Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
1)уточнить понятие и статус неполной семьи;
2)охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
3)обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
4) разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
1.1Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
1.2Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
1.3Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….
2Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………
2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………
2.2 педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..
3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

монастырский курсовая по социализации мальчика.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

      В связи с высокой загруженностью на работе родители из неполных семей демонстрируют низкую активность в сотрудничестве со школой. Эта категория родителей посещает школу только по вызову учителя или не приходят в школу вообще.

      В целом социализация детей из неполных семей проходит в условиях менее благоприятных и поэтому достигает более скромных воспитательных результатов. А значит, для достижения качественного воспитательного эффекта детей в неполной семье необходимо создание дополнительных механизмов социальной поддержки одиноких родителей, в данном случае матерей.

      Также вызывают беспокойство такие проблемы, как:

-склонность ребёнка к побегам  из дома;

-склонность к асоциальному поведению; 

-вероятны проблемы во взаимопонимании  ребёнка с оставшимся родителем;

- дети могут бросить школу,  получить более низкое образование,  испытывать в будущем проблемы  с трудоустройством;

-детям часто сложно наладить  отношения с другими людьми (они  болезненно реагируют на критику,  демонстрируют эмоциональные вспышки);

- дети могут завышено оценивать  своего родителя, что находится  рядом;

-дети в разведенных семьях  чаще более проблемные, чем те, чей родитель умер;

- отсутствует модель межполовых отношений для ребёнка, а также поведенческих стереотипов своего пола и возможно негативное отношение к противоположному;

-после развода дети могут  относиться агрессивно к обоим  родителям;

-дети из неполных семей значительно  чаще испытывают страх потерять  «единственного» родителя.

       Несомненно, в  воспитании мальчика велика роль отца.

 

2.2 Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье.

 

      В связи с особой  воспитательной ролью семьи возникает  вопрос о том, как сделать  так, чтобы усилить положительные  и свести к минимуму отрицательные  влияния семьи на воспитание  ребенка. Для этого необходимо  определить условия успешного  воспитания мальчика в неполной  семье. Многие специалисты отмечают, что дети, выросшие в неполных  семьях, в будущем испытывают  большие затруднения в своих  собственных семьях, и велика  вероятность того, что они сами  будут воспитывать своего ребенка  без партнера.

     Нами предложены следующие  педагогические условия успешного  воспитания мальчика в условиях  неполной семьи:

     1.Компенсация отсутствия мужского внимания на воспитание мальчика путем привлечения к воспитанию близких родственников.

Женщины, ощущающие недостаток мужского влияния на ребенка, делятся на две  категории: первая - пытающая заменить отца самостоятельно

( стараясь не сюсюкать, быть  жестче, делать замечания, ругать); и вторая - пытающая вовлечь других  людей в воспитательный процесс.  Исследователи, рассмотревшие проблему  духовной близости отцов и  детей , утверждают: контакт между ними необходим. Частота контактов при этом, как отмечалось выше, не так важна, как взаимное чувство между отцом и ребенком. Когда дети чувствуют себя любимыми, повышается их эмоциональная защищенность, которая показывает еще одно условие благоприятной социализации.

  1. Привлечение в различные виды деятельности, которые возглавляет мужчина.
  2. Сохранение уважительных отношений к отцу и контакта с ним.
  3. Психологический контакт с ребенком.

Глубокий  постоянный психологический контакт  с ребёнком – это универсальное  требование к воспитанию, которое  в одинаковой степени может рекомендовано всем родителям, в любом типе семьи, так как контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями дают детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.

  1. Создание доверительных отношений.

Основные  меры улучшения воспитательных возможностей в неполной семье это создание доверительных отношений в семье, формирование отношений взаимопомощи и вовлечение детей в дела и  заботы семьи, разумное соотношение  родительской любви и строгости, возрастание роли личного примера, формирование у детей положительного идеала взрослого.

 Доверие  к родителям возникает тогда,  когда дети уверены в справедливости, объективности, доброте старших.  Тогда они стремятся подражать  им.

  1. Организация культурно- досуговой деятельности.

Родителям необходимо строить свою жизнь в доме и  вне его с учетом интересов  детей. Обычным для таких семей  должно стать совместное выполнение домашних обязанностей, общий досуг; игры, прогулки, занятия спортом  и т.д..

  1. Привлечение ребенка к выполнению мужских обязанностей.
  2. Сохранение психологического контакта.
  3. Сохранение эмоционального контакта.

 

Первыми, кто  сталкивается с бедами одиноких матерей, и первыми, кто хоть как-то пытается им помочь, являются сотрудники воспитательно-образовательных  учреждений. Эти специалисты не только привлекают к участию в воспитания ушедшего из семьи родителя, но и сами пытаются создать социально-педагогические условия успешной социализации ребенка в школе и семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Программа социально-педагогической  помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков.

Пояснительная записка

 

Настоящая программа  предназначена для работы социального  педагога с неполными семьями, где  воспитанием мальчиков занимается одна мать. Это необходимо для того, чтобы обучить мальчиков навыкам  мужского поведения, позволяющим им более эффективно действовать в  повседневной жизни, решать встающие перед  ними каждодневные задачи. Программа  предполагает возрастной период мальчиков 7 – 10 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, – с  открытостью их к помощи со стороны  взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.

Цель программы: помочь неполной семье правильно организовать воспитание ребенка (мальчика).

Задачи:

Таблица 1. Основные мероприятия  программы

№ н/п

Мероприятия

Цель

Участники

Время проведения занятий

1.

Беседы с матерями

Способствовать формированию навыков  воспитания мальчиков. Обеспечить знаниями о проявлении и воспитании мужского характера.

Социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители

2 раза в месяц по 40 минут (4 беседы)

2.

Субботник с привлечением мужчин

Познакомить мальчиков с проявлением  мужского характера, мужественности. Дать возможность понять, что должен делать мужчина.

Классные руководители, родители мужского пола, учителя технологии у мальчиков

1 раз в месяц

3.

Экскурсии для мальчиков в кадетский корпус

Сформировать у мальчиков стремление к проявлению мужественности

Классные руководители, родители мужского пола

1 раз в месяц

4.

Туристические походы

Сформировать у мальчиков навыки мужского поведения

Классные руководители, родители мужского пола

2 раза в месяц

5.

Спортивные секции (футбол, волейбол, бокс, тренажерный зал)

Сформировать у мальчиков тягу к мужским видам спорта

Тренеры спортивных секций, родители мужского пола

2 раза в неделю по 60 минут


 

Представленные в рамках программы  мероприятия предполагают участие  в них родителей мужского пола из других семей. Следует отметить, что не все мужчины отреагировали  положительно на участие в программе. Но те из них, которые согласились, восприняли возможность оказать помощь в  воспитании позитивно и с интересом. Мужчины-отцы с удовольствием готовы были уделять внимание мальчикам  в достижении и формировании личности будущего мужчины.

Программа осуществляется с помощью  форм и методов, направленных на работу с учащимися и их родителями. Формы и методы деятельности социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного мероприятия.

Формы работы:

- родительские собрания;

- диагностика;

- индивидуальные и групповые консультации;

- экскурсии;

- туристические походы.

Методы работы:

- анкетирование;

- тестирование;

- наблюдение;

- опрос;

- беседа;

- рефлексия;

- игровые приемы и упражнения;

- психолого-педагогические упражнения.

Временные ресурсы. Программа рассчитана на 2 месяца. Мероприятия целесообразно проводить 1 раз в неделю в течение 40 минут.

Материальные ресурсы. К реализации программы приглашаются родители мужского пола из полных семей. Также необходимы материалы для проведения субботников и туристических походов.

К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:

- воспитание необходимых для жизни в современном социуме мужских качеств личности (мужественность);

          - формирование умений и навыков воспитания мальчиков у матерей из неполных семей.

Реализация программы.

В начале реализации программы мужчины-отцы отмечали, что мальчики из неполных семей не отказывались от мужского общения. Родители утверждали, что 50%  мальчиков были настроены положительно на взаимное общение с ними, а 25% не хотели участвовать в мероприятиях.

Первое мероприятие, где отцы увидели  положительный результат, это была проведенная экскурсия в кадетский корпус, где мальчики смогли познакомиться с таким понятием, как мужество. Мальчики, по мнению родителей-мужчин, приумножили свои знания о мужестве с помощью такой экскурсии. Мальчики смогли дополнительно познакомиться с достижениями в области военной науки, кадетской жизни . Ребята посетили музей военной техники под открытым небом. Мужчины-отцы отметили интерес и восторг в глазах мальчиков от увиденного. Часть ребят стали подумывать о дальнейшем поступлении в один из этих учебных заведений. С этой экскурсии у мальчиков и мужчин сложились крепкие дружеские взаимоотношения. Можно сказать, что такой дополнительной экскурсией мужчины смогли завоевать доверие мальчиков из неполных семей.

Еще одно мероприятие, которое мужчины отмечают как  успешное, это совместное участие  мальчиков и мужчин в спортивных секциях. Мужчины-родители считают, что  посещение таких спортивных секций как футбол, борьба и волейбол оказывают  огромное значение в формировании мужества. Мужчины отметили, что мальчики из неполных семей с интересом проявляли участие в футболе.

В целом, мужчины позитивно отзывались о проведенных мероприятиях и  готовы в дальнейшем участвовать  в таких программах. Они отметили, что у мальчиков проявление мужского поведения и, в частности, сформированность навыков мужества достигли среднего уровня адекватности. 50% отцов продолжают ведение спортивных секций для этих мальчиков из неполных семей.

В ходе реализации программы было проведено четыре беседы с матерями, воспитывающими мальчиков.

Беседа 1.

Цель: познакомиться с семьями, провести диагностическое исследование особенностей семейного воспитания, познакомить родителей с основными целями реализации программы.

В ходе этой беседы был налажен контакт с матерями из исследуемых неполных семей. Поначалу реакция семей на проведение этой программы была отрицательная. Они считали, что самостоятельно могут справиться с сложившимися проблемами. Некоторые из них утверждали, что у их сыновей нет проблем, связанным с нарушением мужской роли. Но после проведение беседы, где матери познакомились с мужчинами, которые будут участвовать в данной программе, матери согласились в участии.

Беседа 2.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий как субботник с участием других родителей мужского пола, а также экскурсии в парк победы.

Вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего сына после мероприятия посвященного субботнику на территории школы?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Считаете ли данное мероприятие, посвященное субботнику, полезным в воспитании мальчика и почему?
  • Какие изменения Вы заметили после проведения экскурсии Вашего ребенка в музей военной техники и боевой славы?
  • Как Вы способствуете развитию у Вашего сына мужских качеств?
  • Чем Ваш ребенок занимается по дому? Есть ли в этом элементы чисто мужской работы?

Информация о работе Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье