Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств у детей дошкольного возраста ………...………….………………………......…...6
1.1 Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6
1.2 Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста …………………………………………………....14
2. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….…..…20
2.1 Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….20
2.2 Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений……………24

Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..34
Приложение

Файлы: 1 файл

готов.курсовая.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Дети начинают, прекращают или изменяют движения в  соответствии с правилами игры, которые  обычно тесно связаны с сюжетом  и определяют поведение и взаимоотношения  играющих. В некоторых сюжетных играх  действия играющих определяются текстом ("У медведя во бору", "Гуси", "Зайцы и волк" и др.).

Одной из особенностей подвижных игр с сюжетами является возможность воздействия на детей через образы, роли, которые они выполняют, через правила, подчинение которым обязательно для всех.

Сюжетные подвижные  игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть различным (от 5 до 25), и это позволяет широко использовать игры в разных условиях и с разными целями.

В сюжетных играх  обычно основная масса детей изображает, например, птичек, зайчиков, а один ребенок  или воспитатель становится исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Действия детей тесно взаимосвязаны. Так, активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает и остальных  участников игры - зайцев - двигаться  быстрее, энергичнее. Это и составляет игровые действия детей. Однако каждый ребенок, играя, проявляет самостоятельность, инициативу, быстроту и ловкость в  меру своих возможностей.

Поскольку в  играх этой группы действует, подчиняясь правилам, коллектив детей, это во многом определяет их поведение и  взаимоотношения. Малыши приучаются к  согласованным коллективным действиям  в определенных условиях, учатся изменять способ и характер движений по сигналам и в соответствии с правилами. Например: дети, изображающие поезд, передвигаясь друг за другом, стараются не наталкиваться  на идущего впереди: автомобиль тормозит и останавливается на красный  свет (взмах красного флажка); самолеты приземляются по словесному сигналу  воспитателя; птички быстро улетают  в свои гнездышки, как только пойдет дождик, и т. п.

Сюжетные подвижные  игры имеют широкое применение во всех возрастных группах детского сада. Однако в младшем дошкольном возрасте особенно популярны.

Игры проводятся под непосредственным руководством взрослого, что создает благоприятные  условия для педагогического  воздействия на детей.

В сюжетных играх  дети очень непосредственны, перевоплощаясь в персонажей игры, увлекаясь ею, они многократно повторяют такие движения, как ходьба, бег, прыжки (подпрыгивания на месте и с продвижением вперед, спрыгивания с невысоких предметов, перепрыгивания через шнур, линию, маленький кубик), ползание, подлезания. Эти виды движений чаще всего входят в содержание игр малышей, на них основаны игровые действия, необходимые для решения игровых задач.

Меньшие возможности  в сюжетных подвижных играх имеются  для упражнения детей младшего дошкольного  возраста в таких движениях, как  бросание и ловля мяча, прокатывание мячей, шаров в определенном направлении  и в цель, лазанье по гимнастическим лестницам. Младшие дошкольники  еще слабо владеют этими движениями, поэтому игровые ситуации не только не создают выгодные условия для  их выполнения, а, наоборот, еще больше затрудняют детей. Следовательно, обучение малышей этим движениям наиболее целесообразно проводить в форме  упражнений.

Построение  игр для малышей имеет свои особенности. Так, выполнение более  сложных движений в них должно происходить в спокойной обстановке, когда внимание детей не отвлекают  никакие дополнительные сигналы. Тогда  малыши действуют спокойно и могут  выполнить движение без излишней торопливости, например: зайцы скачут на лужайке, когда волка нет; мышки  бегают легко, пока кот спит. Подача сигнала к смене действий, появление  ловящего являются сильными раздражителями, отвлекающими внимание детей от качества выполнения движений. В этом случае от детей и не следует требовать  точного воспроизведения движения изображаемого ими персонажа.

В наиболее выгодных для выполнения движений условиях, складывающихся в процессе игры, можно  привлечь внимание ребенка к правильному  их выполнению путем показа, пояснения, использования образов, которым  дети подражают, и предъявить уже  определенные требования к их воспроизведению. В других условиях дети просто убегают  и на точность движений в таких случаях мало обращают внимания.

В сюжетных играх  для малышей есть и ответственные  роли. Чаще всего их выполняет воспитатель.

Бессюжетные игры. Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают, все остальные компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей (ловишек, салок), взаимосвязанные игровые действия всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего беге в сочетании с ловлей и прятанием и т. п. Такие игры доступны и младшим и старшим дошкольникам.

Однако следует  учесть, что бессюжетные игры требуют  от детей большей самостоятельности, быстроты и ловкости движений, ориентировки в пространстве, чем сюжетные. Это  объясняется тем, что игровые  действия в них связаны не с  разыгрыванием сюжета, где возможно сочетание разных движений и их чередование, а с выполнением конкретного  двигательного задания. Условия  выполнения такого задания определяются правилами.

Поскольку правила  требуют от участников довольно быстрых  и ловких действий, наибольшее распространение  бессюжетные игры имеют в среднем  и старшем дошкольном возрасте, с  малышами могут быть проведены лишь самые элементарные формы игр  этого вида.

В основе таких  игр лежит выполнение определенных двигательных заданий в соответствии с простейшими правилами.

Первыми бессюжетными играми для детей 2-3 лет являются такие игры, как "Догоните меня", "Догоню". В них предлагается детям задание двигаться в  одном направлении за воспитателем или от него в заранее намеченное место - "домик", где педагог  не должен их ловить. Каждый ребенок, выполняя задание самостоятельно, в то же время действует совместно с  другими детьми. Постепенно игры усложняются. Как только малыши научатся ходить, бегать подгруппами и всей группой  в одну сторону, воспитатель во время игры может менять направление, способствуя формированию навыков движений, умению ориентироваться в пространстве. При этом детей приучают выполнять элементарное правило - двигаться, не наталкиваясь друг на друга.

Затем вводятся игры, в которых есть более сложные  задания на внимание, на ориентировку в пространстве. Так, например, дети должны двигаться туда, где расположен флажок, соответствующий цвету флажка в руках у ребенка, или туда, где звенит колокольчик ("Найди свой цвет", "Где звенит колокольчик?"). Такие игры требуют от детей знания основных цветов, определения на слух места, откуда раздается звук, и в соответствии с этим умения регулировать свои действия.

В таких играх, как "Береги предмет", "Не опоздай", к детям предъявляются требования: выполнить действия как можно  быстрее, найти свое место, сохранить  свой предмет (кубик, колечко, погремушку). В этих простейших играх уже имеет  место задание, заставляющее ребенка  проявлять быстроту и ловкость.

В бессюжетных  играх (кегли, кольцеброс, "Школа  мяча") дети выполняют более сложные  движения: метание, прокатывание в цель, бросание и ловля. Дети младшего дошкольного  возраста такими движениями владеют  слабо, поэтому их вначале широко используют в игровых упражнениях, например: "Прокати мяч", "Попади в воротца", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих движениях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячами, шарами, кольцами), у них развивается глазомер, координация  движений, ловкость. Участвуя в таких  играх, малыши приобретают много  полезных навыков.

Несмотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с малышами не так широко, как сюжетные, дети участвуют в  них с большим удовольствием. Это объясняется тем, что в  таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнить те или иные задания, сам выполняет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.

Игровые упражнения. Подвижные игры и упражнения взаимосвязаны, однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения игра и упражнение не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный). Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания, суть которых заключается в выполнении конкретных заданий ("Доползи до погремушки", "Попади в воротца" и др.)

В физическом воспитании дошкольников важно обеспечить понимание задания, правильное воспроизведение  движений. Особенности физического  и психического развития младших  дошкольников заставляют широко использовать с этой целью приемы обучения, основанные на имитации, образности, сюжетности заданий.

По существу в игровых упражнениях отсутствуют  игровые действия группы детей, каждый ребенок действует по отдельному указанию педагога, и выполнение двигательных заданий зависит лишь от его личных возможностей.

Многие упражнения имеют сюжетный характер, т. е. в них  вносится элемент игры (например, "По мостику", "Через ручеек"). Это  делает их более интересными для  детей, позволяет привлечь внимание малышей к предлагаемым им двигательным заданиям и способствует более старательному  и точному их выполнению.

Во время  таких упражнений у воспитателя  есть возможность проследить за каждым ребенком и, если у кого-то упражнение не получилось, предложить проделать  его повторно. Следовательно, в игровых  упражнениях в отличие от подвижных игр более определенно выступают задачи прямого обучения. В этом их особая ценность при развитии движений у детей.

Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и особенно при проведении индивидуальной работы по развитию движений вне занятий как с отдельными детьми, так и с небольшими группами.

Игры забавы. В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Не будучи особенно важными для физического развития, они, однако, часто проводятся на вечерах досуга, на физкультурных праздниках. Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования (пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнить движение с завязанными глазами: ударить по мячу ногой, "напоить лошадку" и т. п.). Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели), основная масса детей является зрителями. Игры-забавы на вечерах досуга и праздниках - веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющее им радость, но в то же время требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

          В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что игра — наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

          Выдающийся исследователь в области советской психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходят в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.

          Уже в младшем детстве ребенок имеет наибольшую возможность именно в игре, а не в какой-либо другой деятельности, быть самостоятельным, по своему усмотрению общаться со сверстниками, выбирать игрушки и использовать разные предметы, преодолевать те или иные трудности, логически связанные с сюжетом игры, ее правилами.

          Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано, что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

          Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

          Во время игр у малышей формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков. 

Список литературы

 

  1. Вавилова Р.И.Сборник инструктивно-методических материалов по физической культуре. - М.: Просвещение, 2003.
  2. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К.: Рад. шк., 2003.
  3. Дегтярев И.П. Физическое развитие. Киев, 2005
  4. Дергунов Н.И. Учебное издание. г.Новосибирск, 2009.
  5. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М.: АСТ, Аквариум, 2002.
  6. Инновационные направления развития системы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. - 2010.
  7. Клевенко В.М. Быстрота как развитие физических качеств. - Москва 2008.
  8. Концепция физического воспитания детей и подростков // Физическая культура: Научно-методический журнал. – 2004.
  9. Кузнецов В.В. Проблемы скоростно-силовой подготовки.
  10. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2002.
  11. Лаптев А. Управление физическим развитием. – Москва, 2003.
  12. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - Москва 2007.
  13. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. — М.: Педагогика, 2003.
  14. Никифоров Ю.Б. Эффективность физических упражнений. Москва - 2007.
  15. Оленчук П.Т. Здоровье дарит спорт. –Николаев: 2003.
  16. Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5 - 6 лет: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003.
  17. Репников П.Н. О выносливости. Информационно методический бюллетень. - 2001.
  18. Рипа М.Д. Физическая культура и спорт в общеобразовательной школе.-М.: 2003.
  19. Романенко М.И. Физкультура. – Киев, 2008г.
  20. Русаков В.Я. Методы совершенствования физической подготовки. – Москва, 2007.
  21. Стрельников В.А. Воспитание выносливости. - Улан – Удэ, 2010.
  22. Татьян В.В. Экспериментальное обоснование рациональных вариантов сочетания средств скоростно – силовой подготовки начинающих спортсменов. - Москва, 2004.
  23. Физическое воспитание детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя дет. сада / Сост. Ю. Ф. Луури. - М.: Просвещение, 2002.
  24. Филимонов В.И. Общие основы силовой и функциональной физической подготовки. - Грозный 2001.
  25. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. Москва , 2006.
  26. Филиппов С.С. Спортивная тренировка как объект информационного обеспечения. – 2005.
  27. Фомин Н.А., Фолин В.Е. Возрастные основы физического воспитания - М. : Физиология и спорт.-2008.
  28. Хусаинов З.М. Методика скоростно-силовой физической подготовки. – 2001.
  29. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 2003.
  30. Циргаладзе И.В. Олимпийские чемпионы сегодня. – Москва, 2004.
  31. Ширяев А.Г. Физкультура как она есть. – Москва, 2010.
  32. Шустин Б.М. Современная система физической подготовки. – Москва, 2005.
  33. Щебеко В.Н., Ермак Н.Н., Шишкина В.А. Физическое воспитание дошкольников. Практикум. – М.: Академия.- 1999.

Информация о работе Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста