Полное воспитание детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 21:56, реферат

Описание работы

Родителям безусловно, хотелось бы, чтобы их ребенок пошел по второму пути и научился бы владеть собой. Каждый знает по собственному опыту, что не всегда разумно и полезно поддаваться внезапно возникшему побуждению. Никто не желает, что бы его ребенок стал рабом своих настроений. Мы стремимся привить ребенку с малых лет навыки трезвого и взвешенного поведения , апеллируем его к рассудку и здравому смыслу. Увы, это почти никогда не удается в той мере, в какой хотелось бы. Дети часто ведут себя импульсивно и спонтанно, никак не соглашаясь семь раз отмерить, потом отрезать. Особенно сказанное относиться к дошкольникам. Но и школьники порой огорчают родителей неразумными поспешными действиями.

Файлы: 1 файл

алексей.doc

— 654.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

Самообладание-это не просто важное достоинство личности, но и, по существу, необходимое условие  нормальной жизни и общения .Мало того, что не владеющий собой человек  не вызывает симпатии у окружающих ;он из-за недостаточного самоконтроля порой попадает в неловкие и не приятные ситуации. И наоборот: тот, кто умеет соразмерять свои побуждения с требованиями обстановки и общественными нормами, добивается больших успехов на жизненном пути и заслуживает всеобщее уважение.

Родителям безусловно, хотелось бы, чтобы их ребенок пошел по второму пути и научился бы владеть собой. Каждый знает по собственному опыту, что не всегда разумно и полезно поддаваться внезапно возникшему побуждению. Никто не желает, что бы его ребенок стал рабом своих настроений. Мы стремимся привить ребенку с малых лет навыки трезвого и взвешенного поведения , апеллируем его к рассудку и здравому смыслу. Увы, это почти никогда не удается в той мере, в какой хотелось бы. Дети часто ведут себя импульсивно и спонтанно, никак не соглашаясь семь раз отмерить, потом отрезать. Особенно сказанное относиться к дошкольникам. Но и школьники порой огорчают родителей неразумными поспешными действиями.

Фактически вся это  общая беда, которая выводит родителей из себя (ведь именно детская импульсивность зачастую лежит в основе того, что принято расценивать как капризы, непослушание и.т.п.). Можно ли и нужно ли в этой связи принимать какие-то меры? Если да, то, какие?

Никто не станет спорить, что психологический мир ребенка-иной, нежели чем мир взрослого. Прежде чем освоить навыки сознательного поведения, ребенок должен пройти известный путь. И нам, взрослым, в каждом отдельном случае нужно отдавать себе отчет, на каком участке этого пути находиться ребенок. Родители порой торопят  события и полагают, что если малыш научился держать ложку и зашнуровывать ботинки как взрослый, то и в остальном он должен вести себя «правильно». А маленький ребенок этого еще не умеет.

И его невозможно заставить, можно лишь научить, причем  постепенно, соразмеряясь с ритмом его шагов по жизненному пути.

Существуют  объективные, чисто природные факторы, не позволяющие требовать от маленького ребенка полной произвольности поведения. В первые шесть-семь лет жизни осуществляется процесс активного формирования центральной нервной системы (он продолжается и в последующие годы, но уже менее выражено и активно.). В раннем и дошкольном возрасте в мозгу нервное возбуждение заметно преобладает над торможением; их известный баланс достигается примерно лишь к семи-восьми годам. Иными словами у ребенка не сформировался, еще тот психофизиологический механизм, который позволил бы подавлять и регулировать спонтанно возникающие импульсы. Поэтому родители, требующие от дошкольника полного самоконтроля, должны осознать, что они желают невыполнимое. Можно, конечно, жестко выдрессировать таким образом, что регулирующим тормозом станет постоянная оглядка на наказание. Но родители, искренни любящих своих детей, никогда не согласятся пойти по такому пути.

Отсутствие произвольной регуляции поведения, столь раздражающее во взрослом человеке, на определенном этапе развития ребенка, выступает его возрастной особенностью. И с этой особенностью, нравится нам или нет, приходиться считаться. Сильное насаждение «рассудочного» поведения не только бесперспективно, но и чревато возникновением многих других проблем.

Таким образом, впервые годы жизни ребенка его импульсивность естественна и практически не поддается коррекции.

Означает ли это, что родители могут сидеть, сложа руки в ожидании, когда их чадо само к известному сроку дорастет до сознательной дисциплины? Нет, это, конечно, примитивное и неверное упрощение. Отказавшись от влияния на ребенка (если это вообще возможно), мы так никогда не получим сознательного и трезвого поведения. Не обретя привычки держать себя в руках, человек может всегда оставаться пустым поплавком, без цельно мучаясь в жизненном водовороте. Как же ему обрести навыки?

Взрослые должны отдавать себе отчет, что маленький ребенок в полнее способен регулировать свое поведение.

Поэтому функция регулятора первоначально принадлежит взрослому, Причем в первые месяцы жизни- всецело. По мере развития ребенка взрослый вправе ожидать постепенного распределения обязанностей. Но и лишне повторить : эти ожидания не должны быть поспешными и чрезмерными. Формирование произвольной регуляции поведения- постепенный процесс, и надо набраться терпения следовать его темпу. Бесполезны попытки его ускорить. Однако не допустимо пускать процесс на самотек . Так просто ничего не выйдет . Влияние на ребенка заключается не в том, что  бы решать все за него, и не в том, чтобы преждевременно требовать от него, собственной личной ответственности. Направляя шаги ребенка, взрослый постепенно перекладывает на него ношу ответственности (ведь сразу малышу не осилить, всей полноты такого груза!). Главное в этом процессе - поэтапное формирование способности, соразмерять свои побуждения и вероятные результаты, действия и последствия. В каждой конкретной ситуации, взрослые должны поощрять первые шаги ребенка , раз за разом давая ему понять необходимость учета разных условий, правил и обстоятельств. Любой иной путь ведет в ином, увы, нежелательном направлении.

 

Консультация  подготовлена по материалам статьи С.Степанова «Импульсивность» Журнал «Семья и школа» № 3 1994 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Древнем Риме детей младше семи лет называли «инфатес»- бессловесными, имея в виду, что они еще не в состоянии произносить общественно значимых суждений. Сегодня инфантильным называют человека, чье поведение не соответствует его реальному возрасту и несет в себе черты, по-детски несовершенные. Иными словами, инфантилизм - это своеобразная незрелость, сохранение внутреннего мира и поведения на детском уровне. Как ни тавтологично звучит сказанное, истоки инфантилизма лежат в детстве (кстати, и ребенок может быть инфантильным, то есть отстающим от возрастных норм развития). Какова природа этого явления, и какого оно заслуживает отношения?

     Прежде всего, необходимо уточнить, что понятие «инфантилизм» используется и как сугубо медицинский термин.

Им медики обозначают отставание в физическом развитии, которое проявляется у некоторых детей как следствие разнообразных неблагоприятных факторов: охлаждения, отравления, или инфицирования плода в период беременности, кислородного голодания (асфиксии) при родах, тяжелых заболеваний впервые месяцы жизни, нарушение обмена веществ и др.

У таких детей замедляются  рост и развитие всех физиологических  систем организма. Впрочем, это отклонение в большинстве случаев обратимо и впоследствии успешно, компенсируется, особенно если тому способствуют соответствующие медицинские мероприятия, правильное питание, уход и т. п.

Особую проблему составляет так называемый психический инфантилизм - незрелость ребенка, выражающаяся в задержке становления личности, при которой поведение ребенка не соответствует возрастным требованиям к нему. Нередко в основе этого лежит задержка развития лобных долей головного мозга, вызванная уже названными неблагоприятными факторами. При этом, однако, не наступает общей задержки умственного развития. Дети в обычные сроки, а порой с опережением овладевают речью, чтением, счетом, неплохо рисуют и демонстрируют нормальную активность. Но бросается в глаза их неприспособленность к реальности, наивность, несоответствие поведения их возрасту.

Такие дети ведут  себя необдуманно; это не означает, что они неспособны обдумать свои поступки - они, скорее, над ними просто не задумываются. У них задерживается  формирование понимания норм поведения и общения, выработка понятий «надо» и «нельзя», созревание способности, верно, оценивать ситуацию. Не освоив умения ориентироваться в многообразных и меняющихся внешних условиях, ребенок не способен подстраивать к ним свои действия. Ребенку неведома дистанция в общении с взрослыми, он бывает развязным и бесцеремонным. Воспринимая это как милую детскую непосредственность, родители невольно закрепляют такой стиль общения и бывают со временем неприятно поражены, когда окружающие ожидают и требуют от их чада соблюдения известных приличий. Родители подчас не замечают, что ребенок уже вырос из поры младенческой наивности, а сами они просто занянчили его и искусственно затянули данный период. Естественно, что инфантильные дети несамостоятельны. Они привыкли: все, что требует усилий, делается за них. В среде сверстников они оказываются «не в своей тарелке», что порой приводит к  тяжелым психическим травмам.

Все сказанное  относится к детям, отстающим  в развитии вследствие задержки в  формировании функций лобных долей мозга. Дополнительным неблагоприятным фактором часто становится неправильная позиция родителей. Однако нередки случаи, когда указанный фактор является решающим и единственным. Иными словами, в инфантилизме ребенка, родившегося совершенно нормальным, могут быть повинны сами родители. Любуясь на неуклюжего малыша, умиляясь его непосредственности, они неосознанно желают задержать его в таком состоянии, и, бывает, преуспевают в этом. Развитие лобных долей искусственна задерживается, и в конце концов можно сказать, что ребенка сделали незрелым. Если ребенок избалован и изнежен, та не исключено, что к школьному возрасту, он окажется столь инфантилен, как если бы ему повредили мозг.

Ребенок, чей  психический инфантилизм врожден или приобретен впервые месяцы жизни, нуждается в квалифицированной помощи специалиста-психоневролога. Индивидуально подобранное лечение должно способствовать дозреванию высших психических функций. Немалая роль в атом принадлежит и родителям.

Если ребенок  здоров и инфантилен по их вине, то роль правильного воспитания становится решающей.

Главное - довести  до сознания ребенка основные жизненные понятия «надо» и «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо».

Ребенок должен с первых шагов приучаться самостоятельно решать посильные для него практически задачи. У него необходимо терпеливо и настойчиво формировать полезные навыки и умения. Общение со сверстниками для инфантильного ребенка затруднительно, в этом ему необходимо помочь, сглаживания возникающие противоречия и побуждая к сотрудничеству.

Большую пользу может принести специально организованная игра. Например, устроив игру в «детский сад», отец берет на себя роль непослушного ребенка, наглядно демонстрируя сыну изъяны его поведения. Можно и просто организовать обычную детскую игру, как бы репетируя игру со сверстниками.

Если прилагаемых  усилий окажется недостаточно, целесообразно дать ребенку возможность лишний год «дозреть» перед поступлением в школу. Этот вариант имеет свои недостатки, но он все же предпочтительнее неподготовленного начала школьного обучения, чреватого в будущем гораздо более серьезными проблемами.

Консультация  подготовлена по материалам статьи С.Степанова     «Инфантилизм». Журнал «Семья и школа» №3 за 1994г.      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Чтобы достичь  взаимопонимания с ребенком, очень  важно знать, как он воспринимает окружающий мир и свое место в  этом мире, какие понятия преобладают  в его суждениях и оценках.

Группа американских психологов попыталась выяснить ото, прибегнув к довольно простому методу исследования. Записав на магнитофон продолжительные фрагменты детской речи, психологи подсчитали, какие слона в высказываниях детей встречаются чаще всего. Словом-рекордсменом в составленном списке оказалось местоимение «я».

Кажется естественным, что не только для ребенка, но и  для человека любого возраста собственная  личность выступает точкой отсчета его мироощущения, «мерой всех вещей». Однако в живом разговорном языке возникло и такое понятие, как «ячество» - неумеренное выпячивание собственного Я, преувеличение значимости своих суждений при одновременном пренебрежении чужими мнениями и интересами.

Человек, которому это свойственно, окружающим неприятен, и рано или поздно он оказывается  единственным (и одиноким!) ценителем собственного Я. Никто не желал бы такой судьбы своему ребенку. Потому так настораживает родителей обостренное, с их точки зрения, самомнение ребенка, неспособность считаться с другими.

В нашем языке  прочно укоренилось иноязычное слово «эгоизм» (от латинского «эго» - Я), обозначающее преобладание в мировоззрении человека своекорыстных интересов. Желая упрекнуть ребенка, учителя и родители иногда называют его эгоистом, что, однако, не совсем точно. В психологии существует еще один термин - эгоцентризм. В большинстве случаев именно им можно обозначить позицию маленького ребенка.

Эгоизм и  эгоцентризм. Слова, такие похожие по звучанию и, казалось бы, по смыслу. Но эхо не совсем так. Различие состоит в следующем. Под эгоцентризмом понимают такую позицию человека, при которой он сосредоточен на своих потребностях и интересах и не способен принять иную точку зрения, даже если его собственная, явно неадекватна. Сталкиваясь с информацией, противоречащей его представлениям и прошлому опыту, эгоцентрик просто не может ее воспринять.

Корни этого  явления лежат в непонимании человеком того, что возможно существование других точек зрения кроме его собственной, а также в уверенности, что психологическая организация других людей тождественна его собственной.

Эгоист способен ясно осознавать чужие позиции, мнения и интересы, однако намеренно игнорирует их ради своей выгоды. Иными словами, он может и не быть эгоцентричным. Эгоцентрик же просто не в состоянии их воспринять, поскольку рассматривает весь мир сквозь одномерную шкалу своих оценок.

Можно возразить: «Это малосущественные тонкости. Хрен редьки не слаще!» я Ведь по сути и эгоист, и эгоцентрик ведут себя одинаково. Однако эгоизм - это устоявшаяся личностная позиция, и чтобы изменить такого человека к лучшему, его надо перевоспитывать. Когда же речь идет о дошкольнике или младшем школьнике, говорить о перевоспитании виде рано.

Многие психологи  считают, что в раннем возрасте эгоцентризм закономерная познавательная и личностная позиция ребенка. В подтверждение этого приводятся интересные факты. Например, большинство дошкольников левую руку стоящего к ним лицом человека называют правой, так как она ближе к собственной правой руке ребенка.

Наиболее последовательно  идея эгоцентризма ребенка развита  в работах швейцарского психолога Жана  Пиаже.

Им, в частности, проанализирован феномен так называемой эгоцентрической речи, которую Пиаже считал проявлением общей эгоцентрической позиции ребенка. Он утверждал, что ребенок говорит лишь со своей точки зрения и не пытается встать на точку зрения собеседника: Ребенок полагает, что другие понимают его так же, как он себя, и потому не пытается сделать свое сообщение понятным собеседнику.

Информация о работе Полное воспитание детей