Педагогика в средневековье

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:30, лекция

Описание работы

Монастырские школы, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6—8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. ш.: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях.

Файлы: 1 файл

средневековье педагогика.doc

— 60.00 Кб (Скачать файл)
 
  1. Историческая  эпоха, охватывающая время от крушения Римской рабовладельческой империи  конец( V в.) до начала капитализма конец( XVII в.); средние века.
 

Монастырские  школы, возникли в середине 1-го тыс. в Индии в буддийских монастырях; с появлением христианства в 6—8 вв. получили распространение в Византии и странах Западной Европы при мужских монастырях. Существовало три основных типа М. ш.: пастырско-монашеские (готовили духовенство для церковно-приходского служения), школы-общежития при монастырях (готовили мальчиков к монашескому служению), школы обучения грамоте и церковному писанию для мальчиков, не предназначавшихся для служения в церкви и монастырях. Обучение в М. ш. носило богословский характер с некоторыми элементами светского образования. В период господства на Балканах Османской империи (15—16 вв.) М. ш. играли важную роль в сохранении культуры южнославянских народов и греков. 

В Древней Руси М. ш. в основном готовили клириков для  службы в церквах и монастырях; при женских монастырях в 12 в. возникли школы для девочек, однако распространения они не получили. С 17 в. в М. ш. наряду с богословием изучались славянская грамматика, греческий и латинский языки, риторика и пиитика. В 18 в. на основе М. ш. стали создаваться духовные семинарии, мужские и женские духовные училища, церковно-приходские школы. 

МОНАСТЫРСКИЕ  ШКОЛЫ - институт духовного наставничества в монашестве и профессиональной подготовки духовенства. В середине 1-го тыс. до н.э. возникли буддистские школы. С утверждением христианства, и в особенности с деятельностью монашеского ордена бенедиктинцев (6 в.), связано становление М.ш. в Византии и Западной Европе. Различались внутренние школы - закрытые, интернатного типа, где обучались монахи и будущие служители церкви, и внешние, располагавшиеся вне монастырской ограды, которые предназначались для мирян, не всегда стремившихся впоследствии получить духовный сан. В М.ш. принимались дети 5-7 лет, как правило, вне зависимости от их сословной принадлежности. Во внешних М.ш. преподавались основы грамотности, богослужебное пение, реже предметы тривиума. Внутренние М.ш. давали более высокий уровень образования: преподавались тривиум, а часто и квадривиум, теология. В лучших школах преподавались также медицина, греческий язык, предусматривалось чтение античных авторов. Отличительной особенностью образования в М.ш. было преобладание кропотливого труда по книгописанию и переводу рукописей. Практическими потребностями быта предусматривалось обучение ремёслам и начаткам агрономии. В женских монастырях образование девочек ограничивалось чтением, письмом, пением и обучением рукоделию и женским ремёслам. В 13в. монахи-францисканцы открывали элементарные школы для детей из беднейших слоёв населения и создали значительное количество рукописных учебников и руководств. Разновидностью М.ш. можно считать школы, готовившие певчих. К концу 12 - началу 13 вв. обучение сосредоточилось в основном во внутренних школах и ориентировалось на потребности монастырей. Приоритетное положение в сфере общего образования перешло к более доступным для мирян соборным школам. Однако М.ш. сохраняли своё значение вплоть до 14- 15 вв., а в южнославянских странах - до 16 в. В Древней Руси М.ш. не были регулярным учебным заведением, а возникали по мере необходимости и могли состоять из 1-3 учеников, прикреплённых к наставнику. Школы для девочек открывались в 12 в., но не получили распространения. В 14 в. развивались школы московских и подмосковных монастырей: Чудовского в Кремле, Богоявленского, Никольского, Спасо-Андроникова, Троице-Сергиева. В 17 в. благодаря деятельности Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого и других круг изучаемых предметов расширился до тривиума и частично до квадривиума (из предметов которого изучалась, как правило, арифметика). Преподавались древние языки, богословие, поэтика. В 1649 боярином Ф.М. Ртищевым было основано училище при Андреевском монастыре, в которое для преподавания свободных искусств приглашались иноки из киевских монастырей. С созданием братских школ, Киево-Могилянской и Славяно-греко-латинской академий, развитием профессионального образования в 18 в. монастыри частично утратили своё просвети- тельское значение.

Рыцарское воспитание — система воспитания сыновей  светских феодалов: до 7 лет в семье; при дворе сеньора — до 14 лет  — пажи; до 21 года — оруженосцы. Рыцарское воспитание включало обучение семи рыцарским добродетелям: верховой езде, фехтованию, владению копьём, плаванию, соколиной охоте, сложению стихов в честь дамы сердца, игре в шахматы, — а также придворному этикету. Будущие рыцари получали и религиозное воспитание. В 21 год оруженосцы проходили обряд посвящения в рыцари. 

РЫ́ЦАРСТВО, привилегированная  часть средневекового общества, держатели  феодальной земли, состоявшие на конной воинской службе у своего феодала  или короля. Во Франции рыцари назывались шевалье, в Испании — кабальерос, в Германии — риттеры.

Воспитание лица, предназначенного в рыцарское звание, начиналось с детства; игры и занятия  ребенка должны были развивать в  нем воинственный дух. Вооруженный  колом, имитирующим копье, и воображая каждое дерево врагом, он сражался с частоколом родового поместья, и испытывал таким образом рождавшуюся силу для будущих воинских успехов. Зима особенно способствовала подобным забавам: собрав товарищей-однолеток, он сооружал из снега укрепления и башни, осаждал или оборонял их, и под рукой его рассыпались снежные ограды.1 В таких играх уже пророчили молодцу то высокое звание, которое Бог и счастье уготовят ему в свое время.

Семи лет ребенок  переходил из женских рук в  мужские, и за начальными уроками  под родительским кровом дворянство, по заведенному обычаю, отсылало своих детей к главнейшим рыцарям, с которыми считалось в дружбе или родстве. Их советы и пример составляли истинное и окончательное воспитание, называвшееся доброй снедью (bonne nourriture). Особою честью для себя считал рыцарь, когда отец поручал ему довершить образование сына.

Юноша уезжал верхом на парадной лошади, в сопровождении  старого служителя. По прибытии в  замок своего патрона, он получал  звание пажа или валета. Обязанности  этого звания не заключали в себе в те времена ничего унизительного: это была услуга за услугу, хотя паж, собственно, исполнял обязанности нынешнего слуги. Пажи сопровождали патрона и его супругу на охоте, в путешествиях, в гостях, на прогулках, были на посылках и даже служили за столов Почтительно, с поникшим взором, молодой паж, повинуясь, учился повелевать и, всегда храня глубока молчание, отвечать на вопросы умно. Помогая камергеру, он обязан был устилать комнату своего патрона зимой соломой, а летом тростником, содержать в порядке его кольчуги и конское вооружение, приготовлять омовения странствующим рыцарям.

Предметом первых уроков пажа была религия, уставы которой  он не только должен был соблюдать, как и всякий христианин, но и  охранять их ценой жизни и смерти. Преподавателем этого важного предмета юным пажам обыкновенно была одна из самых благородных, набожных и добродетельных дам замка. Уроки религии внушали им к священным предметам неизгладимое уважение; в то же время кротость, любезность и достоинства преподавательниц порождали в сердцах слушателей внимание и почтительность к прекрасному полу, что составляло отличительную черту рыцарства. Пример дам и рыцарей, которым пажи служили, постоянно поддерживал в них скромность и благонравие. Вот источник внешней грации, столь необходимой в общественных сношениях и которую можно почерпнуть только в обществе. Но более всего старались развить в пажах почтение к величественному характеру рыцарства и благоговение к тем доблестям, которые возводят в это звание. Самые игры и удовольствия способствовали такому преднамеренному образованию: они заранее приучались к разнородным турнирам и вообще к рыцарским обязанностям. Так, например, они смиряли непокорных коней, бегали в тяжелых латах, перескакивали ограды, бросали дротики и приучались владеть копьем и биться с деревянным рыцарем. Они строили иногда городки и брали их приступом; городки эти назывались именами некоторых местностей Палестины: они осаждали глиняный Вавилон, брали дерновую Антиохию, Мемфис из хвороста. Поляна снабжала их султанами, а роща - стрелами: все это было зарей их будущей славы.  

Вслед за воинственными  играми шли разговоры о войне, об охоте, об искусстве вынашивать птиц и дрессировать собак. Иногда учили  молодого пажа играть в шахматы или  петь под аккомпанемент лиры песню любви или военной славы. Наконец, соревнование, столь необходимое во всех возрастах и состояниях, усиливалось с каждым днем, или из желания перейти на службу к другому, более знаменитому и более уважаемому рыцарю, или из желания попасть в оруженосцы того же дома: часто это был последний шаг в рыцари. Дворы и замки были превосходными школами любезности, обходительности и других доблестей не только для пажей и оруженосцев, но и для молодых девушек. Там они с ранних пор изучали свои будущие обязанности. Там развивали и совершенствовали в них грацию и те нежные чувства, для которых они созданы, кажется, самой природой. Молодые девушки учились там оказывать будущим своим мужьям те услуги, какие вправе ожидать знаменитый воин от нежной супруги. Они первые смывали с рыцарей пыль и кровь, кровь, пролитую за них же. Дамы и девицы учились ботанике и хирургии, и с горячим участием и ловкостью оказывали раненым необходимую помощь.  

Оруженосцы. Чтобы  показать молодежи назначение меча,- при  переходе пажа в оруженосцы, когда  меч впервые влагался ему в  руки,- совершали религиозный обряд. Отец и мать, или восприемники, держа восковые свечи, подводили к алтарю вышедшего из пажей. Священнослужитель брал с престола меч и пояс и, благословив их несколько раз, препоясывал молодого дворянина. 

Оруженосцы разделялись  на классы сообразно налагаемым на них обязанностям, как то: на оруженосцев, находившихся при особе рыцаря или его супруги (первая из должностей была выше), на комнатных оруженосцев или камергеров, на конюших или шталмейстеров; на кравчих или форшнейдеров; на мундшенков, мундкохов и т. п. Почетнейшая из должностей была должность оруженосца, состоявшего при особе рыцаря.  

В звании оруженосцев, которого обыкновенно достигали  в 14 лет, молодые воспитанники ближе  допускались к своим сеньорам и свободнее участвовали в  их беседах, поэтому лучше могли изучать образцы, по которым должны были воспитываться. Они с большим вниманием наблюдали за ними, стараясь заслужить и привязанность и угождая благородным иностранцам и придворным своего патрона; они стремились приобрести грацию движений, приветливость, вежливость, Скромность, благоразумие, сдержанность в разговорах и развязность, когда она была нужна. [4]. 

Форшнейдер присутствовал  на пирах и, ловко разрезая яства, опрятно подавал их благородным  гостям. В это время он молча  изучал искусство говорить красиво. Товарищи его заботились о столе: они приносили блюда и надзирали за хлебом и вином; все это делалось с постоянным вниманием, чтобы присутствующие ни в чем не нуждались. Они же подавали мыться после обеда, убирали со стола и, наконец, приготовляли следовавшие после обеда удовольствия. Тогда они присоединялись к обществу и участвовали в нем вместе с девицами из свиты почетных дам. Потом они подавали лакомства, вина и другие напитки. Вино пили и отходя ко сну, это называлось на сон грядущий. Затем оруженосцы провожали гостей в назначенные им комнаты. Из этих должностей, которые были только подготовкой к более трудной, переходили в шталмейстеры. Обязанность шталмейстеров состояла в попечении о лошадях: такое занятие не могло быть унизительным у дворянства, сражавшегося только на коне. Искусные конюшие обучали лошадей ратным приемам и, имея под своим начальством оруженосцев помоложе, передавали им это искусство. Оруженосцы же содержали оружие своих господ в порядке и чистоте, на случай надобности. И все эти различные домашние обязанности перемешивались с военной службой. Оруженосец обязан был в полночь обойти все комнаты и дворы замка. Если рыцарь выезжал, оруженосцы спешили к нему с услугами: поддерживали стремя, подавали наручи, перчатки, шлем, щит, копье и меч; латы рыцарь должен был носить постоянно. 

Боевых рослых коней конюшие вели с правой стороны, поэтому они назывались destries, их подводили рыцарю при виде неприятеля. Шлем и другие оборонительные и наступательные доспехи подавались рыцарю оруженосцами; все они вооружали его с одинаковой поспешностью. Так они сами приучались вооружаться с предусмотрительностью: собрать и укрепить все связи лат, крепко надеть шлем и закрепить забрало - требовало и ловкости, и умения; часто от этого зависели успех и безопасность сражающихся. Оруженосцы принимали от рыцаря шлем, копье, меч и проч., когда он снимал их при входе в церковь или при въезде в замок. В боях оруженосцы становились позади своих рыцарей и были как бы зрителями боя. 

Но оруженосцы были не совсем праздными зрителями; их присутствие, полезное для безопасности рыцарей, не менее полезно было и для них самих. При страшном столкновении двух рядов рыцарей, устремлявшихся друг на друга с опущенными копьями, одни - раненные и опрокинутые - поднимались, выхватывали свои мечи, топоры, булавы, чтобы защититься и отомстить; другие старались воспользоваться своим преимущественным положением над побитым неприятелем. Каждый оруженосец внимательно следил за действиями своего рыцаря; подавая новое оружие, отражая наносимые удары, поднимая его, подводя свежего коня, он помогал своему рыцарю ловко и усердно. Оруженосцам же вверяли рыцари пленных, взятых в пылу сражения. Тут молодой воин привыкал защищаться и побеждать и узнавал, способен ли он переносить столько трудов и опасностей.  

Но слабую и  неопытную молодежь не подвергали таким  опасностям, пока заранее не узнавали, есть ли в ней достаточно сил. Воинские игры, в которых приобретается  гибкость, ловкость и сила, необходимые  для боя, скачка через кольцо и препятствия, на конях и с копьями, задолго приучали их к турнирам - слабому подобию войны. Дамы находили особенное удовольствие быть свидетельницами этих игр и своим присутствием возбуждали дух соревнования в желавших отличиться.  

Гарвардский университет — старейшее частное высшее учебное заведение США — расположен в городе Кэмбридж (штат Массачусетс). Университет был основан 8 сентября 1636 года, через 16 лет после появления на американском континенте первых колонистов. История университета начинается с момента основания Гарвардского колледжа, решение о котором было принято Верховным Судом Массачусетского поселения.

Название колледж  получил в честь своего первого  покровителя Джона Гарварда, молодого министра, который после своей  смерти в 1638 году оставил в наследство новому учебному заведению половину своего имущества и библиотеку. Исторически эта библиотека стала второй публичной библиотекой на континенте (первой была библиотека монастыря ордена иезуитов).

Информация о работе Педагогика в средневековье