Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:03, контрольная работа

Описание работы

Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………………… 3
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы ………………………………...................................... 12

Файлы: 1 файл

контрольная работа по истории образования и педагогической мыслиПЕДАГОГИКА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА.doc

— 166.50 Кб (Скачать файл)

Сорока-Росинский  – автор стратегии и принципов «суворовской педагогики», отразившихся в его трудах «Психология и самовоспитание», «Национальное и героическое воспитание», «Наше будущее и наша школа». Целью образования он определял всестороннее и гармоническое развитие детей, формирование стремления к самосовершенствованию. Основными идеями Сорока-Росинского являлись: идея народности и демократичности в образовании; «школа и политика лежат в разных плоскостях»; идея национальной школы; интеллектуальный труд – основа формирования характера (занятия в студии, кружках, библиотеке); учитель должен действовать по-суворовски: «глазомер, быстрота, натиск», «тяжело в учении, легко в бою!»; дети имеют не только обязанности, но и права (на самоопределение, выбор). 
 
 

ОСНОВНОЙ  МЕТОД  С. Т. ШАЦКОГО

Станислав  Теофилович  Шацкий  (1878-1934)   –   выдающийся   русский советский педагог. Всю силу своего  таланта,  весь  огромный  педагогический опыт он целиком отдал делу создания новой школы и педагогики.

Общественно-педагогическая деятельность С.Т.  Шацкого,  начавшаяся  в 1905 г., проходила в течение двенадцати дореволюционных лет в основном  в области внешкольной и дошкольной работы  с детьми.  Им,  совместно с А. И. Зеленко и другими, были учреждены первые в России  детские  клубы  (общество "Сетлемент", "Детский труд и отдых", трудовая колония "Бодрая жизнь").

 Шацкий  осуществил опыт постановки внешкольной работы с детьми, основанной на уважении к  личности  ребенка  и  направленной  на  воспитание детей в духе коллективизма.

Только после Великой Октябрьской социалистической  революции представилась С. Т. Шацкому  возможность широко развернуть с большим коллективом сотрудников работу по строительству новой трудовой политехнической школы, по организации педагогических исследований и подготовке педагогов. 
 

Организация жизнедеятельности  ребенка 

Группа педагогов, во главе с Шацким, начала свою деятельность в  1905 году, а материалом своей  работы они  выбрали детей. Лозунг, под которым началась их  педагогическая деятельность, был следующим: "Дети - работники будущего". 

Вся работа началась с детского клуба, детского сада  и  колонии,  где Шацкий и другие педагоги организовывали детские сообщества и изучали  их,  а в дальнейшем уже перешли к школе, где нужно было думать об иных методах и программах.

"Вся наша  работа носила социальный  характер,  т.к.  была  связана  с изучением  среды, в которой росли наши  дети;  она  велась  в  форме   клубной работы, необычной  для  того  времени по своей организации  (детское самоуправление)". 

Для того, чтобы правильно осветить действующую педагогическую "систему", Шацкий  решает четко очертить ее цели, программу, методы и организацию.

"Когда мы  говорим о цели педагогической  работы, то надо различать общие цели и цели ближайшие, которые себе ставит данная  работа. Постановка общих целей не зависит от педагогов. Эти цели ставит сама  жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи.

Мы себе ставим ближайшую цель.

Ближайшая цель – организация детской жизни  сейчас,  в  каждый  данный момент. Эта реальная цель ставит перед педагогами  важнейшие вопросы, над которыми педагогика обязана  работать. Это то, что недоработано, не продумано педагогикой протекшего времени, то, что осталось нам в наследство".

Что же значит организовывать детскую  жизнь? Что понимал под этим Шацкий?

Воспитание –  есть организация  детской  жизни, объект воспитания  – ребенок, и в нем надо, прежде всего, ценить то, что он есть растущий организм. "Единственное назначение школы и учителя – организовывать разнообразные деятельности детей, все время их изучая". 

Организовывать  жизнь детей – значит, организовывать их деятельности (деятельность  самосохранения (охраны здоровья), труда физического, игры, искусства, деятельность  умственную и социальную). 

Организация детских деятельностей должна отвечать их возрастным периодам, с одной стороны; с другой стороны, быть по возможности полной и жизненно необходимой для них. Как можно строить программу для осуществления этой цели? Ее следует строить не по предметам и не по комплексам, а по деятельности.

Какую же роль должны играть в этой программе старые предметы –  язык, математика, естествознание? Они черпают материал со всех видов  деятельности детей, известным образом обрабатывая его, давая ему словесное, письменное выражение, выявляя математические соотношения и природные закономерности.

Разумеется, такая  программа очень сильно отличается от  обычных,  где центр тяжести  лежит в комплексе знаний, которые  ребенок должен усвоить в определенный период времени. Программа Шацкого  заставляет вглядываться и изучать детскую жизнь во всем ее реальном значении, она социальна и педогогична от начала до конца. Ее учет и контроль лежат в достижениях, отражающихся на детском быте. Она влечет за собой изучение среды материальной и социальной, в которой протекает жизнь детей. Она действительно связывает школу с жизнью.

Так как деятельность детей есть результат в сильной  степени влияния среды, то Шацкий резонно ставит вопрос о педагогике среды, об огромном педагогическом процессе, протекающем  в широком обществе, в стране; процессе, формирующем национальные типы и являющемся отражением основных сил, направляющих жизнь страны. 
 

В чем же заключается  основной метод Шацкого? 

Четыре элемента того метода, который считается основным в работе Шацкого.

"Он (метод) опирается, прежде всего, на реальный опыт ребенка, который известными способами должен быть выявлен педагогом. На основании того, что мы знаем про опыт ребенка, полученный в результате его деятельностей, мы организуем для него занятия в школе; мы говорим, что он получает организованный опыт (лаборатория), и затем мы вводим ребенка в соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания), все время устанавливая связь между этими тремя видами опыта. К этой работе мы присоединяем упражнения, дающие нужные для ребенка навыки".                                  

Основная методическая задача – связать в единый процесс, поставить в обдуманную нами зависимость три вида опытной деятельности ребенка, школы и жизни: личный, организованный, и готовый опыт.

Этот метод все время заставляет педагога быть гибким и чутким, связанным с насущными потребностями ребенка; он заставляет педагога работать, учить и учиться своему делу; он создает живую школу.

Непосредственно с проведением в жизнь данной программы и этого метода стоит и самая организация педагогической работы. Ясно, что школа,  изучающая среду во всем ее разнообразии, организующая жизнь детей, не может этого делать в стенах своей школы: она не может быть одиночкой, замкнутой. Шацкий говорил о школьной организации, протекающей в широких рамках, о сети школ, своеобразно объединенных друг с другом педагогическими курсами для всех практических работников-педагогов, организации, имеющей в центре научно-педагогическую деятельность, изучающую среду, ее быт, экономику, ее материальные способности и физические условия ее развития. 
 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  СИСТЕМА  А. С. МАКАРЕНКО

 
 
Антон Семенович  Макаренко (1888 - 1939) - один из виднейших отечественных педагогов, всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Макаренко смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового общества. Он создал теорию воспитательного коллектива как формы педагогического процесса, в котором формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни, отношения. Макаренко разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нем, методику формирования сознательной дисциплины, создания воспитывающих традиций. Опыт творческого развития личности в коллективе по методике Макаренко принципиально важен для современной педагогической науки. Его педагогические находки - разновозрастные отряды, советы командиров, самоуправление, создание мажорного оптимистического тона в жизни коллектива и др. - имеют значение до сих пор.  
 
Макаренко подчеркивал решающее влияние социальной среды, условий труда и отдыха, быта на формирование мировоззрения и нравственности личности. Он писал: «Дети не готовятся к труду и жизни ... а живут и трудятся, мыслят и переживают, к ним надо относиться как к товарищам и гражданам, видеть и уважать их права и обязанности, включая право на радость и обязанность ответственности». Воспитание личности в коллективе и через коллектив — главная задача воспитательной работы. Настоящий коллектив должен иметь общую цель, заниматься разнообразной деятельностью,
в нем должны быть органы, направляющие его жизнь в работу. Для детского коллектива необходима бодрая, радостная, мажорная атмосфера. Макаренко научно обосновал требования, которым должен отвечать педагогический коллектив воспитательного учреждения, и правила его взаимоотношений с коллективом воспитанников. 
 
Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет социальный статус ребенка, превращает его во «взрослого» гражданина. Идея соединения обучения с производительным трудом, причем производительный труд должен быть организован определенным образом, как часть воспитательного процесса, была реализована Макаренко на практике; этот опыт доказал, что самосознание детей получает огромный творческий импульс благодаря участию в производительном труде.

Макаренко разработал важнейшие вопросы семейного  воспитания, в том числе структуры  семьи, ее культуры, методов воспитания в семье. Макаренко утверждал, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что семья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отношения между собой — все это влияет на ребенка, формирует его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслуженный авторитет. 
 
Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики, исправительно-трудовой педагогики. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственного уклона. 

ИДЕИ  ВОСПИТАНИЯ СРЕДОЙ 

В первой трети XX в. идея воспитания средой нашла практическое воплощение в отечественной так называемой педагогике среды и в практике социального воспитания. Некоторые представители педагогики отождествляли саму среду с воспитанием в ней и превращали ее в центральное понятие. «Воспитывает не сам воспитатель, а среда», - писал А. С.Макаренко. Лишь к концу 30-х гг. появилась формула «среда-наследственность-воспитание». 

В 30-е гг. цель в соответствии с установками «соцвоса» связывалась с известным типом личности. Средством реализации цели мыслилась широкая социальная среда, а ее организатором - педагог. Считалось возможным и нужным изменять среду в воспитательных целях. Использовать ее воспитательный потенциал значило организовывать различные экскурсии, наблюдения, проводить исследования с помощью метода проектов, бригадно-лабораторного метода, вовлекать детей в политические кампании, в общественно полезный труд. 
 
Среда рассматривалась в качестве не только «главного рычага воспитания» в «большом» педагогическом процессе, но и условия изучения ребенка. Вошедшая в практику детских учреждений «средовая диагностика» не ограничивалась опытом обследования среды и его изучения по результатам развития личности. Педологи разрабатывали методы использования среды для индивидуального тестирования. 
 
Среда учитывалась при планировании деятельности детских учреждений, выборе целей воспитания: «жизнь диктует программу»; «школьные планы, программы должны отражать всю сумму воздействий на ребенка среды». «Педагогика среды» располагала экспериментальными базами (Первая опытная станция Наркомпроса С. Т. Шацкого), а также исследовательскими институтами, ставившими своей задачей «определение показателей и измерительных единиц среды». 

Рассмотрение  роли школы и среды в педагогической литературе осуществлялось на основе противопоставления. Для противопоставления и раздельного рассмотрения школы и социальной среды в воспитании и образовании были все основания. В настоящее время процесс виртуализации структур учебных заведений, делокализации школьного учебного процесса, дистанционные формы оказания образовательных услуг набирают силу и становятся все заметнее. Поэтому уместнее школу и среду рассматривать не на основе противопоставления, а на основе взаимного дополнения.

Что же подразумевают, когда говорят о среде, в том  числе социальной?                               Такую среду составляют «семьи учащихся, предприятия промышленности, сельского хозяйства, строительства, все население прилегающего микрорайона, внешкольные воспитательные и культурно-просветительные учреждения, детские дошкольные учреждения, общественные организации ЖЭКов, предприятия службы быта и т.д. ...это человеческое и предметное окружение школы, многочисленные и разнообразные источники различных воздействий на ее учебно-воспитательный коллектив, это социальное пространство, на котором происходят внешкольная деятельность, отношения и общение учащихся».                                                                                                    Выделяют организованные и неорганизованные среды. К первым относят семьи учеников, производственные и трудовые коллективы взрослых, учреждения культуры и быта, учебные заведения и внешкольные учреждения, различные клубы и объединения по интересам, радио и телевизионную сеть, кинопрокат. К неорганизованным относят "улицу", предметную среду, аудиовизуальную среду, природную среду.

В педагогике фактически развивался и разрабатывался раздел, который получил название педагогики среды. Аналогичные вопросы рассматриваются  в рамках социологии (раздел социология образования). В данных разделах подвергается рассмотрению процесс взаимодействия школы и среды. Одними из первых работ в этом направлении в нашей стране были работы С. Т. Шацкого. Он обосновал три точки зрения: 1) полной автономии школы в вопросах воспитания, самодостаточности школы; 2) очень тесной неразрывной связи школы и среды; 3) промежуточный взгляд на роль среды, необходимость учета взаимодействия школы и среды в вопросах воспитания личности.

А. С. Макаренко, выдвинул основные принципы создания и педагогического руководства детским коллективом, разработал методику трудового воспитания, изучал проблема формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье, одним из таких принципов был гуманизм. Он подчеркивал, что в отношении к детям необходимо «чувство меры в любви и строгости, в ласке и суровости». С гуманизмом у                       А. С. Макаренко тесно сочетается оптимизм, умение видеть в каждом воспитаннике положительные силы, «проектировать» в человеке развитие самого лучшего. 
Считая невозможным рассматривать человека в отрыве от общества, основное место в своей педагогической системе он уделил проблеме воспитания в коллективе и через коллектив. 
А. С. Макаренко обосновал законы жизни и деятельности коллектива, этапы и пути его формирования, большое значение придавал трудовому воспитанию, дисциплине и методике дисциплинирования, был одним из тех первых советских педагогов, кто разрабатывал вопросы семейного воспитания. 
 
 

Информация о работе Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко