Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
1)уточнить понятие и статус неполной семьи;
2)охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
3)обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
4) разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.
Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
1.1Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
1.2Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
1.3Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….
2Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………
2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………
2.2 педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..
3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Содержание
Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
2.1Трудности
и проблемы, характерные для мальчика
в неполной семье…………………………………………………………………
2.2 педагогические
условия успешного воспитания
мальчика в неполной семье……………
3
Программа социально-
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
Важнейшим
институтом социализации подрастающего
поколения является родительская семья.
Именно в семье формируются основы характера
человека, его отношения к труду, моральным
и культурным ценностям. Семья была и остается
важнейшей социальной средой формирования
личности и основой в психологической
поддержке и воспитании.
А.С. Макаренко придавал особое значение структуре семьи. Он ввел понятие «полная» и «неполная семья», понимая под этим семью, которая не имеет отца или матери. От того, какая по структуре семья, зависит и воспитание, и успешная социализация ребенка. Дети из неполных семей, как правило, более ранимы, имеют ряд комплексов, мама обеспокоена своим социальным положением разведенной женщины. Мать не имеет психологической поддержки, ей не с кем разделить ответственность за своего ребенка. Она все проблемы взваливает на свои плечи. В результате - депривация ребенка и матери.
В последнее время проблемы, связанные с семьёй, приобретают всё большую актуальность в обществе. Современная семья претерпела серьёзные изменения: уменьшился её размер и количество детей, не столь велики стали роли старшего брата и сестры, не безоговорочно влияние старшего поколения. Но самое главное то, что резко возросло количество разводов - распадается почти каждый второй брак. А ведь развод - это сильное потрясение для всех членов семьи, и в первую очередь, для детей.
И потому тема нашего исследования: «Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье» является актуальной и востребованной в современных условиях.
Объект исследования: воспитание ребенка в неполной семье.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания мальчика в неполной семье.
Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
Методы исследования: анализ научной литературы, беседа, наблюдение, обобщение практического опыта.
База исследования: МОУ Пахотноугловская СОШ
Глава 1. Особенности социализации детей в неполной семье
Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [5, с. 6].
Неполная семья – группа ближайших родственников, состоящая из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Неполной считается семья, в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя [1, с.12]. Сейчас мы остановимся на различных типах неполных семей. Они подразделяются на осиротевшую семью, внебрачную семью, разведенную семью и распавшуюся семью [4, с. 14].
Осиротевшая семья – один из типов неполной семьи, возникающей в результате смерти или гибели одного из родителей. При разумной позиции оставшегося родителя общее семейное горе сплачивает членов семьи, помогает формированию одного из лучших качеств бережного отношения друг к другу. Забота о благополучии близких приобретает для ребенка характер жизненной ценности, благоприятствует раннему формированию положительных нравственных убеждений, собственной линии поведения, целеустремленности [2, с. 36].
Решающим для ребенка становится пример родителя, его личная и общественная жизнь. Участие в труде рядом и наравне с взрослыми членами семьи, при большом доверии с их стороны, формирует у детей чувство ответственности, самостоятельности, сноровку в выполнении разных дел и обязанностей. Если в такой семье оставшийся родитель отстраняет ребенка от труда, ограждает от трудностей, то ребенок может вырасти эгоистом. Большую роль в воспитании играет память об умершем. Это побуждает в детях желание быть достойными его, похожими на него. В воспитании детей из осиротевших семей должны принимать участие и родственники покойного родителя, что очень важно для недостающего здесь влияния, обогащения опыта взаимных отношений.
Внебрачная семья – неполная семья, возникающая в результате рождения женщиной ребенка вне брака. Желание скрасить одиночество, стремление удовлетворить потребности материнства и другие причины ведут к тому, что многие женщины решаются сегодня на такой шаг сознательно [2, с. 37].
Общественное мнение неоднозначно относится к таким семьям. Нередко непосильной становится для ребенка психологическая нагрузка, когда он в искаженном виде узнает о факте внебрачности. Во избежание этого матерям необходимо открывать правду как можно раньше, чтобы он усвоил ее, прежде чем он научится анализировать все сложности жизни. Трудности для внебрачной семьи состоят в основном в том, что мать обычно перегружена работой, ребенку уделяется недостаточно внимания. В такой семье затруднено ознакомление ребенка с социальной ролью отца, что сказывается на формировании образца мужчины. В таких семьях нежелательны крайности в обращении с ребенком. Иногда мать смотрит на своего ребенка как на препятствие для заключения официального брака. В условиях неудач, жизненных трудностей у матери может сложиться неприязненное отношение к ребенку, хотя внешне это маскируется под горячее стремление вырастить из него достойного человека. Возникающее отсюда грубое, порой несправедливое обращение с ребенком отрицательно сказывается на его нравственном развитии. Бездумная материнская любовь также отрицательно влияет на ребенка.
Разведенная семья – неполная семья, возникающая в результате расторжения брака. Развод – это, как правило, ухудшение стабильности, возрастание риска алкоголизма, наркомании и других форм отклоняющегося от общепринятых норм поведения. Только 40% разведенных женщин и 50% разведенных мужчин повторно вступают в брак, следовательно, проблема развода для большинства людей – это проблема одиночества. Особенно страдают при разводе родителей дети [6, с. 11].
Распавшаяся семья – неполная семья, возникающая в результате ухода из дома одного из супругов. Этот тип схож с разведенной семьей, однако все усложняется нестабильностью положения супругов [3, с. 70].
К неполным относятся семьи:
-женщин, родивших детей вне брака и не состоящих в браке;
-вдов (вдовцов), не вступивших
в новый брак, на воспитании
которых находятся
-родителя, расторгнувшего
брак и воспитывающего
-родителя, не заключившего
новый брак, если второй из
них признан безвестно
-одиноких граждан,
Неполным семьям, воспитывающим несовершеннолетних детей, государство предоставляет дополнительные социальные гарантии [8, с.63].
Во многих развитых странах, семья как социокультурный институт переживает глубокие изменения, которые проявляются, прежде всего, в снижении числа браков; падении рождаемости; росте числа разводов и формировании семей раздельно живущих супругов; повышении числа незарегистрированных браков и доли внебрачных рождений, обусловливающих увеличение количества неполных семей.
Преобладающим типом семьи сегодняшней остается супружеская пара с одним, реже с двумя и более детьми. Другой, весьма распространенный тип составляют так называемые неполные семьи. За основание для социально-демографической идентификации "неполной семьи" принимается ситуация, при которой вследствие различных причин воспитание и уход за ребенком или детьми осуществляет один родитель.
Таким образом, к неполным семьям относят семьи с нарушением структуры. Что является препятствием адаптации семьи в социуме. Неполные семьи, имея низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности, не справляются с возложенными на них функциями.
Существуют четыре типа неполных семей, способствующих появлению «трудных» детей:
-семьи с недостатком воспитательных ресурсов; семьи с недостаточно высоким общим уровнем развития родителей, не имеющих возможности оказывать детям помощь в учебе; семьи, где тратят много времени на поддержание материального благополучия, тем самым создавая нежелательный фон для воспитания детей;
-конфликтные семьи.
В таких семьях дети, как правило,
демонстративно конфликтны, неуравновешенны;
старшие дети, протестуя против
существующего конфликта,
-нравственно неблагополучные
семьи. Среди членов такой
-педагогически некомпетентные
семьи. Последствиями
Рассмотрим проблемы, возникающие в неполных семьях.
1.2.Проблемы, возникающие в неполных семьях.
Семья выполняет следующие функции:
- воспитательная функция;
- экономическая - заключается в желании членов семьи удовлетворить свои материальные потребности;
- эмоциональная функция-
- функция духовного общения- совместное проведение досуга, взаимное духовное обогащение (данная функция играет значительную роль духовном развитии человека);
- функция первичного
- медицинская;
В монородительской (семья с одним родителем) семье перечисленные функции не могут реализовываться в полном объеме.
Наиболее
остро среди названных проблем
стоят проблемы экономического
характера: финансово-
Информация о работе Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье