Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 21:20, курсовая работа
Цель исследования: выявить особенности воспитания мальчика в неполной семье и условия успешности этого процесса.
Задачи исследования:
1)уточнить понятие и статус неполной семьи;
2)охарактеризовать трудности и проблемы в воспитании мальчика в неполной семье;
3)обосновать педагогические условия успешного воспитания ребенка в неполной семье;
4) разработать программу помощи неполным семьям воспитывающим мальчиков.
Введение
1 Понятие и статус неполной семьи………………………………………….
1.1Определение понятия неполной семьи и её типы…………………………
1.2Проблемы, возникающие в неполных семьях……………………………..
1.3Роль отца в воспитании мальчика………………………………………….
2Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема…………………………………………………
2.1Трудности и проблемы, характерные для мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………
2.2 педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье………………………………………………………………………………..
3 Программа социально-педагогической помощи неполным семьям, воспитывающим мальчиков…………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………
Литература………………………………………………………………………
Именно в неполной семье, по признанию родителей, конфликты с детьми в три раза чаще связаны с материальными проблемами семьи, нежеланием ребёнка считаться с ограниченными возможностями семейного бюджета.
Функция эмоционального удовлетворения. Отсутствие тепла и взаимопонимания, любви может быть причиной эмоциональных и поведенческих трудностей. Эмоциональная функция семьи - это удовлетворение ее членами потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Данная функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, активно содействует сохранению их психического здоровья.
Духовное общение - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение. Совместная организация развлечений и восстановления после работы. Забота о здоровье и благополучии членов семьи. Отдых, организация досуга.
Обеспечение выполнения социальных норм членами семьи, в особенности теми, кто в силу различных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить своё поведение в полном соответствии с социальными нормами. Семья - малая социальная группа, в ней учатся строить свое поведение в соответствии с существующими социальными нормами. Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений.
Другой проблемой неполной семьи, которой необходимо уделить внимание, является качество здоровья детей. Дети из неполных семей, что доказано педиатрами, чаще подвержены острым и хроническим заболеваниям. Это объясняется объективными причинами. Женщина, в одиночку воспитывающая ребенка, в первую очередь вынуждена заботиться о материальном благополучии семьи, отодвигая свои непосредственные обязанности воспитания и укрепления здоровья детей на второй план. Кроме того, в неполных семьях чаще наблюдается наличие вредных привычек (курение, алкоголизм), неустроенность социально-бытового и жилищного характера, отсутствие или несоблюдение гигиенических норм.
1.3. Роль отца в воспитании
В каждой семье между отцом и ребенком складываются свои отношения. По мнению специалистов, нет универсальных советов, но есть правила, которые могут помочь в общении с ребенком.
Первое и основное правило, оно касается и матери. Если обижены на свою вторую половину, ни в коем случае не критикуйте ее в присутствии ребенка. Ваша неприязнь только осложнит отношения с ребенком. К тому же нанесет немалый вред психике малыша. Ведь он любит обоих своих родителей. Супругам стоит чаще вспоминать о своей любви друг к другу. Даже если вы в разводе, постарайтесь остаться друзьями и любящими родителями.
Многим
отцам стоит осознать этот
процесс. Несомненно, отцу приятно
видеть радостные глаза
Не
важно, сколько времени отец
проводит вместе с ребенком, целый
день, или два часа. Порой, за
короткий промежуток времени,
отец может дать столько тепла
и внимания, что хватит его
надолго. Поэтому стоит
О роли отца в воспитании ребенка сегодня говорят много. Специалисты отмечают, что довольно сложно вырастить полноценную личность, будь – то мальчик или девочка, без мужского влияния. Никто не отрицает возможность добиться успеха в области воспитания без отца, но как показывает жизнь, это большая редкость. Ведь от обоих родителей зависит, каким вырастит их чадо. Важно, то, что дают ему родители, в частности отец может дать то, что ни кто в мире больше дать ему не сможет. Специалисты рекомендуют не забывать об этом, особенно если дело заходит о разводе. При любых обстоятельствах, мужчина должен оставаться папой.
Мальчику необходимы дружба и одобрение отца. И мальчики, и девочки нуждаются в обществе отца, в его любви. Хорошо, если дети имеют возможность проводить много времени с отцом, ощущать его ласку и по возможности помогать ему.
Иногда отец стремится, во что бы то ни стало сделать своего сына идеальным во всех отношениях, и это мешает отцу и сыну просто приятно проводить время вместе.
Например, отец хочет воспитать из сына спортсмена. Он может еще в раннем возрасте начать учить его играть в футбол. Но у ребенка не получается. Если отец все время критикует его, даже по-дружески, ребенку становится не по себе, и он перестает получать удовольствие от игры. Кроме того, ему начинает казаться, что он ни на что не годен и что отец его тоже так думает. В свое время мальчик полюбит занятия спортом, если он вообще уверен в своих силах и жизнерадостен. Одобрение отца важнее для него, чем его указания и поправки. Игра в футбол - прекрасное занятие, если она была предложена сыном и если они с отцом играют для развлечения.
Если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он "свой парень". Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.
Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.
Иногда, рассердившись на сына, отец выражает свое раздражение в виде насмешек. Так принято воздействовать на оппонента во взрослом мире. Ребенок же при этом чувствует себя униженным. Насмешки — слишком сильное средство для маленьких детей. Не ломайте психику малышу, если не хотите вырастить человека с избытком комплексов!
На самом деле перечисленным не исчерпывается влияние отца на своего ребенка. Существует еще столько нюансов, самых, казалось бы, безобидных мелочей, которые с папиной легкой руки вырастают либо в теплые воспоминания из детства, либо становятся самой горькой обидой на всю жизнь.
Часто пишут и говорят о том, какую роль играет мать в воспитании детей и как ей стать лучшей мамой, а вот о том, какое значение в формирование личности играет отец, мы слышим не часто. Это связано с тем, что на протяжении многих веков роль отца в воспитании детей недооценивалась. Ведь раньше мужчины не нянчились с маленькими детьми, это считалось чисто женской обязанностью.
Сегодня женщины стали более самостоятельными и многие из них имеют возможность вырастить ребенка и без мужа. По этой причине некоторые женщины решаются рожать ребенка без мужа или же с легкостью соглашаются на развод, после чего ребенок остается без папы. При этом они уверенно заявляют, что такого отца ребенку иметь ни к чему, все необходимое ребенку она может дать и сама. Между тем все дети нуждаются в отцовской любви.
Отцы проявляют свою родительскую любовь по-другому, чем матери. Мать любит своего малыша безотчетно, ее любовь запрограммирована генетически. Ребенок чувствует любовь матери все время, через поцелуи, объятия и нежные слова. Любовь отца предметна, ее надо заслужить своими достижениями и успехами. Несмотря на то, что в воспитании детей надо придерживаться одинаковых целей, вырастить сына настоящим мужчиной невозможно без участия отца или же без соблюдения определенных правил матерью. К сожалению, многие матери, воспитывая мальчика без отца, не учитывают, что мужской пол отличается специфическими особенностями.
Нельзя недооценивать роль отца в воспитании сына. Именно он является моделью поведения для сына, даже в том случае, если он приходит домой с работы поздно вечером и усталый ложиться спать. Для мальчика очень важно чувствовать, что у него есть человек, который его может защитить в нужную минуту.
Конечно, для воспитания сына настоящим мужчиной необходимо постоянное присутствие отца рядом с мальчиком. Но современные требования жизни не дают многим отцам такой возможности, в этом случае надо стараться уделить больше внимания сыну в выходные. Мальчик любит слушать отца, заниматься вместе с ним мужскими делами и просто чувствовать себя рядом с ним в безопасности. Он должен получать от своего отца положительный пример. И только тогда он вырастит настоящим мужчиной, способным защитить свою семью и обеспечить им достойное будущее.
Вышеизложенную информацию необходимо учитывать матерям, которые воспитывают мальчиков одни.
Для полноценного развития интеллекта ребенка очень важно, чтобы в его окружении начиная с раннего детства, встретились оба типа мышления: и мужской, и женский. Отсутствие отца в семье, с чем бы оно ни было связано, отрицательно сказывается на развитии интеллектуальных способностей, как мальчиков, так и девочек.
Глава 2. Воспитание мальчика в неполной семье как социально-педагогическая проблема.
Важной проблемой неполной семьи является ее функционирование, как института воспитания и социализации детей. Образ жизни неполной семьи имеет специфические особенности, которые сказываются на воспитательном процессе. Именно отсутствие кого-либо из родителей может стать причиной неудачного и неполноценного воспитания ребенка (детей). В материнских семьях, где отсутствует отец, у мальчиков формируются неадекватные, искаженные представления о ролевых функциях отца, мужа, мужчины, поскольку он в процессе социализации не видит мужского примера. Поскольку дети, воспитывающиеся в неполных семьях, лишены примера семейных взаимоотношений мужчины и женщины, это оказывает негативное влияние на подготовленность детей к будущей семейной жизни и социализацию в целом. Ведь именно от показателя идентификации детей со своими родителями зависит эффективность семейного воспитания. Ребенок принимает нравственные и идеологические нормы своих родителей, а в неполной семье эта составляющая воспитательного процесса деформируется. В неполных семьях, где воспитателем остается отец, ребенок получает меньше ласки, что способствует полноценному воспитанию ребенка.
В воспитательном процессе одному родителю очень трудно контролировать и влиять на поведение ребенка. Объясняется это чрезмерной занятостью на работе, которая не дает возможности уделять достаточное внимание детям.
Можно выделить шесть наиболее распространенных ошибок, возникающих в процессе воспитания детей в неполной семье:
1. Гиперопека, когда ребенок и проблемы, связанные с ним, выдвигаются на первое место в системе жизненных ценностей и ориентаций (утрированные формы любви). Гиперопека является одной из форм деформации воспитания.
2. Отстраненность матери от собственного воспитательного процесса и чрезмерная ориентация на материальную заботу о ребенке. Впоследствии, такой ребенок начинает требовать от матери все большего, но, т.к. она уже не в состоянии выполнять возрастающие запросы, это становится причиной многочисленных конфликтов и переживаний.
3. Препятствие контактам ребенка с отцом, вплоть до настойчивого искоренения унаследованных от него качеств, что обусловлено неприязнью матери к бывшему мужу.
4. Двойственное отношение к ребенку, проявляющееся то в приступах чрезмерной любви, то во вспышках раздражения.
5.
Стремление матери сделать
6. Отстраненность матери от ухода за ребенком и его воспитания. Причины таких ситуаций могут быть разными, начиная от безответственности, избытка примитивных интересов, удовлетворению которых ребенок мешает, недоброжелательного отношения к ребенку, и вплоть до крайних случаев: алкоголизма матери, беспорядочности в сексуальных отношениях, проституции и других форм асоциального поведения.
Психологи акцентируют внимание на проблемах половой идентификации детей из неполных семей: мальчики испытывают дефицит мужского образца поведения[13, с. 29] . Есть опасность появления у детей ранних отношений с противоположным полом, раннего родительства, проблем в сексуальной жизни, ранних разводов, собственного внебрачного родительства.
Вызывает беспокойство также уровень социального одиночества детей из неполных семей. Подростковое одиночество психологами расценивается как возрастная особенность и означает переход подростка на новый уровень самосознания. Вместе с тем значимость сверстников и общения с ними становится приоритетным в этом возрасте. И поэтому более высокие предпочтения детей из неполных семей, выбирающих одиночество как условие психологического комфорта, следует считать негативным следствием дефицита родительского внимания.
Информация о работе Педагогические условия успешного воспитания мальчика в неполной семье