Педагогика лицейского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности функционирования, внутренней организации, системы управления и финансирования лицеев;
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев……………………………………………………………………….... 4
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика лицеев России…………………………………. 9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования…………………………… 14
2.1 Организация учебно-воспитательного процесса в
Императорском Царскосельском лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

Отличительной особенностью Царскосельского лицея являлась единая форма одежды. Мундир Лицея  состоял из однобортного кафтана  темно-синего сукна со стоячим воротником из красного сукна и такими же обшлагами, с золотым и серебряным шитьем. Пуговицы были гладкие, позолоченные, подкладка синяя. Камзол и нижнее платье – белые суконные.

У директора Лицея –  полное шитье на воротнике, обшлагах и клапанах. У прочих чинов –  шитье на воротнике и обшлагах или на одном воротнике полагалось сообразно должности, начиная с  IX класса. Воспитанники носили с каждой стороны воротника по две петлицы: младшего возраста шитые серебром, а старшего – золотом. [15]

На каждого лицеиста полагался  классный стол (конторка), комод и  железная полированная с медными  украшениями кровать, обтянутая  парусиной. На ней был матрац с  бумазейным одеялом и полупуховой подушкой. Принадлежность постели составляли ночной колпак и туфли.

Огромное значение в жизни  Царскосельского лицея имела  его библиотека, созданная в 1811 г. Заведовал ею штатный библиотекарь, который должен был закупать необходимые  для учебного процесса книги и  пособия, выписывать газеты и журналы, следить за их сохранностью и выдавать читателям.

Неослабное внимание уделялось религиозному воспитанию юношей. Кроме плановых занятий по закону Божьему, воспитанники самостоятельно читали Библию. Все ученики обучались духовному пению и делали это с большим старанием. [18]

Все полугодовые характеристик  зачитывались и обсуждались на заседаниях Конференции Царскосельского лицея. Кроме того на заседаниях рассматривались  следующие вопросы: избрание наставников  молодежи, совершенствование системы  преподавания, распределение учебного времени по курсам, анализ поступающих  документов и проведение испытаний  воспитанников. В состав Конференции  Лицея входили все его профессора, а возглавлял ее директор. Из числа  профессоров избирался конференц-секретарь, который вел журнал заседаний, а  в отсутствие директора исполнял обязанности председателя.

Важно отметить, что полугодовые  испытания воспитанников Лицея  Конференция проводила в отсутствии директора и приглашенных лиц. Обычно бывали министр народного просвещения  или его товарищ, крупные сановники, известные ученые, литераторы, поэты, дипломаты, военачальники. Испытания по различным предметам обучения носили, как правило, состязательный характер, а их результаты оценивались по 12-бальной шкале. [15]

Император и высшие сановники уделяли Лицею огромное внимание. Из года в год на нужды воспитанников, профессоров и чиновников выделялись все большие суммы. Лицеисты получали новые льготы и привилегии: похвальные листы и подарки за успехи в учебе, занесение имен лучших на мраморные доски почета, разрешение воспитанникам 4-го класса носить маленькие шпаги, увеличение денежного пособия при выпуске и др.

Император Николай I 6 ноября 1843 г. подписал Указ «О введении Царскосельского лицея в общее устройство гражданских учебных заведений». Это означало перевод вуза под непосредственный надзор монарха, перемещение его из Царского Села в Санкт-Петербург (в здание Александровского сиротского дома) и переименование в Императорский Александровский лицей. Начались существенные преобразования в организационной, кадровой и учебно-воспитательной сферах, которые превратили Лицей в элитный вуз мирового класса. [15]

2.2  Организация  учебно-воспитательного процесса  в Ришельевском лицее.

В Одессе 19 века бурно развивалось  промышленное производство. Это был  город, который начали строить и  развивать высокообразованные и  культурные чиновники.

В 1817 году в южном регионе  России было решено создать весьма престижное учебное заведение закрытого  типа – лицей. Назвали его в  честь генерал-губернатора края - герцога Армана Эммануэля дю Плесси Ришелье. Торжественное открытие лицея состоялось 19 (7) января 1818 года в Одессе.

2 мая 1817 года с официальным  открытием лицея был утвержден  его Устав, а 15 мая вышел  указ об отчислении в пользу  лицея из каждой четверти пшеницы,  которая вывозилась за границу,  по 2,5 копеек серебром. [12]

Первым директором Ришельевского лицея с 1817 по 1820 год был аббат Шарль Николь, лицо весьма примечательное. Он родился во Франции, переехал в Петербург, где приобрел репутацию известного преподавателя. Герцог Ришелье знал аббата Николя со школьной скамьи, внимательно следил за его действиями в России и остановил на нем свой выбор, когда зашла речь о директоре лицея. [8]

Император Александр І  посетил лицей, остался им чрезвычайно  удовлетворенный, благодарил аббата Николя и наградил его орденом Анны II степени с бриллиантами.  Аристократия, русская и иностранная, отнеслась  к новому лицею с доверием: учиться  в Одессу стали посылать детей  не только из провинции, но даже из обеих  столиц. Немногочисленная в то время  русская интеллигенция, конечно, не могла обойти своим вниманием "устроение  сего, можно сказать, единственного  в роде своем воспитательного  института". [12]

Учебные планы лицея не предусматривали специализации, срок обучения составлял 8 лет. До 1820 года преподавание велось на французском языке. При  директоре Иване Семеновиче Орлае были переработаны учебные программы, в них были включены математика, физика, химия, биология, география, история и прочие предметы, улучшены методы преподавания, открыто педагогическое отделение (позднее пединститут), готовившее педагогические кадры для уездных и коммерческих школ. В 1837 году были организованы физико-математическое и юридическое отделения, институт восточных языков, который выпускал переводчиков для воинских учреждений.

Однако интересы лицеистов  были значительно шире, чем официально предусматривалось рамками программы. В 1819 году они организовали литературное общество. А.С.Пушкин, во время пребывания в Одессе в 1823-1924 годах, часто посещал лицей, читал здесь свои стихи. Лицеисты читали его поэму «Руслан и Людмила», «Горе от ума» А.С. Грибоедова. Лицей посещал молодой поэт К.М. Батюшков. В 1825 году здесь бывал и польский поэт Адам Мицкевич. [8]

В разные годы в лицее  преподавали выдающиеся ученые: химик  Д.И. Менделеев, историк С.В. Ежевский, языковед В.В. Григорьев, математики Г.П. Виард и В. В. Петровский.

Историю лицея можно разделить  на два периода: первый (1817-1837), когда  он был близко к типу среднего учебного заведения; второй (1837-1864), когда по структуре, программам, системе преподавания он стал фактически высшим учебным заведением.

Лицей состоял по сути дела из четырех учреждений:

1. Начальное подготовительное  училище, в котором было три  класса. Здесь учились чтению, письму, русскому, греческому, итальянскому, немецкому,  французскому языками, а также  получали начальные знания об  арифметике и религии.

2. Собственно лицей, который  состоял из пяти классов. Здесь изучали грамматику русского, латинского, греческого, французского, немецкого, итальянского языков, а также литературу (словесность), риторику, географию, статистику, математику, физику, военное дело и «приятные искусства» (танцы, фехтование).

3. Два высших дополнительных  училища (что-то наподобие факультетов), которые имели по два класса. В любом из них учились по  два года. В одном преподавали правоведение и политэкономию, во второй – коммерческие науки и бухгалтерию.

4. Четвертым учреждением,  которое входило в лицей, был,  так называемый, педагогический  институт. Его воспитанники, окончив  курс, оставались в лицее на  шесть лет: первые четыре года  в роли надзирателей и два  года – адъюнктами при профессорах. [12]

Лицей был закрытым учебным  заведением, предназначавшимся для  детей аристократов и богатого купечества. Ришельевский лицей стал настолько популярным, что сюда на обучение посылали своих детей не только дворяне Юга Украины, но и семьи аристократов из Петербурга, Москвы и других городов. В лицее учились сыновья князя Волконского, графа Сен-При, князя Четвертинского и других выдающихся лиц России.

Все ученики делились на пансионеров, проживающих в лицее, (так называемых внутренних) и приходящих (так называемых внешних). Студенты Ришельевского лицея носили форменную одежду, а с 25 октября 1838 года шпаги и треугольные шляпы: « Государь Император высочайше повелеть желает: разрешить студентам Ришельевского лицея носить при мундирах и мундирных сюртуках шпаги и треугольные шляпы по форме, созданной для университетских студентов». [8]

Дисциплина в лицее  была суровой. В правилах для студентов, утвержденных попечителем Одесского  учебного округа 5 декабря 1853 года, предполагалось: а) за отсутствие на 6 лекциях в течение  месяца без достаточной причины  – выговор директора; б) за отсутствие на 12 лекциях – заключение в карцер. Если прогулы повторялись, то студент  лишался в конце года права  на сдачу экзамена и оставался  на том же курсе или исключался из лицея.

Собственно лицей был  разделен на два отделения: физико-математическое и юридическое, напоминавшее университетские  факультеты. Для заведывания делами лицея был создан совет и правление лицея. На физико-математическом отделении лицея преподавались: чистая и прикладная математика, физика и физическая география, естественная история, химия, технология и коммерция; на юридическом отделении преподавались: римская словесность, энциклопедия и история правоведения и практическое судопроизводство. Сверх того на обоих отделениях читались: философия, российская словесность, русская и всеобщая история и статистика, а для православных кроме того - догматическое и нравственное богословие, история церкви и история церковного права. Позднее внутри лицея был основан институт восточных языков, а в начале 40-х годов в лицее появилось коммерческое отделение, где изучали политическую экономию, финансы, торговлю, коммерцию, физику, физическую географию, химию, естественную историю, сельское хозяйство, технологию, архитектуру и обзор русских законов. Здесь готовили государственных служащих, а также юристов в области государственного и частного права. Это отделение было наиболее многочисленным.

Интересна и такая деталь. Лицей, как в учебной, так и  в хозяйственной части, имел свое внутреннее правление, председателем  которого был одесский градоначальник, а членами – родители, дети которых  учились в лицее. Их обязанностью была «забота за точным соблюдением  правил Устава», но они не имели права  вводить от себя какие-либо установления, не спросив на это разрешения высшего  руководства. Члены правления следили  за поведением и успехами учеников, в конце каждой недели они подавали отчет об обучении и поведении  воспитанников, присутствовали на экзаменах, подтверждали счета эконома лицея, выбирали профессоров, адъюнктов и  надзирателей. [12]

 

 

Заключение.

Анализ основных моментов истории лицеев, педагогики лицейского образования, особенностей статуса лицеев, их внутреннего устройства, организации учебного процесса позволяет сделать общий вывод о том, что в первой трети XIX века изученные учебные заведения представляли собой единую группу, стоявшую вне законодательно утвержденной иерархической структуры училищ по ведомству народного просвещения и обладающую рядом специфических черт.

Особыми исследуемые заведения  делал их высокий статус и права  выпускников. Такому положению соответствовали  и отличные от большинства других заведений принципы и источники  финансирования, а также система  должностей. Исследуемые учебные  заведения играли заметную роль в  системе народного просвещения  России и находились в центре внимания правительства.

Появление такого типа учебных  заведений именно в этот период не случайно. В Европе в XVIII веке в политике в области просвещения преобладает  принцип утилитаризма. Этот же принцип  в России проявился в появлении  в XVIII веке специализированных школ, нацеленных на подготовку необходимых государству  специалистов и получивших сословный  характер.

История лицеев тесно связана  с государственной политикой  в области просвещения. Само их основание  отразило стремление привлечь к высшему  образованию представителей привилегированного сословия, воспитать и обучить  будущих компетентных и лояльных чиновников. На протяжении всей своей  истории, занимая в системе народного  просвещения положение между  гимназиями и университетами, лицеи  постоянно соотносили свой статус больше с высшими учебными заведениями.

Расцвет учебных заведений  особого типа в России совпадает  с общеевропейским кризисом университетов. В конце XVIII - начале XIX века в Европе успешно функционируют специализированные школы, представляющие в определенном смысле альтернативу университетскому образованию. В России особенно после 1812 года соответствующую принципам  утилитаризма и интересам дворян альтернативу университетам представляли лицеи и благородные пансионы.

В течение короткого периода  рассматриваемые учебные заведения, действительно, представляли более  успешную альтернативу университетам, тем более что последние утратили доверие правительства и стали  вызывать опасения и подозрения в  распространении опасных идей в  связи с событиями в германских университетах. Однако с начала 1820-х  гг. начинался новый этап в правительственной  политике по отношению к лицеям. Их элитарный и замкнутый характер, относительная самостоятельность  и бесконтрольность при растущей популярности в обществе представляла не меньшую, чем университеты, а более  серьезную угрозу общественному  спокойствию и порядку. Уже в 1821 году впервые была высказана мысль  о несоответствии высоких прав и  привилегий лицеев уровню предоставляемого образования и о том, что их особый статус, отталкивая дворян от университетов, препятствует получению будущими чиновниками  более глубоких знаний.

Информация о работе Педагогика лицейского образования