Подвижные игры как средство увеличения быстроты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- проанализировать особенности психофизического развития детей 6-7 лет;
- определить значение развития ловкости и быстроты в психофизическом развитии детей 6-7 лет;
- подобрать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет
1.1 Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет
1.2 Значение развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
1.3 Быстрота как психофизическое качество, ее характеристика
1.4 Ловкость как психофизическое качество, ее характеристика
1.5 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость
Глава 2. Развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр
2.1 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр
2.2 Значение, характеристика подвижных игр
2.3 Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
2.4 Методика организации и проведения подвижной игры
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 58.12 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

Глава 1. Методика развития психофизических  качеств детей 6-7 лет

1.1 Психофизические особенности  развития ребенка 6-7 лет

1.2 Значение развития быстроты  и ловкости у детей 6-7 лет

1.3 Быстрота как психофизическое  качество, ее характеристика

1.4 Ловкость как психофизическое  качество, ее характеристика

1.5 Требования к физическим  упражнениям, развивающим быстроту  и ловкость

Глава 2. Развитие быстроты и  ловкости у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр

2.1 Задачи, решаемые при  проведении подвижных игр

2.2 Значение, характеристика  подвижных игр

2.3 Подвижная игра как  средство развития психофизических  качеств

2.4 Методика организации  и проведения подвижной игры

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Нормально развивающийся  ребенок с рождения стремится  к движениям. Огромную потребность  в движении дети обычно стремятся  удовлетворить в играх. Играть для  них - это, прежде всего, двигаться, действовать.

Анализ показателей здоровья, физического и двигательного  развития детей старшего дошкольного  возраста в последние годы свидетельствует  о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, НА.Ноткиной, М.А.Правдова, Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает  выявление источников пополнения и  обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.

Подвижные игры, построенные  на движениях, требующих большой  затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в  организме. Они оказывают укрепляющее  действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил  организмов, способствует улучшению  питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.

Во время подвижных  игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они  приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.

В то же время целый ряд  проблем, связанных с физическим воспитанием дошкольников и их развитием, еще не нашли своего полного разрешения. К ним мы относим, в частности, использование большего количества разнообразных подвижных игр  в системе физического воспитания дошкольников.

 Объект исследования: подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

 Предмет исследования: быстрота и ловкость детей  старшего дошкольного возраста.

 Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.

 Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.

 Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:

- проанализировать особенности  психофизического развития детей  6-7 лет;

- определить значение  развития ловкости и быстроты  в психофизическом развитии детей  6-7 лет;

- подобрать комплекс подвижных  игр для развития быстроты  и ловкости у детей 6-7 лет.

 Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.

Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных  психологов и педагогов по проблемам  детской игры.

Практическая значимость состоит в возможности использования  предложенных подвижных игр для  занятий физической культурой с  детьми 6-7 лет в дошкольных образовательных  учреждениях.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Методика развития психофизических  качеств детей 6-7 лет

1.1 Психофизические особенности  развития ребенка 6-7 лет

В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и  перестройка в работе всех физиологических  систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается  очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.

На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются  все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения  высшей нервной деятельности. По своим  характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени  приближается к показателям мозга  взрослого человека. Организм ребенка  в этот период свидетельствует о  готовности к переходу на более высокую  ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и  физические нагрузки.

После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении  со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются  интенсивность и широта круга  общения.

Проявления в психическом  развитии [21; С.91]:

- хочет заниматься интересными  делами, умеет сам их находить;

- стремится к контактам,  проявляет доброжелательность в  общении с взрослыми и сверстниками, адекватность в поведении, эмоциональную  отзывчивость;

- стремится к освоению  нового (информации, игр, способов  действия с различными предметами).

Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный  аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы  очень подвижны, связочный аппарат  легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается  формирование физиологических изгибов  позвоночника. Скелетная мускулатура  ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка б  лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей [16; C.19].

К 6-7 годам хорошо развиты  круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое  значение для удержания правильного  положения позвоночного столба, развиты  слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается  сила мышц-разгибателей туловища, бедра  и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).

Уровень развития костно-мышечной системы и двигательного анализатора  у детей 6-8 лет дает им возможность, кроме естественных движений (ходьба, бег, прыжки), имеющих место в повседневной двигательной активности, воспроизводить ряд сложных двигательных действий. Качество выполнения этих движений позволяет  сделать заключение об определенной моторной зрелости детей 6-7 лет.

Особенности физического  развития детей младшего школьного  возраста обусловлены также значительным увеличением тотальных размеров и изменением пропорций тела, за год длина тела увеличивается  в среднем на 4-6 см, масса - на 2-2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. При этом к 7 годам длина ног  увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза, по сравнению с величиной этих показателей у новорожденного [16: С.20].

Старшие дошкольники отличаются высокой двигательной активностью, обладают достаточным запасом двигательных умений и навыков; им лучше удаются  движения, требующие скорости и гибкости, а их сила и выносливость пока еще  невелики. У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества) [15; С.16]:

- сохраняет статическое  равновесие (от 15 секунд), стоя на  линии (пятка одной ноги примыкает  к носку другой ноги);

- подбрасывает и ловит  мяч двумя руками (от 10 раз);

- прыгает в длину с  места, приземляясь на обе ноги  и не теряя равновесия;

- бегает свободно, быстро  и с удовольствием, пробегает  со старта дистанцию 30 м; ловко  обегает встречающиеся предметы, не задевая их;

- бросает теннисный мяч  или любой маленький мячик,  шишку, снежок и др. удобной  рукой на 5-8 м;

- хорошо владеет своим  телом, сохраняет правильную осанку.

Двигательная активность оказывает влияние и на формирование психофизиологического статуса  ребенка. Существует прямая зависимость  между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка, двигательная активность стимулирует  перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенной иммунной устойчивостью, низкой заболеваемостью простудными заболеваниями.

В старшем дошкольном возрасте на фоне общего физического развития улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов, накапливается  резерв здоровья: снижается частота  заболеваний, они протекают сравнительно легко, чаще всего без осложнений. Однако дети все еще быстро устают, «истощаются» и при перегрузках  возникает охранительное торможение. Поэтому одним из основных условий  эффективности физического воспитания детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) является учет их возрастных особенностей.

1.2 Значение развития быстроты  и ловкости у детей 6-7 лет

Воспитание психофизических  качеств - необходимое условие полноценного физического развития дошкольников. Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать - нужно обладать соответствующими двигательными качествами, которые  необходимо развивать. Изучением того, что представляют собой двигательные качества - занимались такие исследователи  как Е.Н.Вавилова, Н.А.Ноткина, Л.В.Волков, В.М.Зациорский, Э.С.Вильчковский, М.Ю.Кистяковская и другие.

Объем двигательных навыков  и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дается в «Программе воспитания в  детском саду», и он может быть расширен при наличии соответствующих  условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.

Основными двигательными  качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость.

Увеличение на 6-7-м году жизни подвижности, силы и уравновешенности процессов возбуждения и торможения ЦНС, а также функциональная зрелость мышечной системы обеспечивает значительное повышение уровня развития быстроты двигательных действий. Скрытый период двигательной реакции с возрастом  укорачивается, время реакции руки меньше, чем время реакции ноги. В данном возрасте упражняемость детей в разнообразных бытовых, игровых движениях оказывает тренирующее воздействие на данные группы мышц и двигательные центры коры головного мозга.

Наряду с быстротой  в старшем дошкольном возрасте активно  развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в  старшем дошкольном возрасте детям  не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому  результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют  задания, которые дают возможность  комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного  мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).

Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что  время деятельности, в течение  которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. Как показывают наблюдения, дети 6 лет  в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха, при этом отсутствуют  внешне выраженные признаки утомления [17; С.42]

Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно.

Умение произвольно координировать свои движения совершенствуется на протяжении всего дошкольного возраста. Особенно большие сдвиги в управлении движениями наблюдаются у детей 6-7-го года жизни. Способность точно и четко  выполнять разнообразные движения в старшем дошкольном возрасте повышается, что обусловлено зрелостью нервной  системы, увеличением роли кинестетического контроля с возрастом.

Изучение структуры двигательных качеств показало, что в дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном  развитии силы и выносливости. При  выполнении любого упражнения в той  или иной степени проявляются  все двигательные качества, но преимущественное значение приобретает какое-нибудь одно из них. Например, при беге на короткие дистанции - быстрота, при беге на длинную  дистанцию - выносливость, а при прыжках  в длину и в высоту с разбега - сила в сочетании с быстротой. С развитием быстроты, ловкости, силы увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания.

Информация о работе Подвижные игры как средство увеличения быстроты