Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Исследование факторов, влияющих на положение ребенка инвалида в семье.
2.Определить отношение в семье к ребенку инвалиду.
3.Определить проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями.
4.Выделить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Педагогические возможности семьи.
1.1 Факторы влияющие на положение ребенка инвалида в семье….....5
1.2 Отношение в семье к ребенку инвалиду………………………........10
Глава 2. Развитие и адаптация ребенка с ограниченными возможностями в семье.
2.1 Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..15
2.2 Технологии социальной реабилитаии детей с ограниченными возможностями в семье…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2009г.(2 курс).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

                         Федеральное агентство по образованию

                      Государственное образовательное учреждение

                         высшего профессионального образования

             «Тверской государственный университет» 

           Факультет психологии и социальной работы 

             Кафедра педагогики и социальной работы 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                        

Курсовая работа по педагогике 

 

Педагогические возможности  семьи в развитии и адаптации     ребенка с ограниченными возможностями 

 

 

 

 

Выполнила студентка второго   курса,24гр.,                                                                                     факультета психологии и социальной работы, очной формы обучения

Козлова Наталья           

 

 

 

Научный руководитель:

Спиридонов Р.Е., старший  преподаватель

 

 

 

 

 

 

 

 

Тверь 2009

                                    Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

Глава 1. Педагогические возможности семьи.

           1.1 Факторы влияющие на положение  ребенка инвалида в семье….....5

           1.2 Отношение в семье к ребенку  инвалиду………………………........10

Глава 2. Развитие и адаптация  ребенка с ограниченными возможностями  в семье.

           2.1 Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..15

           2.2 Технологии социальной реабилитации  детей с ограниченными возможностями  в семье…………………………………………………………19

Заключение………………………………………………………………………24

Список используемой литературы……………………………………………..27

          

 

              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                             Введение

         Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом. Особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её членов и характером взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью.

      Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". [15;15]

       Не секрет, что родители испытывают к ребенку-инвалиду двоякие чувства: то они любят его так же, как могли бы любить здорового малыша, то злятся на него, бояться и даже отвергают. Надо понять, что ребенку с нарушениями нужно то же, что и здоровому, чтобы его любили и принимали таким, каков он есть, со всеми его проблемами и трудностями. Признать ребенка это значит установить с ним отношения, радостные и для него и для всей семьи: только в таком случае малыш окажется в самой лучшей для его развития среде. И тогда он войдет в мир уверенным в себе, доброжелательным и, может быть с нарушениями интеллекта, но будет социально адаптирован.

      Любому ребенку, здоровому или больному, во имя его будущего счастья и социального благополучия нужна счастливая и полноценная семья. Именно педагогическим возможностям семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями и посвящена моя курсовая работа. Данная тема довольна актуальна в настоящее время в связи с тем, что сейчас много семей, воспитывающих ребенка-инвалида. По данным НИИ детства, ежегодно рождается 5-8% детей с наследственной патологией, 8-10%-имеют выраженную врожденную или приобретенную патологию, 4-5%-составляют дети-инвалиды, значительное количество детей имеет стертые нарушения развития.[16;5]

      Объектом исследования является развитие и адаптация ребенка с ограниченными возможностями.

     Предмет – педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями.

       Цель курсовой работы – определить педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Исследование факторов, влияющих на положение ребенка инвалида в семье.
  2. Определить отношение в семье к ребенку инвалиду.
  3. Определить проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями.
  4. Выделить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

       Курсовая работа включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Педагогические возможности семьи

    1. Факторы влияющие на положение ребенка-инвалида в семье                      

       Психологические исследования показали, что у детей – инвалидов обычная психика, развивающаяся по тем же психологическим законам, что и у детей, которых мы называем нормальными. У инвалидов те же духовные потребности. Но их жизненная ситуация совершенно иная.[5;23]

       Не существует и особой психологии для семьи с ребенком – инвалидом. Но она поставлена в особые условия в обществе и по отношению к нему.

       Основной характеристикой семьи является взаимодействие и слаженность в отношениях отдельных ее членов. Они связаны между собой многими узами, среди которых первое место занимают эмоциональные. Поскольку каждый член семьи, начиная с грудных детей и заканчивая прабабушками, является своеобразной личностью, то и семья как целое тоже оригинальна и неповторима.

       Все это в такой же степени относится к семье с ребенком – инвалидом. Совместная жизнь в такой семье, как и в любой другой, имеет те же основные психологические характеристики. Но в отличие от семьи с нормальным ребенком в семье с ребенком – инвалидом существует специфическая опасность, которая может ослабить ее внутреннюю сплоченность.[11;276]

      Мы обычно спрашиваем: «Как переносит ребенок свою инвалидность?», «А как семья переживает ущербность ребенка?», «Что способствует примирению семьи и самого ребенка с индивидуальностью, а что действует неблагоприятно?». Здесь очевидно взаимодействие нескольких основных факторов, по – разному отражающихся на индивидуальности каждого отдельно взятого семейного коллектива. Рассмотрим некоторые из этих факторов:

  1. В каждом обществе и в каждую эпоху существуют свои каноны красоты физической и духовной. Сейчас эти каноны строги как никогда. Некоторые телеканалы популяризируют типы «красоты» и сексуальной притягательности на мировом уровне, рекламируют модели высших достижений, знакомят с высшими рекордами в спорте, успехами в работе. По сравнению с такими нормами инвалиды сегодня особенно проигрывают, и это усиливает опасность возникновения комплекса неполноценности.

    Упомянутые нормы и идеалы красоты, служат всего лишь социальным фоном, для каждого индивидуального случая. Чувство неполноценности у ребенка возникает в зависимости от восприятия этих норм воспитателями.[11;277]

  1. Важную роль играет возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье или родители заметили дефект. Каждый вид инвалидности, отставание в развитии имеют особые последствия. Можно образно сказать, что дефективный с рождения ребенок со временем «искривляется», а приобретенный позже дефект «ломает» его. Ранний дефект создает угрозу прежде всего интеллектуальному развитию, а более поздний осложняет духовное и социальное становление.

     В нормальных условиях ребенок начиная с восьми- девяти месяцев перестает зависеть от родителей как единственных источников стимулов и раздражителей извне. Как только ребенок в десять месяцев начинает ползать, а на первом году жизни ходить, то уже сам, собственными силами добывает для себя эти стимулы и раздражители. Удовлетворяет свой интерес, наклонности, потребности по-своему, выбирая нужные ему из широкого набора вокруг. Ребенок с двигательными нарушениями, надолго прикованный к постели, во время критических фаз развития по-прежнему зависит от стимулов, предоставляемых ему взрослыми. Вполне вероятно, что стимулов будет недостаточно и качество их не будет требуемым. Еще менее вероятно, что набор раздражителей и эмоций будет всегда соответствовать индивидуальности ребенка, ведь он не выбирает их самостоятельно! Если дефект появился позднее, опасность обеднения стимулов все-таки меньше, поэтому менее заметна умственная отсталость. При появлении дефекта в среднем школьном возрасте такой опасности практически уже не существует. Но зато на первый план постепенно, начиная с грудного возраста, и заканчивая взрослением, выступает иная опасность. Примерно с трех лет детский коллектив становится важным фактором социализации ребенка. Если ребенок вследствие своего дефекта не может войти по-настоящему в детский коллектив, у него рождается неуверенность в себе, тревога, чувство неполноценности. Нависает угроза здоровому развитию личности, сознанию собственного Я, своей общественной значимости. Кроме того, в среднем школьном возрасте, примерно с восьми до одиннадцати-двенадцати лет, формируется сознание принадлежности к определенному полу. Если в этот период ребенок лишен контактов с другими людьми, такая принадлежность может быть им до конца не осознана.

        То же относится и ко всей семье. Если ребенок родился калекой, семья с самого начала должна примириться с этим фактом, научиться жить с таким ребенком – и она вскоре привыкает к своей роли. Если несчастье происходит позднее, семья прибывает в растерянности. Ей надо отказаться от былых надежд и ожиданий. Наступает серьезная проверка на прочность. Степень приспособления к новым условиям тоже индивидуальна у каждой семьи.[11;278]

  1. Третий важный фактор – степень поражения организма ребенка с различных точек зрения. Во-первых, какая часть тела или функция поражены. Психологически наиболее тяжким считается деформирующее поражение лица, затем следуют дефекты рук и лишь потом остальных частей тела.

       Надо принимать во внимание и временное измерение поражения. Сколько длиться болезнь или дефект? Улучшается ли состояние, остается на одном уровне или ухудшается? Как быстро прогрессирует болезнь? Разумеется, тяжелее всего тем семьям, где и родители и сам ребенок осознают, что врачи бессильны и состояние ребенка ухудшается. Невыразимо горе близких, привязанных к ребенку. Это горе может принимать формы социально бесполезные и даже вредные. В таких случаях родителям следует предоставить целенаправленную психологическую и психотерапевтическую помощь, которая выступает как интегральная часть лечения и обучения ребенка.[8;18]

  1. Еще одним  решающим фактором, обусловливающим положение ребенка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность. Здесь имеются в виду основные характеристики личности: темперамент, к примеру, либо особенности нервной системы: раздражительность, ранимость, сопротивляемость и т.д. Соотношение личностных характеристик влияет на то, как свыкается ребенок и его семья с инвалидностью. Семья иначе воспринимает спокойного и беспокойного ребенка, улыбчивого хохотулю или плаксу, пугливого тихоню и неугомонного крикуна. Это подтверждают новейшие обследования детей с легкой мозговой дисфункцией, а также исследования общения матерей с грудничками на уровне по сути инстинктов. мсследования показали, что существует четкий механизм взаимодействия, требующий от обеих сторон соответствующей готовности.[19;37] Мать должна реагировать на еле уловимые сигналы ребенка, поймать их, понять и найти подходящий ответ. Только после этого ребенок может разыграть перед ней весь свой репертуар проявлений радости и удовлетворенности, что пробуждает в матери ответную удовлетворенность и счастье. Если, однако, у ребенка есть дефекты, его поведение будет неуравновешенным, не отвечающим раздражителям, а тем самым не понятным для матери. Общение с ребенком становится менее прозрачным, затрудненным. Мать, конечно, справится с такой ситуацией, но усилится опасность разлаженности.

      Тяжелая обстановка царит в семьях с умственно отсталыми детьми. Семья встревожена, видя, что развитие не идет так, как надо, отдельные его фазы не наступают вовремя. Тревога и беспокойство родителей неблагоприятно отражается на их контактах с ребенком. Запоздалое развитие не бывает правильно понято окружением, по-своему растолковывающим отдельные проявления, включающим их в неправильные взаимосвязи и потому переутомляющим детей раздражителями, которые не приносят пользы, лишь вызывают в умственно отсталых детях оборонительные механизмы.[4;98]

        Таким образом, существует ряд факторов, влияющих на положение ребенка-инвалида в семье, они в свою очередь могут оказать как положительное, так отрицательное влияние на ребенка и на семью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                         

 

                                                                                                                                                  1.2 Отношение в семье к ребенку – инвалиду

Информация о работе Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями