Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 17:47, курсовая работа
Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- проанализировать особенности психофизического развития детей 6-7 лет;
- определить значение развития ловкости и быстроты в психофизическом развитии детей 6-7 лет;
- подобрать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Введение
Глава 1. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет
1.1 Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет
1.2 Значение развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
1.3 Быстрота как психофизическое качество, ее характеристика
1.4 Ловкость как психофизическое качество, ее характеристика
1.5 Требования к физическим упражнениям, развивающим быстроту и ловкость
Глава 2. Развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр
2.1 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр
2.2 Значение, характеристика подвижных игр
2.3 Подвижная игра как средство развития психофизических качеств
2.4 Методика организации и проведения подвижной игры
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Содержание
Введение
Глава 1. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет
1.1 Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет
1.2 Значение развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
1.3 Быстрота как психофизическое качество, ее характеристика
1.4 Ловкость как психофизическое качество, ее характеристика
1.5 Требования к физическим
упражнениям, развивающим
Глава 2. Развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет на основе использования подвижных игр
2.1 Задачи, решаемые при проведении подвижных игр
2.2 Значение, характеристика подвижных игр
2.3 Подвижная игра как
средство развития
2.4 Методика организации и проведения подвижной игры
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них - это, прежде всего, двигаться, действовать.
Анализ показателей здоровья, физического и двигательного развития детей старшего дошкольного возраста в последние годы свидетельствует о тревожных тенденциях. По данным Е.Н.Вавиловой, НА.Ноткиной, М.А.Правдова, Ю.К.Чернышенко, В.И.Усакова от 30% до 40% детей старшего дошкольного возраста имеют низкий уровень двигательного развития. Причины этого кроются в современном образе жизни. [9; С.6] Психологи, педагоги, медики отмечают общую тенденцию для детских учреждений - снижение двигательной активности детей (Ю.Ф.Змановский, М.А.Рунова, СБ.Шарманова, А.И.Федоров), а для ребенка-дошкольника потеря в движениях - это потеря в здоровье, развитии, знаниях. Не случайно в программе воспитания и обучения детей в дошкольных учреждениях вопрос здоровья стоит на первом месте. Если учесть, что двигательная активность является еще и условием, стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидным актуальность данного вопроса.
В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает выявление источников пополнения и обогащения средств двигательного развития ребенка. По утверждению отечественных педагогов Е.Н.Водовозовой, П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, Е.А.Покровского, К.Д.Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания.
Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.), усиливают обмен веществ в организме. Они оказывают укрепляющее действие на нервную систему ребёнка, способствуют созданию бодрого настроения у детей. Активные движения повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, вызывая мобилизацию защитных сил организмов, способствует улучшению питания тканей, формированию скелета, правильной осанки и повышению иммунитета к заболеваниям.
Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, развиваются такие качества, как инициатива и самостоятельность, уверенность и настойчивость. Они приучаются согласовывать свои действия и даже соблюдать определенные правила.
В то же время целый ряд
проблем, связанных с физическим
воспитанием дошкольников и их развитием,
еще не нашли своего полного разрешения.
К ним мы относим, в частности,
использование большего количества
разнообразных подвижных игр
в системе физического
Объект исследования: подвижная игра как средство развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: быстрота и ловкость детей старшего дошкольного возраста.
Цель: исследовать влияние подвижных игр на развитие быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Гипотеза: активные занятия подвижными играми содействует процессу правильного физического развития ребенка.
Достижение цели осуществляется решением соответствующих задач:
- проанализировать особенности
психофизического развития
- определить значение
развития ловкости и быстроты
в психофизическом развитии
- подобрать комплекс подвижных игр для развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет.
Методы исследования: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент.
Теоретической и методологической основой явились исследования отечественных психологов и педагогов по проблемам детской игры.
Практическая значимость
состоит в возможности
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Глава 1. Методика развития психофизических качеств детей 6-7 лет
1.1 Психофизические особенности развития ребенка 6-7 лет
В старшем дошкольном возрасте (6-7 лет) отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечнососудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Организм дошкольника развивается очень интенсивно. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела.
На протяжении первых семи лет у него не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в этот период свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки.
После пяти лет резко возрастает потребность ребенка в общении со сверстниками. В игре и других видах совместной деятельности дети осуществляют обмен информацией, планирование, разделение и координацию функций. Постепенно складывается достаточно сплоченное детское общество. Существенно увеличиваются интенсивность и широта круга общения.
Проявления в психическом развитии [21; С.91]:
- хочет заниматься интересными делами, умеет сам их находить;
- стремится к контактам,
проявляет доброжелательность
- стремится к освоению
нового (информации, игр, способов
действия с различными
Развитие опорно-двигательной системы (скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура) у детей 6-7 лет еще далеко до завершения. Кости детей содержат значительное количество хрящевой ткани, суставы очень подвижны, связочный аппарат легко растягивается. В 6-8 лет заканчивается формирование физиологических изгибов позвоночника. Скелетная мускулатура ребенка 6-8 лет характеризуется слабым развитием сухожилий, фасций и связок. Так, брюшной пресс ребенка б лет как мышечно-фасциональный комплекс еще слабо развит и не в состоянии выдержать значительные напряжения, например, связанные с подъемом тяжестей [16; C.19].
К 6-7 годам хорошо развиты круглые мышцы живота, однако мелкие мышцы спины, имеющие большое значение для удержания правильного положения позвоночного столба, развиты слабее. К 6-7 годам заметно увеличивается сила мышц-разгибателей туловища, бедра и голени - это способствует развитию координированных двигательных актов (ходьба, бег, прыжки) и физических качеств (быстрота, сила, выносливость).
Уровень развития костно-мышечной
системы и двигательного
Особенности физического развития детей младшего школьного возраста обусловлены также значительным увеличением тотальных размеров и изменением пропорций тела, за год длина тела увеличивается в среднем на 4-6 см, масса - на 2-2,5 кг, окружность грудной клетки - на 2-3 см. При этом к 7 годам длина ног увеличивается более чем втрое, рук - в 2,5 раза, а туловища - в 2 раза, по сравнению с величиной этих показателей у новорожденного [16: С.20].
Старшие дошкольники отличаются
высокой двигательной активностью,
обладают достаточным запасом
- сохраняет статическое
равновесие (от 15 секунд), стоя на
линии (пятка одной ноги
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с
места, приземляясь на обе
- бегает свободно, быстро
и с удовольствием, пробегает
со старта дистанцию 30 м; ловко
обегает встречающиеся
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим
телом, сохраняет правильную
Двигательная активность
оказывает влияние и на формирование
психофизиологического статуса
ребенка. Существует прямая зависимость
между уровнем физической подготовленности
и психическим развитием
В старшем дошкольном возрасте
на фоне общего физического развития
улучшается подвижность, уравновешенность,
устойчивость нервных процессов, накапливается
резерв здоровья: снижается частота
заболеваний, они протекают сравнительно
легко, чаще всего без осложнений.
Однако дети все еще быстро устают,
«истощаются» и при перегрузках
возникает охранительное
1.2 Значение развития быстроты и ловкости у детей 6-7 лет
Воспитание психофизических
качеств - необходимое условие
Объем двигательных навыков и умений, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, дается в «Программе воспитания в детском саду», и он может быть расширен при наличии соответствующих условий в дошкольных учреждениях, подготовленности детей, квалификации воспитателей.
Основными двигательными качествами принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу, выносливость.
Увеличение на 6-7-м году
жизни подвижности, силы и уравновешенности
процессов возбуждения и
Наряду с быстротой в старшем дошкольном возрасте активно развивается мышечная сила. В то же время, следует отметить, что в старшем дошкольном возрасте детям не всегда удается мобилизовать мышечные усилия в нужный момент, поэтому результаты проявления чистого качества силы при выполнении движений сложны даже для детей этого возраста. Значительно успешнее дети выполняют задания, которые дают возможность комплексного проявления работы нескольких мышечных групп - например, бросок набивного мяча. В данном возрасте в основном используются упражнения требующие совместного проявления силы и быстроты движения (метания, прыжки).
Экспериментальные исследования развития выносливости у детей старшего дошкольного возраста показали, что время деятельности, в течение которого дети могут поддерживать заданную интенсивность, заметно возрастает. Как показывают наблюдения, дети 6 лет в среднем могут пробегать 3120 м без отдыха, при этом отсутствуют внешне выраженные признаки утомления [17; С.42]
Развитие силы и выносливости обеспечивает повышение уровня физической работоспособности. Как показывают исследования, режим двигательной активности влияет на данный показатель существенно.
Умение произвольно
Изучение структуры
Информация о работе Подвижные игры как средство увеличения быстроты