Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:30, лекция
Монастырские школы, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6—8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. ш.: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях.
Монастырские
школы, возникли в середине 1-го тыс.
в Индии в буддийских монастырях; с появлением
христианства в 6—8 вв. получили распространение
в Византии и странах Западной Европы
при мужских монастырях. Существовало
три основных типа М. ш.: пастырско-монашеские
(готовили духовенство для церковно-приходского
служения), школы-общежития при монастырях
(готовили мальчиков к монашескому служению),
школы обучения грамоте и церковному писанию
для мальчиков, не предназначавшихся для
служения в церкви и монастырях. Обучение
в М. ш. носило богословский характер с
некоторыми элементами светского образования.
В период господства на Балканах Османской
империи (15—16 вв.) М. ш. играли важную роль
в сохранении культуры южнославянских
народов и греков.
В Древней Руси
М. ш. в основном готовили клириков для
службы в церквах и монастырях;
при женских монастырях в 12 в. возникли
школы для девочек, однако распространения
они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием
изучались славянская грамматика, греческий
и латинский языки, риторика и пиитика.
В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться
духовные семинарии, мужские и женские
духовные училища, церковно-приходские
школы.
МОНАСТЫРСКИЕ ШКОЛЫ - институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1-го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (6 в.), связано становление М.ш. в Византии и Западной Европе. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М.ш. принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних М.ш. преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума. Внутренние М.ш. давали более высокий уровень образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в М.ш. было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматривалось обучение ремёслам и начаткам агрономии. В женских монастырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремёслам. В 13в. монахи-францисканцы открывали элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения и создали значительное количество рукописных учебников и руководств. Разновидностью М.ш. можно считать школы, готовившие певчих. К концу 12 - началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако М.ш. сохраняли своё значение вплоть до 14- 15 вв., а в южнославянских странах - до 16 в. В Древней Руси М.ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Школы для девочек открывались в 12 в., но не получили распространения. В 14 в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. В 17 в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре, в которое для преподавания свободных искусств приглашались иноки из киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий, развитием профессионального образования в 18 в. монастыри частично утратили своё просвети- тельское значение.
Рыцарское воспитание
— система воспитания сыновей
светских феодалов: до 7 лет в семье;
при дворе сеньора — до 14 лет
— пажи; до 21 года — оруженосцы. Рыцарское
воспитание включало обучение семи рыцарским
добродетелям: верховой езде, фехтованию,
владению копьём, плаванию, соколиной
охоте, сложению стихов в честь дамы сердца,
игре в шахматы, — а также придворному
этикету. Будущие рыцари получали и религиозное
воспитание. В 21 год оруженосцы проходили
обряд посвящения в рыцари.
РЫ́ЦАРСТВО, привилегированная часть средневекового общества, держатели феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у своего феодала или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании — кабальерос, в Германии — риттеры.
Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия ребенка должны были развивать в нем воинственный дух. Вооруженный колом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом, он сражался с частоколом родового поместья, и испытывал таким образом рождавшуюся силу для будущих воинских успехов. Зима особенно способствовала подобным забавам: собрав товарищей-однолеток, он сооружал из снега укрепления и башни, осаждал или оборонял их, и под рукой его рассыпались снежные ограды.1 В таких играх уже пророчили молодцу то высокое звание, которое Бог и счастье уготовят ему в свое время.
Семи лет ребенок переходил из женских рук в мужские, и за начальными уроками под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.
Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении старого служителя. По прибытии в замок своего патрона, он получал звание пажа или валета. Обязанности этого звания не заключали в себе в те времена ничего унизительного: это была услуга за услугу, хотя паж, собственно, исполнял обязанности нынешнего слуги. Пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столов Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовения странствующим рыцарям.
Предметом первых
уроков пажа была религия, уставы которой
он не только должен был соблюдать,
как и всякий христианин, но и
охранять их ценой жизни и смерти.
Преподавателем этого важного предмета
юным пажам обыкновенно была одна из самых
благородных, набожных и добродетельных
дам замка. Уроки религии внушали им к
священным предметам неизгладимое уважение;
в то же время кротость, любезность и достоинства
преподавательниц порождали в сердцах
слушателей внимание и почтительность
к прекрасному полу, что составляло отличительную
черту рыцарства. Пример дам и рыцарей,
которым пажи служили, постоянно поддерживал
в них скромность и благонравие. Вот источник
внешней грации, столь необходимой в общественных
сношениях и которую можно почерпнуть
только в обществе. Но более всего старались
развить в пажах почтение к величественному
характеру рыцарства и благоговение к
тем доблестям, которые возводят в это
звание. Самые игры и удовольствия способствовали
такому преднамеренному образованию:
они заранее приучались к разнородным
турнирам и вообще к рыцарским обязанностям.
Так, например, они смиряли непокорных
коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали
ограды, бросали дротики и приучались
владеть копьем и биться с деревянным
рыцарем. Они строили иногда городки и
брали их приступом; городки эти назывались
именами некоторых местностей Палестины:
они осаждали глиняный Вавилон, брали
дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста.
Поляна снабжала их султанами, а роща -
стрелами: все это было зарей их будущей
славы.
Вслед за воинственными
играми шли разговоры о войне,
об охоте, об искусстве вынашивать птиц
и дрессировать собак. Иногда учили
молодого пажа играть в шахматы или
петь под аккомпанемент лиры песню
любви или военной славы. Наконец, соревнование,
столь необходимое во всех возрастах и
состояниях, усиливалось с каждым днем,
или из желания перейти на службу к другому,
более знаменитому и более уважаемому
рыцарю, или из желания попасть в оруженосцы
того же дома: часто это был последний
шаг в рыцари. Дворы и замки были превосходными
школами любезности, обходительности
и других доблестей не только для пажей
и оруженосцев, но и для молодых девушек.
Там они с ранних пор изучали свои будущие
обязанности. Там развивали и совершенствовали
в них грацию и те нежные чувства, для которых
они созданы, кажется, самой природой.
Молодые девушки учились там оказывать
будущим своим мужьям те услуги, какие
вправе ожидать знаменитый воин от нежной
супруги. Они первые смывали с рыцарей
пыль и кровь, кровь, пролитую за них же.
Дамы и девицы учились ботанике и хирургии,
и с горячим участием и ловкостью оказывали
раненым необходимую помощь.
Оруженосцы. Чтобы
показать молодежи назначение меча,- при
переходе пажа в оруженосцы, когда
меч впервые влагался ему в
руки,- совершали религиозный обряд. Отец
и мать, или восприемники, держа восковые
свечи, подводили к алтарю вышедшего из
пажей. Священнослужитель брал с престола
меч и пояс и, благословив их несколько
раз, препоясывал молодого дворянина.
Оруженосцы разделялись
на классы сообразно налагаемым на них
обязанностям, как то: на оруженосцев,
находившихся при особе рыцаря или его
супруги (первая из должностей была выше),
на комнатных оруженосцев или камергеров,
на конюших или шталмейстеров; на кравчих
или форшнейдеров; на мундшенков, мундкохов
и т. п. Почетнейшая из должностей была
должность оруженосца, состоявшего при
особе рыцаря.
В звании оруженосцев,
которого обыкновенно достигали
в 14 лет, молодые воспитанники ближе
допускались к своим сеньорам
и свободнее участвовали в
их беседах, поэтому лучше могли изучать
образцы, по которым должны были воспитываться.
Они с большим вниманием наблюдали за
ними, стараясь заслужить и привязанность
и угождая благородным иностранцам и придворным
своего патрона; они стремились приобрести
грацию движений, приветливость, вежливость,
Скромность, благоразумие, сдержанность
в разговорах и развязность, когда она
была нужна. [4].
Форшнейдер присутствовал
на пирах и, ловко разрезая яства,
опрятно подавал их благородным
гостям. В это время он молча
изучал искусство говорить красиво. Товарищи
его заботились о столе: они приносили
блюда и надзирали за хлебом и вином; все
это делалось с постоянным вниманием,
чтобы присутствующие ни в чем не нуждались.
Они же подавали мыться после обеда, убирали
со стола и, наконец, приготовляли следовавшие
после обеда удовольствия. Тогда они присоединялись
к обществу и участвовали в нем вместе
с девицами из свиты почетных дам. Потом
они подавали лакомства, вина и другие
напитки. Вино пили и отходя ко сну, это
называлось на сон грядущий. Затем оруженосцы
провожали гостей в назначенные им комнаты.
Из этих должностей, которые были только
подготовкой к более трудной, переходили
в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров
состояла в попечении о лошадях: такое
занятие не могло быть унизительным у
дворянства, сражавшегося только на коне.
Искусные конюшие обучали лошадей ратным
приемам и, имея под своим начальством
оруженосцев помоложе, передавали им это
искусство. Оруженосцы же содержали оружие
своих господ в порядке и чистоте, на случай
надобности. И все эти различные домашние
обязанности перемешивались с военной
службой. Оруженосец обязан был в полночь
обойти все комнаты и дворы замка. Если
рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к
нему с услугами: поддерживали стремя,
подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье
и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно.
Боевых рослых
коней конюшие вели с правой стороны,
поэтому они назывались destries, их
подводили рыцарю при виде неприятеля.
Шлем и другие оборонительные и наступательные
доспехи подавались рыцарю оруженосцами;
все они вооружали его с одинаковой поспешностью.
Так они сами приучались вооружаться с
предусмотрительностью: собрать и укрепить
все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить
забрало - требовало и ловкости, и умения;
часто от этого зависели успех и безопасность
сражающихся. Оруженосцы принимали от
рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он
снимал их при входе в церковь или при
въезде в замок. В боях оруженосцы становились
позади своих рыцарей и были как бы зрителями
боя.
Но оруженосцы
были не совсем праздными зрителями; их
присутствие, полезное для безопасности
рыцарей, не менее полезно было и для них
самих. При страшном столкновении двух
рядов рыцарей, устремлявшихся друг на
друга с опущенными копьями, одни - раненные
и опрокинутые - поднимались, выхватывали
свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься
и отомстить; другие старались воспользоваться
своим преимущественным положением над
побитым неприятелем. Каждый оруженосец
внимательно следил за действиями своего
рыцаря; подавая новое оружие, отражая
наносимые удары, поднимая его, подводя
свежего коня, он помогал своему рыцарю
ловко и усердно. Оруженосцам же вверяли
рыцари пленных, взятых в пылу сражения.
Тут молодой воин привыкал защищаться
и побеждать и узнавал, способен ли он
переносить столько трудов и опасностей.
Но слабую и
неопытную молодежь не подвергали таким
опасностям, пока заранее не узнавали,
есть ли в ней достаточно сил. Воинские
игры, в которых приобретается
гибкость, ловкость и сила, необходимые
для боя, скачка через кольцо и препятствия,
на конях и с копьями, задолго приучали
их к турнирам - слабому подобию войны.
Дамы находили особенное удовольствие
быть свидетельницами этих игр и своим
присутствием возбуждали дух соревнования
в желавших отличиться.
Гарвардский университет — старейшее частное высшее учебное заведение США — расположен в городе Кэмбридж (штат Массачусетс). Университет был основан 8 сентября 1636 года, через 16 лет после появления на американском континенте первых колонистов. История университета начинается с момента основания Гарвардского колледжа, решение о котором было принято Верховным Судом Массачусетского поселения.
Название колледж получил в честь своего первого покровителя Джона Гарварда, молодого министра, который после своей смерти в 1638 году оставил в наследство новому учебному заведению половину своего имущества и библиотеку. Исторически эта библиотека стала второй публичной библиотекой на континенте (первой была библиотека монастыря ордена иезуитов).