Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Исследование факторов, влияющих на положение ребенка инвалида в семье.
2.Определить отношение в семье к ребенку инвалиду.
3.Определить проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями.
4.Выделить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Педагогические возможности семьи.
1.1 Факторы влияющие на положение ребенка инвалида в семье….....5
1.2 Отношение в семье к ребенку инвалиду………………………........10
Глава 2. Развитие и адаптация ребенка с ограниченными возможностями в семье.
2.1 Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..15
2.2 Технологии социальной реабилитаии детей с ограниченными возможностями в семье…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2009г.(2 курс).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

      Традиционный  подход  не  исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко  отражен дефицит видения социальной  сущности  ребенка.  Проблема  инвалидности   не   ограничивается медицинским аспектом, она в  гораздо  большей  степени  является  социальной проблемой неравных возможностей.[22;44]

     Такая   мысль  в  корне  меняет  подход  к  триаде  "ребенок  -  общество   -

государство". Суть этого  изменения состоит в следующем:

- главная проблема  ребенка  с  ограниченными  возможностями  заключается  в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности  контактов со  сверстниками  и  взрослыми,   в   ограниченном   общении   с   природой, недоступности  ряда  культурных  ценностей,   а  иногда   и   элементарного образования.  Эта проблема  является  следствием  не  только  субъективного фактора, каковым является  состояние физического и психического  здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося  общественного сознания,  которые  санкционируют  существование  недоступной  для  инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.

- ребенок, имеющий  инвалидность, может быть так   же  способен  и  талантлив,  как и его сверстник, не имеющий  проблем со  здоровьем,  но  обнаружить  свои дарования, развить их, приносить с их помощью  пользу  обществу  ему  мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся   человек, который   имеет   право   на   удовлетворение   разносторонних    социальных потребностей в познании, общении, творчестве;

-  государство   призвано   не   просто   предоставить   ребенку,   имеющему

инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно  пойти  навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб,  позволяющих снизить  ограничения,  препятствующие  процессам  его  социализации  и индивидуального развития. [2;74]

      Поэтому  можно сделать вывод, что на  протяжении своей истории общество  меняло  свое  отношение  к  людям  с отклонениями в развитии.  Оно  прошло  путь  от  ненависти  и  агрессии  до терпимости, партнерства и интеграции лиц с отклонениями в развитии. Но большинство проблем социализации ребенка с ограниченными возможностями остаются актуальными и в настоящее время и требуют решения.

 

 

 

    1. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями в семье

        Технология социальной реабилитация – это способы и средства, направленные на достижение полного или частичного восстановления личностного и социального статуса человека методом, главное содержание которого состоит в опосредовании через его личность лечебно-восстановительных воздействий и мероприятий. [14;61]  Социальная реабилитация своей главной целью считает восстановление или формирование нормативного, личностного и социального статуса человека на основе раскрытия и развития его интеллектуального, нравственного, эмоционального и творческого потенциала.                     

        Программа реабилитации — это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. [3;29] Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

         По прошествии установленного  срока специалист-куратор встречается с

родителями ребенка, чтобы  обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные

незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.

        Программа реабилитации — это  четкий план, схема совместных  действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей  ребенка, его оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в этом плане обязательно предусматриваются мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных знаний, психологическая поддержка семьи, помощь семье в организации отдыха, восстановления сил и т.д.  [3;32] Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу в нескольких направлениях, подключая к процессу реабилитации разных специалистов.

        Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличии междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее  сложную проблему. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

        На первый взгляд ребенок-инвалид должен быть центром внимания своей семьи. В действительности же этого может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и определенных факторов: бедность, ухудшение здоровья других членов семьи, супружеские конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность получить передышку для самих себя: они испытывают облегчение, когда ребенок начинает посещать школу или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

       При  всем этом важно помнить, что  большинство родителей хотят  участвовать в развитии своего  ребенка.

       На  Западе социально-реабилитационная работа, предполагающая участие

родителей, используется немногим более десятка лет. При  этом те, кто

применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах  по сравнению со старой моделью, когда  специалисты все свое внимание и  все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей. [3;49]

        Взаимодействие с родителями  предполагает некоторые сложности.  Нужно быть готовым к трудностям  и разочарованиям. Снятие межличностных  или культурных барьеров, уменьшение  социальной дистанции между родителем и социальным работником (или любым другим специалистом комплекса услуг по реабилитации) может потребовать определенных усилий. Однако нужно помнить, что при отсутствии взаимодействия специалистов и родителей результат работы с ребенком может быть нулевым.

        Что же значит работать с  родителями? Сотрудничество, включение,  участие, обучение, партнерство —  эти понятия обычно используются  для определения характера взаимодействий. [12;7]

        Можно наметить, пять тактик работы  с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника:

     1. Непосредственная работа с конкретной семьей

     2. Опосредованная работа с конкретной семьей

     3. Непосредственная работа с группой родителей

     4. Опосредованная работа с группой родителей

     5. Развитие контактов между семьями

       Некоторые  аспекты работы с семьей ребенка,  имеющего ограниченные возможности,  требуют особого внимания. Например, обычно считается, что взаимодействовать  следует с матерью ребенка,  так как в основном она всегда  и приходит на консультацию  и оказывается в курсе всех проблем и событий в жизни семьи. Однако это ошибочный взгляд. Участие отца в реабилитационном процессе в целом намного повышает эффективность усилий специалистов. Поэтому, начиная работу с семьей, нужно познакомиться не только с матерью, но и с отцом, а также с другими членами семьи. 

       Для  того чтобы преодолевать трудности  оказания помощи семье ребенка-инвалида, полезно использовать следующие  ресурсы:

работа в команде, где  для каждого разбираемого случая назначается один

куратор, координирующий действия остальных;

обмен опытом, использование  знаний и умений сослуживцев:

организация консилиума, группы поддержки для самих специалистов, где можно делиться успехами или  обсуждать неудачи, находить совместное решение проблемы;

использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для

подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. [10;12]

       Существуют  шесть компонентом успеха взаимодействия  специалистов и родителей, в  частности посещений семьи на  дому:

• регулярный контакт;

• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;

• использование вспомогательных  материалов, пособий для родителей;

• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,

родственников;

• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о

ребенке, но и обо всей семье);

• организация групп  поддержки, в которых обсуждаются  результаты и проблемы (обычно в  такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). [10;16]

       Все  это будет способствовать развитию  ребенка, и повышать мотивацию  родителей к сотрудничеству.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            Заключение

 

        Все родители ждут, что их малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет их опорой. Нет ничего удивительного в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются, каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них становиться глубоким потрясением.

        Для родителей подобное потрясение может оказаться и обычно оказывается чрезвычайно сильным.[9;12] И все это время, пока родители горюют и медленно свыкаются с мыслью, что ребенка, о котором они мечтали, нет, реальный малыш инвалид, и с его проблемами никуда не девается: он рядом, и ему нужен уход. 

        Вследствие чего особую актуальность приобретает, то как и каким способом, родители справятся с суровой действительностью будут всеми силами стараться вырастить и воспитать ребенка-инвалида или замкнуться в себе, заставляя ребенка жить и мучиться фактом собственного существования. Сказанное, крайне важно для благополучия не только ребенка, но и всей семьи.

       Рассматривая  факторы, влияющие на положение  ребенка инвалида в семье, можно сделать вывод, что большую роль здесь играют: какие каноны физической и духовной красоты существуют в данном обществе; возраст ребенка, точнее, уровень его развития в период, когда произошло несчастье или родители заметили дефект; степень поражения организма ребенка с различных точек зрения; еще одним  решающим фактором, обусловливающим положение ребенка-инвалида в семье и обществе, является его индивидуальность.

       Определяя  отношения в семье к ребенку-инвалиду  можно выделить: гиперопеку, гипопротекцию, конструктивную и гибкую форму взаимоотношений родителей и ребенка в совместной деятельности и репрессивный стиль семейного общения.

       Анализируя  проблемы социализации ребенка  с ограниченными возможностями  выделим основные из них:

-главная проблема  ребенка  с  ограниченными  возможностями  заключается  в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности  контактов со  сверстниками  и  взрослыми,   в   ограниченном   общении   с   природой, недоступности  ряда  культурных  ценностей,   а   иногда   и   элементарного образования;

- ребенок, имеющий  инвалидность, может быть так   же  способен  и  талантлив,  как и его сверстник, не имеющий  проблем со  здоровьем,  но  обнаружить  свои дарования, развить  их, приносить с их помощью   пользу  обществу  ему мешает неравенство возможностей;

- ребенок - не пассивный  объект социальной помощи, а развивающийся   человек, который   имеет   право   на   удовлетворение   разносторонних    социальных  потребностей в познании, общении,  творчестве;

-  государство   призвано   не   просто   предоставить   ребенку,   имеющему

инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно  пойти  навстречу его социальным потребностям и создать систему  социальных служб,  позволяющих снизить  ограничения,  препятствующие  процессам  его  социализации  и индивидуального развития.

Информация о работе Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями