Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Игра является одним из важнейших средств физического воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует физическому, умственному, нравственному и эстетическому развитию ребенка. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну. С помощью подвижных игр обеспечивается всестороннее физическое развитие ребенка.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретическое обоснование проблемы развития физических качеств у детей дошкольного возраста ………...………….………………………......…...6
1.1 Характеристика физических качеств детей дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6
1.2 Возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольного возраста …………………………………………………....14
2. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на формирование основных движений у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………….…..…20
2.1 Роль подвижных игр в развитии основных движений у детей младшего дошкольного возраста……………………………………………….20
2.2 Методика проведения подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста в процессе развития основных движений……………24

Заключение………………………………………………………………………32
Список использованной литературы…………………………………………..34
Приложение

Файлы: 1 файл

готов.курсовая.docx

— 60.95 Кб (Скачать файл)

Быстрота – способность человека выполнять движения в наикратчайшее время.

Высокая пластичность нервных процессов, сравнительная легкость образования  и перестройки условнорефлекторных  связей у детей создают благоприятные  условия для развития у них  быстроты.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением (ходьба, бег с постепенно нарастающей  скоростью), на скорость (добежать до финиша как можно быстрее), с изменением темпа (медленный, средний, быстрый  и очень быстрый), а также в  подвижных играх, когда дети вынуждены  выполнять упражнения с наивысшей  скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые  упражнения: прыжки, метание (толчок при  прыжке в длину и в высоту с  разбега, бросок при метании совершается  с большой скоростью). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при  этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

Глазомер – способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений: при ходьбе дети должны уметь правильно ставить  ногу, соблюдать направление; в прыжках  – точно попадать ногой на доску, чтобы оттолкнувшись, совершить  полет в нужном направлении, а  затем приземлиться в определенном месте; при построениях в колонну  по одному нужно на глаз измерить расстояние до впереди стоящего ребенка; в метании  на дальность и особенно в цель – расстояние до цели и т.д. Важно  при выполнении упражнений учить  детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами.

Гибкость – способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Гибкость зависит от состояния  позвоночника, суставов, связок, а также  эластичности мышц. Гибкость развивается  при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя  упражнениями на растягивание, которые  могут привести к необратимым  деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Упражнения на гибкость целесообразно  сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полунаклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем – глубокое приседание.

Равновесие – способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли (пола) площади опоры.

Это качество необходимо человеку, чтобы  передвигаться в помещении и  на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с  обязанностями, необходимыми при разных работах (верхолаз и др.).

Равновесие зависит от состояния  вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У  дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять  равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести  тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие развивается в большей  степени в упражнениях, выполняемых  на уменьшенной и приподнятой  площади опоры (катание на коньках, велосипеде, ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих  значительных усилий, чтобы сохранить  устойчивое положение тела (метание  на дальность, прыжок в длину с  места и с разбега и др.).

Сила – степень напряжения мышц при их сокращении.

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию  упражнений, включающих поднятие собственной  массы (прыжки), преодоление сопротивления  партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям.

Учитывая анатомно-физиологические  особенности дошкольников, не следует  стремиться к максимальным результатам  и превышать нормы для прыжков в длину, в высоту, так как это может отрицательно повлиять на развитие костной системы, а также внутренних органов. Не рекомендуются упражнения, вызывающие задержку дыхания и большое напряжение организма.

Интенсивность выполняемых упражнений, масса предметов (мешочков с песком и др.), дозировку физической нагрузки следует повышать постепенно.

Выносливость – способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

Развитие выносливости требует  большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и  дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять  разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, плавание и др. Полезны  также подвижные игры, которые  вызывают положительные эмоции и  снижают ощущение усталости. Рекомендуются  и прогулки (пешие, на лыжах), во время  которых упражнения чередуются с  отдыхом.

Дозировка упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются  и это также способствует развитию выносливости.

Важнейшим фактором, от которого в  решающей мере зависят успешность обучения новым двигательным действиям и  совершенствование ранее разученных упражнений, является координация. Под  координационными качествами понимается способность быстро согласовывать  отдельные двигательные действия в  меняющихся условиях, выполнять движения точно и рационально.

Таким образом, детям дошкольного  возраста нужно сообщать доступные  знания, связанные с физическим воспитанием. Дети должны знать о пользе занятий, о значении физических упражнений и  других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими  упражнениями дети закрепляют также  знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям  более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять  их не только в детском саду, но и  дома. Объем знаний с возрастом  детей расширяется.

 

 

 

 

1.2 Возрастные  анатомо-физиологические особенности  развития детей дошкольного возраста

 

Известно, что ребенок развивается  в результате непосредственного  влияния на него взрослых, в процессе самостоятельной деятельности, а  также под влиянием информации, поступающей  из окружающей среды. Дети много играют с игрушками, двигаются и вместе с тем с интересом наблюдают  за окружающим, рассматривают картинки, по разнообразным поводам обращаются к родителям, с удовольствием  выполняют их поручения.

Дошкольный возраст с 3 до 6 лет  является прямым продолжением раннего  возраста в плане общей сензитивности, осуществляемой неудержимостью онтогенетического  потенциала к развитию. В этот период у ребенка продолжают развиваться  и совершенствоваться все двигательные навыки, однако его общение с окружающим миром пока еще ограниченно. Постепенно дети приобретают самостоятельность, их организм крепнет, движения становятся более четкими, уверенными, быстрыми. Обогащению жизненного практического опыта способствует совершенствование действий с различными предметами домашнего обихода и игрушками. Действия становятся более точными, осмысленными, целенаправленными.

Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у  дошкольников мышления, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке  основных гигиенических навыков. В  дошкольном возрасте, как и в раннем детстве, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребенка. В этом периоде игра становится ведущим  видом деятельности, но не потому, что  ребенок, как правило, большую часть  времени проводит в развлекающих играх, - игра вызывает качественные изменения  в психике ребенка. Игра дошкольника  значительно усложняется: в ней  приобретается жизненный опыт, все  отчетливее прослеживается определенный замысел, проявляется и развивается  творческое воображение. С каждым годом  в умственном развитии детей все  большую роль начинают играть словесные  пояснения и задания взрослого.

Одними из важнейших средств  воспитания здорового ребенка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь  физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон. Каждому, даже вполне здоровому ребенку желательно 2-3 раза в год проходить медицинский  осмотр. При этом рекомендуется записывать показатели роста, веса и окружности грудной клетки ребенка, что позволит следить за его правильным развитием.

Условно приняты следующие периоды  детства:

Период новорожденности - первые 3-4 недели жизни. Ребенок приспосабливается  к новым условиям (у него возникает  легочное дыхание, начинает функционировать  пищеварительный тракт, устанавливается  теплорегуляция); его нервная система  еще незрелая - из-за несовершенства коры головного мозга, выражены только безусловные рефлексы.

Грудной период - первый год жизни. Начинают совершенствоваться функции  центральной нервной системы; вырабатываются условные рефлексы; формируются движения; быстро увеличиваются вес и рост.

Преддошкольный период - от 1 года до 3 лет. Рост несколько замедляется, двигательные навыки совершенствуются; формируется  речь; ребенок приобретает некоторые  гигиенические навыки.

Дошкольный период - от 3 до 7 лет. Так  же, как и преддошкольный, он характеризуется  некоторым замедлением роста. Ребенок  теряет избыточную округлость, у него крепнет мускулатура, сильно развивается  скелет. К концу дошкольного периода  начинается смена молочных зубов. Ребенок  переходит на режим питания взрослых, становится более устойчивым к заболеваниям.

Развитие детей от 3 до 6 лет. В  дошкольный период как бы закладывается  фундамент здоровья и полноценного физического развития.

Для детей дошкольного возраста характерны недостаточная устойчивость тела и ограниченные двигательные возможности. У них быстро развивается нервная  система, растет скелет, укрепляется  мышечная система и совершенствуются движения. Внимание становится более  устойчивым, дети приобретают элементарные трудовые навыки. Детям 3-4 лет свойственны  общая статическая неустойчивость тела и ограниченные динамические возможности. У детей этого возраста сравнительно большое развитие верхней части  тела и мускулатуры плечевого  пояса и мышц-сгибателей. Дошкольники 3-4 лет обладают высокой двигательной активностью при недостаточной  согласованности движений, в которых  участвуют крупные группы мышц. В  этом периоде отмечается повышенная утомляемость при длительном сохранении одной и той же позы и выполнении однотипных движений.

Структура легочной ткани до 7 лет  еще не достигает полного развития; носовые ходы, трахея и бронхи сравнительно узки, что несколько затрудняет поступление  воздуха в легкие; ребра незначительно  наклонены, диафрагма расположена  высоко, в связи с чем амплитуда  дыхательных движений невелика. Ребенок  дышит поверхностно и значительно  чаще, чем взрослый: у детей 3-4 лет  частота дыхания - 30 в минуту, 5-6 лет - 25 в минуту; у взрослых -16-18. Неглубокое дыхание у детей ведет к  сравнительно плохой вентиляции легких и к некоторому застою воздуха, а  растущий организм требует повышенной доставки кислорода к тканям. Именно поэтому особенно важны физические упражнения на свежем воздухе, активизирующие процессы газообмена. Жизненная емкость  легких (ЖЕЛ) у детей 3-4 лет составляет 400- 500 см3, 5-6 лет -800-900 см3.

Деятельность сердечно-сосудистой системы у дошкольников хорошо приспособлена  к требованиям растущего организма, а повышенная потребность тканей в снабжении кровью удовлетворяется  легко. Ведь сосуды у детей шире, чем у взрослых, и кровь по ним  течет свободнее. Количество крови  у ребенка относительно больше, чем  у взрослого, но путь, который она  должна проходить по сосудам, короче, а скорость кровообращения больше. Так, например, если пульс у взрослого  равен 70-74 ударам в минуту, то у дошкольников в среднем 90-100 ударам. Нервная регуляция  сердца несовершенна, поэтому оно  быстро возбуждается, ритмичность его  сокращений легко нарушается, и сердечная  мышца при физической нагрузке довольно быстро утомляется. Однако при смене  деятельности сердце ребенка быстро успокаивается и восстанавливает  свои силы. Вот почему во время занятий  с детьми физические упражнения нужно  разнообразить: чередовать подвижные  игры с играми малой двигательной активности и часто давать ребенку  кратковременный отдых.

Информация о работе Подвижные игры как средство формирования основных движений у детей младшего дошкольного возраста