Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:00, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности функционирования, внутренней организации, системы управления и финансирования лицеев;
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев……………………………………………………………………….... 4
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика лицеев России…………………………………. 9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования…………………………… 14
2.1 Организация учебно-воспитательного процесса в
Императорском Царскосельском лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев………………………………………………………………
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика
лицеев России………………………………….
9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского
образования……………………………
14
2.1 Организация учебно-
Императорском Царскосельском
лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29
Введение.
Актуальность исследования.
История лицеев является неотъемлемой частью истории образования в России, а без изучения истории образования невозможно глубокое понимание истории государства в целом. Поэтому изучение эволюции образовательной системы в России всегда являлось одной из значимых проблем отечественной историографии. В настоящей работе представлено исследование одного из типов учебных заведений в дореволюционной России, выступавшего на протяжении определенного времени в качестве возможной альтернативы высшего образования. Такое исследование помогает понять особенности становления системы российского высшего образования, и это особенно актуально в настоящее время, когда предпринимаются попытки ее реформирования на современном этапе.
Конец XVIII-первая треть XIX века были переломным временем для развития университетского образования в Европе и России. Кризис европейских университетов, не способных обеспечить государство специалистами, готовыми применить свои знания и навыки в значимых для правительства сферах, привел к появлению в Европе специализированных учебных заведений. Именно поэтому в XIX веке начали появляться лицеи, с одной стороны, облегчавшие доступ дворян к университетскому образованию, с другой стороны, заимствовавшие принципы организации первых российских специализированных учебных заведений, сочетавших профессиональное и общее образование.
К 20-м годам XIX века сложилась целая группа подобных заведений «особого типа», куда вошли знаменитые Царскосельский лицей (1811) в Царском Селе и Ришельевский лицей в Одессе (1817). Изучение названных лицеев представляет интерес в связи с их особым местом в системе народного просвещения России. Их высокому статусу и привилегиям соответствовали отличные от большинства других заведений принципы и источники финансирования, а также система должностей. Эти учебные заведения играли заметную роль в народном образовании и находились в центре внимания правительства. Лицеи внесли значительный вклад в развитие русского общества, они дали образование нескольким тысячам воспитанников, большинство из которых принадлежала к высшим общественным слоям. Имена многих выпускников оставили значимый след в истории и культуре России. Изучение истории заведений «особого типа» позволяет оценить значение воспитания в формировании личности и определить роль учебного заведения для развития способностей молодых людей и достижении успеха в избранном роде деятельности.
Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности
функционирования, внутренней организации,
системы управления и
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».
Глава I. Историко-педагогические
предпосылки возникновения
1.1 Лицеи в России.
Причины и особенности
В первой половине XIX века формируется
система образования и
С 1830 года происходит
оформление новой социальной
группы - разночинцев, которые
- проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма;
- демократические устремления общества.
В 1802 году организовано
Министерство народного
- Университеты (высшая ступень);
- Гимназии (средняя ступень);
- Уездные училища (промежуточная ступень);
- Приходские школы (начальная ступень).
Между ступенями должна была
быть преемственность.
В 1808 году в гимназиях
вводят Закон Божий. Возникают
частные учебные заведения:
Преобразование прежних
гимназий, главных народных училищ
в гимназии нового типа, а малых
народных училищ в уездные
растянулось почти на два
- "приучение" учащихся к трудолюбию;
- возбуждение в учащихся охоты к учению;
- воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др. [11].
Заметную роль в
становлении частных начальных
учебных заведений сыграли
Многие дворяне предпочитали
обучать своих детей в частных
пансионах, где обычно, воспитание
осуществляли иностранцы. Роль частного
пансионного воспитания была
ослаблена учреждением Лицеев - государственных
закрытых учебных заведений
Особую роль в их становлении
сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский
лицей). Лицеисты получали образование,
Значительным влиянием
при определении школьной
При царствовании Николая
I были попытки выработать
В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому сословию свой уровень образования:
- Приходские школы для низших сословий;
- Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей;
- Гимназии для чиновничества и детей дворян. [16]
Тип образования должен
был соответствовать
Дети крепостных и
дворовых людей в университет
не допускались: они могли
В 1833 году его заменил С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:
- православие;
- самодержавиею
Им соответствовали идеи государственности российской политики. А принцип народности соответствовал идеи национального возрождения.
Впервые правительство задалось
вопросом, нельзя ли соединить всемирный
школьный опыт с традициями национальной
жизни? Правительство было уверено
в своем праве на руководство
школьным делом. Ему была чужда идея
свободы просвещения и
В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:
- С двумя древними языками;
- С обучением естествознанию, законоведению;
- С обучением законоведению.
Возрастает роль частных
учебных заведений под
В первой половине 19 века умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов, воспитание и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества. [2]
Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты. [20]