Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа
Цель курсовой работы – определить педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Исследование факторов, влияющих на положение ребенка инвалида в семье.
2.Определить отношение в семье к ребенку инвалиду.
3.Определить проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями.
4.Выделить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Педагогические возможности семьи.
1.1 Факторы влияющие на положение ребенка инвалида в семье….....5
1.2 Отношение в семье к ребенку инвалиду………………………........10
Глава 2. Развитие и адаптация ребенка с ограниченными возможностями в семье.
2.1 Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..15
2.2 Технологии социальной реабилитаии детей с ограниченными возможностями в семье…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..27
Традиционный подход не исчерпывает всю полноту проблем той категории взрослых и детей, о которой идет речь. В нем ярко отражен дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, она в гораздо большей степени является социальной проблемой неравных возможностей.[22;44]
Такая мысль в корне меняет подход к триаде "ребенок - общество -
государство". Суть этого изменения состоит в следующем:
- главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребенка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб.
- ребенок, имеющий
инвалидность, может быть так
же способен и талантлив,
как и его сверстник, не
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему
инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снизить ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития. [2;74]
Поэтому
можно сделать вывод, что на
протяжении своей истории
Технология социальной
Программа реабилитации — это система мероприятий, развивающих возможности ребенка и всей семьи, которая разрабатывается командой специалистов (состоящей из врача, социальною работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист — это может быть любой из перечисленных специалистов, который отслеживает и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система мероприятий разрабатывается индивидуально для каждого конкретного ребенка и семьи, учитывая как состояние здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и потребности семьи. [3;29] Программа реабилитации может разрабатываться на различный срок — в зависимости от возраста и условий развития ребенка.
По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается с
родителями ребенка, чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные
незапланированные события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с родителями разрабатывают программу реабилитации на следующий период.
Программа реабилитации — это
четкий план, схема совместных
действий родителей и
Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличии междисциплинарной команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей в процессе реабилитации, которое представляет собой наиболее сложную проблему. Установлено, что детям удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.
На первый взгляд ребенок-
При всем этом важно помнить, что большинство родителей хотят участвовать в развитии своего ребенка.
На
Западе социально-
родителей, используется немногим более десятка лет. При этом те, кто
применяет эту модель на практике, убеждаются в ее преимуществах по сравнению со старой моделью, когда специалисты все свое внимание и все усилия направляли лишь на ребенка, зачастую не проявляя интереса к мнению родителей. [3;49]
Взаимодействие с родителями
предполагает некоторые
Что же значит работать с
родителями? Сотрудничество, включение,
участие, обучение, партнерство —
эти понятия обычно
Можно наметить, пять тактик работы с родителями в зависимости от того, как взаимодействует социальный работник с одной семьей или с группой родителей — напрямую или опосредованно, развивается ли сеть контактов между семьями, которые в этом случае могут иногда оказывать поддержку друг другу и без участия социального работника:
1. Непосредственная работа с конкретной семьей
2. Опосредованная работа с конкретной семьей
3. Непосредственная работа с группой родителей
4. Опосредованная работа с группой родителей
5. Развитие контактов между семьями
Некоторые
аспекты работы с семьей
Для
того чтобы преодолевать
работа в команде, где для каждого разбираемого случая назначается один
куратор, координирующий действия остальных;
обмен опытом, использование знаний и умений сослуживцев:
организация консилиума,
группы поддержки для самих
использование публикаций по вопросам социальной работы и видеотеки для
подкрепления знаний специалистов и для рекомендации родителям. [10;12]
Существуют
шесть компонентом успеха
• регулярный контакт;
• подчеркивание способностей ребенка, а не их отсутствия или недостатков;
• использование вспомогательных материалов, пособий для родителей;
• привлечение к работе не только родителей, но и других членов семьи,
родственников;
• внимание к более широкому спектру потребностей (речь идет не только о
ребенке, но и обо всей семье);
• организация групп поддержки, в которых обсуждаются результаты и проблемы (обычно в такую группу входят разные специалисты; социальный работник, психолог, педагог, психотерапевт). [10;16]
Все
это будет способствовать
Заключение
Все родители ждут, что их малыш будет здоровым, красивым и умным, что он добьется успехов в обществе и станет их опорой. Нет ничего удивительного в том, что, ожидая ребенка, родители волнуются, каким он родится, и если он появляется на свет с нарушениями или больным, для них становиться глубоким потрясением.
Для родителей подобное потрясение может оказаться и обычно оказывается чрезвычайно сильным.[9;12] И все это время, пока родители горюют и медленно свыкаются с мыслью, что ребенка, о котором они мечтали, нет, реальный малыш инвалид, и с его проблемами никуда не девается: он рядом, и ему нужен уход.
Вследствие чего особую актуальность приобретает, то как и каким способом, родители справятся с суровой действительностью будут всеми силами стараться вырастить и воспитать ребенка-инвалида или замкнуться в себе, заставляя ребенка жить и мучиться фактом собственного существования. Сказанное, крайне важно для благополучия не только ребенка, но и всей семьи.
Рассматривая
факторы, влияющие на
Определяя
отношения в семье к ребенку-
Анализируя проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями выделим основные из них:
-главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования;
- ребенок, имеющий
инвалидность, может быть так
же способен и талантлив,
как и его сверстник, не
- ребенок - не пассивный объект социальной помощи, а развивающийся человек, который имеет право на удовлетворение разносторонних социальных потребностей в познании, общении, творчестве;
- государство призвано не просто предоставить ребенку, имеющему
инвалидность, определенные льготы и привилегии, оно должно пойти навстречу его социальным потребностям и создать систему социальных служб, позволяющих снизить ограничения, препятствующие процессам его социализации и индивидуального развития.