Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………… 3
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы ………………………………...................................... 12

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории образования и педагогической мыслиПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Уссурийский государственный педагогический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по истории  образования и педагогической мысли

по теме:

«Педагогика среды  С. Т. Шацкого,

В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                             Выполнила:

                                             студентка 4 курса ОЗО

                                             физико-математического  факультета

                                             О. А. Сысо

                                             Преподаватель:

                                             Е. А. Суринова 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2009 –  2010 уч. год 

Содержание 

Введение …………………………………………………………………………………… 3

Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3

Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6

Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7

Педагогическая  система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9

Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10

Заключение ………………………………………………………………………………… 11

Список используемой литературы ………………………………...................................... 12

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос о  воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования.                              Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.

ПЕДАГОГИКА  СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА

Основные  идеи

Советское образование  и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания». 20-е годы - «школа труда»: единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта (Д. Дьюи). 30-е годы - «школа учебы»: в основном ее авторитарный вариант - не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма».

Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда была одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и методические аспекты воспитания ребёнка освещены в фундаментальных работах отечественных педагогов:      К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской,           Г. И. Щукиной, Л. И. Новиковой и многих других.

Отечественной педагогической наукой накоплен большой  объём теоретических и прикладных знаний в области педагогики среды. Теория и практика среды в социальном воспитании детей особенно активно развивались в 20-30-е годы советской власти. Это было обусловлено, по крайней мере, двумя факторами. Первый – социальное положение детей: сиротство, беспризорность, правонарушения среди подростков – «социальные болезни» общества и педагогические проблемы, которые требовали своего решения. Второй – успешно развивавшаяся в то время педология. В работах П. П. Блонского,         Л. С. Выготского, В. Н. Шульгина, С.Т. Шацкого раскрыты теоретические основы социального воспитания и перевоспитания детей. Однако в 1936 г. исследования в этой области прекратились и вновь начали развиваться лишь в 60-70-е годы в связи с проблемами системного воспитания детей. Исследования Х. И. Лейметса, Б. П. Битиниса, Л. И. Новиковой, О. С. Газмана, В. Д. Семёнова и других посвящены проблемам воспитания ребёнка в разных социумах, среди которых ведущая роль принадлежала школе как главному институту социального воспитания детей. 

Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание – это прежде всего направленное действие, посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид приобщается к культуре.

Основные  события и факты

1918 г. - основополагающие документы послереволюционного образования о единой трудовой школе (ЕТШ): «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» и др. Все прежние типы школ заменяла трудовая школа с двумя ступенями (I - 8-13лет, пятилетний курс , II - 13-17 лет, четырехлетний курс), детсад для детей 6-8 лет. Обучение бесплатное, совместное (для обоих полов), запрещаются религиозные предметы и ритуалы в школе. Единая трудовая школа была призвана ввести учащихся в мир труда, природы и общества, приблизить их к жизни. Комплексное изучение мира не только должно познакомить со свойствами объектов и обществом, современным хозяйством и новыми отношениями, но и готовить для страны новый тип работника. «Декларация о Единой трудовой школе» провозглашала общественно-коллективное и интернациональное воспитание, ставила целью воспитание активных детей. Документы о ЕТШ положительно оценили Д. Дьюи, С. Т. Шацкий,        П. П. Блонский; критиковали П. Ф. Каптерев, И. И. Горбунов-Посадов, эмигранты - за расхождение слова и дела, за навязывание «единственно правильной» идеологии и игнорирование традиций.

1919-1922 гг. - интенсивные поиски содержания образования и структуры новой школы.  В 1920 году Наркомпрос опубликовал учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами в дореволюционной России: 
•разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки; 
• большое количество учебных часов на язык и литературу, математику и естественные науки; 
• значительное количество часов на физическое воспитание. 
В дальнейшем учебные планы советской школы многократно перерабатывались, однако эти характерные черты оставались неизменными. В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ: весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом, пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. Школа имела две ступени: начальную и среднюю, которые в разные годы имели разную продолжительность.                                                                                                                       В качестве базового вводилось семилетнее образование, а на его основе профшколы - техникумы; после критики Ленина на такую форму учения перешла половина школ. В 1922 г. вернулись к 9-летней школе.

1923-1925 гг. - введение в школьную практику программ ГУСА (государственного ученого совета), в которых почти ликвидировались предметы. Обучение шло комплексное, «вокруг» темы («Наш город», «Праздник 1 мая», «Наша деревня» и т. д.), по принципу «от близкого к далекому». От своей семьи к «общей» жизни. От труда дома до труда на заводе. Программы мешали основательному обучению.

1921-1925 гг. - появление школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС). Это связано с идеей политехнического образования и связи обучения с производительным трудом. Эта, выдвинутая еще К. Марксом, идея просуществовала в нашем образовании до 90-х  гг. XX века.

1927 г. - введение в школу труда как особого предмета. Знакомство с производствами, инструментами, материалами, выработка трудовых умений в школьных мастерских.

1929 г. - создание новых Программ (для школ I ступени), шаг от комплексного к комплексно-проектному обучению (например, естествознание изучалось по проектам «Сохраним и улучшим свое здоровье», «Как улучшить производство в колхозе» и т. д. ). Появление метода проектов, «Дальтон-плана» (учитель только консультант, отмена домашних заданий, самостоятельная работа по заданиям учителя и самоучет знаний, групповые формы работы и т. п.).

1930 г. Было объявлено о всеобщем обязательном начальном обучении. Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы четко определил требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Было указано, что основной формой организации учебной работы должен стать урок «с данной группой учащихся со строго определенным расписанием занятий и твердым составом учащихся» при четком определении продолжительности и структуры учебного года. 
Школа была ориентирована на образование информационного типа, продуцирующее знания, умения, навыки. С помощью образования решались острые социальные проблемы: сначала обучение всех граждан грамоте, затем - повышение уровня образованности населения, подготовка профессиональных кадров для всех отраслей производства и культурной сферы.
 
Школе был четко сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную систему воспитания: введение единой детской организации (пионерской), идеологизация воспитательной и учебной работы.

1930-1933 гг. «Школа труда» превращается в «школу учебы». Постановления  ориентируют на то, что коренной недостаток школы в данный момент - недостаточный объем общеобразовательных знаний, нет вполне грамотных людей, хорошо владеющих основами наук («О начальной и средней школе»). Необходимым объявляется систематическое и прочное усвоение наук на основе строго определенных и тщательно разработанных программ и планов. В 1933 году в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебниках для начальной и средней школы» признаются необходимыми стабильные и единые учебники.  
Создается устойчивая школьная система с регулярным предметным обучением, единым режимом занятий, стандартными программами и учебниками.

1934 г. - Постановление СНК РСФСР «О подготовке к введению семилетнего всеобщего обязательного обучения».  
К концу 30-х гг. в городах всеобщая семилетка была введена, но неграмотность оставалась очень высокой (в 1939 г. каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать).

1936 г. - Постановление ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов», положившее конец педологии в стране. ЦК не устраивала немарксистская, «антинаучная буржуазная» методология педологии; вместо партийного подхода педологи опирались на обследования (из постановления: «бесчисленное количество обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, 
тестов и т. п.»), имевших своей целью доказать «якобы с «научной» «биосоциальной» точки зрения . . . наследственную и социальную обусловленность. . . ». Шестой пункт постановления: «Раскритиковать в печати все вышедшие до сих пор теоретические книги педологов».
 
 
 

Педагогическая  теория 1920 - 30-х годов в России имела ряд характерных особенностей: основная педагогическая идея того времени - идея трудовой школы, основанной на принципах политехничности и индустриализации. 
Политехнический принцип заключается в том, что трудовые занятия любого специального вида являются средством изучения общих основ производства. Наибольшее развитие принцип политехничности получил в трудах Н. К. Крупской. 
 
«Трудовая школа есть орудие выработки нового человека и новой культуры пролетариата, основанной на условиях общественного труда», — писал П.П. Блонский, обосновывая принцип индустриализации, понимаемый как тесная связь школы непосредственно с производством. Эти идеи нашли отражение в создании нового типа школ, так называемых ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества ставили своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. В учебные планы ФЗУ наряду со специальными дисциплинами включали общеобразовательные дисциплины, и учащиеся получали образование в объеме школы-семилетки. 
 
Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. 
 
С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой педагогической работы является детский труд, существенно отличающийся от взрослого тем, что он должен быть общеобразовательным». Вопросы трудового воспитания рассматривались в трудах А. С. Макаренко.
 
 
 

ПЕДАГОГИКА  В. Н. СОРОКА-РОСИНСКОГО

Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 - 1960) - выдающийся педагог. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекался психологией, работал в Военно-медицинской академии (изучал нарушения детской психики). В начале 20-х гг. возглавил школу им. Ф. М. Достоевского, «Республику Шкид» (как названа она в одноименной книге И. Г. Белых и Л. Пантелеева). В период советской «трудовой школы» создал другую школу - с уклоном в интеллектуализм, творчество: журналы, спектакли и т. п. создавали атмосферу творчества и интеллектуальной соревновательности. Все это противоречило линии Наркомпроса, и в 1928 году Сорока-Росинскому в школе работать запретили. Снова занялся психиатрией, позже методикой преподавания русского языка.

Информация о работе Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко