Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 18:47, курсовая работа
Актуальность исследования: Уровень речевого развития, по мнению Д. Б. Эльконина, оказывает влияние на общее интеллектуальное и личностное развитие дошкольника1. Что в свою очередь многие исследователи (Ю.С.Ляховская, Н.П.Савельева, А.П.Иваненко, Е.М. Струнина)2 связывают с трудностями в обучении. Поскольку в содержании программ для начальной школы акцентируется внимание на работе над словом: оно выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста, проблема обогащение словаря представляется крайне актуальной.
Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1. Теоретические основы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………….6
1.1 Формирование словаря как задача речевого развития дошкольного возраста………………………………………………………………………….....6
1.2 Методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………...10
Глава 2. Практическая работа по обогащению словаря старших дошкольников посредством поэтического образа природы……………………………….….…13
2.1 Поэтический образ природы и его влияние на обогащение словаря детей старшего дошкольного возраста………………………………………………..13
Заключение………………………………………………….…………………….18
Список использованной литературы…………………………………………...20
Дошкольник знакомится с окружающим миром, природой с помощью различных методов и средств. Посредством этого знакомства накапливается содержание его речи. Одним из важнейших методов является наблюдение (О.И.Соловьева, А. М.Бородич). Данные авторы отмечают, что наблюдение широко используется на экскурсиях на природу, при ознакомлении с каким-нибудь процессом (трудом взрослых, уходом за животными и т.п.)16.
Так же они доказывают, что процесс наблюдения в природе способствует обогащению словаря дошкольников, осуществляя эстетическое воспитание, способствующее обогащению чувств и эмоциональной сферы личности. Следует отметить, что большая роль в данном процессе принадлежит взрослому. Прививая детям чувство прекрасного, педагог должен стремиться, прежде всего, сформировать у них свое эмоциональное, эстетическое отношение к окружающей природе, своей малой родине, окружающему миру в целом, показать связь между объектами в различных обстоятельствах.
15. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране.- М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
16. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПОЭТИЧЕСКОГО ОБРАЗА ПРИРОДЫ
2.1 ПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ПРИРОДЫ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Работа проводилась в старшей группе д/с № 20 «Росинка» г. Назарово.
Данная работа была проведена с участием 20 детей старшего дошкольного возраста. Возраст детей 5-6 лет. Большинство детей из благополучной полной семьи. Средний возраст родителей 28-30 лет, наличие высшего и средне-специального образования.
Практическая работа охватывала учебную и внеучебную формы организации развития словаря детей в процессе ознакомления с поэзией природы.
Основной целью данной практической работы являлась разработка содержания и методики развития словаря дошкольников посредством ознакомления с поэзией природы.
Выбор материала для занятий был произведен в соответствии с принципами, которые выделили в своих работах А.М. Бородич17, Ю.С. Ляховская, В.И. Яшина18 и другие:
- тематический принцип;
- коммуникативная целесообразнос
- частота употребления слов в букварях и речи детей;
- принцип опережающего речевого развития;
- доступность слова детям 5-6 лет по лексическим, фонетическим и грамматическим особенностям.
17. Бородич А.М. Методика развития речи детей.- М.: Просвещение, 2008. - 256 с.
18. Алексеева М.М. Яшина В. И. Теория и методика развития речи детей. - М.: Академия, 2013. – 448 с.
Так же данная работа основывалась на сенсорном опыте детей дошкольного возраста, учитывала особенности развития у них представлений и понятий. В процессе занятий дети имели возможность овладеть такими способностями как: выделение характерных признаков предметов и явлений, обобщение, выстраивание логических цепочек.
В практической работе были применены достаточно известные и апробированные методы и приемы, которые были адаптированы к конкретному содержанию.
В данной практической работе решались следующие задачи:
- активизация словаря дошкольников. Обогащение этого словаря с помощью расширения знаний о природе, через анализ уже знакомых предметов, объектов, явлений природы и их свойства.
- научить дошкольников таким мыслительным операциям как анализ предметов и явлений, абстрагирование и обобщение признаков предметов.
- научить ребенка при классификации опираться на разные признаки предметов.
Поставленные задачи решались с помощью следующих методов:
- наблюдение и сравнение;
- экскурсия на природу;
- восприятие и анализ произведений поэтов;
- дидактические игры и упражнения.
Данная практическая работа была органично включена в педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения. Были охвачены все виды деятельности, которые имеют место в дошкольном образовательном учреждении (игровая, учебная, трудовая, бытовая).
Практическая работа по обогащению словаря дошкольников была тесно связана с процессом накопления знаний о природе и зрительных образов, а в частности с такими занятиями, как:
- познавательное развитие (окружающий мир),
- изобразительная деятельность,
- ознакомление с литературными произведениями,
-другие виды деятельности (игра, труд, повседневное общение).
Целью практической работы являлось не только знание и понимание ребенком смысла употребляемых слов, но так же было необходимо, чтобы он начал их активно использовать в повседневной речи.
Работа по обогащению словаря дошкольников была проведена по следующим направлениям:
1.Знакомство с природой.
Была совершена экскурсия в осенний лес, так же дети могли наблюдать природные явления на прогулках. Экскурсия является особым видом занятий по ознакомлению детей с природой. Во время экскурсии ребенок имеет возможность в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, а так же то, как люди преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им.
Главное преимущество экскурсии именно в том, что ребенок может видеть растения и животных в среде их обитания. Экскурсия способствует формированию у дошкольников первичных мировоззренческих представлений о взаимосвязях, которые существуют в природе, формирует эмоциональное, эстетическое отношение к природе, и помогает обогатить их словарь19.
Целью экскурсии является систематизация знаний дошкольников о лесе, обогащение их словаря.
19. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада / Под редакцией П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение, 2008. - 207с.
Так же нужно обратить внимание детей на вопрос заботы о природе вообще и лесе в частности. Напомнить им о необходимости беречь лес – он растет долго, требует много труда и забот.
После экскурсии на занятиях дети рисовали осенний лес, рассказывали о том, что видели в лесу.
Чтобы сформировать обобщенные представления о природных явлениях и объектах необходимо способствовать активизации личного опыта дошкольников.
Таким образом, обучение на данном этапе происходило как на занятии, так и в повседневной деятельности. Основным средством обучения, как на занятиях, так и вне их была языковая игра и широкое применение наглядности, где большая роль отводилась наблюдениям в природе.
2. Восприятие и анализ произведений русских поэтов.
Лирические произведения многих поэтов, отражают их отношение к природе, любовь и восхищение. Особенно здесь следует отметить стихотворения Ф. Тютчева и А. Фета, которые отражают их своеобразное восприятие природы, ее влияние на душевный мир, мысли, чувства, настроения каждого из авторов.
Цель: знакомство с поэзией, восхвалявшей красоту природы, воспитание интереса к литературным произведениям, обогащение словаря.
На практических занятиях дети не только знакомились с лирическими произведениями, но и учились чувственному восприятию слова, знакомились с понятием поэтической выразительности слова. С помощью ознакомления со стихотворениями происходит пополнение лексического запаса детей20.
После прочтения стихотворения необходимо было выполнить следующие задания:
20. Гербова В. В. Приобщение
детей к художественной
1. Назови по порядку все времена года,
2. Назови по порядку месяцы каждого времени года,
3. Подбери слова-признаки описывающие погоду,
4. Сравни разные времена года. Составь предложения с союзом «а».
6. Подбери слова с
7. Подбери слова-признаки, которые помогут описать: осенние листья, снежинки и т.д.
8. Подбери слова действия, которые помогут описать, чем занимаются люди в определенное время года.
После выполнения заданий дети изображали, то, что им больше запомнилось из него. Так же мы рассматривали иллюстрации художников на выбранные произведения, сравнивая их со своими работами, и своим представлением.
Когда мы знакомились вместе с детьми с лирическими произведениями поэтов, мы не забывали работать над лексической стороной слов, подбирали эпитеты, сравнения, учились обобщению и классификации.
Так же в моей работе были проведены различные дидактические игры, используя книгу Мирясовой и Васильевой (по главе 7 «Времена года»)21.
После ознакомления с произведениями поэтов, на занятиях предлагалось проиллюстрировать с детьми ту или иную загадку. Умение передать художественный образ в рисунке, помогало расширять возможность его выражения в слове.
После чего мы предлагали детям вспомнить события своей жизни, и самостоятельно придумать стихотворение или рассказ о природе.
Дети придумывали рассказы (сказки) и стихи.
21. Мирясова В. И., Васильева С. А. Языкознайка. Практические занятия по развитию речи дошкольников.- М.: Либерея-Бибинформ, 2010.- 96 с.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Речевое развитие дошкольника – это достаточно приоритетное направление, поскольку именно оно способствует обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования. Так же своевременное речевое развитие ребенка – это необходимое условие для успешной учебной деятельности, поэтому оно важнейшее направление социально-личностного развития.
Содержание словарной работы в дошкольном учреждении основывается на коммуникативной целесообразности слов, тематическом принципе, частотности их употребления в букварях и устной речи.
Для развития словаря целесообразно использовать такие средства, как:
- наблюдение природных явлений;
- беседа, чтение художественных произведений;
- дидактическая игра и лексические упражнения;
- задание на использование усвоенных слов в связных высказываниях.
Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающее.
Важным направлением работы по обогащению словаря старших дошкольников является ознакомление их с родным краем, его природой и поэтическими произведениями, которые отражают восхищение ею.
Особенности природы способствуют эмоциональному, эстетическому и нравственному воспитанию дошкольников, обогащению их словаря. Большие возможности для обогащения словаря дошкольников предоставляет поэзия. Изучение поэтических произведений позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, способствует формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.
Работа по обогащению словаря старших дошкольников посредством ознакомления с поэтическим образом природы проводилась по следующим направлениям: знакомство с природой, восприятие и анализ поэтических произведений.
Все названные приёмы способствуют более эффективному обогащению словаря, так как дети старшего дошкольного возраста обладают способностью эмоционально воспринимать окружающий мир.
Поставленная в исследовании цель: изучение влияния поэзии на процесс обогащения словаря детей старшего дошкольного возраста - достигнута.
В теоретической части работы изучена роль поэзии в процессе формирования и обогащения словаря дошкольника; описаны особенности словарной работы в дошкольном учреждении; рассмотрены различные методы и приемы работы по обогащению словаря детей старшего дошкольного возраста.
Обзор исследований в области психологии и педагогики подтверждает теоретическую закономерность влияния поэтического образа природы на обогащение словаря ребенка.
На основании полученных данных может быть предложен комплекс рекомендаций для родителей, задумывающихся над вопросами развития речи детей, обращающихся за логопедической помощью к специалистам. Кроме того, полученные данные можно учитывать при разработке групповых и индивидуальных программ, направленных на коррекцию различных нарушений речи.
Дальнейшие исследования могут быть направлены на изучение динамики изменения степени обогащения словаря в подготовительной к школе группе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ