Педагогика лицейского образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 23:00, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования курсовой работы является историко-педагогический контекст возникновения лицеев в России первой половины XIX века, а предметом исследования – педагогика лицейского образования.
Цель исследования – изучить историю лицеев XIX века в контексте эволюции системы образования России. Данная цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1) раскрыть обстоятельства и причины основания лицеев;
2) раскрыть особенности функционирования, внутренней организации, системы управления и финансирования лицеев;
3) проанализировать учебный и воспитательный процесс в учебных заведениях «особого типа».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….. 2
ГЛАВА 1. Историко-педагогические предпосылки возникновения
лицеев……………………………………………………………………….... 4
1.1 Лицеи в России. Причины и особенности возникновения…………… 4
1.2 Общая характеристика лицеев России…………………………………. 9
ГЛАВА 2. Педагогика лицейского образования…………………………… 14
2.1 Организация учебно-воспитательного процесса в
Императорском Царскосельском лицее…………………………………… 14
2.2 Организация учебно-воспитательного процесса в
Ришельевском лицее………………………………………….……………… 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………. 29

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 61.51 Кб (Скачать файл)

 В середине 1800 гг. развернулась  острая полемика между Западниками  и Славянофилами, по вопросам образования и воспитания.

 В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.П.Огарев, В.Ф.Одоевский и др. горячо приветствовали западноевропейскую образованность, возмущались сословно-крепостническими традициями России в воспитании и обучении. Они защищали права личности на самореализацию. Славянофилы также не были едиными в своих взглядах. Они исходили из убеждения о самобытности исторического пути русского народа. Основой народного, национального воспитания славянофилы считали:

- религиозность;

- любовь к ближнему;

-нравственность.

 Видными идеологами  славянофильства в вопросах воспитания  были: И.В.Киреевский (1806-1865гг.), А.С.Хомяков (1804-1860гг.), С.П.Шевырев (1806-1864гг.)

 Крупнейшими представителями  революционно-демократической педагогики  в 30-40 годах явились В.Г.Белинский и А.И.Герцен.

1.2 0бщая характеристика  лицеев России.

Лицей – 1) среднее общеобразовательное  учебное заведение в ряде стран  Западной Европы, Латинской Америки, Африки. 2)В России до революции 1917 года – привилегированное среднее или высшее учебное заведение, предназначавшееся главным образом для подготовки чиновников.

Появление лицеев в начале XIX века в России неразрывно связано  с общеисторическими контекстами  и культурными ориентирами эпохи  Классицизма и Просвещения. Обращение к античным классическим началам в идеи открытия лицея заложено в самом понятии «лицей», зародившемся в Древней Греции («Ликей» или «Ликейон» - древнегреческая школа вблизи Афин возле храма Аполлона Ликейского, основанная Аристотелем в 335 году до н.э. и просуществовавшая около 800 лет). Новое обращение к античному термину «ликейон» произошло во Франции в конце 18 века, в эпоху Просвещения как обозначение нового типа высших общественных школ: в 1781 году в Париже открылся Ликейон – первый университет «для светских людей». По окончании обучения в лицее выпускники сдавали экзамен на степень бакалавра. Его сдавало менее половины учащихся. Диплом открывал путь в Университет. Создание лицеев было ответом на социальный заказ-подготовку высокообразованных и преданных императору чиновников. Одной из главных задач этих учреждений была подготовка кадров, способных проводить политику императора, то есть в основе лицейского образования во Франции отчетливо прослеживаются политические цели. [7]

В России первые лицеи организуются вначале 19 в. Характерной особенностью этого процесса было то, что они создавались, в основном, на частные пожертвования и финансирования. Главной причиной создания лицеев в России были реформаторские замыслы правительства Александра I, которые резко обострили потребность в разносторонне образованных чиновниках высокого ранга. Бурное развитие техники в конце 18 и начале 19 века вызвало необходимость в отказе от христианской идеологии в образовании, направленной в основном на поддержание религиозного имиджа. Появилась острая потребность в большом количестве образованных людей с широким кругозором и гибким мышлением. Образовательные центры при церквях, в силу своей специфики, не могли дать светских, а особенно естественнонаучных знаний. Все учебные заведения открывались с разрешения Его Императорского высочества, более того, «Положение» и «Устав» также утверждались им. И в дальнейшем деятельность российских лицеев находилась под постоянным вниманием и покровительством первого лица Российской империи. Все это также говорит о значительной политической окраске этого процесса. [6].

Первые лицеи назывались гимназиями, или училищами «высших наук», то есть изначально закладывалась некая  двойственность этого типа учреждения: на уровне университета, но не подобно  ему, что сразу же составило блок причин трудностей их становления и  развития, и это стало в дальнейшем одной из главных причин закрытия многих лицеев. Двойственность лицейского статуса определялась и тем обстоятельством, что эти учебные заведения  должны были воспитать в определенной степени людей «новой породы»  и, чтобы  преобразовать лик России и поставить ее в один ряд с  цивилизованными государствами  Европы. [14]

Первым документом, узаконившим  управление государственной системой образования в России, были утвержденные 24 января 1803 года Предварительные правила  народного просвещения. В целом  документ представлял собою скорее концепцию развития образования, нежели закон его функционирования, но большинство  статей предварительных правил «являлись, по существу, проектом программы будущего устройства системы». Эти правила  послужили созданию трех типов учебных  заведений: лицеев, университетов и  гимназий. [7].

Новый тип школы, который  получил название «лицей», начал  вырабатываться в России в 19 веке. На протяжении первой четверти 19 века были открыты Царскосельский, Ришельевский и Волынский лицеи. Позднее к ним добавились Демидовский и Нежинский. Лицеи занимали в системе образования промежуточное положение между гимназией и университетом, но ближе были к последнему. Внутреннее устройство лицеев было схоже с университетским: во главе стоял совет, обладающий правом избрания проректора, инспектора, а также правом самостоятельного заведования учебной и хозяйственной частью. [20]

 Воспитанники лицеев  имели равные права с университетскими  студентами. Аттестаты лицеев уравнивались  с аттестатами университетов  во всех отношениях, в том числе  и праве на получение классного  чина по окончании обучения. В  старших классов лицеев имелся  курс университетских наук, включавший  богословские, философские или юридические  науки. Энциклопедическое образование,  которое давал лицей, дает основание  утверждать, что лицеи были средними  учебными заведениями, но наличие  университетских курсов, привилегий  определения лицеям первого места  после университетов позволяет  отнести их к разряду высших  учебных заведений. [7]

 Во второй половине 19 века последовало радикальное  преобразование лицеев. На основе  набравших силу учебных заведений  были открыты университеты или  институты, на базе остальных  - четко спрофилированные лицеи,  превратившиеся в один факультет университета.

Несмотря на общие черты, лицеи отличались по характеру управления. Нежинский и Решильевский находились в ведении попечителя Харьковского округа, Царскосельский подчинялся непосредственно министру народного просвещения, а Демидовский был подчинен Московскому университету. Во главе Ришельевского лицея стоял совет из родителей учеников под предводительством Одесского градоначальника. При лицее были учреждены педагогический институт и два училища: правоведения и коммерции.

Возникновение лицеев как  особых типов образовательных учреждений в 19 веке было вызвано:

- потребностью в культурных  центрах регионов, удаленных от  университетов; 

- недостаточным количеством  гимназий и университетов, стремлением  соединить среднее и высшее  образование; 

- желанием дворянства  не допустить встречи своих  детей с детьми разночинцев  и черни в университетах. [6].

К началу 20 века возник вопрос о дальнейшей судьбе лицеев (к этому  времени их сохранилось только три). Среди всех предложенных проектов наиболее интересным оказалось предложение  Некрасова П.А., по мнению которого лицеи  должны были стать переходной ступенью от гимназий к университетам. Следовательно, главной целью этих учебных заведений  должна являться подготовка к обучению в университете.

 Дальнейшее развитие  лицеев как учебных заведений  было прервано в 1917 году. Возрождение  лицеев как типа среднего общеобразовательного  учебного заведения началось  лишь в конце 80-х годов 20 века. [7]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Педагогика лицейского образования.

2.1 Организация  учебно-воспитательного процесса  в Императорском Царскосельском  лицее.

Распоряжение об основании  первого лицея в России было дано императором Александра I в 1810 году благодаря усилиям по развитию отечественного образования М.М. Сперанского. Лицей  был создан как особое образовательное  учреждение для подготовки культурной элиты с целью модернизации России. Событие 19 октября 1811 года навсегда вошло  в историю и культуру России и  отечественного образования как  знаковый день, с которого начинается история лицеев как особых образовательных  учреждений, воспитавших истинных сынов  Отечества, жизнь и деятельность которых в дальнейшем оказала  огромное влияния на нашу культуру и развитие государственности.

Для современного образования, пожалуй, Царскосельский лицей, это  даже не столько конкретный эпизод истории отечественного образования, но знаковая метафора, ориентир, образец  образовательного учреждения, давшего  начало плеяде великих и выдающихся деятелей, внесших существенный вклад в культуру России. [15]

Понятие «Отечество нам Царское  Село», обобщенное в стихах лицеиста первого выпуска – А.С. Пушкина  – стало знаковым не только для  их выпуска, но и для всей нашей истории.

Базовые принципы и идеи лицейского образования «вчера»  во многом оформились в первые годы существования Императорского Царскосельского  лицей. Среди них можно обозначить следующие: гуманность; нравственность; творчество; свобода мысли; дух независимости; уважение к собственному достоинству; культ дружбы; лицейское братство; уважение к личности; сообразность возрасту; осознанность слов и ясность идей; оценка без отметки; элитарность; равноправие; патриотизм; образование на образцах; образование как образ жизни; преподавание как педагогическая лаборатория; разносторонность развития; неразрывность образования и воспитания; традиции и новации; наставничество; школа как дом родной. [15]

Необходимость в воспитании надежных, преданных трону слуг объективно определяла и элитарность лицейского образования в России. Классическим примером может служить Царскосельский лицей. Это высшее учебное заведение было открыто 19 октября 1811 г. недалеко от столицы в Царском Селе с целью подготовки дворянских детей для государственной службы. Инициатива создания привилегированного вуза принадлежала министру народного просвещения А.К. Разумовскому и товарищу (заместителю) министра юстиции М.М. Сперанскому.

Утвержденное императором  Александром I постановление о Лицее (от 12 августа 1810 г.) уравнивало его в правах и преимуществах с российскими университетами. На учебу принимались физически здоровые мальчики в возрасте 10-12 лет после предварительных испытаний в начальных знаниях по русскому, французскому и немецкому языкам, арифметике, физике, географии и истории. [15]

Обучение было рассчитано на 6 лет и состояло из двух курсов по 3 года в каждом. Первый курс назывался начальным и включал в себя грамматическое изучение языков (российского, латинского, французского и немецкого), науки нравственные (закон Божий, философия и основы логики), науки математические и физические (арифметика, геометрия, тригонометрия, алгебра и физика), науки исторические (история российская, история иностранная, география и хронология), первоначальные основания изящных письмен (избранные места из лучших писателей и правила риторики), изящные искусства (рисование, чистописание, танцы) и гимнастические упражнения (фехтование, верховая езда, плавание). [15]

Второй курс (окончательный) охватывал следующие разделы: науки  нравственные, физические, математические, исторические, словесность, изящные  искусства и гимнастические упражнения. В течение всего курса воспитанникам давали представление о гражданской архитектуре.

Внутреннее управление в  Лицее осуществлял директор, кандидатуру  которого утверждал император. Первым директором был статский советник В.Ф. Малиновский, выпускник Московского  университета. В случае отсутствия директора в Лицее его обязанности  по поручению министра просвещения  выполнял один из профессоров. Директор был обязан постоянно проживать  в здании Лицея и находиться в  курсе всех важных дел. На нем лежала персональная ответственность за каждого  воспитанника. [19]

Учебно-воспитательный процесс  в Царскосельском лицее организовали директор, семь профессоров, два адъютанта, один священник – преподаватель  закона Божьего, шесть учителей изящных  искусств и гимнастических упражнений, три надзирателя и три гувернера. Кроме того в штате Лицея находились врач, бухгалтер, два парикмахера, швейцар, пять писцов, несколько сторожей, кухарок, прачек и других вспомогательных  работников. [15]

Выпускники Лицея свободно читали в подлинниках произведения Цицерона, Виргилия и других мировых классиков. Также они с большим интересом занимались изящными искусствами и гимнастическими упражнениями.

Преподавателям запрещалось  диктовать новый материал учебных  предметов. Они должны были вести  занятия так, чтобы никто из воспитанников  не отставал в учебе. На менее подготовленных учеников педагоги обращали особое внимание, а также занимались с ними дополнительно. Все уроки, особенно в первые месяцы обучения, сопровождались отчетами учащихся в устной или письменной форме. Профессора, адъютанты и учителя не переходили к отработке нового материала, пока все лицеисты не усвоили пройденный.

Царскосельский лицей  являлся закрытым вузом, а его  воспитанники находились на полном пансионе. Выезд из Лицея во время учебного года запрещался. Все лицеисты подчинялись  строгому распорядку дня, за которым  наблюдали директор, штатные надзиратели  и преподаватели. [19]

В 6 часов объявлялся общий  подъем, затем воспитанники шли на утреннюю молитву, после чего повторяли  задания своих преподавателей. С 8 до 9 часов проводился урок в классах, а с 10 до 11 – завтрак и прогулка в парке. С 11 до 12 часов в Лицее  предусматривался второй урок в классах, а с 13 – обед и короткий перерыв.

В 14 часов у лицеистов  начинались занятия по чистописанию и рисованию, с 15 до 17 – уроки в  классах.

В зависимости от времени  года, состояния погоды и прочих условий. Конференция Лицея (орган  коллегиального руководства) могла  корректировать режим учебы и  отдыха. Продуманный распорядок дня  способствовал ускоренному развитию лицеистов, которые к 16-18 годам становились  физически крепкими, закаленными, трудолюбивыми, нравственно здоровыми людьми.

Информация о работе Педагогика лицейского образования