Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 21:52, курсовая работа
Правильная, развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность ребенка в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения, а также с дефектами речи год от года не уменьшается, а растет. На этом фоне в большинстве случаев у детей присутствуют в той или иной степени нарушения не только звукопроизношения, но и лексического состава, грамматического строя речи, фонематических процессов. Все это осложняет процесс подготовки детей к школьному обучению.
Введение
1.Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи
1.1 Проблема языковой готовности детей к школьному обучению
1.2 Развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Выводы
2. Выявление особенностей языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
2.1 Цель, задачи и методика констатирующего эксперимента
2.2 Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Выводы
Заключение
Список литературы
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ВИТЕБСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ П.М.МАШЕРОВА»
Курсовая работа по логопедии на тему:
«Подготовка детей к школе с нарушениями речи».
студентка 41 группы ЗФО
педагогического факультета
Чмыр Екатерина Валерьевна
Витебск,2013
План:
Введение
1.Теоретические основы изучения особенностей подготовки к школе детей с нарушениями речи
1.1 Проблема языковой готовности детей к школьному обучению
1.2 Развитие
речи ребенка как компонент
в структуре готовности к
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
Выводы
2. Выявление
особенностей языковой
2.1 Цель, задачи
и методика констатирующего
2.2 Особенности языковой готовности к школе старших дошкольников с ОНР
Выводы
Заключение
Список литературы
Введение
Правильная,
развитая речь является одним из основных
показателей готовности ребенка
к успешному обучению в школе.
Недостатки речи могут привести к
неуспеваемости, породить неуверенность
ребенка в своих силах, а это
будет иметь далеко идущие негативные
последствия. К сожалению, количество
детей с нарушением звукопроизношения,
а также с дефектами речи год
от года не уменьшается, а растет. На
этом фоне в большинстве случаев
у детей присутствуют в той
или иной степени нарушения не
только звукопроизношения, но и лексического
состава, грамматического строя
речи, фонематических процессов. Все
это осложняет процесс
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется; и очень важно, чтобы его речь хорошо понимали и сверстники и взрослые. Еще острее встает вопрос о значении фонетически правильной речи при поступлении в школу, когда ребенку нужно отвечать и задавать вопросы в присутствии всего класса, читать вслух (недостатки речи обнаруживаются очень скоро).
Л.И.Божович указывает, что готовность к обучению в школе складывается из определенного уровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовности к произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позиции школьника.
На сегодняшний
день общепризнанно, что готовность
к школьному обучению – многокомпонентное
образование, которое требует комплексных
психологических исследований. В
психологическом словаре
Кроме психологической готовности к школе мы выделяем дополнительно еще одну ее соcтавляющую – языковую (речевую) готовность. Речь тесно связана с интеллектом и отражает как общее развитие ребенка, так и уровень его логического мышления.
Цель работы: изучить проблему языковой готовности к школе детей с нарушениями речи.
Объект исследования: языковая готовность старших дошкольников с нарушениями речи к обучению в школе.
Предмет исследования:
специфические особенности
В работе проявляется гипотеза о том, что у старших дошкольников с нарушениями речи будут наблюдаться особенности языковой готовности к школе, которые будут проявляться в следующем:
- недостаточное развитие лексической стороны речи;
- недостаточное
развитие грамматической
- недостаточное
развитие связной речи и
Цель исследования с учетом гипотезы была конкретизирована в следующих задачах:
· Рассмотреть проблемы языковой готовности к школе старших дошкольников с нарушениями речи;
· рассмотреть развитие речи ребенка как компонент в структуре готовности к школьному обучению;
· Представить психолого-педагогическую характеристику детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
· Изучить уровень сформированности языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи.
В соответствии с намеченной целью и задачами были определены и использованы следующие методы исследования: теоретический (анализ и обобщение психологической, педагогической и специальной литературы по теме исследования); экспериментальный (констатирующий эксперимент); качественный и количественный анализ ответов дошкольников.
1. Теоретические основы изучения языковой готовности к школе детей с общим недоразвитием речи.
1.1 Проблема языковой готовности детей к школьному обучению
Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Переход от игровой деятельности к учебной существенно влияет на мотивы и поведение ребенка. Качество учебной деятельности будет зависеть от того, насколько были сформированы следующие предпосылки в дошкольном периоде:
- хорошее физическое развитие ребенка;
- развитый физический слух;
- развитая мелкая моторика пальцев рук, общая моторика;
- нормальное функционирование ЦНС;
- владение знаниями и представлениями об окружающем мире (пространство, -время, счетные операции);
- произвольное внимание, опосредованное запоминание, умение слушать учителя;
- познавательная активность, желание учиться, интерес к знаниям, любознательность;
-коммуникативная деятельность, готовность к совместной с другими детьми работе, сотрудничеству, взаимопомощи.
На базе этих предпосылок в младшем школьном возрасте начинают формироваться новые, необходимые для обучения качества.
Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и не завершается в первом классе, так как включает не только качественную характеристику запаса знаний и представлений, но и уровень развития обобщающей деятельности мышления.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т.е. осознание им общественной значимости его новой деятельности.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов.
3. Готовность
к звукобуквенному анализу и
синтезу звукового состава
4.Умение
пользоваться разными
5. Сформированность грамматического строя речи
Основой речевой
готовности детей к обучению в
школе, является устная речь, поэтому
первые годы жизни ребенка должны
быть посвящены практическому
С процессами
овладения и развития речи дошкольников
связан вопрос о речевой готовности
дошкольника к учебной
В психолого-педагогических
исследованиях различают «
- понимание ребенком обращенной к нему речи и реагирование на нее соответствующим образом;
- умение
связно, свободно и понятно излагать
свои мысли, сохраняя
- овладение
определенным словарным
- сформированность звуковой стороны речи.
Специальная речевая готовность предполагает готовность к обучению грамоте (чтению и письму).
Основными направлениями работы при речевой подготовке дошкольников должны быть:
1. Общая речевая подготовка:
- содержательность и связность диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества, накопление и обогащение словаря;
- совершенствование
грамматической правильности
- развитие
способностей к речевой
2. Специальная речевая подготовка:
- развитие
элементарного осознания
- развитие
умения ориентироваться в
- подготовка к обучению чтению и письму.
Речевая готовность
к обучению в школе предполагает
сформированную общую и специальную
речевую готовность, однако не равно
их соотношение, так как необходимо
учитывать новый вид
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в этих параметрах ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
1.2
Развитие речи ребенка как
компонент в структуре
Речь не является
врожденной способностью человека, она
формируется постепенно, вместе с
развитием ребенка и под
Для нормального формирования речи необходима определенная зрелость коры головного мозга и органов чувств ребенка, большое значение имеет психофизическое здоровье ребенка.
Речь начинает
развиваться практически с
Самым первым речевым проявлением является крик. Обычно период младенческих криков длится от рождения до 2 месяцев. На 2-3 месяце крик начинает качественно меняться и у ребенка появляется гуление и смех. Гуление - важный этап довербального развития речи. В это время наряду с подготовкой речевого аппарата к произношению звуков, осуществляется процесс развития понимания речи, когда малыш учится управлять интонацией.
Следующая стадия развития характеризуется появлением лепета, и длится примерно от 5 до 9 месяцев. К 9-10 месяцам, кроме отдельных звуков и звукосочетаний, у ребенка появляются первые лепетные слова. К концу первого года или вначале второго ребенок обычно произносит свое первое настоящее слово, осознанно начиная пользоваться речью.
Информация о работе Подготовка детей к школе с нарушениями речи