Педагогическое общение в образовательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования заключается в том, что в данное время в школе все больше и больше появляются разногласия между учениками и учителями. Все больше и больше происходит столкновение взглядов и интересов учеников и учителей. Но как влияет стиль педагогического общения на эти проблемы учителя не видят или не хотят видеть. Заняв одну позицию и выбрав одну модель поведения, они стараются ее придерживаться в дальнейшем, не смотря на последствия. От стиля педагогической деятельности также зависит и общение между учителем и учащимися, что является неотъемлемой частью всего процесса обучения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………....1-2
ГЛАВА 1. ОБЩЕНИЕ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ………………….…………………………………………3-15
§ 1.1 Общая характеристика общения ………...……………………................3-5
§ 1.2 Специфика педагогического общения …………….……………...…...5-15
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ …………………………..………………………………………16-25
§ 2.1Стили педагогического общения………………………………………16-18
§ 2.2 Барьеры педагогического общения...…………………………………18-22
§ 2.3 Качества педагога, необходимые для осуществления эффективного педагогического общения...…………………………………………………22-25
Заключение…..…………………………………………………………………...26
Список литературы…………………………………………………………..27-29

Файлы: 1 файл

ВВЕДЕНИЕ.doc

— 131.50 Кб (Скачать файл)

-«барьер» отсутствия контакта: учитель входит в класс и вместо того, чтобы быстро и оперативно организовать взаимодействие с учащимися, начинает действовать «автономно»;

-«барьер» сужения функций общения: педагог учитывает только информационные задачи общения, упуская из виду социально-перцептивные, взаимоотношенческие функции общения;

-«барьер» негативной установки на класс, которая может сформироваться, порой, априорно на основе мнений других учителей, работающих в этом коллективе, или в результате собственных педагогических неудач;

- «барьер» прошлого негативного опыта общения с данным классом или учеником;

- «барьер» несовпадения установок – учитель приходит с замыслом интересного урока, а класс равнодушен, в результате неопытный учитель раздражен;

- «барьер» боязни педагогических ошибок (опоздать на урок, не уложиться во времени);

- «барьер» подражания: молодой учитель подражает манерам общения, деятельности другого педагога, на которого он ориентируется,  но не осознает, что механический перенос чужого стиля общения на свою педагогическую индивидуальность невозможен [4;112].

Процесс преодоления психологических барьеров строго индивидуален, но в нем существуют общие моменты:

- попытайтесь зафиксировать, нет ли у вас перечисленных выше барьеров в общении с учащимися. Затем проанализируйте те стороны вашего общения со школьниками, которые по вашему мнению больше всего импонируют им, а также те, которые вызывают неудовлетворенность;

- в процессе общения старайтесь уходить от стереотипов, явно мешающих успешному взаимодействию (манерность, дистанционность);

- попытайтесь ответить на такой вопрос: «Каким видят меня школьники?» Стремитесь, чтобы этот анализ был наиболее адекватен реальному положению дел;

- старайтесь не выяснять отношения с детьми, а тщательно анализировать, как они развиваются; устраняйте нежелательные элементы, ведущие к образованию барьеров [8;79].

Психологические барьеры в общении возникают незаметно, и первое время могут не осознаваться учителем. Основной способ предупреждения психологического барьера - развитие самоконтроля собственного стиля взаимоотношений с учащимися.

 

 

2.3 Качества педагога, необходимые для осуществления  эффективного педагогического общения

 

 

Цель педагогического общения состоит как в передаче общественного и профессионального опыта (знаний, умений, навыков) от педагога учащимся, в формировании потребности в достижении целей, в обучении пошаговым механизмам достижения результатов в приобретении знаний, так и в обмене личностными смыслами, связанные с изучаемыми объектами и жизнью в целом. В общении происходит становление индивидуальности как учащихся, так и педагогов. ""Поэтому одним из важных качеств педагога является умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися. Владение профессионально – педагогическим общением важнейшее требование к личности педагога в том ее аспекте, который касается межличностных взаимоотношений.[17;56]

Р.С. Немов предлагает следующую структуру коммуникативных способностей, знаний, умений и навыков, используемых педагогом в общении с учащимися.

Коммуникативные способности педагога - это способности к общению, специфическим образом выступающие в сфере педагогического взаимодействия, связанного с обучением и воспитанием детей. Разговор 
о способностях к педагогическому общению не может вестись независимо от обсуждения общих коммуникативных способностей, но далеко не все коммуникативные способности человека в одинаковой мере необходимы педагогу. Есть ряд специальных умений и навыков, которыми должен владеть педагог и которые не являются необходимыми для других профессий:

- познание человека человеком  включает в себя общую оценку  человека как личности, которая  обычно складывается на основе  первого впечатления; оценку отдельных черт его личности, мотивов и намерений; связь внешне наблюдаемого поведения с внутренним миром человека; умение "читать" позы, жесты, мимику;

- познание человеком самого  себя предполагает оценку своих  знаний; оценку своих способностей; оценку своего характера и других черт личности; оценку того, как человек воспринимается со стороны выглядит в глазах окружающих его людей;

- умение правильно (адекватно) оценить ситуацию общения - это  способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные ее признаки и обращать на них внимание; адекватно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.[21;257]

Все вышеперечисленное относится к перцептивной функции общения, которая предопределяет поведение педагога и выбор коммуникативных средств для организации педагогического процесса.

В некоторых исследованиях отмечается связь эффективного познания личности учащегося с индивидуально-психологическими особенностями педагога, например такими, как интроверсия, экстраверсия, эмоциональная стабильность.

Исследования показали, что в целом педагоги интровертированного типа более полно и адекватно отражают личность учащегося по сравнению с педагогами-экстравертами. Исследования А.А. Реан обнаружили интересную особенность: те педагоги, которые не связывают свое профессиональное совершенствование с развитием самоуверенности (а, напротив, приближаясь к своему идеалу профессионализма, стремятся стать менее самоуверенными), дают более позитивную оценку личности учащегося. И наоборот, чем более педагог связывает свое профессиональное самосовершенствование с повышением самоуверенности, тем чаще он дает в целом негативные оценки личности учащегося.

В психолого-педагогической литературе указывается ряд и других качеств личности педагога, важных для общения. Среди них можно назвать следующие:

-фасцинация (основа обаяния);

-прямой и лучистый  взгляд, голос, богатый в тембровом  отношении;

-импровизационный ум;

-эмпатия (способность поставить  себя на место другого);

-доброжелательность;

-аутентичность (умение быть  собой);

-инициативность в общении;

-непосредственность;

-принятие своих и чужих  без страха;

-стремление к самопознанию.[25;141]

Общение учителя с учеником имеет самые разнообразные функции. Исследователи называют информативную, нормативную, познавательную функции (А.В. Мудрик), коммуникативную, регулятивную, воспитательную (Т.С. Буторина).

- информативная функция - отбор и передача учителем  необходимой информации;

- нормативная функция - освоение  учащимися норм морали через 
знание и демонстрацию учителем нравственных основ поведения;

- познавательная функция - направление познавательной активности  школьников;

- коммуникативная функция - установление связей и взаимодействия  учеников друг с другом и  со взрослыми;

- регулятивная функция - установление различных форм и средств контроля, выбор способов поощрения и наказания;

- воспитательная функция - передача способов сотрудничества  и взаимодействия, выработка умения общаться.[27;124]

На основе исследований социальных психологов (И.П. Волков, Н. Емельянов, Е.С. Кузьмин и др.) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды, в которой и осуществляются функции педагога:

  1. взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов образовательного процесса взаимоотношениями;
  2. преобладающее позитивное настроение всех субъектов образовательного процесса;
  3. авторитетность руководителей: директора и педагогов или родителей;
  4. степень участия всех субъектов в управлении образовательными процессами;

5) сплоченность и сознательность всех субъектов образовательного процесса;

6)продуктивность взаимодействия в обучающем компоненте 
образовательного процесса [16;79].

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

 

Проблема общения обширна и многогранна. Несмотря на обилие исследований посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена, его структурных компонентов, процессу его формирования. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность, функции и другие составляющие общения.

Итак, педагогическое общение, система коммуникативных умений учителя - важнейшее орудие создания атмосферы равенства, справедливости, чуткости, которая должна царить в отношениях педагога с классом. Это неотъемлемая часть умений воспитательной работы, причем такая часть, которой можно обучать еще в стенах педагогического института и которая в какой-то мере может  компенсировать временную нехватку у начинающего учителя других умений.

Подводя итоги, можно отметить, что общение играет исключительную роль в любой деятельности человека, в становлении личности, в решении практических и теоретических задач, возникающих в обществе. Чем полнее и обобщеннее будет сформировано умение общаться, тем качественнее будет осуществление любой деятельности человека. И это важно учитывать в процессе обучения и воспитания, в повышении общей культуры общества.

В ходе работы была достигнута поставленная цель. Так же были выполнены поставленные задачи: проанализирована методическая литература по теме исследования, изучено общения как основная форма педагогической деятельности, выявлены барьеры педагогического общения и качества педагога необходимые для его эффективного осуществления.

 

Список литературы

 

 

  1. Адлер А.П. Практикум и теория индивидуальной психологии. [Текст]/ А.П. Адлер - М.: Просвещение, 1995.- 224с.
  2. Андреева Г.М. Общение и оптимизация совместной деятельности [Текст]/ Г.М. Андреева - М.: МГУ, 1987.-303с.
  3. Андреева Г.М. Социальная психология. [Текст]/ Г.М. Андреева - М.: Аспект Пресс, 1997.-376с.
  4. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. [Текст]/ Н.П. Аникеева - М.: Питер, 1989.- 312с.
  5. Битянова М.Р. Социальная психология. [Текст]/ М.Р. Битянова - М.: Просвещение, 1994.-106с.
  6. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. [Текст]/ А.А. Бодалев - М.: Моск. университет, 1982.- 200с.
  7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст]/ Л.И. Божович - М.: Просвещение, 1968.- 267с.
  8. Бурманская Г.В., Карабанова О.А. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психологического развития детей. [Текст]/ Г.В. Бурманская, О.А. Карабанова - М.: Просвещение, 1990.- 189с.
  9. Гальперин Я.Г., Жданов О.И. Технология психологической защиты. [Текст]/ Я.Г. Гальперин, О.И. Жданов - М.: ВНИЦТНМ «ЭННОМ», 1997.- 164с.
  10. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. [Текст]/ В.В. Давыдов - М.: ИНТОР, 1996. -544с.
  11. Добрович А.Б. Анатомия диалога. Хрестоматия по педагогической психологии [Текст]/ А.Б. Добрович - М.: Международная пед. академия, 1995.- 216с.
  12. Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. Изд. 2-е. [Текст]/А.Б. Добрович - М.: Знание, 1980,- 160с.
  13. Зимняя И.Л. Педагогическая психология: Уч. Пособие. [Текст]/ И.Л. Зимняя - Ростов н/Д.: Логос, 1999.- 480с.
  14. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. [Текст]/ В.А. Кан-Калик - М.: Просвещение, 1987.- 196с.
  15. Коростылева JI.A., Коржова Е.Ю. Развитие потенциала педагога и личности подростка. Учеб. Пособие. [Текст]/ Л.А. Коростылева, Е.Ю. Коржова - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 1996.- 170с.
  16. Кузьмин Е.С., Волков И.П. Руководитель и коллектив. [Текст]/ Е.С. Кузьмин, И.П. Волков – М.: Просвещение, 1984.- 211с.
  17. Левин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде [Текст]/ В.А. Левин - М.: Молодая гвардия, 1998. - 176с.
  18. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. [Текст]/ А.А. Леонтьев - М.: Знание, 1979.- 194с.
  19. Ломов Б.Ф. Проблема общения в психологии [Текст]/ Б.Ф. Ломов - М.: Просвещение, 1987.-237с.
  20. Мальковская Т.Н. Учитель ученик. [Текст]/Т.Н. Мальковская - М.: Просвещение, 1986.- 144с.
  21. Немов Р.С. Психология. Психология образования. [Текст]/ Р.С. Немов -М.: Просвещение, 1995.-496с.
  22. Никонова А.Я. Особенности формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя [Текст]/ А.Я. Никонова – М.: Знание, 1986.- 225с.
  23. Петровский А.В. Психология: Словарь [Текст]/ А.В. Петровский - М.: Знание, 1990,-494с.
  24. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. [Текст]/ А.А. Реан, Я.Л. Коломинский - СПБ.: Питер Ком, 1999.- 416с.
  25. Роджерс К.С. О становлении личности. [Текст]/ К.С. Роджерс - М.: Знание,1995.- 241с.
  26. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. [Текст]/ М.М. Рыбакова - М.: Просвещение, 1991.-207с.
  27. Смирных С.А. Педагогика: педогогические теории, системы технологии. [Текст]/ С.А. Смирных - М.:Академия, 1998. – 305с.
  28. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. [Текст]/ В.А. Сухомлинский - М.: Просвещение, 1990.-175с.
  29. Шеин С.А. Диалог как основа педагогического общения [Текст]/ С.А. Шейн – М.: Знание, 1991.- 146с.
  30. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Научное издание. [Текст]/ И.М. Юсупов - Казань: Татарское книжное издательство, 1991.- 192с.

 

 

 


Информация о работе Педагогическое общение в образовательном процессе