Поэтический образ природы как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:47, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования: Уровень речевого развития, по мнению Д. Б. Эльконина, оказывает влияние на общее интеллектуальное и личностное развитие дошкольника1. Что в свою очередь многие исследователи (Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина)2 связывают с трудностями в обучении. Поскольку в содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста, проблема обогащение словаря представляется крайне актуальной.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6
1.2 Методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10
Глава 2. Практическая работа по обогащению словаря старших дошкольников посредством поэтического образа природы……………………………….….…13
2.1 Поэтический образ природы и его влияние на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..13
Заключение………………………………………………….…………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20

Файлы: 1 файл

курсовая готовая новая.doc

— 93.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………………...…3

Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6

1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6

1.2 Методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10

Глава 2. Практическая работа по обогащению словаря старших дошкольников посредством поэтического образа природы……………………………….….…13

2.1 Поэтический образ природы и его влияние на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..13

Заключение………………………………………………….…………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

На каждом этапе исторического развития человечества люди, которые имели богатый словарный запас, ценились достаточно высоко, поскольку он является показателем высокого умственного развития. Бедный словарный запас мешает нормальному общению, и как следствие, развитию ребенка.

На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошкольного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словарный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Актуальность исследования: Уровень речевого развития, по мнению Д. Б. Эльконина, оказывает влияние на общее интеллектуальное и личностное развитие дошкольника1. Что в свою очередь многие исследователи (Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина)2 связывают с трудностями  в обучении. Поскольку в содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста, проблема обогащение словаря представляется крайне актуальной.

Для нашего исследования особый интерес представляют: обогащение словаря детей в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, с фольклором и поэзией и освоение содержания слова на уровне его значения, которое имеет у старших дошкольников свою специфику.

 

 


  1. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Академия, 2008. - 384 с.
  2. Струнина Е. М. Ушакова О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста.- М.: Владос, 2010.- 288 с.

Исследователи А.М. Бородич3, В.В.Гербова4, Е.Т.Логинова5 и др. отмечают, что в старшем дошкольном возрасте формируется ядро словаря. Характеризуя словарный состав детей дошкольного возраста, авторы показали, что по мере развития мышления детей и их речи лексика не только обогащается, но и систематизируется. Происходит как объединение слов в семантические поля, так и распределение лексики внутри семантического поля: выделяется ядро и периферия. Накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира, среди которых наибольший эмоциональный отклик вызывает знакомство с миром родной природы, с фольклором осуществляется с помощью различных методов и средств.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занимались многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, Е.Т. Логинова, В.В. Гербова, А.П. Иваненко, В.И. Яшина. Специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф.А. Сохин, О.С. Ушакова6, Е.М. Струнина.

Важным условием обогащения словаря старшего дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы педагогами.

 

 

 


3. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 2008. - 256 с.

4. Гербова В. В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей  в старшей группе детского  сада.- М.: Мозаика-Синтез, 2012.- 144 с.

5. Логинова Е. Т., Лопатина  Л. В. Знакомимся с окружающим миром.- М.: Дрофа, 2009.- 64 с.

6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. - М.: Изд-во Института Психотерапии, 2009. – 256 с.

Гипотеза: использование поэтических произведений в обучении, знакомство с природой способствует обогащению словаря старших дошкольников.

Объект исследования: процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: Поэтический образ природы, в качестве средства обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования: изучение влияния поэзии на процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью, объектом и предметом исследования сформулированы следующие задачи исследования:

1.Проанализировать психолого-педагогическую, методическую и лингвистическую литературу по теме исследования, применительно к старшему дошкольному возрасту.

2. Выявить особенности  словаря детей старшего дошкольного  возраста, его объем.

3. Провести практическую работу по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с поэзией природы.

Гипотеза: использование поэтического образа природы в обучении, знакомство с природой, фольклором и поэзией способствует обогащению словаря старших дошкольников.

Методы исследования:

- теоретический анализ  литературы по проблеме исследования;

- восприятие и анализ литературных произведений;

- наблюдение и сравнение;

- дидактические игры и упражнения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБОГАЩЕНИЯ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1 ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ КАК ЗАДАЧА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

В отечественной педагогической литературе работу по формированию словаря у дошкольников рассматривают как «целенаправленную педагогическую деятельность, которая обеспечивает эффективное освоение словарного состава родного языка».

Развитие словаря ребенка является длительным процессом. Необходимо количественно накопить словарный запас, освоить социально – закреплённые значения слов и сформировать умение применять их в определенных условиях общения7.

Относительно детского дошкольного учреждения, можно сказать, что словарная работа с ребенком-дошкольником предполагает, что его активный словарь будет планомерно расширяться за счёт незнакомых или трудных для него слов. Ребенок дошкольного возраста проходит период знакомства с окружающим миром и одновременно с ним расширяется его словарь. Поэтому достаточно важным моментом является воспитание правильного отношения к окружающей действительности.

 Содержание подобной словарной работы обусловлено тем, что именно в дошкольном возрасте происходит первоначальное формирование словарного запаса, который обозначает присваиваемые ребенку культуры – материальной, интеллектуальной, социально-нормативной.

 

 

 


7. Алексеева М.М. Яшина  В. И. Теория и методика развития  речи детей. - М.: Академия, 2013. – 448 с.

Л. С. Выготский изучал, как именно ребенком происходит усвоение значения слова. В своих исследованиях он установил, что данный процесс у детей, в процессе развития, переходит от случайных, несущественных признаков, к существенным. У ребенка, с течением времени происходит изменение полноты и правильности отражения им в своей речи фактов, признаков или связей, которые существуют в действительности8.

В методике развития речи рассматривается такой важный вопрос, как понятие о словаре активном и пассивном.

Активным словарем является набор слов, который ребенок и понимает и употребляет. Именно активный словарь отвечает за богатство и культуру речи.

Пассивным словарем называется набор слов, который ребенок только понимает, но в разговорной речи не употребляет. Объем пассивного словаря гораздо больше, нежели активного. В него входят даже такие слова, значение которых ребенок точно не знает, но догадывается по контексту. Многие слова из пассивного словаря всплывают в сознании ребенка только когда он их непосредственно слышит. 

Формирование словаря детей рассматривается в двух аспектах:

  1. Суть первого в том, что у ребенка существует предметная отнесенность слов и их понятийного содержания. Данный аспект находится в непосредственной связи с развитием познавательной деятельности детей. Первый аспект разрабатывали целый ряд авторов: Е.И. Тихеева, М.М. Конина, Л.А. Пеньевская, В.И. Логинова, В.В. Гербовая, А.П. Иваненко, В.И. Яшина9.

 

 


8. Выготский Л.С. Мышление  и речь. - М.: Астрель,2011. – 640 с.

9. Алексеева М.М. Яшина  В. И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2013. – 448 с.

  1. Суть второго аспекта в том, что слово является единицей лексической системы и связано с другими подобными единицами. Очень важным является знакомство ребенка с многозначными словами, процесс развития смысловой стороны речи. Необходимо научить ребенка использовать антонимы и синонимы точно по смыслу. Второй аспект разрабатывали: Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина и другие10.

Безусловно, два этих аспекта связаны между собой, поскольку смысловая сторона слова разрабатываться не может без усвоения ребенком понятийного содержания слова11.

Задачи, которая выполняет словарная работа в детском дошкольном учреждении, впервые были определены в отечественной методике развития речи через труды Е.И. Тихеевой, О.И. Соловьёвой, М.М. Кониной и в последующие годы уточнялись.

То, насколько ребенок овладеет словарем, будет оказывать сильное влияние на его умственное развитие. Это влияние обусловлено историческим опытом, который ребенок усваивает в онтогенезе, он является обобщенным и находит свое отражение в речевой форме, прежде всего, в значениях слов12.

Главными задачами усвоения словаря педагоги называют: накопление и уточнение представлений, формирование понятий, развитие содержательной стороны мышления. Так же следует отметить, что в процессе усвоения ребенком словаря развивается операционная сторона мышления.

 

 


10. Струнина Е. М. Ушакова  О. С. Методика развития речи детей  дошкольного возраста.- М.: Владос, 2010.- 288 с.

11. Алексеева М.М. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2013. – 448 с.

12. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам  о родной стране.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Данное развитие происходит благодаря тому, что овладение лексическим значением слова основывается на таких операциях, как анализ, синтез и обобщение.

Одним из важнейших факторов успешной подготовки к школьному обучению является своевременное развитие словаря. По наблюдениям педагогов, ученики у которых богатый словарный запас гораздо лучше справляются с арифметическими задачами, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, являются более активными в умственной работе на уроках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Работу по обогащению словаря старших дошкольников посредством знакомства с поэзией наиболее целесообразно проводить в процессе изучения природы.

Образовательная программа дошкольного обучения предусматривает усвоение детьми «словаря природоведения»: дети должны усвоить, как называются различные животные, растения, явления неживой природы.

По мнению К. Д. Ушинского, «родная природа является неоценимым мощнейшим средством развития речи и воспитания любви к Родине. Природа является могущественным фактором воспитания и развития человека. Даже самое безупречное воспитание без данного фактора всегда будет иметь вид сухого, одностороннего, отдающего неприятной искусственностью. Природа - это мир, познаваемый человеком с младенчества. Именно поэтому так важно научить ребенка видеть, слышать, чувствовать и воспринимать, насколько прекрасна наша Родина»13.

Н.Ф.Виноградова считает, что благодаря многообразию форм, красок и звуков, природа – это богатейший источник, который способствует развитию словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. Именно посредством наблюдения за природой ребенок учится правильно определять величину предмета, его форму, симметрию, цвета, их гармоничное сочетание и контраст цветов, или дисгармонию, определить оттенки цвета при разной степени освещённости в разные периоды дня, сезона и т.д14.

 

 


13. Ушинский К.Д. Избранные  труды.- М.: Дрофа, 2005. - 638 с.

14. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам  о родной стране.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Здесь следует отметить, что все вышесказанное возможно, только если в словаре ребенка существуют соответствующие названия предметов, объектов и явлений. Так же необходимым условием является сформированность соответствующих представлений. При этом ребёнку необходимо овладеть хорошей эстетической восприимчивостью и эстетическим отношением, а для этого их необходимо систематически развивать. Эстетическое отношение имеет составные части и, по сути, состоит из: эстетического восприятия формы, объектов, цвета, симметрии, ритма, композиции; эстетической оценки природы и её явлений; эстетического суждения ребёнка о природе, выделяющего качества объектов и явлений природы, которые требуют определённого лексического богатства15.

Информация о работе Поэтический образ природы как средство обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста