Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
1)уточнить понятие и статус неполной семьи;
2)охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
3)обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
4) разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.

Содержание работы

Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
1.1Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
1.2Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
1.3Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….
2Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………
2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………
2.2 педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..
3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………

Файлы: 1 файл

монастырский курсовая по социализации мальчика.docx

— 70.06 Кб (Скачать файл)

Беседа 3.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков после реализации таких мероприятий, как сопровождение мальчиков мужчинами в театр и кино, а также туристических походов с мужчинами.

Вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего сына после мероприятия, посвященного походу в театр совместно с родителями других детей?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Нет ли привязанности к данному отцу у Вашего ребенка?
  • Как Ваш ребенок оценивает поход?
  • Восхищается ли Ваш сын участвовавшим родителем?
  • Как Ваш сын оценивает мужество участвовавшего родителя мужского пола?

Беседа 4.

Цель: проанализировать в ходе беседы с матерями особенности изменения поведения мальчиков во время посещения спортивных секций, а также оценить реализацию программы в целом.

Вопросы беседы:

  • Изменилось ли поведение Вашего сына во время посещения спортивных секций?
  • Как Вы оцениваете изменения положительно или отрицательно?
  • Как изменилось поведение Вашего сына и в чем это проявилось в первую очередь?
  • Считаете ли выбранные спортивные секции жестокими? Почему?
  • Нравится ли Вашему ребенку ощущать себя в мужской роли?
  • Как Вы оцениваете проведенные мероприятия с Вашим сыном в целом?
  • Есть ли у Вас замечания к проведению мероприятий? Какие?
  • Довольны ли Вы поведением Вашего сына сейчас? Если нет, то почему?
  • Хотели бы в дальнейшем участвовать в таких мероприятиях?

В ходе проведения бесед было установлено, что 9 человек матерей определяют реализацию программы как положительную. Данные мамы считают, что в поведении их детей произошли серьезные позитивные изменения. Мальчикам понравилось проводить время в мужском обществе. Ребята нашли свои новые интересы, такие, как увлечение коллекционированием календариков с изображением видов военной техники второй мировой войны. В одной из семей мальчик попросил маму приобрести энциклопедию коллекционного оружия в истории человечества. Кроме того, мамы утверждают, что такие желание у их детей ранее не возникали. Особыми заслугами положительной реализации программы мамы считают участие в ней других родителей мужского пола. 50% исследуемых матерей считают, их сыновья научились некоторым видам мужской работы от других родителей. В число таких работ они относят работу по дереву, работу с применением мужских инструментов (топор, молоток, гвозди, электрорубанок). В ходе реализации программы мальчиками из исследуемых семей были починены с помощью родителей и учителей технологии парты, стулья. Кроме того, учителя технологии у мальчиков в ходе реализации данного мероприятия научили ребят некоторым основам резьбы по дереву. Мамы, чьи мальчики получили навыки этого искусства, отмечают положительное значение этих уроков. После реализации такого мероприятия, как посещение театра и кино совместно с родителями мужского пола исследуемые матери отметили изменения в стиле одежды у своих сыновей. Они утверждают, что мальчики перестали носить детские цветные носки и попросили купить носки нейтрального цвета. Кроме того, дети стали более конкретны в выборе пуловеров и свитеров.

После реализации вышеупомянутой программы, которая позволила максимально  скорректировать свое отношение  к поведению со своим сыном, был  проведен повторный срез с использованием теста - опросника родительского отношения к детям (А.Я. Варга, В.В. Столин).

Из представленных данных можно  увидеть, что 25% родителей в ходе проведения программы и, в частности, бесед, пересмотрели свое отношение  к детям. Также хочется отметить, что 25% исследуемых матерей не отмечают позитивного изменения в поведении  своих детей. Вероятнее всего, что  данные семьи не изменили своего отношения  к воспитанию мальчиков и с  интересом подошли к реализации всех мероприятий предусмотренных программой. С такими семьями необходимо проводить работу с привлечением специалистов практической психологии. Можно лишь сказать, что ухудшения в поведении в ходе реализации программы у мальчиков из этих семей не было.

На основе вышеизложенного в главе 2 можно сформулировать рекомендации для родителей:

  1. В воспитании мальчиков необходимо учитывать следующее:
  • залогом эффективного воспитания является атмосфера любви и доброжелательности в семье;
  • при общении с ребенком важно умело сочетать уважения к его личности с высокой требовательностью;
  • нужно уметь понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
  • воспитательные воздействия нужно строить с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей детей и с опорой на положительное в ребенке.
  1. Нужно внимательно относиться к мнению и суждениям ребенка, старайтесь его понять. Нужно постараться не заставлять ребенка, а убедить его, учить рассуждать и анализировать вместе с ним возможные последствия его действий.
  1. В основе семейных конфликтов с детьми, как правило, лежит несоответствие родительских отношений и требований желаниям и возможностям ребенка. Необходимо уделить особое внимание обоснованности запретов для ребенка и возможно дать ему немного больше свободы и самостоятельности.

Главное в общении матери с сыном  является поддержка его стремления к предстоящей роли мужчины. Необходимо помнить и использовать важное преимущество семейного воспитания – мать имеет  возможность хорошо изучить внутренний мир своего ребенка, его потребности  интересы и на основе этого максимально  индивидуализировать процесс воспитания, тем самым, обеспечить благоприятное протекание процесса становления мальчика мужчиной. Как показывают данные проведенного исследования, основной причиной формирования неправильного поведения у мальчиков способствуют ошибки семейного воспитания, в частности, отсутствие в семье примера мужского поведения.

Предотвращению и профилактике неправильного поведения может  способствовать реализация специальных  программ организации совместной деятельности социального педагога, педагогов  и родителей. Такая программа  может включать в себя блоки просвещения, организацию различных видов  деятельности детей и родителей, индивидуальную работу с ними. При  этом работа социального педагога должна вестись в комплексе с работой  таких специалистов, как педагог-психолог, врач-педиатр, психотерапевт при  их тесной взаимосвязи, соблюдение этого  условия необходимо и при организации  работы с матерями. Только при выполнении этих условий деятельность социального  педагога будет успешной и приведет к положительному результату.

Только совместными усилиями и  всесторонней помощью можно решить проблему воспитания мальчиков в  неполных семьях, где воспитанием  занимается одна мать. Проблему неполных семей решать необходимо на государственном  уровне, в органах местной администрации, привлекая внимания всей общественности.

Представленная программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков, и ее результаты говорят  об эффективности предложенной программы. Кроме того, данную программу может  использовать социальный педагог общеобразовательной  школы.

 

 

 

Заключение

 

Воспитание  детей является важнейшей проблемой, которой заняты отечественные и  зарубежные педагоги и психологи. Но наиболее сложной является проблема воспитания ребенка в неполной семье. В основном единственным родителем  в такой семье является мать. Отсутствие роли отца в воспитании мальчика усугубляет формирование мужского характера. В  таком случае матери необходима помощь со стороны социального педагога.

В данной исследовательской работе были определены и рассмотрены понятия и статус неполной семьи. Кроме того, были рассмотрены различные типы отношений между матерью и ребенком.

Полученные  в теории выводы были подтверждены практическим исследованием. В ходе написания исследовательской работы были решены поставленные задачи, а  именно: изучена социально-педагогическая и психолого-педагогическая литература по проблеме воспитания мальчиков в  неполных семьях; разработана и апробирована программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим  мальчиков; эффективность разработанной  программы проверена и доказана на практике; разработаны и предложены матерям-одиночкам рекомендации по воспитанию мальчиков. Таким образом, поставленная цель – изучение особенностей и обеспечение условий воспитания мальчиков в неполных семьях –  достигнута.

В ходе исследования нами была подтверждена гипотеза исследования, а именно, то, что родители мужского пола из полных семей способны оказать  положительное влияние на формирование мужского характера мальчиков из неполных семей, где воспитанием  занимается только одна мать. Результаты были подтверждены на практике.

Данная  исследовательская работа может  быть использована в деятельности не только социального педагога, но и  социальных психологов, педагогов-психологов, социальных работников, классных руководителей, учителей. В связи с тем, что увеличивается рост неполных семей, то проблема воспитания мальчиков в этих семьях становится все более актуальной. Поэтому к исследованию по этой проблеме необходимо подключать психотерапевтов и психиатров. Это необходимо для того, чтобы молодое поколение мужчин, соответствовало произведению настоящей мужской роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

  1. Агарков С.Т. Дисгармоничный брак // Социологические исследования. 1987. №4. _ 81 – 85с .
  2. Морозова О.В. Педагогика семьи . Омск, 2000._
  3. Матейчик З. Некоторые психологические проблемы воспитания детей в неполной семье // Воспитание детей в неполной семье.  М., 1980._69 – 96 с .
  4. Марова З. Ребенка воспитывает одна мать // Воспитание детей в неполной семье. – М., 1980._ 5 – 68 с .
  5. Гурко Т.А. Программа социальной работы с неполными семьями.  М., 1992._
  6. Савинов Л.И., Кузнецова Е.В. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей.  М., 2005._
  7. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. М., 1980._ 69-96 с .
  8. Демидов А.М. Семья с одним родителем.  М., 1987._
  9. Дружинин В.Н. Психология семьи.  М., 1998._
  10. Захарова Л. Дитя в очереди за лаской. М., 1991._
  11. Ковалев С.В. Писхология современной семьи. М., 1988._
  12. Социальная педагогика / под общ. ред. М.А. Галагузовой. М., 2000._
  13. Захаров. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия / М.: «Академия», 2000._ 568 с.
  14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999._
  15. Махова В.К. Просто счастье (записки матери). М., 1982._
  16. Медведева Н.Я., Шишова Т.А. Книга для трудных родителей. М., 1994._
  17. Методика и технологии работы социального педагога / под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. М., 2002._
  18. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье. // Социальная педагогика. 2005. №5. С. 63 – 66.
  19. О положении семей в Российской Федерации. М., 1998._
  20. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. М., 2001._
  21. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. М., 2004._
  22. Синельников А.Б. Проблемы неполных семей в современной России. М., 1994._
  23. Солодовников В.В. Дети развода // Социологические исследования. 1988. №4. С. 58 – 62.
  24. Социальная педагогика / под ред. В.А. Никитина. М., 2000._

25. Воспитание детей в неполной семье / под ред. Н. М. Ершовой. М., 1980._205 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье