Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 18:50, курсовая работа
Цель данной работы заключается в раскрытии сущности педагогики сотрудничества, а также способов ее применения для повышения качества образования. Изучение особенностей структуры и содержания педагогики сотрудничества, как совместной развивающей деятельности учителя и учеников.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
изучить классификационные характеристики и концептуальные положения педагогики сотрудничества;
раскрыть основные направления и особенности содержания педагогики сотрудничества;
провести психолого-педагогический анализ педагогики сотрудничества;
Введение 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Понятие педагогики сотрудничества 5
1.2. Классификационные характеристики и концептуальные положения 7
1.2.1. Направления и особенности содержания педагогики
сотрудничества 10
1.2.2. Идеи педагогики сотрудничества 12
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ СВОБОДЫ ВЫБОРА
2.1. Философское понимание свободы в рамках исторического процесса 16
2.2. Идея свободного выбора в отечественной педагогике 20
2.3. Внедрение и применение идеи свободного выбора в педагогике сотрудничества 26
ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
3.1. Традиционные методы работы в группах 28
Заключение 33
Библиографический список 35
Содержание.
Введение 3
ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
1.1. Понятие педагогики сотрудничества 5
1.2. Классификационные
1.2.1. Направления и особенности содержания педагогики
сотрудничества 10
1.2.2. Идеи педагогики
ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ИДЕИ СВОБОДЫ ВЫБОРА
2.1. Философское понимание
свободы в рамках
2.2. Идея свободного выбора в отечественной педагогике 20
2.3. Внедрение и применение
идеи свободного выбора в
ГЛАВА 3. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
3.1. Традиционные методы работы в группах 28
Заключение 33
Библиографический список 35
Введение.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что традиционная технология обучения не дает необходимой эффективности на всех звеньях образования. Педагогика сотрудничества является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входит во многие современные педагогические технологии как их составная часть. Педагогика сотрудничества является нетрадиционной технологией, ее применение на определенных этапах образования может дать необходимые результаты.
Достижению качественного образования способствует уникальная педагогическая система, которая содержит в себе идею свободного выбора и строит процесс обучения на основе сотрудничества ученика и педагога.
Теоретический и практический опыт и современное применение концепций педагогики сотрудничества, вызывают большой интерес. Именно поэтому, поставленная мною проблема влияния реализации идеи свободного выбора в педагогическом процессе на личность ученика является актуальной в настоящее время.
И она позволяет выявить противоречие между необходимостью применения идеи свободного выбора в педагогике сотрудничества и недостаточной изученностью соответствующих методик.
Ряд положений педагогики сотрудничества опровергал традиционные системы обучения и воспитания, поэтому эта теория вызвала большую полемику. Педагогика сотрудничества дала импульс творческой деятельности многих педагогов, инициировала деятельность авторских школ.
Объектом данного исследования выступает отношения «учитель — ученик».
Предметом исследования является использование идеи свободного выбора в педагогике сотрудничества.
Цель данной работы заключается в раскрытии сущности педагогики сотрудничества, а также способов ее применения для повышения качества образования. Изучение особенностей структуры и содержания педагогики сотрудничества, как совместной развивающей деятельности учителя и учеников.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
При реализации задач исследования использовались следующие методы:
Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что в ней рассмотрены теоретико-методологические аспекты и основные характеристики педагогики сотрудничества.
Практическая значимость работы состоит в том, что она содержит в себе прикладные аспекты использования данной технологии.
ГЛАВА 1. Содержание педагогики сотрудничества.
1.1. Понятие педагогики сотрудничества.
Для того чтобы исследовать проблему влияния реализации идеи свободного выбора в педагогическом процессе на личность ученика, необходимо рассмотреть объект и предмет исследования в рамках обширной системной категории.
Рассматривая технологию обучения с одной стороны, мы можем обозначить ее как совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на учеников в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В технологии обучения содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.
Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих социальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев). [6, c. 387]
Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.
Выделяют следующие
Для успешного функционирования педагогической системы нужна тщательно продуманная "отладка" всех ее составляющих. Для этого требуется изучение индивидуальных особенностей личности и отбора видов деятельности, адекватных возрастному этапу развития обучающихся и уровню их подготовленности. [1, c. 6]
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений это технологии с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, нежестким демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. К ним относятся педагогика сотрудничества, гуманно-личностная технология Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как предмета, формирующего человека, Е. Н. Ильина, и др.
Педагогика сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъект-субъектных отношениях педагога и ребенка. Учитель и учащиеся совместно вырабатывают цели, содержание, дают оценки, находясь в состоянии сотрудничества, сотворчества. Поэтому "Диалогические отношения это почти универсальное явление, пронизывающее всю человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни, вообще все, что имеет смысл и значении. Где начинается сознание, там начинается и диалог" (В. С. Библер).
Педагогика сотрудничества является одним из наиболее всеобъемлющих педагогических обобщений 80-х гг., вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название этой технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции русской школы (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), школы советского периода (С. Т. Шацкий, В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко) и зарубежных педагогов (Ж. Ж. Руссо, Я. Корчак, К. Роджерс, Э. Берн) в области психолого-педагогической практики и науки.
Педагогика сотрудничества
представляет собой систему методов
и приёмов воспитания и обучения
на принципах гуманизма и
К сожалению, как целостная
технология, педагогика сотрудничества
пока не воплощена в конкретной модели,
не имеет нормативно-
Поэтому можно сделать вывод, что педагогику сотрудничества надо рассматривать как особого типа "проникающую" технологию, являющуюся воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей и в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их составная часть.
1.2. Классификационные
характеристики и
Как целостная технология
педагогика сотрудничества пока не воплощена
в конкретной модели, не имеет нормативно-
Педагогика сотрудничества
имеет следующие
Концепция педагогики сотрудничества.
В «Концепции среднего образования Российской Федерации» сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Как система отношений сотрудничество многоаспектно; но важнейшее место в нем занимают отношения «учитель - ученик». Традиционное обучение основано на положении учителя в качестве субъекта, а ученика - объекта педагогического процесса. В концепции сотрудничества это положение заменяется представлением об ученике как о субъекте своей учебной деятельности.
Поэтому два субъекта одного процесса должны действовать вместе, быть сотоварищами, партнерами, составлять союз более старшего и опытного с менее опытным (но обладающим преимуществами молодости); ни один из них не должен стоять над другим.
1.2.1. Направления
и особенности содержания
В педагогике сотрудничества выделяются четыре направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку. В центр школьной образовательной системы ставится развитие всей целостной совокупности качеств личности. Цель школы — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности. Гуманно-личностный подход объединяет следующие идеи:
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс. Открываются новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов «чему» и «как» учить детей; содержание обучения рассматривается как средство развития личности, а не как самодовлеющая цель школы; обучение ведется обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления; интеграция, вариативность; используется положительная стимуляция. Совершенствование методов и форм учебного процесса раскрывается в ряде дидактических идей, используемых в авторских системах педагогов-новаторов, в идее свободного выбора Р. Штайнера, в «опорных сигналах» В.Ф. Шаталова, в «опережении» С.Н. Лысенковой, в «крупных блоках» П.М. Эрдниева, в «интеллектуальном фоне класса» В.А. Сухомлинского, «развитии личности» по Л.В. Занкову, в «способностях творческих и исполнительских» И.П. Волкова, в «зоне ближайшего развития» Л.С. Выготского и др.
Информация о работе Прикладные аспекты использования педагогики сотрудничества