Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа
Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение понятию «педагогическое взаимодействие», рассмотреть принципы, направленности и типы (формы) педагогического взаимодействия;
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы педагогического взаимодействия, практиковавшиеся в Павлышской средней школе;
Введение …………………………………………………………..3
1. Взаимодействие школы и семьи как педагогическая проблема
1.1 Краткий исторический обзор проблемы…………………..6
1.2 Сухомлинский. В. А о сотрудничестве как о высшей форме педагогического взаимодействия…………………………………...11
2. Система работы Павлышевской средней школы по педагогическому взаимодействию
2.1 « Школа радости » и принципы ее организации………....14
2.2 Формы взаимодействия школы и семьи по организации педагогического процесса……………………………………………19
2.3 Педагогический всеобуч родителей как форма повышения их педагогической культуры……………………………………………28
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского в современной школьной практике……………………………………………………………34
Заключение………………………………………………………...44
Список использованной литературы
Брестский государственный университет имени А. С. Пушкина
Теория и практика В. А. Сухомлинского
Введение …………………………………………………………..3
3. Реализация идей В. А. Сухомлинского
в современной школьной практике…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………….46
Приложение……………………………………………………
Воспитание стало одним из важнейших аспектов нашей жизни. Годами сложилось так, что в воспитании ребенка младшего школьного возраста принимает участие только школа, родители привлекаются достаточно редко. Встречается такое мнение, что родители – это «помощники», «подсобная сила» при школе. Таким образом, семье отводиться роль объекта педагогического воздействия, а школе – доминантное положение. Реально же взаимодействие предполагает, что школа и семья являются равноправными субъектами социального воспитания детей. При уменьшении значимости одного из субъектов неизбежно возрастает роль другого субъекта, и равноправие сторон при этом часто нарушается. Поэтому, одним из важнейших направлений педагогической деятельности в современном образовании является взаимодействие школы и семьи, что закреплено в кодексе об образовании. « Субъектами образовательных отношений являются обучающиеся, законные представители несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники, учреждения образования, организации, реализующие образовательные программы послевузовского образования, а также иные организации, индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность. Объектами образовательных отношений являются знания, умения, навыки, свойства и качества личности обучающихся.» [ 6, с. 9]
Естественно, и школа, и семья стремятся к достижению полноценного взаимодействия между собой. Поэтому только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и школа могут достичь желаемых результатов в воспитании и обучении. Ведь и у родителей, и у преподавателей цель одна – благо детей, их полноценное гармоничное развитие. Особенно важны партнерские отношения между учителями и родителями в воспитании детей младшего школьного возраста. Именно в этом возрасте динамично формируется не только интеллектуальная основа личности, но и ее главные нравственные качества. Результат взаимодействия наиболее продуктивен, если между родителями и учителями начальных классов устанавливаются доверительные, взаимообогащающие контакты, контакты, затрагивающие все стороны обучения и воспитания детей, способствующие повышению педагогической культуры родителей.
Но не редки также случаи проявления со стороны педагогов бестактности, нетерпимости, доминирования, непонимания в общении с детьми и их родителями. А также в свою очередь многие родители не совсем четко осознают свою гражданскую и личную ответственность за развитие, воспитание и обучение своих детей. В связи с этим родители очень часто перекладывают всю ответственность в воспитании и обучении детей на преподавателей, не замечая своих ошибок. Из-за этого в наше время достаточно редко можно встретить поистине продуктивное взаимодействие школы и семьи.
Такой школьно-семейный принцип прослеживается в практическом опыте педагогов-новаторов 80-90-х годов: И. П. Иванова, М. А. Амонашвили, Б. П. Никитина, И. П. Волкова, Лысенковой, Шаталова, Щетинина и многих других. Они заявляли, что нужна новая педагогика, которая отличалась бы от прежней тем, что делает упор на вовлечение детей в учение, на совместный труд учителей, детей и родителей. Центральная точка такой педагогики – это исключение из существующих методов принуждение к учению.
Одним из первых из педагогов-новаторов, который ввел систему взаимодействия школы и семьи в воспитании детей, является известный украинский педагог – В. А. Сухомлинский. Он писал: «…в 60-е годы ХХ века инициировал идею содружества школы и семьи, реализовывая ее посредством инновационных форм, показал влияние совместной деятельности педагогов и родителей на результативность учебно-воспитательного процесса, на развитие его субъектов». [4, с. 90]
Сухомлинский В. А. один из первых педагогов, который в теории обосновал принципы реализации сотрудничества родителей и педагогов в воспитании и обучении детей. Он раскрыл саму суть принципов такого взаимодействия: между самими детьми, между учителями и учащимися, а также семьей и школой. Педагог писал: «Наиболее полноценное общественное воспитание – это, как известно, школьно-семейное… без воспитания детей, без постоянного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения и взаимного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества». [19, с. 11-12]
Много полезного и учителя, и родители могут извлечь из опыта В. А. Сухомлинского, , который считал, что воспитание начинается в семье. По В. А. Сухомлинскому, семья – начальная структурная единица общества, натуральное окружение для развития ребенка. Непосредственно в семье, как считал педагог, закладываются основы личности. Таким образом, основная задача педагога – налаживание педагогического сотрудничества с семьей в деле воспитания и образования, ведь «отец и мать – такие же воспитатели, как и учитель, они должны бать не менее мудрыми творцами Человека, чем учитель».[10, с. 429]
На примере Павлышской средней школы В. А. Сухомлинский показал, как совместная деятельность оказывает благоприятное влияние на формирование личности школьника младшего возраста.
Предмет исследования –
Цель исследования – изучить позитивный опыт Павлышской средней школы и выявить возможность применения идей В. А. Сухомлинского В современном образовательном процессе младших школьников.
Задачи исследования:
Дать научное определение
Проанализировать основные принципы педагогической системы В. А. Сухомлинского, основанной на союзе школы и семьи;
Охарактеризовать формы
Выделить из наследия В. А. Сухомлинского
идеи, приемлемые в современной
практике школьно-семейного
Методы исследования: теоретический анализ, сравнение, обобщение, анкетирование.
Педагогика сотрудничества начала развиваться в конце ХІХ века (период развития реформаторской педагогики), беря ее предпосылки, в частности принцип взаимодействия школы и семьи в воспитательной работе. Данный принцип прослеживается в педагогической деятельности великого педагога-гуманиста И.Г Песталоцци. Так, он считал, что ребенок формируется под влиянием внешней среды (общества) и под влиянием воспитания в семье и школе. Песталоцци не представлял настоящего развития природных сил ребенка за пределами социального и семейного окружения. Педагог отводил семье особое место в своем развивающем обучении и на примере семейных взаимоотношений советовал организовывать все воспитательные учреждения, что нашло отражение в его практической деятельности, особенно в детских домах.
В реформаторской педагогике (Г. Кершейнштейнер, Д. Дьюи, В. Лай, А. Мейман, С. Фрике, М. Монтессори и другие) основными принципами которой являлись: идея развивающего обучения, необходимость учитывать и развивать в обучающем и воспитательном процессе возрастные и индивидуальные особенности детей.
Философия Дж. Дьюи предстала на рубеже XIX-XX вв. как принципиально новая по сравнению с господствовавшей в то время традиционной гербартианской системой. Именно в этот период была предпринята небезуспешная попытка сменить педагогическую парадигму. Дж. Дьюи становится активным борцом за замену школы "книжной учебы", "пассивного слушания" - "школой труда" и активности. Его педагогический эксперимент может быть очень полезен для учителя, так как он представлял собой синтез теории и практики, мысли и действия. Будущие учителя смогут увидеть в его опыте ценные материалы для размышления о вечных педагогических проблемах, проникновения в современные вопросы педагогики. Исторический материал становится очень полезным инструментом в раскрытии процесса изменения от традиции к инновации в педагогике. Дж. Дьюи явилась представлял школу социальным институтом, воспроизводящим жизнь для ребенка столь же насущно, сколь и его деятельность в семье. Для него школа - это не подготовка к будущей жизни, а сама жизнь. Дж. Дьюи рассматривал учебный предмет не как набор усваиваемых учащимся фактов и принципов. По его мнению, это полностью игнорировало психологию ребенка, его интересы. Он хотел, чтобы ребенок научился транслировать абстрактные знания в конкретные формы, имеющие отношение к практической жизни.
Принцип сотрудничества школы и семьи нашел отражение в практике немецкого философа-антропософиста Г. Кершейнштейнер. В созданной им Вальдорфской школе огромное значение имело школьно-родительское самоуправление. Как отмечал сам философ, Вальдорфская педагогика «выращиваем снизу, а не строим сверху» - основателями и активными участниками работы школ являлись родители. Они работали в группах и комитетах, а родительский день (один день в неделю) занимались тем или иным видом прикладного искусства. Так же проводились постоянные встречи с и беседы с родителями.
В русской
либерально-демократической
Информация о работе Педагогика сотрудничества: Теория и практика В. А. Сухомлинского