Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...3
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…3
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания………………5
1.3 Уровни развития самосознания……………………………………...10
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...11
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………….11
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………..14
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………16
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………….16
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки………………………………………………………………………17
3.3 Самооценка и самоуважение………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………24

Файлы: 1 файл

Контр. по педагогике.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный экономический университет»

Центр дистанционного образования  
 
 
 
 
 

Контрольная работа

по дисциплине: Педагогика 
 
  по теме: «Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?»

 
 
 
 

Исполнитель: студентка гр. ФК-12 Ирб

Хританько Наталия Владимировна 
 
 
 
 
 
 
 

Ирбит

2013

 

 

 

Содержание

 Введение…………………………………………………………………….2

 1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...3

1.1 Самосознание и его место  в психической организации человека…3

1.2 Сознание и проблема возникновения  самосознания………………5

1.3 Уровни развития самосознания……………………………………...10

 2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...11

2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………….11

2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание  психических качеств как результат  сравнения с другими людьми……………………………………..14

 3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………16

3.1 Рефлексия и внутренний диалог  как необходимые условия формирования  самосознания………………………………………………….16

3.2 Самооценка как одно из  центральных образований личности  – виды самооценки………………………………………………………………………17

3.3 Самооценка и самоуважение………………………………………..20

 Заключение………………………………………………………………..22

 Список использованной литературы……………………………………24

 

Введение

 Совокупность психических процессов, посредством которых индивид  осознает себя в качестве субъекта  деятельности, называется самосознанием, а представления индивида о  самом себе складываются в  мысленный «образ Я».

 Самосознание человека, отражая  реальное бытие личности, делает  это не зеркально. Представление  человека о самом себе далеко  не всегда адекватно.

 Мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми  и перед самим собой свое  поведение, даже и тогда, когда  он стремится правильно осознать  свои побуждения и субъективно  вполне искренен, далеко не всегда  отражают его побуждения, реально  определяющие его действия. Самопознание  не дано непосредственно в  переживаниях, оно является результатом  познания, для которого требуется  осознание реальной обусловленности  своих переживаний.

 Самосознание не изначальная  данность, присущая человеку, а продукт  развития. Актуальность темы контрольной работы заключается в том, что по мере того как человек приобретает жизненный опыт, перед ним не только открываются все новые стороны бытия, но происходит более или менее глубокое переосмысление жизни.

 Этот процесс ее переосмысления, проходящий через всю жизнь  человека, образует самое сокровенное  и основное содержание его  внутреннего существа, определяющее  мотивы его деятельности и  внутренний смысл тех задач, которые  он разрешает в жизни.

 Способность осмыслить и  распознать то, что в жизни  подлинно значимо, умение не только  изыскать средства для решения  случайно всплывших задач, но  и определить самые задачи  и цель жизни так, чтобы по-настоящему  знать, куда в жизни идти и  зачем, — это нечто бесконечно  превосходящее всякую ученость, хотя бы и располагающую большим  запасом специальных знаний. Это  драгоценное и редкое свойство  — мудрость.

 Обобщение практического знания  человека о других людях является  главным источником образования  отношений к себе как личности. Ребенок начинает отделять в  своем сознании людей от окружающего  внешнего мира довольно рано.

 Образное знание ребенком  людей играет огромную роль  в общем развитии его сознания. Именно на этой основе, через  осознание правил взаимоотношений, ребенок овладевает собственными  движениями и действиями, осознаёт  их с помощью оценок взрослых.

 Однако требуется несколько  лет жизни, чтобы у ребенка  образовалось обобщенное отношение  к себе, которое предполагает  не только накопление знаний, но и развитие частичных форм  самооценки, которые возникают раньше, чем представления о «Я», и  заключаются в представлениях  о себе в разных ситуациях, в отношении к разным вещам.

 Лишь в процессе обобщения  этих представлений формируется  самосознание в собственном смысле  этого слова, т. е. как обобщенное  знание своей личности.

 Всякое изменение жизненного  положения человека в общественной, трудовой, личной жизни не только  изменяет деятельность человека, но изменяет отношение человека  к себе как к деятелю, как  к субъекту этого положения.

 Следовательно, осознать себя  — это значит осознать себя  не только как психофизическое  существо, но и прежде всего  как трудящегося, как семьянина, как отца, как воспитателя, как  товарища, как часть коллектива.

 Исходя из вышеизложенного, целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:

- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения  и уровни его развития;

- изучить сущность и содержание  самосознания и Образа – Я;

- изучить основные условия формирования  самосознания, самооценку и самоуважение  личности.

 

1. Самосознание, уровни  его развития. Сознание и проблема  возникновения самосознания.

1.1 Самосознание и его  место в психической организации  человека.

 Проблеме самосознания посвящено  немало исследований в отечественной  психологии. Эти исследования сконцентрированы  в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Б.Г. Ананьева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, И.И.Чесноковой, А.Г.Спиркина в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Исследования А.А.Бодалева по социальной перцепции заострили интерес к вопросу связи познания других людей и самопознания. Немало опубликовано и философско-психологических и собственно философских исследований, в которых анализируются проблемы, связанные с личной ответственностью, моральным самосознанием. Работы И.С.Кона, в которых были удачно синтезированы философские, социально-психологические, историко-культурные аспекты, теоретические вопросы и анализ конкретных экспериментальных данных, открыли новые грани этой, пожалуй, одной из старейших проблем в психологии. Зарубежная литература по темам, имеющим отношение к психологии сознания, также чрезвычайно богата - эти вопросы, так или иначе присутствуют в работах У.Джеймса, К.Роджерса, Р.Бернса и многих других выдающихся ученых.

Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. [Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 187 с].

 Все эти элементы связаны  друг с другом функционально  и генетически, но формируются  они не одновременно. Зачаток  сознания тождественности появляется  уже у младенца, когда он начинает  различать ощущения, вызванные внешними  предметами, и ощущения, вызванные  собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда  ребенок начинает правильно употреблять  личные местоимения. Осознание своих  психических качеств и самооценка  приобретают наибольшее значение  в подростковом и юношеском  возрасте. Но поскольку все эти  компоненты взаимосвязаны, обогащение  одного из них неизбежно видоизменяет  всю систему.

А.Г.Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “. [Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990. с – 94.]

Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

Самосознание является венцом развития высших психических функций оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

 Однако А.Н.Леонтьев, характеризовавший  проблему самосознания как проблему  “высoкого жизненного значения, венчающую психологию личности  “, расценивал в целом как “нерешенную, ускользающую от научно-психологического  анализа”.

В современной психологической литературе есть несколько подходов к исследованию проблемы самосознания. Один из них опирается на анализ тех итоговых продуктов самопознания, которые выражаются в строении представлений человека о самом себе или “Я-концепции”. [Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 112с.]

 

1.2 Сознание и проблема  возникновения самосознания.

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы. Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые, следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или чувствует. [Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной информации. – М., 1977. (Сознание и его развитие: 377 – 403.)]

Перейдем к вопросу о том, чем определяется, обусловливается возникновение и развитие сознания. Факторы, которые определяют этот процесс, называют детерминантами или детерминаторами.

Внешними детерминаторами сознания являются природа и общество. Сознание присуще лишь человеку, возникает и развивается лишь в условиях общественной жизни. Однако оно обусловлено не только социально. Внешняя действительность для животного — природа; для человека — природа и общество. Поэтому сознание человека детерминировано внешними факторами двояко: явлениями и законами природы и общественных отношений. В содержание сознания входят мысли о природе и обществе (а также о людях как природных и общественных существах).

Природа в процессе органической эволюции создала ту анатомическую и физиологическую систему, без коей невозможно сознание, как продукт действия этой «машины». Но природа детерминирует сознание не только генетически, создав предпосылки сознания. Она действует и в условиях общества, формируя вторую сигнальную систему действительности и изменяя характер действия рецепторов и анализаторов сообразно условиям общественной жизни.

 Итак, вся телесная основа  и механизмы сознания созданы  и изменяются природой как  в условиях животного, так и  человеческого существования. Хотя  физиологическая основа сознания  и ее механизмы и не входят  в само содержание сознания, т. е. в ту совокупность мыслей  и чувств, которая в нем содержится, однако это содержание обусловливается  и определяется не только характером  внешних явлений, но и устройством  воспринимающего их аппарата. Образ  внешнего мира отличается от  самого внешнего мира. Сознание  есть субъективный образ объективного  мира.

 Сознание присуще только  человеку и возникло в условиях  общественной жизни. Лишь в последних  условиях развился человеческий  разум и его контроль над  волей. Именно общественная жизнь, основанная на труде, создала  человека с его сознанием.

 Таким образом, говоря о сознании как единстве двух детерминаций, мы имеем в виду органический и неразрывный комплекс двоякого рода факторов, определивших и определяющих развитие психики человека, факторов, действовавших не порознь, а в единстве и взаимопроникновении. Поэтому, занимаясь человеческим сознанием, мы все время будем иметь в виду не только факторы чисто социальные, т. е. сверхличные, но и факторы биологические, подвластные в полной мере законам органической природы, а также факторы психологические, подвластные двум указанным детерминаторам.

Сознание детерминировано не только действием внешних факторов. Сознание человека подчинено еще действию законов нейрофизиологии и психологии (общей и социальной), т. е. имеет еще и внутреннюю, психофизическую детерминацию. При этом физиологическая обусловленность сознания, будучи внутренней, в том смысле, что она осуществляется внутри организма, является объективной, материальной, а психологическая детерминация имеет субъективный, идеальный характер. Внешняя детерминация — воздействие на сознание объективного мира, природы и общества — является первичной, а внутренняя, психофизиологическая обусловленность — вторичной. [Альбуханова-Славская К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности // Психология личности. Активность и развитие личности. - М., 1989.]

Информация о работе Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?