Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2011 в 07:03, контрольная работа
Вопрос о воспитании молодого поколения в духе коллективизма был ведущим, коренным вопросом советской педагогики с первых же дней ее существования. Умея видеть в каждом ребенке его особенности, индивидуальность, нельзя забывать, что личность немыслима вне общества, отдельно от общества.
Введение …………………………………………………………………………………… 3
Педагогика советского периода ……………………………………………………….…. 3
Педагогика В.Н. Сорока-Росинского …………………………………………………...... 6
Основной метод С. Т. Шацкого …………………………………………………………... 7
Педагогическая система А. С. Макаренко ……………………………………………….. 9
Идеи воспитания средой ………………………………………………………………….. 10
Заключение ………………………………………………………………………………… 11
Список используемой литературы ………………………………...................................... 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В анализе педагогических явлений
у педагогов органически
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. С. Ф. Егоров «История педагогики в России» М., Academa, 2002.
2. Под ред.
З. И. Васильевой «История
в России» М., Academa, 2002.
3. А. И. Пискунов «История педагогики и образования от зарождения воспитания в
первобытном обществе до конца XX века» М., Сфера, 2001.
4. В. И. Малинин, Ф. А. Фрадкин, С. Т. Шацкий: Работа для будущего.
М., Просвещение, 1989.
5. Л. Н. Скаткин «О С. Т. Шацком» М, 1961.
6. Под ред. М. В. Крупениной «Педагогика среды» М., 1960.
7. Н. А. Константинов и др. «История педагогики» М., Просвещение, 1982.
8. Д. И. Латышина
«История педагогики» М., Форум, 1998.
С. Т. Шацкий - один
из классиков советской педагогики. Родился
в семье военного чиновника. Будучи разносторонне
одаренным, учился в Московском университете,
консерватории (прекрасно пел), сельхозакадемии
(один из любимых учеников Тимирязева).
В 1906 г. вместе с А. У. Зеленко организует
в Москве общество «Сетлмент» для подготовки
образованных творческих рабочих. После
закрытия общества за «социалистические
идеи» создает новое, «Детский труд и отдых»,
а в 1911г. колонию «Бодрая жизнь», где опробует
идеи трудового, эстетического и умственного
развития, формирования детского коллектива.
Февральскую революция принял, Октябрьскую
отверг. Но через два года согласился на
предложения Наркомпроса сотрудничать.
Создал Первую опытную станцию (1919), уникальное
учреждение, куда входили ясли и детсады,
14 начальных школ, средние, школа-колония
(«Бодрая жизнь»), клуб-читальня. Станция
занимала целый район в Калужской области.
Деятельность станции высоко оценили
в мире, ее посетил и восторженно о ней
отозвался Д. Дьюи.
Главное и новое, что внес в педагогику
Шацкий, - исследование влияния среды на
развитие ребенка, использование факторов
социальной среды в воспитании. Шацкий
прежде всего ставил вопрос о необходимости
учета стихийных влияний (улицы, семьи)
в противовес широкой массе педагогических
исследований, сосредоточенных на организованном
процессе. Вообще, по Шацкому, Дьюи, Холл
и др. не правы, считая биологические механизмы
развития основными в развитии. Главное
- «социальная наследственность», эта
эстафета норм, традиций, ценностей. Педагогическая
работа с детьми определяется, считал
Шацкий, умением получить объективное
представление об отношениях, чувствах
и мыслях в естественных условиях жизни.
Шацкий, формулируя цели, говорил о неразрывности
целей обучения и воспитания (образно
подчеркивая: надо не только научить ребенка
считать, но и не обсчитывать). Придавая
громадное значение среде развития, Шацкий
организовал школьную среду как творческую,
бодрую, уделял огромное внимание самоуправлению,
общему собранию, которое решало основные
вопросы. Но при этом подчеркивал, что
организованная школьная среда в воспитании
должна обязательно соотноситься с «улицей»
(которая учит «выживать», стойкости, но
может и сгубить, увести в «нехорошую»,
скажем, воровскую субкультуру). Важно,
чтоб организованная среда не «заорганизовала»,
чтоб ребенок до всего «доходил сам». Поэтому
школа должна быть нацелена на практику,
на жизнь, на изучение опыта детей, на основе
которого и ставятся задачи педагогом.
Школа, по Шацкому, - центр воспитательной
работы в микросреде; в обучении и воспитании
надо использовать краеведческий материал
и местные условия. Это поможет обеспечить
творческую, самостоятельную, нестандартную
атмосферу. В этом смысле Шацкий даже,
по мнению Блонского, перегибал палку,
утверждая, что школа должна давать навыки,
а не знания. Воспитание ума, развитие
мышления не отменяет знаний.
В 1932 г. опытная станция была расформирована
- она не укладывалась в рамки партийных
постановлений. Началось превращение
«школы труда» в «школу учебы», Шацкого
назначают директором Московской консерватории;
этой работой он не был удовлетворен. 30
октября 1934г. при подготовке к демонстрации
скоропостижно скончался. После этого
имя его было практически забыто до 60-х
годов.
ЧТО ЖЕ ТАКОЕ КЛУБ, по Шацкому?
Ребенок хочет быть активным,
ему надо разрядить свои
силы, но условий, благоприятных
для этого, окружающая его
Основная идея Шацкого – создать центр, который удовлетворял бы детским требованиям, строя все на изучение детей, нужна большая работа, чтобы установить те основы, которые надо вложить в создание этого дела.
В детском клубе должны быть предоставлены все возможности учиться жизни и все главные элементы, которые участвуют в созидании жизни. Клуб должен пересилить влияние улицы, поэтому должен быть гибким, живым, беспрограммным, и лица, работающие в клубе, должны отличаться подвижностью ориентировки. Т.о., в основу нашей работы должно быть положено изучение у детей инстинктов исследования, инстинкта работы и движения, инстинкта выявления себя и инстинкта подражательности. Самая важная работа должна быть направлена на то, чтобы сохранить то, что есть в детях.
Методы работы в клубе:
1. работа должна быть
2. должна соответствовать
3. не должна быть чрезмерной (а соответствовать силам),
4. должна соответствовать детской природе
5. никогда не должна переходить в механическую работу.
Игра ребенка – жизненная
Физический труд – играет большую роль в воспитании характера и развитии умственных способностей. Труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива, рассматривают свой труд как частицу общего труда. Соединение обучения с трудом и общественно-полезной работой придает всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания сознательными и действенными.
Искусство – его цель – развить вкус у детей, вытекающий из детских потребностей.
Библиотека – должна стоять в центре детской организации.
Руководитель – учитель, он должен быть старшим товарищем детей, и поэтому в таком учреждении надо мыслить не общество детей, а общество детей и взрослых.
Школа - место, где обрабатываются, систематизируются результаты своего личного опыта и приводятся в связь с результатами чужого. Она является организатором массового воспитания детей, центром, направляющим воспитательную работу, выполняемую семьей и различными общественными организациями.
Основная педагогическая ценность – практический материал, суммируемый, анализируемый и отвечающий на целый ряд поставленных педагогических задач, превращаемый постоянно в материал теоретический.
"Все идеи могут быть
В анализе педагогических
Свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой - практически осуществлял воспитательную работу в колонии для малолетних преступников, преобразовав ее в коммуну (этот педагогический опыт Макаренко описал в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях»).
Социальная педагогика А.С. Макаренко: базовые понятия, их структура.
Наследие А. С. Макаренко содержит большие возможности в решении этих проблем. Это не просто «педагогика школы», «детская», а педагогика социальная. Она стремится учесть, развить и в определенной системе представить воспитательно-образовательные факторы, действующие во всех сферах жизни общества. Жизнедеятельность молодого поколения, его воспитания и образования она связывает с общими тенденциями социально-экономического, гуманитарного развития.
А. С. Макаренко – яркий представитель «воспитательной педагогики», ведущего направления в истории педагогической теории и практики. Оно зародилось в народной педагогики, четко обозначилось в знаменитом тезисе Ж.Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци «Жизнь образует», активно проявило себя в теории и практике «трудовой школы», «нового воспитания», «гражданского воспитания».
Это единственный классик педагогики, всецело посвятивший свое творчество воспитанию – в его качественном отличии от обучения и в органической связи с ним, на основе первенства воспитания. А. С. Макаренко – разработчик социально-личностной, активно-творческой концепции педагогики. В процессе становления личности она обеспечивает единство социального и природного, всеобщего и индивидуального, прав и обязанностей, регламентации и творчества, знаний и практики. Здесь иное соотношение воспитания и обучения: воспитание базируется не на знании, а на жизненном опыте; обучение во многом определяется воспитанием.
Оппонентами А. С. Макаренко были и остаются сторонники теории и практики «свободного проявления» природных сил личности, ее самодовлеющего развития, чему должно содействовать лишь создание некоторых педагогических условий. Это индивидуалистическая «педагогика развития», фактически исключающая воспитательную установку на социально-педагогические цели и ценности. Здесь считается достаточным такое развитие личности, которое происходит на основе обучения и в процессе социализации, ограниченной простым приспособлением человека к окружающей среде.
А. С. Макаренко – сторонник педагогики как «активной, целеустремленной» науки, «созидающей личность», направленной прежде всего на воспитание ее нравственно-волевых качеств, «развитие ее сил», «творческого актива». Он уже в 1922 г. утверждал: объектом исследования в педагогике является не ребенок, а «педагогический факт (явление)», т.е. закономерности работы по приобретению воспитанником качеств личности и индивидуальности.
А. С. Макаренко
внес огромный вклад в переход педагогической
деятельности с уровня «трансляции» знаний,
интеллектуально-словесной выучки и профессионально-
Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992 г. по существу устранил воспитание из системы образования, завершая тем самым свойственную советской педагогической науке и практике тенденцию его умаления и отождествления с обучением. Место воспитания в педагогической лексике стало занимать понятие социализации, заимствованное в 90-х гг. минувшего века из западной педагогической теории и практики. «Деидеологизация» школы и педагогической мысли привела к утрате духовно-нравственных основ воспитания и обучения.
Бурно нарастающие
негативные явления в среде учащейся
молодежи побудили к «реабилитации»
воспитания в конце 90-х гг.
Запущенность
теории воспитания, недооценка его
специфического содержания, особых целей,
средств и показателей
Педагогика, игнорирующая «собственно воспитание», – это педагогика консервативного и «застойного» общества, теряющего перспективы своего развития. Это педагогика социального пессимизма и неверия в человека.
А. С. Макаренко ярко представляет воспитание как процесс, устремленный в будущее. Воспитание в его творчестве определяется социально-гуманитарными целями преобразования мира и человека к лучшему, что неразрывно связано с фундаментальными принципами природосообразной педагогики. Его оптимистическая педагогика, «обгоняющая общество в его человеческом творчестве», становится «ответственной педагогикой», разумно соединяющей сегодняшний и завтрашний день человека и общества.
Она построена на глубоком понимании того, что дети, молодежь остро нуждаются в воспитании, и общество, родители, государство должно эту потребность в полной мере удовлетворять. Это «имманентный момент всякого воспитания», внутренне присущий ему, как говорил Г. Гегель. В совершенном обществе каждый ребенок имеет право на полноценное воспитание и обучение. И если этого права он лишен в семье, оно должно быть реализовано в государственном, общественном учреждении.
Информация о работе Педагогика среды С. Т. Шацкого, В. Н. Сорока-Росинского и А. С. Макаренко