Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:03, контрольная работа
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы ………………………………...................................... 12
А. С. Макаренко кардинально изменяет взгляд на связь процессов воспитания и развития личности: воспитание (и обучение) не следует за развитием, а опережает его путем создания объективной потребности в этом развитии и условий, при которых эта потребность удовлетворяется.
А. С. Макаренко определяет педагогику как опытно-экспериментальную науку, методологически построенную на «индуктивной логике», т.е. на закономерном восхождении от разрозненных абстрактных положений к конкретной целостности, развивающейся педагогической системе. Только в этой системе, совершенствующейся в своих основах и конкретных элементах, при тщательном анализе и корректировке процесса ее развития, – могут проявляться педагогические закономерности.
Результативной
системой может быть лишь система
педагогического учреждения в целом,
единая община его воспитанников
и сотрудников – «
Совмещение учебной работы (потребительской по своему характеру) с созидательной деятельностью качественно изменяет «поле» развития личности и индивидуальности, значительно расширяет возможности удовлетворения многообразных потребностей учащихся. При всеобщности такого подхода вполне обеспечивается равенство в образовании.
Опираясь на
принципы продуктивности, массовости
и равенства в образовании, А.
С. Макаренко утверждает в нем «технологический
подход». Вырабатывается общий «механизм»
воспитания, предусматривающий и «ювелирную»
индивидуальную работу «педагога-мастера».
Нужен такой общий и единый метод воспитания,
который позволяет каждой личности развиваться
«по линии своих наклонностей». Преимущества
академически образованной «элиты» весьма
ограничены.
Макаренковское определение педагогики как опытно-экспериментальной науки – следствие глубокой уверенности в необходимость и возможность приближения этой научной области к точности естественно-научного знания, способного создавать новую практику.
В практико-ориентировочной педагогике А. С. Макаренко 4 «этажа» педагогической науки: методологический, теоретический, организационно-методический, технологический – не обособлены, а представлены системно, в их взаимопроникновении. Теоретико-методологические проблемы он доводит до уровня практических решений; практические вопросы поднимает до осознания их теоретических основ.
Исследуя воспитание, образование как особое социальное явление и специфическую деятельность, педагогика А. С. Макаренко опередила возникновение праксиологии – области социологических исследований, которая изучает методику рассмотрения человеческой деятельности с точки зрения ее эффективности. Результативность, педагогическая целесообразность (закономерная взаимозависимость целей, средств и результатов) – центральная проблема в макаренковской концепции педагогики (то, что традиционная педагогика по существу игнорирует).
Необычайная эффективность педагогической теории и практики А. С. Макаренко принципиально изменяет соотношение процессов воспитания и социализации личности. Его основанная на хозяйственно-трудовой деятельности педагогика активно-творчески «внедряется» в социально-экономическую и культурную жизнь общества. Значительное повышение при этом роли детства и юности в общественной жизни изменяет характер связи молодого и старшего поколений, активизирует проблему взаимодействия и закономерной смены поколений в истории общества.
Воспитанием закрепляется то, что создается в экономике, политике и культуре. Воспитание отражает тенденции их дальнейшего развития, становится важным фактором исторического прогресса.
При усилении социальной
функции воспитательно-
Молодое поколение превращается в фактор, значительно умножающий производительные и социально-культурные, духовные силы общества. Учащиеся воспитываются в атмосфере созидания и успеха, личного достоинства и интереса, творческой дисциплины служения общему делу. Иного пути достижения этих целей нет, как бы ни велики были иллюзии могущества других средств: знаний, «моральной проповеди», беспредметной «мотивации», благородных примеров и т.д.
Реализуя методологический принцип «параллельности», А. С. Макаренко не допускает механического перенесения в систему воспитания принципов и способов социальной организации и управления, свойственных современному обществу. Особенно это касается сферы хозяйственно-трудовой деятельности педагогического учреждения, где вопросы финансирования, экономической эффективности, юридической практики, организационной структуры, штатов, оплаты труда, деятельности сотрудников и т.д. должны решаться как вопросы педагогики, подчиняясь прежде всего целям воспитания и обучения.
Включение этих
вопросов в область педагогики и
воспитания – наиболее значительное
направление педагогического новаторства
А.С. Макаренко. В работе по этому направлению
он встречал огромные трудности. Будучи
во многом непреодолимыми, они стали главным
препятствием в дальнейшем развитие его
идей и опыта, особенно в создании «чисто
педагогической системы хозяйства».
Его опыт развивался
как социально-педагогическая лаборатория,
в которой закрепление
Всестороннее развитие личности в системе А. С. Макаренко базируется на воспитании человека-созидателя, способного распоряжаться собственностью, жить и действовать в условиях хозяйствования, экономических отношений, сохраняя и развивая духовно-нравственную сущность труда при его механизации и автоматизации, технологической организации производства. В этом опыте успешно применяются элементы самоокупаемости воспитательно-образовательного учреждения.
Макаренковская колония им. М. Горького оказывала культурное влияние на окружающую среду, давала примеры хозяйствования, работы с молодежью. Предприятие коммуны им. Ф. Э. Дзержинского стало первенцем точного машиностроения в стране и оптического производства. Коммуна внесла важный вклад в подготовку квалифицированных кадров для разных областей производства и культуры, содействовала укреплению авторитета нашей системы образования за рубежом.
Все это позволило А. С. Макаренко значительно расширить предмет педагогики и сферу воспитания, серьезно повысить их общественный статус. По существу он концептуально оформил другой, новый тип педагогики, существенно изменил ее методологию, преобразовал содержание и структуру ее базовых понятий.
Он показал, что на смену «школы учебы» идет новый тип педагогического учреждения – школа жизни, труда, воспитания. Уходит в прошлое педагогика дидактическая, утверждается воспитательная, жизненно-ориентированная педагогика.
А. С. Макаренко продолжил и творчески развил заложенную А. Г. Ободовским, К. Д. Ушинским, Н. И. Пироговым, П. Д. Юркевичем, Н. В. Шелгуновым, Н. Г. Чернышевским, В. В. Зеньковским, Н. К. Крупской, С. Т. Шацким отечественную традицию разделения «собственно педагогики» как науки о воспитании и дидактики – теории обучения.
Главное основание успеха педагогического творчества А. С. Макаренко и уникальный факт в истории педагогики и образования – органическая взаимосвязь его деятельности как педагогика-практика, мыслителя и писателя, художника слова. Его масштабное системное, качественно своеобразное мышление – результат гениального сочетания трех способов постижения мира: рационально-научного, эмпирического и ассоциативно-образного (свойственного искусству).
Даже «чисто педагогические» труды А. С. Макаренко далеко не соответствуют стандартам монографического «строго научного» или упрощенно-популярного повествования. Это органический сплав глубокой, ясной мысли и оригинального опытно-практического материала, яркой дискуссионной направленности и проникновенного образно-художественного восприятия жизни, деятельности человека, детей и молодежи.
Очевидно, таким образом дается образец специфики работы в педагогике и воспитании. Здесь сочетаются точные требования научности и творческий элемент в педагогическом мышлении и действии. Абсолютно недопустим догматический подход к педагогическому знанию и опыту. Огромное значение имеет наблюдательность, воображение и вдохновение, творчество жизни «по законам красоты». А. С. Макаренко – деятельная личность, человек обширных и разносторонних знаний, пытливого ума, поэтической восприимчивости, сильной воли, большой культуры.
Долговременные
и устойчивые результаты воспитательной
системы А. С. Макаренко отразились в успешных,
многих замечательных жизненных судьбах
его воспитанников. Об этом повествуется
в сотнях публикаций, статей, нескольких
отдельных изданиях. Такого рода масштабных
доказательств ранее не было в педагогической
истории, их нет и сейчас. Примечательно
массовое участие выпускников колонии
горьковцев и коммуны дзержинцев в дискуссиях
вокруг макаренковского наследия, что
также является беспрецедентным фактом.
То, что А. С. Макаренко делал важные для общей педагогики выводы на основе опыта работы не в обычной, «нормальной» школе, а в учреждении для беспризорных детей и несовершеннолетних правонарушителей, в условиях итернатного учреждения, – только еще раз подтверждает закономерность: «прорывы» педагогики в новое качество совершаются именно с выходом за пределы обычной практики, обнажая ее ограниченность, необходимость коренных изменений.
Фундаментальный принцип работы А. С. Макаренко с «трудными» детьми – создание нормальных и «сверхнормальных» условий их жизнедеятельности. Как и «нормальным» детям, им нужно дать поприще продуктивной и жизненно важной, общей работы, выходящей за рамки учебы. В течение некоторого времени (2-5 месяцев) применяются специальные педагогические усилия для приведения «трудного» к состоянию «нормы». Практика перевоспитания в отношении несовершеннолетних недопустима, как и обращение к системе милиции, внутренних дел.
С самого начала колония им. М. Горького действовала как «открытое учреждение», без заборов и сторожей. Ее коллектив – «свободное объединение людей, здесь никого не заставляли жить насильно»; применялись морально-психологические средства «удержания личности в коллективе». Убежавший мог быть принят обратно в обычном порядке, по личному заявлению, на общем собрании. Действовал обоюдный принцип: воспитанник находится в коллективе добровольно; коллектив добровольно его содержит.
Педагогика А.
С. Макаренко – наука о творческом взаимодействии
поколений. Она войдет в систему главных
факторов, от которых зависит «человеческое
измерение» социально-экономического
развития, «качества жизни» человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В анализе педагогических явлений у педагогов
органически сочетались глубина подхода,
проникновения в суть явлений с постоянным
поиском нового, что могло продвинуть
вперед сложное и тонкое дело, каким является
обучение и воспитание детей и молодежи.
Всякий, кто, так или иначе, связан с проблемами
педагогики, будь то научный работник,
общественный деятель или учитель, читая
труды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского,
А. С. Макаренко, несомненно, обогатит свои
представления о славном пути становления
и развития советской педагогической
мысли и получит новые возможности для
лучшего понимания современных вопросов
школы и педагогической науки.
Информация о работе Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко