокого родителя искать возможности приработка. Родители из неполных семей более чем в два раза чаще выезжают на заработки в крупные города. Дополнительная работа предполагает большую занятость родителей, отчуждение их от детей, в связи, с чем возникают сложности взаимоотношений в неполной семье. Дети здесь испытывают дефицит внимания со стороны родителя, отсутствие родительского контроля. Такую семью характеризует крайняя ограниченность совместных досуговых занятий, бедность коммуникативных контактов. Последствием дефицита внимания со стороны родителей является нежелание ребёнка обращаться за советом к родителям. Исследования показывают, что дети из неполных семей в три раза чаще своих сверстников из полных предпочитают ни с кем не советоваться при принятии важных решений. Экономические трудности неполной семьи влияют на формирование ценностных ориентации детей в выборе будущей профессии. Среди главных привлекательных качеств профессии подростки выделяют высокую зарплату, самостоятельность, гарантию от безработицы, высокую квалификацию, интересное содержание, престиж. Работа с высокой зарплатой оказывается наиболее значимой для детей из неполных семей. То есть в мотивации при выборе будущей работы у детей из неполных семей преобладает материальный фактор. Здесь срабатывает компенсаторный механизм: стремление этих детей решить материальные трудности родительской семьи [11, с. 66].

Информация о работе Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье