Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2014 в 19:08, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы будет выступать детальное изучение самосознания и самооценки личности во всех психологических формах и проявлениях. При этом ставятся следующие задачи:
- раскрыть понятие самосознания, изучить проблему его возникновения и уровни его развития;
- изучить сущность и содержание самосознания и Образа – Я;
- изучить основные условия формирования самосознания, самооценку и самоуважение личности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….2
1. Самосознание, уровни его развития. Сознание и проблема возникновения самосознания…………………………………………………...3
1.1 Самосознание и его место в психической организации человека…3
1.2 Сознание и проблема возникновения самосознания………………5
1.3 Уровни развития самосознания……………………………………...10
2. Сущность и содержание самосознания и образа «Я»……………...11
2.1 Самосознание и образ «Я»………………………………………….11
2.2 Понятие «Я - концепции»: осознание психических качеств как результат сравнения с другими людьми……………………………………..14
3. Условия формирования самосознания. Самооценка и самоуважение……………………………………………………………………16
3.1 Рефлексия и внутренний диалог как необходимые условия формирования самосознания………………………………………………….16
3.2 Самооценка как одно из центральных образований личности – виды самооценки………………………………………………………………………17
3.3 Самооценка и самоуважение………………………………………..20
Заключение………………………………………………………………..22
Список использованной литературы……………………………………24

Файлы: 1 файл

Контр. по педагогике.docx

— 63.43 Кб (Скачать файл)

 Не следует, однако, думать, что  образ самого себя, который творит  человек в разных формах самосознания, всегда адекватен своему предмету  – реальному человеку и его  сознанию. Между ними может существовать  разрыв, возможность которого особенно  велика как раз на стадии  развернутого явного самосознания  в виде рефлексии. Однако этот  разрыв может быть и в элементарных  формах самосознания, самостроительстве, самоопределении личности.

Важно подчеркнуть, что самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношением к себе с «точки зрения другого», но и что оно постоянно проверяется, корректируется, исправляется и развивается в ходе включения человека в систему межчеловеческих отношений.

 

3.2 Самооценка как одно  из центральных образований личности  – виды самооценки.

Если перед человеком встают сложные проблемы отношений между людьми, связанных с ними собственных переживаний, ему нужно понять внутренние механизмы возникновения этих отношений. А это возможно сделать, только поняв всю сложность и тонкость психического мира человека.

Психологический облик человека очень многообразен и определяется как врожденными свойствами, так и приобретенными в процессе воспитания, обучения, овладения материальной и духовной культурой общества. Через индивидуальность раскрываются: своеобразие личности, её способности, предпочтительная сфера деятельности. [Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)]

Наше умение разбираться в своем сложном психическом мире поможет нам легче решать трудные жизненные проблемы, вступать в общение с людьми. Любой человек, зная о своих положительных и отрицательных свойствах, может использовать плюсы и нивелировать минусы, прогнозировать и регулировать свое поведение, а также более сознательно проанализировать поведение и психологические свойства другого человека,

В индивидуальности личности выделяются базовые свойства - ее самооценка, темперамент, характер, способности человека. Именно базовые свойства, которые представляют сплав ее врожденных и приобретенных в процессе воспитания и социализации черт, формируют определенный стиль поведения и деятельности личности.

 Что же представляет собой  самооценка? Самооценка - это нравственная  оценка своих собственных поступков, моральных качеств, убеждений, мотивов; одно из проявлений нравственного самосознания и совести личности. Способность к самооценке формируется в человеке в процессе его социализации, по мере сознательного усвоения им тех моральных принципов, которые вырабатываются обществом, и выявления своего личного отношения к собственным поступкам на основе оценок, даваемых этим поступкам окружающими. Поэтому по самооценке человек судит о моральном значении своей деятельности не просто от своего имени, а как бы со стороны, от лица других людей, от имени группы, к которой он принадлежит и субъективно относит себя. В морали самооценка и оценка со стороны других неразрывно связаны между собой. Можно сказать так: самооценка есть оценки других, принятые личностью в качестве масштаба собственного поведения, или, говоря по-другому, собственная оценка личности, которую она считает необходимой возвести во всеобщий масштаб.

 Благодаря способности к  самооценке человек обретает  возможность в значительной мере  самостоятельно направлять и  контролировать свои действия  и даже воспитывать себя. Известный автор книг по психологии Т.А. Рытченко приводит такое определение самооценки; «На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей». Жизнь доказывает, что правильная самооценка, основанная на чувстве согласия с собой, имеет в основном неосознанный характер. Обстоятельства, сопровождающие нашу жизнь, на самом деле, определяются фундаментальными убеждениями человека о себе.

Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). В одинаковой ситуации люди с разной самооценкой будут вести себя совершенно по-разному, предпримут разные действия, тем самым по-разному будут воздействовать на развитие событий.

На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.

Явно заниженная самооценка ведет к неуверенности в себе, робости, застенчивости, невозможности реализовывать свои задатки и способности. Такие люди обычно ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могли бы достигнуть, преувеличивают значение неудач, остро нуждаются в поддержке окружающих, слишком критичны к себе. Человек с низкой самооценкой очень раним. Все это приводит к возникновению комплекса неполноценности, отражается на его внешнем виде - глаза отводит в сторону, хмур, неулыбчив.

Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.

 Низкая самооценка имеет  много форм pi проявлений. Это жалобы и обвинения, поиск виновного, потребность во внимании и одобрении, что как бы компенсирует в глазах такого человека чувство самоотрицания, чувство собственного достоинства. Депрессии, разводы (многие из них - результат низкой самооценки одного или обоих партнеров).

Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.

Формирование и развитие позитивной самооценки - это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, позволяя же негативным схемам мышления доминировать в нашей жизни, мы формируем у себя привычку ожидания негативных факторов,

 Свою жизнь можно усовершенствовать  только тогда, когда мы сами, а  не случай программируем свое  подсознание и мышление. Итак, формирование позитивной самооценки - главная жизненная установка для каждого из нас.

 

3.3 Самооценка и самоуважение.

Первая составляющая самоуважения — это чисто эмоциональный элемент, то, как и что вы чувствуете о самом себе, отдельно и вне зависимости от кого-либо или чего-либо еще. Вторая составляющая вашего самоуважения определяется ощущаемым вами уровнем компетентности в том, что вы делаете. Это то, как вы представляете себе, насколько хорошо вы справляетесь с важными областями своей жизни. Это называется самоуважением, основывающимся на свершениях, и это является существенным элементом вашей личности.

 Когда вы чувствуете, что  сильны в своей области, что  хорошо с этим справляетесь, вы  наслаждаетесь высоким самоуважением. Это чувство укрепляет остальные  составляющие самоуважения, ваше  ощущение собственной значимости. Если вы хорошо делаете дело, вы чувствуете себя хорошо; если  вы чувствуете себя хорошо, вы  хорошо делаете дело. Одно зависит  от другого.

 В силу того что ваши  личные взаимоотношения являются  основополагающими в вашей жизни  для того, чтобы вы могли наслаждаться  непреходящим чувством самоуважения, вы должны в своем сердце  знать, что способны вступить  и поддерживать позитивные, здоровые  и конструктивные, насыщенные любовью  взаимоотношения с другим человеком.

 Ощущение дефектности или  некомпетентности в своих взаимоотношениях  с другими подрывает ваше самоуважение  и самоуверенность. Ваш успех  во взаимоотношениях с важным  для вас человеком укрепляет  ваше самоуважение. Успешность общения  с другими заставляет вас чувствовать  себя более компетентным и  завершенным и высвобождает вас  для преуспевания в других  областях вашей жизни.

Существует прямая взаимосвязь между качеством ваших взаимоотношений и вашим уровнем самоуважения и самоодобрения. Вы можете нравиться себе самому только в такой степени, в какой вы полностью одобряете сами себя, а то, насколько вы нравитесь себе, в большой степени определяется тем, насколько вы — как чувствуете — одобряетесь другими людьми.

 Большинство из нас растет  при условном одобрении, а часто  и при неприятии и осуждении  со стороны наших родителей. Став  взрослыми, мы ищем безусловной  любви и одобрения со стороны  других и главным образом со  стороны одного особенного человека, чтобы компенсировать то, чего, как  мы чувствуем, были лишены в  детстве. От этого зависит наше  ментальное здоровье.

Самоодобрение. Вы никогда не можете искренне испытывать симпатию к самому себе до тех пор, пока не одобрили себя полностью, пока не согласились со своими и сильными чертами, и слабостями. А ключ к одобрению самого себя — в том, чтобы быть, безусловно одобренным, по крайней мере, еще одним человеком, которого вы уважаете и которым восхищаетесь и даже, более того, — которого любите. Только тогда, когда кто-то другой принимает вас “без прикрас и полностью”, вы можете расслабиться и принять самого себя как значительную и стоящую личность.

Самосознание. Для того чтобы испытывать самоодобрение, вы сначала должны развить самосознание. Вам нужно понять, почему вы думаете, чувствуете и действуете именно так, как это есть. Вам необходимо осознать влияние формирующего опыта вашей жизни. Вам необходимо понять, как и почему вы стали такой личностью, которой являетесь сегодня. Только когда вы достигнете высокого уровня самосознания, вы сможете двигаться к более высокому уровню самоодобрения. Прежде чем сможете одобрить самих себя, вы должны лучше осознать, кто вы есть на самом деле. И только обладая высоким уровнем самоодобрения, вы можете наслаждаться самоуважением — ключом к тому, чтобы быть счастливой, здоровой личностью.

Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще, по крайней мере, одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.

 Психотерапия основывается  на самораскрытии. Психотерапевты  добиваются успеха в такой  степени, в какой они могут  заставить пациента раскрыться  и точно рассказать им, что  послужило причиной того, что  они несчастливы или неудачливы. Один психолог недавно сказал: “Если бы каждый действительно  научился слушать других людей, 75 процентов психотерапевтов в  Соединенных Штатах, начиная со  следующей среды, оказались бы  без работы”. Для того чтобы  честно раскрыть себя другому  человеку, вы должны доверять  этому другому. Вам нужно знать, что другой человек заботится  о вас и что он не будет  осуждать вас или порицать  за что-то, что вы сказали или  сделали в прошлом. Великая эмоциональная  проблема XX века — это вина. Чувство  вины возникает от ощущения  никчемности, появляющегося в результате  деструктивной критики и ошибок, которые, как вы чувствуете, сделали  в прошлом. Большинство из нас  сделали или сказали вещи, о  которых сожалеют. Мы причиняли  боль другим людям, и мы сожалеем  об этом. Мы можем начать освобождать  себя от этих негативных ощущений  тем, что расскажем кому-нибудь  другому о том, что мы делали  или говорили. Эта форма катарсиса, или очищения, освобождает нас  и позволяет нам ладить с  самим собой весь остаток нашей  жизни. Раскаяние не только полезно, но и существенно для души, для продолжительного счастья.

 Честное самораскрытие иногда  бывает жутким. Оно требует, чтобы  вы предприняли усилие, которое  делает вас уязвимыми. Но это  — базисное требование для  ментального здоровья. Когда вы  открыто и честно раскрываете  свои мысли и чувства другому  человеку, вы лучше понимаете  сами себя. Вы яснее осознаете, кто вы есть на самом деле, видите себя и свою жизнь  в лучшей перспективе. Коль скоро  вы становитесь более самосознательным, вы становитесь и более самоодобряющим. Когда вы безусловно одобряете сами себя, вы наслаждаетесь более высоким уровнем самооценки и самоуважения. Вы лучше чувствуете себя во всем, что вы делаете. Вы освобождаете себя от негативных ощущений, которые могут сдерживать вас и держать в подчинении. Благодаря caмopaскрытию вы можете снимать тяжесть с сердца и жить в ладу с самим собой.

 

Заключение.

В заключении подведем итоги проделанной работы:

Сознание – это высшая форма отражения мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. «Ядром» сознания является знание. Имея многокомпонентную структуру, сознание является, тем не менее, единым целым.

 Итак, сознание выступает как  ключевое, исходное философское  понятие для анализа всех форм  проявления духовной и душевной  жизни человека в их единстве  и целостности, а также способов  контроля и регуляции его взаимоотношений  с действительностью, управление  этими взаимоотношениями.

Самосознание является частью сознания, а точнее его особой формой. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от окружающего мира. Самосознание — это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего, положения в обществе. Оно выступает и в форме индивидуального и в форме социального самосознания. Самосознание рефлексивно с его помощью человек оценивает себя, свое место в жизни и обществе, свои поступки.

 Самосознание возникло не  в качестве духовного зеркала  для праздного самолюбования  человека. Оно появилось в ответ  на зов общественных условий  жизни, которые с самого начала  требовали от каждого человека  умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции  определенных социальных норм.

 Феномен самосознания, который  кажется чем-то очень простым  и очевидным, в действительности  оказывается очень сложным, многообразным, находящимся в весьма непростых  отношениях со своим носителем, развивающимся и меняющимся в  процессе включения человека  в систему коллективной практической  деятельности и меж человеческих  отношений.

Информация о работе Почему самоопределение, самосознание и самооценка личности рассматривается как результат воспитания?