Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:00, курсовая работа
Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности функционирования, внутренней организации, системы управления и финансирования лицеев;
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев……………………………………………………………………….... 4
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика лицеев России…………………………………. 9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования…………………………… 14
2.1 Организация учебно-воспитательного процесса в
Императорском Царскосельском лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29
Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея состоял из однобортного кафтана темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье – белые суконные.
У директора Лицея – полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов – шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего – золотом. [15]
На каждого лицеиста полагался классный стол (конторка), комод и железная полированная с медными украшениями кровать, обтянутая парусиной. На ней был матрац с бумазейным одеялом и полупуховой подушкой. Принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли.
Огромное значение в жизни Царскосельского лицея имела его библиотека, созданная в 1811 г. Заведовал ею штатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые для учебного процесса книги и пособия, выписывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям.
Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. Все ученики обучались духовному пению и делали это с большим старанием. [18]
Все полугодовые характеристик
зачитывались и обсуждались на заседаниях
Конференции Царскосельского
Важно отметить, что полугодовые
испытания воспитанников Лицея
Конференция проводила в
Император и высшие сановники уделяли Лицею огромное внимание. Из года в год на нужды воспитанников, профессоров и чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и др.
Император Николай I 6 ноября 1843 г. подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод вуза под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитный вуз мирового класса. [15]
2.2 Организация
учебно-воспитательного
В Одессе 19 века бурно развивалось промышленное производство. Это был город, который начали строить и развивать высокообразованные и культурные чиновники.
В 1817 году в южном регионе России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого типа – лицей. Назвали его в честь генерал-губернатора края - герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Торжественное открытие лицея состоялось 19 (7) января 1818 года в Одессе.
2 мая 1817 года с официальным
открытием лицея был утвержден
его Устав, а 15 мая вышел
указ об отчислении в пользу
лицея из каждой четверти
Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь, лицо весьма примечательное. Он родился во Франции, переехал в Петербург, где приобрел репутацию известного преподавателя. Герцог Ришелье знал аббата Николя со школьной скамьи, внимательно следил за его действиями в России и остановил на нем свой выбор, когда зашла речь о директоре лицея. [8]
Император Александр І посетил лицей, остался им чрезвычайно удовлетворенный, благодарил аббата Николя и наградил его орденом Анны II степени с бриллиантами. Аристократия, русская и иностранная, отнеслась к новому лицею с доверием: учиться в Одессу стали посылать детей не только из провинции, но даже из обеих столиц. Немногочисленная в то время русская интеллигенция, конечно, не могла обойти своим вниманием "устроение сего, можно сказать, единственного в роде своем воспитательного института". [12]
Учебные планы лицея не предусматривали специализации, срок обучения составлял 8 лет. До 1820 года преподавание велось на французском языке. При директоре Иване Семеновиче Орлае были переработаны учебные программы, в них были включены математика, физика, химия, биология, география, история и прочие предметы, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), готовившее педагогические кадры для уездных и коммерческих школ. В 1837 году были организованы физико-математическое и юридическое отделения, институт восточных языков, который выпускал переводчиков для воинских учреждений.
Однако интересы лицеистов
были значительно шире, чем официально
предусматривалось рамками
В разные годы в лицее преподавали выдающиеся ученые: химик Д.И. Менделеев, историк С.В. Ежевский, языковед В.В. Григорьев, математики Г.П. Виард и В. В. Петровский.
Историю лицея можно разделить на два периода: первый (1817-1837), когда он был близко к типу среднего учебного заведения; второй (1837-1864), когда по структуре, программам, системе преподавания он стал фактически высшим учебным заведением.
Лицей состоял по сути дела из четырех учреждений:
1. Начальное подготовительное училище, в котором было три класса. Здесь учились чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому, французскому языками, а также получали начальные знания об арифметике и религии.
2. Собственно лицей, который состоял из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, а также литературу (словесность), риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование).
3. Два высших дополнительных
училища (что-то наподобие
4. Четвертым учреждением,
которое входило в лицей, был,
так называемый, педагогический
институт. Его воспитанники, окончив
курс, оставались в лицее на
шесть лет: первые четыре года
в роли надзирателей и два
года – адъюнктами при
Лицей был закрытым учебным заведением, предназначавшимся для детей аристократов и богатого купечества. Ришельевский лицей стал настолько популярным, что сюда на обучение посылали своих детей не только дворяне Юга Украины, но и семьи аристократов из Петербурга, Москвы и других городов. В лицее учились сыновья князя Волконского, графа Сен-При, князя Четвертинского и других выдающихся лиц России.
Все ученики делились на пансионеров, проживающих в лицее, (так называемых внутренних) и приходящих (так называемых внешних). Студенты Ришельевского лицея носили форменную одежду, а с 25 октября 1838 года шпаги и треугольные шляпы: « Государь Император высочайше повелеть желает: разрешить студентам Ришельевского лицея носить при мундирах и мундирных сюртуках шпаги и треугольные шляпы по форме, созданной для университетских студентов». [8]
Дисциплина в лицее была суровой. В правилах для студентов, утвержденных попечителем Одесского учебного округа 5 декабря 1853 года, предполагалось: а) за отсутствие на 6 лекциях в течение месяца без достаточной причины – выговор директора; б) за отсутствие на 12 лекциях – заключение в карцер. Если прогулы повторялись, то студент лишался в конце года права на сдачу экзамена и оставался на том же курсе или исключался из лицея.
Собственно лицей был разделен на два отделения: физико-математическое и юридическое, напоминавшее университетские факультеты. Для заведывания делами лицея был создан совет и правление лицея. На физико-математическом отделении лицея преподавались: чистая и прикладная математика, физика и физическая география, естественная история, химия, технология и коммерция; на юридическом отделении преподавались: римская словесность, энциклопедия и история правоведения и практическое судопроизводство. Сверх того на обоих отделениях читались: философия, российская словесность, русская и всеобщая история и статистика, а для православных кроме того - догматическое и нравственное богословие, история церкви и история церковного права. Позднее внутри лицея был основан институт восточных языков, а в начале 40-х годов в лицее появилось коммерческое отделение, где изучали политическую экономию, финансы, торговлю, коммерцию, физику, физическую географию, химию, естественную историю, сельское хозяйство, технологию, архитектуру и обзор русских законов. Здесь готовили государственных служащих, а также юристов в области государственного и частного права. Это отделение было наиболее многочисленным.
Интересна и такая деталь. Лицей, как в учебной, так и в хозяйственной части, имел свое внутреннее правление, председателем которого был одесский градоначальник, а членами – родители, дети которых учились в лицее. Их обязанностью была «забота за точным соблюдением правил Устава», но они не имели права вводить от себя какие-либо установления, не спросив на это разрешения высшего руководства. Члены правления следили за поведением и успехами учеников, в конце каждой недели они подавали отчет об обучении и поведении воспитанников, присутствовали на экзаменах, подтверждали счета эконома лицея, выбирали профессоров, адъюнктов и надзирателей. [12]
Заключение.
Анализ основных моментов истории лицеев, педагогики лицейского образования, особенностей статуса лицеев, их внутреннего устройства, организации учебного процесса позволяет сделать общий вывод о том, что в первой трети XIX века изученные учебные заведения представляли собой единую группу, стоявшую вне законодательно утвержденной иерархической структуры училищ по ведомству народного просвещения и обладающую рядом специфических черт.
Особыми исследуемые заведения делал их высокий статус и права выпускников. Такому положению соответствовали и отличные от большинства других заведений принципы и источники финансирования, а также система должностей. Исследуемые учебные заведения играли заметную роль в системе народного просвещения России и находились в центре внимания правительства.
Появление такого типа учебных
заведений именно в этот период не
случайно. В Европе в XVIII веке в политике
в области просвещения
История лицеев тесно связана с государственной политикой в области просвещения. Само их основание отразило стремление привлечь к высшему образованию представителей привилегированного сословия, воспитать и обучить будущих компетентных и лояльных чиновников. На протяжении всей своей истории, занимая в системе народного просвещения положение между гимназиями и университетами, лицеи постоянно соотносили свой статус больше с высшими учебными заведениями.
Расцвет учебных заведений
особого типа в России совпадает
с общеевропейским кризисом университетов.
В конце XVIII - начале XIX века в Европе
успешно функционируют
В течение короткого периода
рассматриваемые учебные