Педагогика сотрудничества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2015 в 19:39, реферат

Описание работы

В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны – «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. Насколько инновационной и эффективной была эта педагогическая идея, мы и попробуем разобраться.
Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик.

Файлы: 1 файл

Педагогика сотрудничества.docx

— 88.17 Кб (Скачать файл)

Педагогика сотрудничества

 

В середине восьмидесятых годов прошлого века под влиянием глобальных перемен в общественно-политической жизни страны – «перестройки», в Советском Союзе возникло новое направление в педагогике, получившее название педагогика сотрудничества. Насколько инновационной и эффективной была эта педагогическая идея, мы и попробуем разобраться.

Автором идеи педагогики сотрудничества и ее главным вдохновителем стал советский публицист и педагог Симон Львович Соловейчик. Работая в «Учительской газете», он опубликовал несколько научно-популярных статей, посвященных новому научно-практическому движению в педагогике, основанному на ином взгляде на проблему воспитания. В его статьях воспитание представлялось не как некое воздействие воспитателя на ребенка, а как открытый диалог между педагогом и учеником. Некоторые его материалы на эту тему были размещены также в советском политическом журнале «Новое время», дочернем издании газеты «Труд».

Педагогика сотрудничества, по мнению автора идеи, должна была объединить педагогов с различными подходами к воспитанию и обучению, для которых было единым стремление к гуманизации системы образования и создание альтернативы устаревшей официозной педагогике конца советского периода.

Среди тех, кто поддержал эту идею, были Шалва Александрович Амогашвили, Виктор Федорович Шаталов, Софья Николаевна Лысенкова и другие советские педагоги тех лет. Уже в сентябре 1986 года на встрече педагогов-новаторов в подмосковном поселке Переделкино были сформулированы «Тезисы педагогики сотрудничества», опубликованные затем в «Учительской газете» и ставшие фундаментальной основой для всех последователей идеи. Одной из главных задач педагогики сотрудничества являлась демократизация образования.

Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.Педагогика сотрудничества

Основатели педагогики сотрудничества

По некоторым направлениям идея педагогики сотрудничества перекликается с ранними педагогическими движениями начала двадцатого столетия – педагогикой Марии Монтессори и Вальдорфской педагогикой, созданной Рудольфом Штайнером. Можно сказать, что они наравне с другими педагогическими движениями легли в основу новой педагогической идеи. При этом из них было взято только самое лучшее и проверенное временем.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, обучение в зоне ближайшего развития, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

За годы своего развития педагогика сотрудничества претерпела множество изменений, явившихся результатом несовершенства, как самой системы образования, так и менталитета общества. Педагогика сотрудничества является для большинства рядовых педагогов достаточно сложной в реализации на практике. Дело в том, что сама идея рассчитана на адекватное взаимодействие между собой обоих сторон – педагогов и учеников. И если педагоги в подавляющем своем большинстве прилагают какие-то усилия для достижения максимального взаимодействия и взаимопонимания с учениками, то среди учеников пока еще чаще встречаются ленивые и несамостоятельные. Поддержание диалога с такими детьми не каждому под силу.

Тем не менее, педагогика сотрудничества с каждым годом доказывает свою необходимость для достижения главной цели современного мира – создания нового гуманного общества, свободного от тоталитаризма и официоза. Преодолеть инертность мышления и выйти на качественно новый уровень построения системы образования и воспитания – вот главная задача современной педагогики. Для выполнения этой задачи педагогу необходимо использовать в своей работе не только стандартные методы ведения урока, но в большей степени проявлять инициативу и строить процесс обучения и воспитания таким образом, чтобы ученик был постоянно в него вовлечен. В качестве инструментов педагогики сотрудничества можно использовать интересный и увлекательный рассказ, откровенную беседу, справедливую и независимую оценку, поощрение творческих успехов, личный пример, встречу с интересными людьми, совместный поиск решений и тому подобное. Педагогу необходимо сначала самому научиться мыслить комплексно, сочетая в своей работе все доступные способы достижения целей и выполнения поставленных задач.

 

 

 

Функции толерантности:

миробеспечивающая

--  определяет  многомерность  среды и разнообразных взглядов;

- обеспечивает гармоничное  мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга  по различным признакам;

- служит общественным  гарантом неприкосновенности и  ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона.

 

регулирующая

- позволяет сдержать неприязнь  в сочетании с отложенной позитивной  реакцией, либо заменить ее на позитивную;

- предоставляет конструктивный  выход из конфликтных ситуаций;

- ориентирует отношения  на соблюдение равноправия, уважения, свободы.

 

психологическая

- служит основой  для  нормализации психологической атмосферы  в группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);

- формирует и развивает  этническое самосознание;

- обеспечивает этническую  и социальную самоидентификацию;

- поддерживает и развивает  самооценку личности, группы;

-снижает порог чувствительности  к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям.

 

воспитательная

- обеспечивает передачу  опыта позитивного социального  взаимодействия и опыта человечества  в целом;

- является совершенным  образцом организации жизнедеятельности  в социуме;

- обеспечивает успешную  социализацию;

- развивает нравственное  понимание, сопереживание, умение лояльно  оценивать поступки других.

 

коммуникативная

- развивает готовность  к общению, сотрудничеству и пониманию;

- позволяет установить  конструктивное общение с представителями  различных групп, иного мировоззрения.

 

культуросохраняющая

- обеспечивает сохранение  и преувеличение культурного  опыта группы, этноса, общества.

 

креативная

- обеспечивает возможность  творческого преобразования окружающей  действительности;

- создает условия для  безопасного проявления дивергентности, творческой активности;

- создает условия для  творческого самоутверждения.

 

фелицитологическая

 

- позволяет получить счастье  от общения с иными представителями  и осознание своей индивидуальности, от признания группой и миром  в целом.

 

1.1.5 Формы толерантности

Российский философ В.А. Лекторский считает, что толерантность может быть выражена в четырех возможных формах:

– безразличие.

– уважение к Другому, которого я вместе с тем не могу понимать и с которым не могу взаимодействовать.

– снисхождение к слабости Других, сочетающиеся с некоторой долей презрения к ним.

– расширение собственного опыта и критический диалог.

 

1.1.6 Уровни толерантности

В философии выделяют пять уровней толерантности: цивилизационный, межгосударственный, этнический, социальный и индивидуальный. Толерантность цивилизационная подразумевает ненасилие в контактах различных культурных миров. Поэтому цивилизационное измерение толерантности, в качестве наиболее общего уровня ее существования, является условием творческого развития «культуры мира» в современности.

Толерантность в международных отношениях является условием сотрудничества и мирного сосуществования государств вне зависимости от их величины, экономического развития, этнической или религиозной принадлежности их населения и пр.

Этническая толерантность есть основное средство достижения гармонии национальных отношений в многонациональных обществах, потому что основывается на признании того факта, что под различиями скрыто существенное сходство.

Социальная толерантность, определяется как ненасильственное, уважительное отношение между различными социальными группами, является гарантом гармоничных отношений в обществе. Она направлена на равновесие в обществе и признает право на объединение людей для защиты своих прав и интересов. В социально-направленном обществе создаются условия для формирования толерантного поведения личности, ее ответственности.

На индивидуальном уровне толерантность является нормой поведения ответственной личности. «Толерантность в отношении людей, которые отличаются от нас своими убеждениями и привычками, требует понимания того, что истина не может быть простой, что она многолика и что существуют другие взгляды, способные пролить свет на ту или иную ее сторону».

Учитывая, что в основе толерантности лежит активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека, И.В. Крутова выделяет следующие уровни толерантности:

1. Уровень сдерживания  негативного реагирования на  нравственно значимый фактор  исключает насилие. При этом необходимо  учитывать, что терпимость является  выражением свободной эмпатии, не может порождаться угрозой, мольбой, подражанием. За терпимость ошибочно могут быть приняты: замедленность реакции, нерешительность, неспособность к ценностному различению, упование на автоматизм судьбы, циничное равнодушие. А.Е. Зимбули выделяет следующие виды терпимости:

– квазитерпимость – виды сдержанности, которые внешне предстают как терпимость, но являются мнимыми, ненастоящими; возможные мотивы подобного поведения – прагматизм, конформизм, самореклама, попустительство, вера в автоматизм событий;

– псевдотерпимость – случаи сознательного введения кого-либо в заблуждение; мотивация – притворство;

– «негативная» терпимость – терпимость, носящая показной характер, а также злонамеренное невмешательство; мотивация – отлаженная месть, злонамеренное воздержание;

– «позитивная» или подлинная терпимость обусловлена такими мотивами, как внимание, понимание, симпатия, помощь, забота об адресате.

2. Уровень готовности  к взаимопониманию и понимание Другого на основе общечеловеческих ценностей, а также признание за ним права на существование.

3. Уровень критического  диалога и расширение собственного  опыта на основе критического  осмысления.

 

1.1.7 Проблема интолерантности

Проблема интолерантности в отличие от толерантности изучается, как правило, только в антропологическом аспекте. Основатель психоанализа 3. Фрейд выделял в структуре личности Ид как область бессознательных влечений, Ид не знает ценностей, добра и зла, не знает морали. Эго понимается, как часть психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Супер-эго служит судьей или цензором деятельности и мыслей Эго – это хранилище моральных установок, норм поведения. Фрейд указывает на три функции Супер-эго: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов. Эго и Супер-эго частично бессознательны. З. Фрейд считал, что развитием и поведением личности руководят две энергии либидо и энергия мартидо. Мартидо по своей природе имеет деструктивный характер. Таким образом, враждебность имеет врожденный характер, и культура призвана заглушать, подавлять этот инстинкт, в результате чего возникает неизбежный конфликт между личностью и обществом, приводящий к разрушению самой личности или другой личности.

Обоснование идеи наличия у индивида оппозиционного инстинкта который выражается в отрицании другого или борьбы с Другим осуществил Г. Зиммель. Эта позиция обусловлена определенной настроенностью души на недоверие, отвращение, ненависть к Другому, осознанным образом в виде потребности во враждебности.

Наряду с оппозицонным инстинктом у индивида имеется и инстинкт привязанности к другому, который обуславливает зачатки настроенности души на симпатию. Под воздействием социальных условий эти «зачатки» преобразуются в потребность в любви. Враждебность, по мнению Г. Зиммеля, гораздо выше у людей, связанных родственными узами, в силу наличия у них лишь немногих различий, и когда находятся противоречия в незначительном, они вызывают сильнейший антогонизм.

Представитель неофрейдизма Э. Фромм считал агрессивность не врожденным биологическим инстинктом, а социальной потребностью индивида в трансценденции, создании новых условий своей жизни, либо в форме жизнетворчества, либо в форме разрушения жизни. Он считал, что деструктивность основывается на особенностях человеческого характера, человеческих страстях, то есть природа враждебности социальна.

Структурными элементами интолерантности, по мнению О. Шемякиной, являются гнев, отвращение и презрение. По мнению автора, «одной из наименее социализированных, а потому исторически более ранних эмоций, входящих в «триаду враждебности», является гнев». Данная эмоция характеризуется сочетанием высокой импульсивности и низкого уровня контроля и проявляется в насильственной форме агрессии. Презрение является более устойчивой эмоцией, чем гнев или отвращение. Гнев предполагает достаточно быструю аффективную разрядку, а чувство отвращения способствует переключению внимания на что-либо другое. В историческом плане эмоция отвращения происходит из представления о ритуально «чистом» и «нечистом», что находит отражение в религиозном противоборстве. Отвращение побуждает человека отстраниться от объекта, вызывающего отвращение, или устранить сам объект.

Качества антонимичные «триаде враждебности», с точки зрения Д.В. Зиновьева, будут структурными элементами толерантности.

Согласно словарю антонимов русского языка М.В. Львова, чувством, противоположным презрению является «уважение» – чувство, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, качеств.

Ко второму компоненту «триады враждебности» – отвращению, словарь антонимов пояснений не дает, но в словаре русского языка под редакцией А.П. Евгеньевой в статье «Антипатия» в синонимичном ряду данного понятия приведено и понятие «отвращение» и противоположное ему – «симпатия». В словаре «Практического психолога» симпатия – это устойчивое одобрительное эмоциональное отношение человека к другим людям, их группам или социальным явлениям, проявляющееся в приветливости, доброжелательности, восхищении, побуждающее к общению, оказанию внимания, помощи и прочее. Обычно возникает на основе общих взглядов, ценностей, интересов, нравственных идеалов. Иногда – как следствие избирательной положительной реакции на привлекательную внешность, поведение, черты характера другого человека.

Информация о работе Педагогика сотрудничества