Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – определить педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1.Исследование факторов, влияющих на положение ребенка инвалида в семье.
2.Определить отношение в семье к ребенку инвалиду.
3.Определить проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями.
4.Выделить технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Педагогические возможности семьи.
1.1 Факторы влияющие на положение ребенка инвалида в семье….....5
1.2 Отношение в семье к ребенку инвалиду………………………........10
Глава 2. Развитие и адаптация ребенка с ограниченными возможностями в семье.
2.1 Проблемы социализации ребенка с ограниченными возможностями…………………………………………………………………..15
2.2 Технологии социальной реабилитаии детей с ограниченными возможностями в семье…………………………………………………………19
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..27

Файлы: 1 файл

Курсовая работа 2009г.(2 курс).doc

— 134.00 Кб (Скачать файл)

 

     В каждого ребенка семья вкладывает свои надежды и ожидания. Почти всегда существует более или менее конкретное представление об ожидаемом ребенке: какой он будет внешне, что будет делать, как реагировать. Как правило, это идеал здорового, гармонично развивающегося ребенка. Осознание того, что с ребенком что-то неладно и надежды на лучшие изменения нет, вызывает настоящее потрясения.[17;11] Рушится заветный идеал, готовый образ, и это крушение приносит тоску, безнадежность, горе. Первоначальная фаза горя длится неодинаково долго у разных людей и проявляется в различных формах. Продолжительность ее - от несколький часов до нескольких месяцев. Затем наступает вторая фаза, которую можно охарактеризовать  как сопротивление горю, по сути это здоровый механизм самозащиты.

        И лишь после фазы самозащиты наступает третья фаза, примирение с действительностью. Здесь семья формирует свое отношение к ребенку, во многом это зависит от типа внутрисемейных отношений и стиля семейного воспитания. По этим признакам семьи, имеющие детей со значительными отклонениями развития, можно дифференцировать на четыре группы.

   Первая группа родители с выраженным расширением сферы родительских чувств. Характерный для них стиль воспитания – гиперопёка. Родители имеют неадекватные представления о потенциальных возможностях своего ребёнка, у матери отмечается огромное чувство тревожности и нервно-психической напряжённости.[15;103] Стиль поведения взрослых членов семьи характеризуется сверхзаботливым отношением к ребёнку, мелочной регламентацией образа жизни семьи в зависимости от самочувствия ребёнка, ограничением от социальных контактов. Этот стиль семейного воспитания характерен для большинства семей матерей – одиночек.

 Вторая  группа характеризуется стилем холодного общения – гипопротекцией, снижением эмоциональных контактов родителей с ребёнком, проекцией на ребёнка со стороны обоих родителей или одного из них собственных нежелательных качеств.[15;107] Родители фиксируют излишнее внимание на лечении ребёнка, предъявляя завышенные требования к медицинскому персоналу, пытаясь компенсировать собственный психический дискомфорт за счёт эмоционального отвержения ребёнка. Отношение к стрессовой ситуации накладывает сильный отпечаток на способ выхода из неё, который избирает семья.

 Третья группа характеризуется стилем сотрудничества – конструктивная и гибкая форма взаимоответственных отношений родителей и ребёнка в совместной деятельности. Как образ жизни, такой стиль возникает при вере родителей в успех своего ребёнка и сильные стороны его природы, при последовательном осмыслении необходимого объёма помощи, развития самостоятельности ребёнка а процессе становления особых способов его взаимодействия с окружающим миром.

 Четвёртая группа - репрессивный стиль семейного общения, который характеризуется родительской установкой на авторитарную лидирующую позицию.[15;116] Как образ отношений проявляется в пессимистическом взгляде на будущее ребёнка, в постоянном ограничении его прав, в жестоких родительских предписаниях, неисполнение которых наказывается. В этих семьях от ребёнка требуют неукоснительного выполнения всех заданий, упражнений, не учитывая при этом его двигательных, психических и интеллектуальных возможностей. За отказ от выполнения этих требований нередко прибегают к физическим наказаниям.

       Родители воспитывающие ребенка-инвалида должны понимать, что его дальнейшее развитие и адаптация, в большой степени зависит от внутрисемейных отношений и от того как родители воспринимают его дефект.

        Основной груз по уходу за  ребенком-инвалидом чаще всего  ложится на его мать. Именно от ее линии поведения, мужества, выдержки, уравновешенности зависит и судьба малыша, и общая атмосфера в семье. Видя свою маму бодрой и веселой, многие малыши способны научиться радоваться жизни даже в том непростом положении, в котором им суждено пребывать всю жизнь.

       Осознание горького факта, что твой ребенок тяжело болен и что это может быть навсегда, невероятно болезненно и мучительно. Поэтому нередки и деструктивные настроения, и не совсем здоровые эмоции, которые способны привести к деформации личности матери, а в итоге — к нарушению обстановки в семье вплоть до ее разрушения. [6;43] 
       При этом возможна (особенно поначалу) настоящая буря чувств, где присутствуют самые разнообразные настроения и эмоции, которые одинаково вредны и матери ребенка, и больному малышу, и окружающим. Вот несколько самых распространенных нездоровых психологических установок.  
       Неприятие ситуации: «Почему это случилось именно со мной? За что? Я не хочу! Я не могу!» — внутренний бунт, вследствие которого женщина впадает в болезненный эгоизм, где нет места любви и жалости к больному малышу. Такое отношение может оттолкнуть родных, а также повлечь за собой непродуманные шаги, о которых потом придется жалеть всю жизнь.  
       Поиск виноватых: «Это все наследственность мужа.» — попытка снять с себя ответственность за жизнь больного ребенка. Такая позиция приводит к конфронтации между членами семьи, что еще больше усложняет ситуацию и фактически исключает взаимодействие и сотрудничество.  
        Перенос вины на ребенка: «Если бы он старался, был бы здоровее». Приводит к конфронтации с ребенком и его изоляции в семье, вследствие чего ухудшается физическое и психическое состояние малыша.  
       Ложный стыд: «Это так стыдно, что у меня «ненормальный» ребенок». Отчасти он вызван отсутствием в нашей стране традиций полноценной интеграции инвалидов в социум, что особенно опасно для больного, так как он рискует остаться оторванным от сверстников и общества.  
        Комплекс вины: «Это я виновата в том, что ребенок родился на свет, чтобы мучиться и страдать.». Может проявиться в гиперопеке малыша, чрезмерном потакании капризам больного ребенка.      

       Самоуничижительные настроения: «Мне всегда не везет.» — проявление застаревших комплексов. Такая установка несовместима с конструктивным поведением и не ведет к улучшению ситуации.

      Синдром жертвы: «Моя жизнь закончена, радости не для меня. До конца моих дней мне придется нести этот крест» — общая склонность к тому, чтобы «пострадать», демонстративность поведения; неумение разглядеть в ребенке существо, способное приносить радость, достойное привязанности и любви.  
       Мания «отличия»: «Мы не такие, как все, у нас особая жизнь, особые обстоятельства» — эгоцентризм, компенсаторная реакция от подсознательного «мы хуже других» к противоположному «мы — особенные, т.е. лучше других».[6;64] Такие настроения могут привести к изоляции от общества, исключают помощь и поддержку со стороны других людей.  
       Потребительские настроения: «У нас беда. Нам все должны (сочувствовать, помогать, выделять пособия, во всем идти навстречу)» могут повлечь за собой привычку постоянно драматизировать положение, доказывая себе, окружающим и ребенку, что его состояние только ухудшается и прочее. Исключают конструктивное поведение матери и полноценную социализацию больного ребенка. Подсознательно мать может иметь установку: «Чем хуже, тем лучше».

      Жалость: «Ай, бедненький, несчастненький беспомощный малыш, без меня он погибнет». Вызвана желанием самоутвердиться за счет больного ребенка, возвести уход за ним в единственную жизненную цель. Собственная значимость измеряется степенью нужности инвалиду. Как и в предыдущем случае, мать подсознательно не заинтересована в улучшении состояния ребенка, в его социализации, привитии ему навыков самообслуживания и самостоятельности.  
        Выделим два основных направления, которые должны подчинить себе всю жизнь и все действия родителей ребенка-инвалида в обозримом будущем и способствовать сохранению и укреплению семьи. 1. Обеспечить малыша-инвалида грамотным уходом, включающим в себя элементы развития; максимально возможно привить ему навыки самообслуживания; способствовать социализации его в обществе. 2. Поддерживать здоровую психологическую атмосферу в семье; не обделять вниманием и любовью друг друга, а также других детей и членов семьи; стремиться к тому, чтобы у всех членов семьи была возможность саморазвития и полноценной жизни.  
       Эти направления так тесно взаимосвязаны между собой, что их полноценная реализация возможна только в комплексе. Незавидной будет участь ребенка-инвалида, если в семье будет напряженная драматическая обстановка, издерганные родители, недосмотренные младшие или старшие дети, обделенные вниманием и теплом старики. Лишенные внимания и любви другие члены семьи либо вовсе уходят из нее, либо начинают утешаться не совсем здоровыми способами (выпивка у мужчин, наркотики у подростков, уход в болезнь у стариков). В такой же мере проблематичной видится возможность здоровой семейной жизни и в том случае, если ребенок-инвалид искусственно изолирован в четырех стенах, а вся семья ограничена из-за него в передвижениях и контактах с окружающими.

 

 

    

 

 

 

Глава 2. Развитие и адаптация ребенка с    ограниченными возможностями в семье

2.1 Проблемы  социализации ребенка с ограниченными возможностями

       Социализация  личности  -  это  сложный   процесс  ее  взаимодействия  с

социальной средой, в  результате которого формируются качества человека,  как подлинного субъекта общественных отношений.[1;14]

       Одной  из главных целей социализации  является приспособление, адаптация  человека к социальной реальности, что служит,  пожалуй,  наиболее  возможным условием нормального  функционирования общества.

       Процесс  социализации - это процесс взаимодействия   личности  и  общества.[1;21]

       Человек  является и объектом (поскольку  испытывает  на  себе  воздействие   со стороны общества, различных  социальных институтов и т.д.), и субъектом  (так как он ставит перед собой определенные  цели  и  выбирает  средства  для  их достижения) процесса социализации.

       Инвалидам  доступны не все средства социализации, что и определяет проблемы  адаптации ребенка с ограниченными  возможностями:

       Во-первых, оценка людей  по  их  внешнему  виду   и  по  умственным  способностям характерна для нашего образа жизни.  Мы  предвзято  относимся  не  только  к уродству,  но  и  таланту  и  даже  к  красоте.  Все  люди  так  или  иначе, отличающиеся  от нас,  вызывают у нас особое и не всегда  доброе  отношение.

       Знание  физического или психического  состояния индивида нельзя отрывать  от понимания его индивидуальности. А это значит, что  принятие  клинического подхода может создать  непреодолимую пропасть  между  знаниями  и  интересами родителей, детей   и специалистами, с которыми они имеют дело.

       Проявляемое   обществом  великодушие  по  большей   части   гарантирует  адаптацию новых граждан, которыми  их  неприятие  трактуется,  как  результат намеренной дискриминации.

      Далее,  способ классификации людей   с  ограниченными  возможностями   и  слова, которые  употребляют   при  описании  таких  людей,  отражают  и   определяют состояние  наших умов. Практика  и  структура   предназначенных   для  них учреждений, внедряясь в наше сознание,  создают  соответствующий  настрой  в умах.

       Примеры  систематической борьбы  с   дискриминацией  в  отношении   людей  с низкими  способностями,  крайне  редки,  хотя  случаи  успешной   интеграции школьников  с  самыми  различными  недостатками  развития  свидетельствуют о возможности включения таких детей в систему обычных школ, безотносительно к глубине недостатка  их  развития,  при   соответствующих   планировании   и методиках обучения.[13;42]

       Социальные   проблемы: недостаточные формы социальной поддержки, недоступность здравоохранения, образования, культуры,  бытового  обслуживания,  отсутствие   надлежащей архитектурной среды и т.д. Среди них можно выделить  проблемы  различного уровня: макро-, мезо-, микроуровень. Социальные проблемы первого  порядка - это проблемы, затрагивающие общество в  целом.  Этот  комплекс  проблем решается усилиями всего общества и государства, направленных на  создание равных возможностей  для  всех  детей.  Одной  из  наиболее  существенных проблем этого порядка является отношение общества и государства к лицам с отклонениями в развитии. Это отношение проявляется в различных  аспектах: в  создании  системы  специального  образования,  обучения,  в   создании архитектурной среды, в создании системы доступного здравоохранения и т. д[7;129]

      Следует  уделять больше внимания, проявлять  заботу и  оказывать  поддержку  детям-инвалидам, а также  другим  детям,  находящимся  в  крайне  трудных условиях.

      Так  же, социальная политика в  России,  ориентированная  на  инвалидов,  взрослых  и детей, строится сегодня на основе медицинской  модели  инвалидности.  Исходя из  этой  модели,  инвалидность  рассматривается  как  недуг,   заболевание, патология. Такая модель вольно или  невольно  ослабляет  социальную  позицию ребенка,  имеющего  инвалидность,   снижает   его   социальную   значимость, обособляет от "нормального" детского  сообщества,  усугубляет  его  неравный социальный  статус,  обрекает   его   на   признание   своего   неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.  Медицинская  модель определяет и методику работы  с  инвалидом,  которая предполагает лечение, трудотерапию,  создание  служб,  помогающих человеку выживать, заметим - не жить, а именно выживать.[22;37]

       Следствием  ориентации  общества  и  государства   на  эту  модель   является  изоляция   ребенка   с   ограниченными   возможностями   от    общества    в специализированном  учебном  заведении,   развитие   у   него   пассивно   - иждивенческих жизненных ориентации.

      Необходимо  отказаться от использования  и на уровне концепции,  и   в  обиходе  термина "инвалид",  который,   в   силу   сложившейся   традиции,   несет   в   себе дискриминационную идею,  выражает  отношение  общества к  инвалидам  как  к социально бесполезной категории.

      Стремясь  изменить эту негативную традицию, мы должны использовать понятие  "человек  с ограниченными   возможностями",  которое  стало   все  чаще  использоваться  в российском обществе.

Информация о работе Педагогические возможности семьи в развитии и адаптации ребенка с ограниченными возможностями