Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...3
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…3
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания………………5
1.3 Уровни развития самосознания……………………………………...10
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...11
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………….11
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………..14
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………16
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………….16
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки………………………………………………………………………17
3.3 Самооценка и самоуважение………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………24

Файлы: 1 файл

Контр. по педагогике.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

 Несмотря на огромные усилия, затраченные психологией и другими  науками, проблема человеческого  сознания (индивидуального и общественного) далека от своего решения. Много  неясного таят в себе механизмы, функции, состояния, структура и  свойства сознания, его взаимоотношениями  с деятельностью индивида, пути  его формирования и развития, связи с бытием.

 Важно подчеркнуть, что вопрос  о взаимоотношении сознания и  бытия не сводится к вопросу  о первичности и вторичности, хотя и исходит из этого. Изучение отношения сознания и бытия включает исследование всех многообразных и исторически меняющихся типов и форм, т.е. в некотором роде это «вечный вопрос». «Вечный» в том смысле, что развитие форм и человеческой жизнедеятельности, прогресс науки и культуры постоянно усложняют и изменяют конкретные формы отношения сознания и бытия и ставят множество проблем перед психологической мыслью.

Самоопределение центральный механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, для которого характерно стремление занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

       Процесс становления человека как общественного существа характеризуется сочетанием стремления к единению, общественному признанию, включению в социальную общность (интеграция) и к обособлению, выделению из общности в качестве самоценного индивида (индивидуализация). На ранних этапах развития ребенка формирование жизненных навыков, речи, мыслительных операций осуществляется в тесном взаимодействии с носителями опыта взрослыми. Усвоение опыта происходит первоначально за счет подражания, позднее посредством совместных, кооперативных действий. Лишь постепенно ребенок обретает способность действовать самостоятельно, что выступает главной предпосылкой формирования самосознания. Ребенок становится способным принимать одни влияния и отвергать другие не просто на основе элементарных побуждений и настроений, но на основе сознательных оценок, идеалов, убеждений.

      Самоопределение может быть также рассмотрено как процесс освоения человеком различных социальных ролей, некоторые из них успешно осваивает, исполнение других оказывается для него затруднительным. В этом процессе решающее значение принадлежит педагогическому воздействию.

       Ребенок демонстрирует способность к самостоятельным действиям и решениям, к отстаиванию собственного мнения уже на третьем году жизни. Его попытки утвердить свою позицию носят преимущественно эмоциональный характер. Подлинное самоопределение осуществляется в старшем подростковом и юношеском возрасте, когда становится возможным подлинное самоутверждение, которое является важным компонентом самоопределения. Предпочтительную позицию необходимо не только выбрать, но и отстоять, т.е. собственным поведением утвердить свое соответствие ей. Это требует определенной зрелости мотивационной сферы личности, которая формируется на протяжении детства под решающим влиянием целесообразного педагогического воздействия.

 

В становлении зрелой личности особое место занимает профессиональное самоопределение. Для юноши оно может представлять серьезную проблему вследствие недостаточной ориентации в сфере общественно полезной профессиональной деятельности, а также искажения ценностных установок. Последнее нередко выливается в выбор профессиональной деятельности по сугубо меркантильным соображениям. В основе профессионального самоопределения лежит осознанная социальная позиция человека, сформированная в результате личностного самосознания.

       Самосознание личности, осознание и оценка человеком своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения. Оно свойственно не только индивиду, но и обществу, классу, социальной группе, нации, когда они поднимаются до понимания своего положения в системе общественных отношений, общих интересов и идеалов. Именно в самосознании человек выделяет себя из всего окружающего мира, определяет свое место в круговороте природных и общественных событий. К тому же оно тесно связано с рефлексией, где оно выходит на уровень теоретического мышления. А поскольку мерой и исходным пунктом отношения человека к себе выступают, прежде всего, другие люди, то самосознание по самому существу носит общественный характер.

     Одним из элементов самосознания является самооценка личности эмоционально насыщенная оценка человеком самого себя как личности, собственных способностей, нравственных качеств и поступков. Она выступает важным регулятором поведения и определяет взаимоотношения человека с окружающими, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и развитие его личности.

      Самооценка тесно связана с уровнем притязаний и целями, которые человек перед собой ставит. Адекватная самооценка позволяет ему правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка деформирует внутренний мир личности, искажает ее мотивационную и эмоционально-волевую сферы и тем самым препятствует гармоничному развитию. Вследствие этого личностная самооценка оказывает существенное влияние на направленность и содержание самовоспитания человека.

 

Список использованной литературы.

  

1. Альбуханова-Славская К.А. Активность  и сознание личности как субъекта  деятельности // Психология личности. Активность и развитие личности. - М., 1989.

2. Альбуханова-Славская К.А., Воловикова  М. И., Елисеев В. А. Проблемы исследования  индивидуального сознания // Психологический  журнал. - 1991. - Т. 12, № 4.

  3. Асмолов А.Г. Психология личности. М.,1990.

  4. Брунер Д.С. Психология познания: за пределами непосредственной  информации. – М., 1977. (Сознание и  его развитие: 377 – 403.)

  5. Буева Л.П. Социальная среда  и сознание личности. - М.: Изд-во  Моск. ун-та, 1988.

  6. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика –  речь – сознание: 285 – 325.)

  7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание как  проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и бессознательное: 132 – 148.)

  8. Дубровина И. В. Психология. –  М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)

  9. Зинченко В.П. Миры сознания  и структура сознания // Вопросы  психологии. - 1991. - № 2.

10. Калмыкова Е.С. Исследование  индивидуального сознания методом  контент-анализа // Психологический  журнал. - 1994. - Т. 15, №3.

  11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1982 (1975). (Теория  сознания: 23 – 33.)

  12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические  произведения: 2 т. – Т. I. – М., 1983 (Возникновение  и развитие сознания человека: 222 – 279.)

  13. Немов Р.С. Психология: 1 т. –  М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)

14. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. - М.: Издат. «Академия», 2001. - 512с.

  15. Петровский А. В. , Брушлинский  А. В. , Зинченко В. П. И др. “ Общая  психология “, учебник для студентов  педагогических институтов под  ред. Петровского А. В. – 3-е изд. , перераб. и доп. – М.; Просвещение , 1986.

  16. Рогов Е. И. “ Психология  человека “ – М.; Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС , 1999. - 320 с.

  17. Рубинштейн С.Л. Основы общей  психологии: 2 т. – Т. I. – М., 1989. (Сознание  человека: 156 – 190.)

  18. Рытченко Т.А. Психология  и педагогика: Учебно-практическое  пособие. - М.: МЭСИ. 2000. - 85с.

19.Сандомирский М.Е. Ментальные  стратегии, психологические типы  и измененные состояния сознания. - М.,1995.

20.Спивак Д.Л. Лингвистика измененных  состояний сознания. - Л., 1986.

21.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 287 с.

22. Столяренко Л. Д. , Самыгин С. И. “ Психология и педагогика в вопросах и ответах “ – Ростов – на Дону ; “ Феникс “ , 1999. – 576 с.

  23. Фолкэн Чак Т. “ Психология – это просто “ , пер. с англ. Р. Муртазина – М.; ФАИР – ПРЕСС , 2000. – 640 с.

  24. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991. (Ошибочные действия: 7 – 48.)

  25. Хабермас Ю. Моральное сознание  и коммуникативное действие. - М.: Наука, 2000.

 

 

 

 


Информация о работе Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?