Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:03, контрольная работа
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы ………………………………...................................... 12
Уссурийский
государственный педагогический институт
Контрольная работа
по истории образования и педагогической мысли
по теме:
«Педагогика среды С. Т. Шацкого,
В. Н. Сорока-Росинского
и А. С. Макаренко»
2009 –
2010 уч. год
Содержание
Введение ………………………………………………………
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение …………………………………………………
Список используемой
литературы ………………………………..................
Советское образование и педагогика, порожденные тоталитарным общественным строем и коммунистической идеологией, имеют некоторые особенности в различные временные периоды. Первые послереволюционные годы соединили в себе ориентацию на «трудовую школу» с идеями «свободного воспитания». 20-е годы - «школа труда»: единая трудовая политехническая школа, стремление к гуманизации образования, творческая переработка западного опыта (Д. Дьюи). 30-е годы - «школа учебы»: в основном ее авторитарный вариант - не опора на личный опыт, не открытие знаний, а потребление готовых образцов. В школах жесткая регламентация, идеологические схемы. Несмотря на то, что целью воспитания декларировалось всестороннее развитие личности, на самом деле готовились послушные исполнители, «винтики» системы, «кадры социализма».
Проблема воспитания и перевоспитания детей и подростков всегда была одной из ведущих в педагогике. Методологические, теоретические и методические аспекты воспитания ребёнка освещены в фундаментальных работах отечественных педагогов: К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого, А. С. Макаренко, Н. К. Крупской, Г. И. Щукиной, Л. И. Новиковой и многих других.
Отечественной
педагогической наукой накоплен большой
объём теоретических и
Понятие «воспитание» очень близко к слову социализация, но воспитание – это прежде всего направленное действие, посредством которого индивиду стараются привить желательные качества и свойства. Воспитателями выступают не только отдельные люди, но и весь семейный, весь школьный уклад. Воспитывает улица, воспитывают общественные организации, вся окружающая обстановка, весь общественный строй. Социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, при которых индивид приобщается к культуре.
1918 г. - основополагающие документы послереволюционного образования о единой трудовой школе (ЕТШ): «Основные принципы единой трудовой школы», «Положение о Единой трудовой школе РСФСР» и др. Все прежние типы школ заменяла трудовая школа с двумя ступенями (I - 8-13лет, пятилетний курс , II - 13-17 лет, четырехлетний курс), детсад для детей 6-8 лет. Обучение бесплатное, совместное (для обоих полов), запрещаются религиозные предметы и ритуалы в школе. Единая трудовая школа была призвана ввести учащихся в мир труда, природы и общества, приблизить их к жизни. Комплексное изучение мира не только должно познакомить со свойствами объектов и обществом, современным хозяйством и новыми отношениями, но и готовить для страны новый тип работника. «Декларация о Единой трудовой школе» провозглашала общественно-коллективное и интернациональное воспитание, ставила целью воспитание активных детей. Документы о ЕТШ положительно оценили Д. Дьюи, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский; критиковали П. Ф. Каптерев, И. И. Горбунов-Посадов, эмигранты - за расхождение слова и дела, за навязывание «единственно правильной» идеологии и игнорирование традиций.
1919-1922 гг. - интенсивные
поиски содержания образования и структуры
новой школы. В 1920 году Наркомпрос опубликовал
учебный план единой советской школы,
который имел отличительные особенности
по сравнению с учебными планами в дореволюционной
России:
•разносторонний состав учебных предметов,
включающий гуманитарные, физико-математические
и естественные науки;
• большое количество учебных часов на
язык и литературу, математику и естественные
науки;
• значительное количество часов на физическое
воспитание.
В дальнейшем учебные планы советской
школы многократно перерабатывались,
однако эти характерные черты оставались
неизменными. В середине 20-х годов были
попытки введения комплексных программ:
весь объем знаний был преподнесен в виде
единого комплекса сведений о природе,
труде и человеческом обществе. Таким
образом, пытались заполнить разрыв между
различными школьными предметами и соединить
обучение с жизнью и практикой. Вводились
новые методы и приемы обучения. Школа
имела две ступени: начальную и среднюю,
которые в разные годы имели разную продолжительность.
1923-1925 гг. - введение в школьную практику программ ГУСА (государственного ученого совета), в которых почти ликвидировались предметы. Обучение шло комплексное, «вокруг» темы («Наш город», «Праздник 1 мая», «Наша деревня» и т. д.), по принципу «от близкого к далекому». От своей семьи к «общей» жизни. От труда дома до труда на заводе. Программы мешали основательному обучению.
1921-1925 гг. - появление школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), фабрично-заводских семилеток (ФЗС). Это связано с идеей политехнического образования и связи обучения с производительным трудом. Эта, выдвинутая еще К. Марксом, идея просуществовала в нашем образовании до 90-х гг. XX века.
1927 г. - введение в школу труда как особого предмета. Знакомство с производствами, инструментами, материалами, выработка трудовых умений в школьных мастерских.
1929 г. - создание новых Программ (для школ I ступени), шаг от комплексного к комплексно-проектному обучению (например, естествознание изучалось по проектам «Сохраним и улучшим свое здоровье», «Как улучшить производство в колхозе» и т. д. ). Появление метода проектов, «Дальтон-плана» (учитель только консультант, отмена домашних заданий, самостоятельная работа по заданиям учителя и самоучет знаний, групповые формы работы и т. п.).
1930 г. Было объявлено
о всеобщем обязательном начальном обучении.
Ряд постановлений ЦК ВКП(б) в 30-е годы
четко определил требования к общеобразовательной
школе: обеспечить высокий уровень знаний,
политехническое обучение в тесной взаимосвязи
с прочным усвоением основ наук. Было указано,
что основной формой организации учебной
работы должен стать урок «с данной группой
учащихся со строго определенным расписанием
занятий и твердым составом учащихся»
при четком определении продолжительности
и структуры учебного года.
Школа была ориентирована на образование
информационного типа, продуцирующее
знания, умения, навыки. С помощью образования
решались острые социальные проблемы:
сначала обучение всех граждан грамоте,
затем - повышение уровня образованности
населения, подготовка профессиональных
кадров для всех отраслей производства
и культурной сферы.
Школе был четко
сформулирован социальный заказ: воспитание
человека определенного
типа. Это определило жесткую нормативно-охранительную
систему воспитания: введение единой детской
организации (пионерской), идеологизация
воспитательной и учебной работы.
1930-1933 гг. «Школа
труда» превращается в «школу учебы».
Постановления ориентируют на то, что
коренной недостаток школы в данный момент
- недостаточный объем общеобразовательных
знаний, нет вполне грамотных людей, хорошо
владеющих основами наук («О начальной
и средней школе»). Необходимым объявляется
систематическое и прочное усвоение наук
на основе строго определенных и тщательно
разработанных программ и планов. В 1933
году в Постановлении ЦК ВКП(б) «Об учебниках
для начальной и средней школы» признаются
необходимыми стабильные и единые учебники.
Создается устойчивая школьная система
с регулярным предметным обучением, единым
режимом занятий, стандартными программами
и учебниками.
1934 г. - Постановление
СНК РСФСР «О подготовке к введению семилетнего
всеобщего обязательного обучения».
К концу 30-х гг. в городах всеобщая семилетка
была введена, но неграмотность оставалась
очень высокой (в 1939 г. каждый 5-й житель
старше 10 лет не умел читать и писать).
1936 г. - Постановление
ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях
в системе Наркомпросов», положившее конец
педологии в стране. ЦК не устраивала немарксистская,
«антинаучная буржуазная» методология
педологии; вместо партийного подхода
педологи опирались на обследования (из
постановления: «бесчисленное количество
обследований в виде бессмысленных и вредных
анкет,
тестов и т. п.»), имевших своей целью доказать
«якобы с «научной» «биосоциальной» точки
зрения . . . наследственную и социальную
обусловленность. . . ». Шестой пункт постановления:
«Раскритиковать в печати все вышедшие
до сих пор теоретические книги педологов».
Педагогическая
теория 1920 - 30-х годов в России имела ряд
характерных особенностей: основная педагогическая
идея того времени - идея трудовой школы,
основанной на принципах политехничности
и индустриализации.
Политехнический принцип заключается
в том, что трудовые занятия любого специального
вида являются средством изучения общих
основ производства. Наибольшее развитие
принцип политехничности получил в трудах
Н. К. Крупской.
«Трудовая школа есть орудие выработки
нового человека и новой культуры пролетариата,
основанной на условиях общественного
труда», — писал П.П. Блонский, обосновывая
принцип индустриализации, понимаемый
как тесная связь школы непосредственно
с производством. Эти идеи нашли отражение
в создании нового типа школ, так называемых
ФЗУ. Школы фабрично-заводского ученичества
ставили своей целью подготовку квалифицированных
рабочих для промышленности и транспорта.
В учебные планы ФЗУ наряду со специальными
дисциплинами включали общеобразовательные
дисциплины, и учащиеся получали образование
в объеме школы-семилетки.
Трудовое воспитание считалось важнейшей
частью педагогической практики.
С. Т. Шацкий отмечал: «Центром, основой
педагогической работы является детский
труд, существенно отличающийся от взрослого
тем, что он должен быть общеобразовательным».
Вопросы трудового воспитания рассматривались
в трудах А. С. Макаренко.
ПЕДАГОГИКА В. Н. СОРОКА-РОСИНСКОГО
Виктор Николаевич Сорока-Росинский (1882 - 1960) - выдающийся педагог. Закончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Увлекался психологией, работал в Военно-медицинской академии (изучал нарушения детской психики). В начале 20-х гг. возглавил школу им. Ф. М. Достоевского, «Республику Шкид» (как названа она в одноименной книге И. Г. Белых и Л. Пантелеева). В период советской «трудовой школы» создал другую школу - с уклоном в интеллектуализм, творчество: журналы, спектакли и т. п. создавали атмосферу творчества и интеллектуальной соревновательности. Все это противоречило линии Наркомпроса, и в 1928 году Сорока-Росинскому в школе работать запретили. Снова занялся психиатрией, позже методикой преподавания русского языка.
Информация о работе Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко