Педагогика лицейского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности функционирования, внутренней организации, системы управления и финансирования лицеев;
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев……………………………………………………………………….... 4
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика лицеев России…………………………………. 9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования…………………………… 14
2.1 Организация учебно-воспитательного процесса в
Императорском Царскосельском лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..     2

ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения 

лицеев………………………………………………………………………....    4

1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения……………     4                     

1.2 Общая характеристика  лицеев России………………………………….    9                                                     

ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования……………………………    14                                              

2.1 Организация учебно-воспитательного  процесса в

Императорском Царскосельском лицее……………………………………   14                                                                                    

2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в

Ришельевском лицее………………………………………….………………   19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………  24

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….   29 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Актуальность  исследования.

История лицеев является неотъемлемой частью истории образования в  России, а без изучения истории  образования невозможно глубокое понимание  истории государства в целом. Поэтому изучение эволюции образовательной  системы в России всегда являлось одной из значимых проблем отечественной  историографии. В настоящей работе представлено исследование одного из типов учебных заведений в  дореволюционной России, выступавшего на протяжении определенного времени  в качестве возможной альтернативы высшего образования. Такое исследование помогает понять особенности становления  системы российского высшего  образования, и это особенно актуально  в настоящее время, когда предпринимаются  попытки ее реформирования на современном  этапе.

Конец XVIII-первая треть XIX века были переломным временем для развития университетского образования в  Европе и России. Кризис европейских  университетов, не способных обеспечить государство специалистами, готовыми применить свои знания и навыки в  значимых для правительства сферах, привел к появлению в Европе специализированных учебных заведений. Именно поэтому в  XIX веке начали появляться лицеи, с одной стороны, облегчавшие доступ дворян к университетскому образованию, с другой стороны, заимствовавшие принципы организации первых российских специализированных учебных заведений, сочетавших профессиональное и общее образование.

К 20-м годам XIX века сложилась  целая группа подобных заведений  «особого типа», куда вошли знаменитые Царскосельский лицей (1811) в Царском Селе и Ришельевский лицей в Одессе (1817). Изучение названных лицеев представляет интерес в связи с их особым местом в системе народного просвещения России. Их высокому статусу и привилегиям соответствовали отличные от большинства других заведений принципы и источники финансирования, а также система должностей. Эти  учебные заведения играли заметную роль в народном образовании и находились в центре внимания правительства. Лицеи внесли значительный вклад в развитие русского общества, они дали образование нескольким тысячам воспитанников, большинство из которых принадлежала к высшим общественным слоям. Имена многих выпускников оставили значимый след в истории и культуре России. Изучение истории заведений «особого типа» позволяет оценить значение воспитания в формировании личности и определить роль учебного заведения для развития способностей молодых людей и достижении успеха в избранном роде деятельности.

Объектом исследования курсовой работы  является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.

Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:

1) раскрыть обстоятельства  и причины основания лицеев; 

2) раскрыть особенности  функционирования, внутренней организации,  системы управления и финансирования  лицеев; 

3) проанализировать учебный  и воспитательный процесс в  учебных заведениях «особого типа».

 

 

 

 

Глава I. Историко-педагогические предпосылки возникновения лицеев.

1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения.

В первой половине XIX века формируется  система образования и педагогическая мысль, призванные отвечать новым экономическим  и духовным запросам гражданского общества. Благодаря университетскому образованию  сформировалась интеллектуальная элита, внесшая заметный вклад в развитие педагогической мысли. [10]

 С 1830 года происходит  оформление новой социальной  группы - разночинцев, которые становятся  носителями идей переустройства  общества (интеллигенция). В 1830-1850 гг. в сфере образования определились  две основные тенденции развития:

- проявление официальной политики в стиле авторитарности, национализма;

- демократические устремления общества.

 В 1802 году организовано  Министерство народного просвещения.  Реорганизация национальной системы  образования началась с принятия  в 1803 году Предварительных правил  народного просвещения и в  1804 году Устава учебных заведений,  подведомых университетам. В уставе предусматривалось преобразование главных и малых народных училищ. Новая система предусматривала четыре ступени образования:

- Университеты (высшая ступень);

- Гимназии (средняя ступень);

- Уездные училища (промежуточная ступень);

- Приходские школы (начальная ступень).

 Между ступенями должна была  быть преемственность. Обучение  в приходских школах шло один  год, а в уездных училищах  два года. Курс гимназического образования составлял четыре года. В течение этого времени учащиеся изучали латынь, географию, историю, статистику, логику, поэзию, русскую словесность, математику, зоологию, минералогию, коммерцию, технологию. Не было богословия и русского языка. [9]

 В 1808 году в гимназиях  вводят Закон Божий. Возникают  частные учебные заведения: Ришельевский лицей в Одессе; Ярославский лицей; Лазаревский институт восточных языков в Москве и др. Первым объектом реформ оказалась высшая школа. Появляются новые университеты: Харьковский, Казанский, Петербургский.

 Преобразование прежних  гимназий, главных народных училищ  в гимназии нового типа, а малых  народных училищ в уездные  растянулось почти на два десятилетия.  Документами подтверждалось передовое  направление светского образования,  преемственность системы обучения, гуманистические задачи воспитания:

- "приучение" учащихся к трудолюбию;

- возбуждение в учащихся охоты к учению;

- воспитание честности и благонравия, исправление "дурных" наклонностей и др. [11].

 Заметную роль в  становлении частных начальных  учебных заведений сыграли декабристы. Декабристы Ф.П.Глинка и др. объединялись в Вольное общество учреждения училищ по методу взаимного обучения (А.Белл). В 1818 - 1822 гг. в Петербурге открыто четыре таких училищ. Тогда же учреждаются солдатские школы обучения грамоте.

 Многие дворяне предпочитали  обучать своих детей в частных  пансионах, где обычно, воспитание  осуществляли иностранцы. Роль частного  пансионного воспитания была  ослаблена учреждением Лицеев - государственных  закрытых учебных заведений для  дворянства.

 Особую роль в их становлении  сыграл М.М. Сперанский (Царскосельский  лицей). Лицеисты получали образование,  приравненное к университетскому. В дворянской среде по-прежнему преобладало домашнее воспитание, хотя результаты такого воспитания становились неприемлемыми. [9]

 Значительным влиянием  при определении школьной политики  пользовался князь Александр  Николаевич Голицин. В 1812 году он сделался первым главой Русского Библейского общества, которое основало несколько начальных школ для бедняков. В 1816 году Голицин возглавил Министерство образования. Был издан манифест о создании Министерства народного просвещения и духовных дел, что, по сути, означало удар по светскому образованию. Университеты должны были готовить преподавателей богословия. Сподвижник министра М.Л.Магницкий подготовил инструкции для университетов, где доказывалось, что истины основанные на одном разуме: "суть лишь эгоизм и скрытая гордыня". При министре просвещения А.С.Шиликове произошел возврат к национальному православию. Истинное просвещение, по его мнению, состоит в страхе божьем. Шиликов преследовал цель ограничить научное образование. [11]

 При царствовании Николая  I были попытки выработать школьную  политику, направленную на укрепление  общественной стабильности. В 1828 году министром просвещения был  назначен граф Ливен, при котором  был принят новый Устав о  начальных и средних школах (1828 г.).

В уставе подтверждалась существующая четырехступенчатая система образования, и провозглашался принцип - каждому  сословию свой уровень образования:

- Приходские школы для низших сословий;

- Уездные школы для детей купцов, ремесленников, прочих городских обывателей;

- Гимназии для чиновничества и детей дворян. [16]

 Тип образования должен  был соответствовать социальному  положению и будущему ученика.  Школьная жизнь происходила под  строгим надзором начальника  и полиции. За проступки полагались  меры взыскания: розги, ссылка  в солдаты, исключение из школы,  а для преподавателей - увольнение со службы, арест.

 Дети крепостных и  дворовых людей в университет  не допускались: они могли обучаться  в приходских и уездных школах, различных технических и промышленных  школах. Левин не сумел выполнить  стратегические задачи охранительной школьной политики. [9]

 В 1833 году его заменил  С.С.Уваров (министр просвещения до 1849г.). С 1818 года Уваров возглавлял Академию наук. Он участвовал в реорганизации Петербургского педагогического института в университет. Формула Уварова носила консервативный охранительный характер. Первые два принципа:

- православие;

- самодержавиею

Им соответствовали идеи государственности российской политики. А принцип народности соответствовал идеи национального возрождения.

Впервые правительство задалось вопросом, нельзя ли соединить всемирный  школьный опыт с традициями национальной жизни? Правительство было уверено  в своем праве на руководство  школьным делом. Ему была чужда идея свободы просвещения и образования. Вот почему при Уварове появляются документы наподобие университетского устава (1835 г.), который усиливал единоличную  власть попечителей округов и  урезал автономию университетов, а  также постановление о лишении  университетов права избрания ректора (1849 г.). Реакционной была инструкция Уварова, направленная на то чтобы посредством увеличения платы за обучение затруднить малоимущим разночинцам поступление в университеты. Но, несмотря на это, развиваются особые закрытые учебные заведения для дворян. Гимназии развивались как школы классического образования. В 1849 году вводится естествознание, особое значение отдавалось греческому и латинскому языкам. Организацией среднего образования занимались и другие министерства. Министерство финансов в 1839 году открыло несколько реальных классов в гимназиях Тулы, Курска, Риги и др. Министерство юстиции организовало гимназические курсы юриспруденции в Вильно, Воронеже, Москве, Смоленске. Министерство государственной собственности открывает несколько школ для крестьян. [9]

 В 1848 - 1852 гг. были созданы гимназии трех типов:

- С двумя древними языками;

- С обучением естествознанию, законоведению;

- С обучением законоведению.

 Возрастает роль частных  учебных заведений под контролем  Министерства просвещения. Преподаватели  этих учебных заведений получали  права, статус, субсидии на заработную  плату и пенсии одинаковые  с преподавателями государственных  школ. Университеты превратились  в важные центры педагогической  науки. Появляются кафедры педагогики (1851 г. Московский университет). Уваров  сохранил схему подготовки отечественных  профессоров в университетах Западной Европы. [11]

 В первой половине 19 века умы педагогов занимала идея народности воспитания и обучения. В значительной части образованных кругов, воспитание и обучение рассматривались как условия умственного, нравственного формирования гражданского общества. [2]

 Так М.М. Сперанский, сторонник повсеместного образования, исходил из того, что правление на правовой основе возможно лишь в просвещенной стране. Теория "официальной народности" понимала под народностью изначальную непогрешимость русского народа; правильность его веры; его внутреннюю силу, проявляющуюся в защите государя и отечества в трудные минуты. [20]

Информация о работе Педагогика лицейского образования