Педагогическое общение в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются ее придерживаться в дальнейшем, не смотря на последствия. От стиля педагогической деятельности также зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....1-2
ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………….…………………………………………3-15
§ 1.1 Общая характеристика общения ………...……………………................3-5
§ 1.2 Специфика педагогического общения …………….……………...…...5-15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ …………………………..………………………………………16-25
§ 2.1Стили педагогического общения………………………………………16-18
§ 2.2 Барьеры педагогического общения...…………………………………18-22
§ 2.3 Качества педагога, необходимые для осуществления эффективного педагогического общения...…………………………………………………22-25
Заключение…..…………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………..27-29

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются ее придерживаться в дальнейшем, не смотря на последствия. От стиля педагогической деятельности также зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Общение учителя и ученика - основа педагогического процесса, главное средство, с помощью которого учитель осуществляет передачу норм, ценностей, образцов культуры, носителем которой он является. Общение - это также своеобразное пространство, в котором субъекты взаимодействия проявляют свою индивидуальность, личностно обогащаются и развиваются, приобретая опыт.

Эффективное взаимодействие учителя и ученика - основное условие развития личности ребенка и профессионального становления и роста педагога. Успешный как в личностной так и в профессиональной сфере учитель сможет развить в ребенке полноценную, гармоничную личность и наоборот, педагог-неудачник будет формировать себе подобного.

Методологическую основу исследования составили философские и психолого-педагогические труды по описанию структуры общения, в том числе педагогического можно найти в трудах ведущих психологов и педагогов: Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.Б. Добровича, В.А. Кан-Калика, Я.Л. Коломинского, и др. Формирование профессиональных качеств педагога исследовали А.А. Баранов, JI.A. Коростылева, Н.Н. Королева;

Объект исследования –  учебный процесс.

Предмет исследования – педагогическое общение.

Целью курсовой работы является изучение специфики педагогического общения в образовательном процессе.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- анализ психолого-педагогической  литературы по теме исследования;

- изучение общения как  основной формы педагогической деятельности;

- выявить барьеры педагогического  общения и качества педагога  необходимые для его эффективного  осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

1.1 Общая характеристика общения

 

 

Общение - неотъемлемая часть человеческой жизни. Каждый из нас живет среди людей. В любой ситуации мы, независимо от нашего желания, общаемся - с родителями, сверстниками, учителями, коллегами. Общественные и межличностные отношения человека раскрываются и реализуются именно в общении, которое напоминает пирамиду, состоящую из четырех граней: мы обмениваемся информацией, взаимодействуем с другими людьми, познаем их, а также переживаем собственное состояние. Вопросы о том, как наиболее эффективно построить взаимодействие, как достичь желаемого результата в общении, отчего зависит результат, что является причиной конфликтного взаимодействия, актуальны и значимы как в личностной сфере так и в профессиональной. Особую значимость они приобретаю в педагогическом общении, являющемся основой передачи духовных ценностей от педагога к ребенку.  

Общение -1) сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека; 2) осуществляемое знаковыми средствами взаимодействие субъектов, вызванное потребностями совместной деятельности и направленное на значимые изменения в состоянии, поведении и личностно смысловых образованиях партнера. [23;161].

Изучение общения показывает сложность, разнообразие, многоуровневость проявлений и функций этого процесса. Данная совокупность требует выделения отдельных его составляющих, описания структуры.

Одним из часто употребляемых является подход, при котором выделяют три взаимосвязанные стороны общения - 1) перцептивную, 2) интерактивную, 3) коммуникативную [19;137].

Коммуникативная сторона общения заключается в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная – в организиции взаимодействия между участниками общения, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, состояниями, но и действиями, представляет собой построение общей стратегии взаимодействия и, прежде всего, кооперацию и конкуренцию. Так, например, при рассмотрении возможных вариантов поведения субъекта в ситуации конфликта выделяют сотрудничество, соперничество, приспособление и избегание.

Перцептивная сторона представляет процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Ключевым моментом развития личности, а также одним из важнейших механизмов познания другого человека, считают рефлексию. Рефлексия - это процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Рефлексия включает в себя осознание человеком того, как он воспринимается и оценивается людьми. Это процесс зеркального взаимоотражения друг друга. Анализ своих чувств и состояний помогает понять другого человека, его внутренний мир, мотивы, что способствует осуществлению более эффективного общения.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от двух других. Все обозначенные здесь стороны общения выявляются в условиях непосредственного контакта между людьми.

В отечественной педагогике и психологии обычно выделяют следующие периоды разработки проблемы общения:

1. Исследования В.М. Бехтерева  – он впервые поднимает вопрос  о роли общения как фактора  психического развития человека, о влиянии группы на включенного в нее индивида.

2. До 70-х годов прошлого  века в разработке проблемы  общения преобладал теоретико-философский  подход. Понятие общение использовалось  для обоснования положения о  социальной обусловленности, опосредованности  психики человека, социализация личности. 
3. В 70-е годы ХХ века общение начинает рассматриваться как самостоятельная область психологического исследования. Это период подлинного рождения проблемы общения в психологии. 
До сих пор не достигнуто единства в толковании самого понятия «общение», его форм и механизмов. Исследователи по-разному, с разных точек зрения интерпретируют этот процесс, создавая его различные модели, предлагая разные подходы к его изучению: коммуникативно-информационные, деятельностные и др. Общение и деятельность. Деятельность – фактор развития личности, активная форма отношения субъекта к объекту. Если объектом действительности выступает другой субъект, то данную деятельность называют общением, а форму ее выстраивания – поведением.[12;101]

 

 

1.2 Специфика педагогического общения

 

 

Педагогическое общение – система ограниченного социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммутативных средств[23;163].

На сегодняшний день продуктивно организованный процесс педагогического общения призван обеспечить в педагогической деятельности реальный психологический контакт, который должен возникнуть между педагогом и детьми. Превратить их в субъектов  общения, помочь преодолеть разнообразные психологические барьеры, возникающие в процессе взаимодействия, перевести детей из привычной для них позиции ведомых на позицию сотрудничества и превратить их в субъектов педагогического творчества. В этом случае педагогическое общение образует целостную социально-психологическую структуру педагогической деятельности.

Педагогическое общение в обучении и воспитании служит инструментом  воздействия на личность обучаемого. Педагогическое общение - целостная система (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащая в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Кроме обычных функций, специфика педагогического общения порождает еще одну функцию социально-психологического обеспечения воспитательного процесса, организаторскую функцию взаимоотношений педагога с воспитуемыми и выступает как средство решения учебных задач [18;83].

Педагогическое общение отражает в себе все компоненты общения в целом и имеет свои особенности.

В процессе педагогического общения перед участниками стоит задача не только обменяться информацией, но и добиться ее адекватного понимания. То есть, как особая проблема выделяется интерпретация сообщения. Во-первых, форма и содержание сообщения существенно зависят от личностных особенностей самого педагога, его представлений об учащемся и от отношения к нему, а также от всей ситуации, в которой протекает общение. Во-вторых, посланное педагогом сообщение не остается неизменным – оно трансформируется, изменяется под влиянием личности ребенка, а также отношения последнего к педагогу, самому тексту и ситуации общения. Отчего же отдельных случаях адекватного понимания информации со стороны педагога или ребенка не происходит? По всей видимости, в структуре общения педагога и ребенка происходят некие нарушения, и поэтому есть причины.

Одной из причин искаженного восприятия информации является коммуникативный барьер - психологическое препятствие на пути передачи информации. Можно говорить о существовании барьеров понимания, барьеров социально-культурного различия и барьеров отношения. Возникновение барьеров понимания может вызвано рядом причин как психологического, так и иного порядка: фонетическое непонимание, стилистический барьер, логический барьер. Любая поступающая к ребенку со стороны педагога информация имеет в себе тот или иной элемент воздействия на его поведение, мнение, установки и желания с целью их частичного или полного изменения. В  этом смысле коммуникативный барьер ребенка в педагогическом общении ничто иное как форма психологической защиты от постороннего психического воздействия. Психологическая защита – это типология способов, применяемых личностью для защиты своей самооценки от посягательств со стороны других людей. Защита есть то, чем люди встречают друг друга. [3;215].

Среди специальных педагогических способностей отмечается способность к педагогическому общению. В.А. Кан-Калик отмечает, что педагогический труд насчитывает в своей структуре более двухсот компонентов. По его мнению, общение считается одной из самых сложных его сторон, так как через общение осуществляется главное в педагогической работе: воздействие личности учителя на личность ученика. Автор считает, что одним из важнейших качеств педагога является умение организовать длительное и эффективное взаимодействие с  учащимися. Данное умение обычно связывают с коммуникативными способностями педагога. Существует ряд специальных коммуникативных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для людей других профессий. В частности, познание человеком других людей, познание самого себя, адекватное восприятие и оценивание ситуации общения, умение вести себя по отношению к людям, действия, предпринимаемые человеком в отношении самого себя.[14;35]

При анализе проблем межличностного познания возникает необходимость вести речь не только о способности педагога к адекватному познанию учащихся, но и соответствующих педагогических умениях. В связи с этим А.А. Реан выделяет рефлексивно-перцептивные умения и рефлексивно-перцептивные навыки. Рефлексивно-перцептивные умения педагогов образуют органичный комплекс: познать собственные индивидуально-психологические особенности, оценить свое психическое состояние, а также осуществить всестороннее восприятие и адекватное познание      личности   учащегося.

Юсупов И.М. определяет педагогическое общение как «целостную систему (приемы и навыки) социально-психологического взаимодействия педагога и воспитуемых, содержащую в себе обмен информацией, воспитательные воздействия и организацию взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. [30;41]

Проблема общения является центральной проблемой педагогики. Педагогическое общение определяется как взаимодействие субъектов педагогического процесса, осуществляемое знаковыми средствами и  направленное на значимые изменения свойств, состояний, поведения и личностно-смысловых образований партнеров. Педагогическое общение является основной формой осуществления педагогического процесса.

Педагогическое общение как частный вид общения имеет общие черты этой формы взаимодействия и специфические для образовательного процесса.

А.А. Леонтьев, определяя педагогическое общение, со всей остротой поставил вопрос об оптимальной его организации в учебном процессе. Согласно его трактовке под оптимальной организацией учебного процесса понимается "такое общение учителя (и шире - педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для правильного формирования личности школьника, обеспечивает благоприятный эмоциональный климат обучения (в частности, препятствует возникновению " психологического барьера"), обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя" [18;92].

И.А. Зимняя, опираясь на идеи Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А.А. Леонтьева, Л.А. Карпенко и др., для определения сущности общения вводит функциональные и уровневые характеристики. По И.А. Зимней, педагогическое общение есть "форма учебного взаимодействия, сотрудничества учителя и учеников", "это - личностно и социально ориентированное взаимодействие", одновременно реализующее "коммуникативную, перцептивную и интерактивную функции, используя при этом всю совокупность вербальных, изобразительных символических и кинетических средств". По мнению психолога, особое значение приобретает анализ речевого общения, его основных форм, продукта общения - текста, который позволяет вскрыть и личные отношения общающихся, и их личностные особенности; культурный уровень, интересы, потребности, наклонности и т.п. "Не менее важной характеристикой речевого общения является, по мнению ученого-психолога, полиинформативность. Оно заключается в том, что передаваемое в процессе вербального общения речевое сообщение имеет сложное коммуникативно-предметное содержание, представляющее собой единство собственно содержательного, выразительного и побудительного планов высказывания" [13;180].

Педагогическое общение как форма вербального взаимодействия субъектов образовательного процесса функционально. Это означает, что оно контактное, информационное, побудительное, координационное, устанавливающее отношение всех субъектов образовательного процесса. В нем проявляется синтез трех основных характеристик: полиобъектной направленности, полиинформативности и высокой степени репрезентативности. Педагогическое общение как форма учебного сотрудничества является условием оптимизации обучения и развития личности самих учащихся.

В педагогическом общении принято выделять два основных типа (стиля) коммуникативного воздействия: авторитарный и диалогический (С.А. Беличева, С.А. Шеин, И.М. Юсупов и др.) Прежде всего, эти типы (стили) различаются по характеру психологических установок педагога по отношению к учащимся. В случае авторитарного воздействия реализуется установка “сверху – вниз”, в случае диалогического - установка на равноправие. Установка “сверху – вниз” предполагает не только подчиненное положение учащегося, но и восприятие его педагогом как пассивного объекта воздействия. При равноправной установке ребенок принимается, как активный участник (субъект) процесса взаимодействия, имеющий право на собственное мнение. Сам по себе напрашивается вывод о том, что и позиция самих учащихся будет различной: в первом случае ребенок выступает в качестве пассивного созерцателя, слушателя, во втором -  вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу. Это, в очередь, повлечет за собой различия и в организации пространства: при авторитарном - все субъекты образовательного процесса видят только лектора, при диалогической - и педагога, и друг друга.[5;67]

Информация о работе Педагогическое общение в образовательном процессе