Методы педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 23:44, курсовая работа

Описание работы

Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.
В данном пособии предлагается следующая классификация методов воспитания:
• Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций).
• Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).
• Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий).
• Методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.).

Файлы: 1 файл

методы воспитания.doc

— 99.00 Кб (Скачать файл)


МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ

Методы воспитания — общественно обусловленные способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации жизни детей, деятельности, отношений, общения, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

В данном пособии предлагается следующая классификация методов воспитания:

• Методы формирования сознания личности (рассказ, беседа, лекция, пример, диспут, анализ воспитывающих ситуаций).

• Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников (поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций).

• Методы стимулирования деятельности и поведения воспитанников (требование, соревнование, поощрение, наказание, «взрыв», метод естественных последствий).

• Методы самовоспитания (рефлексия, самоприказ, самоотчет, самоодобрение, самоосуждение и др.).

• Методы контроля и самоконтроля (педагогическое наблюдение, беседа, педконсилиум, опросы, анализ результатов деятельности воспитанников, создание контрольных ситуаций).

Все методы в совокупности влияют на многие сущностные сферы человека. Однако каждый метод воспитания отличается от другого тем, на какую сущностную сферу человека он оказывает доминирующее, более сильное и направленное воздействие. Педагогическое воздействие — одновременное целенаправленное обращение к сознанию и поведению личности, к разным сторонам ее отношенческой деятельности. Рассмотрим каждую группу методов.

Методы формирования сознания — методы воздействия на интеллектуальную сферу личности для формирования взглядов, понятий, установок, суждений, оценок. Задачи:

• Формирование новых или дальнейшее развитие имеющихся представлений, понятий и ценностей.

• Выработка правильного отношения воспитуемых к тем или иным поступкам или отношениям.

•  Привнесение морали в сознание школьников.

• Выработка умений анализировать и оценивать свои поступки, действия, поведение в целом (обучение рефлексии).

• Формирование адекватной самооценки. Воспринимая предложенную информацию, учащиеся усваивают не столько понятия и суждения, сколько логичность изложения педагогом своей позиции, ее доказательность. При этом они, оценивая полученную информацию, или утверждаются в своих взглядах, позициях, или корректируют их. Убеждаясь в правоте сказанного, учащиеся формируют свою систему взглядов на мир, общество, социальные отношения.

Эффективность этой группы методов обеспечивается с учетом следующих условий:

— опора на личный опыт учащихся, на практическую коллективную деятельность;

— создание эмоционального подкрепления (печали, радости, сочувствия и т. п.);                                                       

— активизация восприятия (активное включение самих воспитанников в обсуждение, приведение примеров, подбор литературных текстов, участие в инсценировании нравственных ситуаций и т. п.);

- авторитетность воспитателя;

- учет уровня воспитанности коллектива;

— незаконченность формулировок, понятий, суждений, оценок.

Несколько слов о последнем условии. Человеку свойственно стремиться или к абсолютной ясности, или недоговоренности и недомолвке. Любые мысли, получаемые извне, чаще всего порождают реакцию неприятия, несогласия, и не потому, что они неверны, а потому, что навязываются принудительно. Успех достигается тогда, когда в человеке вместо сопротивления удается породить отклик, пробудить его собственную активность. Поэтому, внушая ребенку те или иные идеи, мысли, нормы, надо вовремя остановиться, не договорить до конца, не формулировать итога, заключения. Запущенное в движение мышление воспитанника не может остановиться, он додумывает мысль до конца, и она становится его собственной. Мысль, рожденная изнутри, будет побуждать к соответствующей аргументации в ее защиту. Умение вовремя остановиться — трудное умение, и учителю надо формировать его в себе всю жизнь. «Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, Чтобы спасти его от ветра; Вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу с мучительной любовью; Вот отчего завял цветок» (Р. Тагор).

Рассказ — небольшое по объему связное изложение (в повествовательной или описательной форме) событий, содержащих иллюстрацию или анализ тех или иных нравственных понятий и поступков. Рассказ пробуждает положительные чувства, учит сопереживанию, раскрывает содержание той или иной нормы, представляет положительный или яркоотрицательный образ героя: трус, лгун, зазнайка, невежа или герой, честный, -мужественный.

Беседа — вопросно-ответный способ привлечения воспитанников к обсуждению и анализу поступков и выработки собственных оценок. Проводимые с целью формирования нравственных понятий, суждений и оценок: о долге, нравственности, добре и зле, патриотизме, честности, справедливости и т. п. — беседы носят название этических.

Лекция — последовательное монологическое изложение системы нравственных идей и их доказательства и иллюстрирования. Цель — убедить в справедливости излагаемых идей, предложить систему аргументированных понятий и суждений.

Диспут — спор, путь мобилизации активности воспитанников для выработки правильных суждений и установок; способ обучения борьбе против ошибочных представлений и понятий, умению вести полемику, защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Диспуты надо готовить заранее: предложить тему, подготовить 1—2 воспитанников, которые начнут дискуссию, выскажут различные позиции и их аргументацию, будут вести спор. Условия проведения: тактичность всех выступающих, запрет перехода на личности и выяснение отношений, доверительность обстановки, аргументированность и убедительность суждений воспитателя, отсутствие в конце какого-либо единого решения, не лидирующая позиция воспитателя. Воспитатель должен участвовать в диспуте как равный (внешне) участник, который, как и все, высказывает свою точку зрения.

Анализ воспитывающих ситуаций — способ показа и анализа путей преодоления моральных противоречий, возникающих в тех или иных конфликтах, проблемных нравственных ситуациях. У каждого ребенка должен накапливаться опыт социально полезного поведения, опыт жизни в условиях, формирующих элементы нравственной ориентации, высоконравственные установки, которые в дальнейшем не позволят ему вести себя непорядочно, бесчестно. В условиях школы полезно формировать у детей способности к суждениям на основе принципа справедливости, по методу решения дилемм (необходимости выбора между двумя возможностями), предложенному Кольбергом. Этот метод заключается в совместном обсуждении школьниками моральных дилемм. К каждой дилемме разрабатываются вопросы, в соответствии с которыми строится обсуждение, дети приводят убедительные доводы за и против. Анализ ответов полезно провести по следующим признакам: выбор, ценность, социальные роли и справедливость. Дилеммы может создать любой учитель при условии, что каждая из них должна:

1) иметь отношение к реальной жизни школьников;

2) быть по возможности простой для понимания;

3) быть незаконченной;

4)  включать два или более вопроса, наполненных нравственным содержанием;

5) предлагать на выбор учащимся варианты ответов, акцентируя внимание на главном вопросе: «Как должен вести себя центральный герой? ».

Такие дилеммы всегда порождают спор в классе, где каждый приводит свои доказательства, а это дает возможность сделать правильный выбор в будущих жизненных ситуациях.

Пример — метод, заключающийся в том, чтобы на конкретных убедительных образцах проиллюстрировать личностный идеал и предъявить образец готовой программы поведения и деятельности. Построен на склонности детей к подражанию. Опираясь на идеал, пример, достойный подражания, сложившиеся нормы, ребенок часто может сам изменить свое поведение и регулировать свои поступки, что можно назвать саморегулированием. В детской литературе для дошкольников и младших школьников есть условно-отрицательные герои, такие, как Пеппи-Длинный чулок, Незнайка, Буратино и др., — озорные, непослушные, обаятельные человечки. В них ярко показаны все особенности поведения детей, но без назиданий, нотаций и унижений, весело и с юмором. Дети видят себя в этом зеркале и учатся не быть на них похожими, когда они совершают отрицательные поступки, и брать с них пример в положительных ситуациях. «...Примеры пристают или не пристают не потому, что они хороши или плохи, а потому, что они соответствуют или не соответствуют каким-то внутренним потребностям человека, особенностям жизненной ситуации, в которой он находится» (И.С. Кон).

Методы  организации   жизнедеятельности и   поведения воспитанников   —   пути   воздействия  на предметно-практическую сферу личности с целью выделения, закрепления и формирования в опыте детей положительных способов и форм поведения и нравственной мотивации. Задачи:

• Накопление нравственного опыта.

• Формирование нравственного поведения и дисциплинированности.

Условия эффективности применения:

— постановка цели вырабатываемых умений,  качеств и привычек поведения;

— формирование положительного отношения к цели предлагаемой деятельности и самой деятельности;

— выполнение действий на основе образца;

— организация активной самостоятельной позиции;

— опора на общественное мнение;

— опора на успех.

Упражнение — многократное повторение определенных действий и поступков с целью их усвоения. В результате упражнения вырабатываются умения и навыки, привычки, расширяется и обогащается нравственный опыт ученика. Приучение — это разновидность упражнения. Его применяют тогда, когда необходимо быстро и на высоком уровне сформировать необходимое качество. На жестком приучении основываются все казарменные системы воспитания, например армейская, где этот метод сочетается с наказанием.

Результат упражнений — устойчивые качества личности — навыки и привычки. «Упражнение делает мастера» (К.С. Станиславский). Этим качествам в жизни людей принадлежит важная роль. Если бы человек не имел способности к образованию привычки, отмечал К.Д. Ушинский, то он не смог бы продвинуться ни на одну ступень в своем развитии. Привычки есть тот процесс, посредством которого убеждения делаются наклонностями и мысль переходит в дело. Использование упражнения признается успешным, когда воспитанник проявляет устойчивые качества во всех противоречивых жизненных ситуациях. Выдержка, навыки самоконтроля, организованность, дисциплина, культура общения — качества, которые основываются на сформированных воспитанием привычках.

Правила применения упражнений: воспитанники должны понимать сущность и значение вырабатываемого качества или привычки; необходимая норма должна выражаться предельно кратко и доступно; предъявляемых одновременно требований немного, но они все доводятся до конца; надо проявлять терпение и выдержку при выработке привычек, формировании навыков самоконтроля и самооценки.

Поручение — передача воспитаннику определенных функций в выполнении общественно полезного дела и ответственности за него. Это очень распространенный и при правильном использовании продуктивный метод выработки определенных деятельностных умений, формирования мотивации долга и ответственности. В деятельности детского коллектива могут быть самые разнообразные поручения: по времени — кратковременные, длительные, эпизодические; по сменяемости — сменяемые и постоянные, по содержанию — организационные, учебные, трудовые, спортивные, культурно-массовые, шефские и т. д.

Методика поручения: воспитанникам необходимо объяснять общественную значимость ш ценность поручаемого задания; обучать выполнению порученного дела, показывая образцы и сообщая критерии оценки результатов; учитывать склонности, интересы и возможности воспитанника, чаще использовать принцип добровольности и поощрения инициативы в принятии ответственности за какое-то дело и творческое его выполнение; оказание помощи по ходу выполнения поручения; контроль за выполнением порученного дела; гласная оценка результата.

Создание воспитывающих ситуаций — это те ситуации, в процессе которых воспитанник ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему, реально сделать нравственный выбор и совершить соответствующие поступки.

Это может быть проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др. Воспитатель умышленно создает условия для возникновения ситуации. Когда в ней возникает проблема для ребенка и существуют условия для самостоятельного ее решения, создается возможность социальной пробы (испытания) как метода самовоспитания. В процессе включения в эти ситуации у детей формируется определенная общественная позиция и ответственность, которые и являются основой для их дальнейшего вхождения в социальную среду.

Ситуации могут быть недолговременными: выбери способ действия и поступи. Могут быть длительными: шефство— успех—дружба, доверие—успех—изменение положения в коллективе и т. п.    

Одним из серьезных и желаемых результатов использования прежде всего данной группы методов должна быть сформированная дисциплинированность воспитанников. Без сознательной дисциплины любое учебно-воспитательное взаимодействие может быть обречено на провал.
              Дисциплина — качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям, является важнейшим компонентом культуры человека. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутреннюю организованность, ответственность, готовность и привычку подчиняться собственным целям и общественным установлениям (О.С. Газман). «Привести в гармонию интересы отдельных образуемых, учителя и всего школьного общества и тем создать основу для дружной совместной работы всех — вот к чему должна стремиться дисциплина» (П.Ф. Каптерев). Дисциплина должна формироваться на основе уважения и самоуважения личности. Условием зарождения индивидуальной дисциплинированности воспитанников является совместная коллективная выработка кодекса правил, законов жизни класса, отряда, команды и заключение своеобразного общественного договора по их выполнению. Этот прием очень широко практикуется в авторской школе В. Караковского.

Информация о работе Методы педагогики