Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель работы - выделить приемы развития речи учащихся младших классов на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Объект исследования - организация работы по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка. Для достижения цели нам следует решить ряд задач: - выделить жанровую специфику пословиц и поговорок; - выделить методы, направления, условия развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения и русского языка; - проанализировать направленность учебных пособий по литературному чтению и русскому языку на развитие речи учащихся на материале послови
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика фольклора. Фольклорные жанры………….6
1.1. Характеристика фольклора………………………………………….6
1.2. Фольклорные жанры…………………………………………………11
Глава 2. Пословицы и поговорки……………………………………………….14
2.1. История жанра и признаки пословиц и поговорок………………14
2.2. Тематическое богатство……………………………………………18
2.3. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе................…………………………20
2.4. Работа с пословицами в классах коррекции………………………34
Заключение……………………………………………………………..………..35
Список использованных источников ……………………………….…………37
Все стали усаживаться за парты, доставать тетради и книги. (Б. Изюмский. Алые погоны.).
Веселый взгляд на мир не противоречит сочуствию и симпатии. Разумеется, по пословице - делу время, потехе час, мы должны различать, когда и в каких вопросах уместен этот целый взгляд (Н. Акимов. О театре)
2.3. Работа с
пословицами и поговорками на
уроках русского языка и
За основу подачи материала взят линейный принцип обучения. Пословица как жанр фольклора изучается во всех классах, так как в этом курсе пословицам отводится важная роль. Первые встречи с пословицами происходят в первом классе на уроках литературного слушания и грамоты: сначала дети слышат пословицы, затем читают их сами, например:
«Не за то волка бьют, что сер,
А за то, что овцу съел»16
Во втором полугодии первоклассники уже соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений, например: «Прочитай пословицы и поговорки.
Подходят ли они к рассказу Е. Пермяка «Торопливый ножик»?
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Поспешишь – людей насмешишь.
Семь раз отмерь, один – отрежь»17
Дети работают с рассказом, затем читают пословицы и сравнивают содержание рассказа и пословиц, выбирают ту, которая подходит к этому рассказу, объясняя свой выбор и тем самым соотнося содержание рассказа с народной мудростью, выраженной в пословицах.
Со второго класса вводится предмет литературное чтение. «Литературное чтение решает вопросы человековедческого характера: добро и зло, честь, долг, совесть, человек и природа, человек и человек, жизнь и смерть, человек и человечество и т.д. - это важнейшие нравственные ценности, которые служат основой формирования личности ребёнка.
На каждом уроке литературного чтения закладываются основы духовности и нравственности.
Каждая встреча с
Если в первом классе ученик ещё не владеет навыком чтения, и чтение является для него предметом обучения, то по мере формирования навыка чтения оно становится средством обучения, познания, развития.
В учебнике «Литературное чтение» для второго класса, который состоит из двух частей, в первой его части в разделе «Делу время..» помещены пословицы о Родине, о человеке, о труде и лени, о дружбе.19 На этом уроке дети получают понятия о пословице как жанре фольклора «Пословица – произведение фольклора. Пословица учит, осуждает, одобряет, утверждает».
При работе над сказкой Пермяка «Две пословицы» даны такие вопросы:
«Что шепнула Косте собака? Прочитай. Объясни пословицы. Почему автор так озаглавил свою сказку?»20
Встречаются задания:
1. Попробуй придумать пословицу, загадку, шутку или считалку.
2. Вспомни пословицы о труде.21
3. Встречаются ли в
тексте (В. Одоевский «Мороз Иванович»
Найди и прочитай.22
4. Пословица «Всякой матери своё дитя мило».
а) Объясни смысл этой пословицы.
б) Подходит ли она к рассказу В. Осеевой «Сыновья»?
в) Что такое пословица
Во второй части учебника в разделе «Семья и я» помещены пословицы о матери:
«При солнышке тепло –
при матери добро.
Нет лучшего дружка,
Чем родная матушка»
Подобные задания встречаются и в рабочих тетрадях:
1. «Соедини части пословиц и запомни их.
Человек без родины, что соловей без песни. Всякому мила своя сторона.»
2. «Допиши пословицу.
Всякому мила родная …»
3. «Запиши пословицы о Родине, о труде, о лисе, о матери и т.д.»
4. «Найди пословицу в
тексте С. Баруздина «Как
Не говори - …, а говори - …»23
5. «Прочитай пословицы. Укажи (+), какая из них подходит к рассказу Е.
Пермяка «Смородинка».
Счастье и труд рядом живут.
Труд кормит, а лень портит».
Эта работа продолжается в третьем и четвёртом классах: подбираются пословицы к текстам произведений и темам чтения; выполняются работы творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В разделе «Устное народное творчество» дети вспоминают пословицы и поговорки, с которыми встречались ранее. В теме «Пословицы» рассматривают понятие пословицы «Пословицы – краткое мудрое изречение». (36, с.25), содержание и структуру пословиц («Какие пословицы ты знаешь? О чём эти пословицы?
Объясни их значение. Какие бывают пословицы?»). В теме «Проверь себя» даны задания:
1. «Что такое
загадка, пословица,
2. Какие произведения фольклора ты знаешь?
3. Прочитай
одно из произведения
4. Проверь себя: сколько ты знаешь пословиц?
5. Подготовься к конкурсу «Знатоки загадок, пословиц, поговорок и
скороговорок».»
Аналогичная работа с текстами пословиц и поговорок ведётся и в рабочих тетрадях. Например, в теме «Пословицы» даны такие задания:
1. «Допиши предложение.Пословица – это…
2. Прочитай пословицы и соедини каждую с темой.
3. Собери пословицы. Объясни их смысл.
4. Допиши пословицы. Объясни их смысл.
5. Придумай рассказ «Друзья
Для задания № 5 дана подсказка в виде алгоритма последовательности действий, которая помогает выполнить это задание.
Встречаются задания с текстами пословиц и поговорок и в дальнейшей работе, например:
1. «Запиши пословицы на темы.
О Родине:
О дружбе:
Об учении:»24
2. «Запиши название сказки, в которой встречаются пословицы».
3. «Прочитай. Подумай, что это. Найди пословицу».
При работе над текстом произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Умнее всех» дано задание: «Найди в тексте пословицу и запиши». Аналогичное задание дано при работе над текстом «Честное слово» Л. Пантелеев, при работе над текстом М.М. Пришвина «Двойной след» и т.д.
От класса к классу расширяется круг чтения, повышается уровень начитанности. В учебнике четвёртого класса уже меньше заданий в тексте которых встречаются пословицы и поговорки, но всё же они есть, например:
«Прочитайте пословицы. Объясните их смысл. Какая из них может быть моралью басни? Назовите басни»25. Чаще задания встречаются в рабочих тетрадях, например:
1. «Запишите пословицы. Объясните их смысл.
О дружбе:
О семье:
О труде:»
2. «Прочитайте пословицы
и поговорки. Подчеркните
3. «Соберите пословицы. Объясните их смысл».
4. Укажите стрелками темы пословиц.
5. Найдите в произведении Марка Твена «Приключения Тома Сойера» пословицы и запишите.
При работе над басней И. Крылова «Стрекоза и муравей» дано задание,
«Прочитайте пословицы. Подчеркните ту, которая могла бы быть моралью этой басни. Объясните свой выбор». Аналогичная работа предусмотрена по басне И. Хемницера «Друзья», по басне И. Дмитриева «Муха», по сказкам А.С. Пушкина, по произведению Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» и т.д.
При изучении басни И. Крылова
«Мартышка и очки»
При работе над текстом А.П. Чехова «Каштанка» дано задание: «Найдите и запишите две поговорки. Подчеркните пословицы, которые подходят рассказу»
Пословицы введены во все темы чтения каждого класса как текст для чтения, сравнения и сопоставления, обогащения речи, как материал воспитывающий будущего гражданина страны. Продолжение этой работы мы можем видеть и на уроках русского языка. Например, на форзац учебника «Русский язык» вынесена пословица «Делу время, потехе – час», здесь же в упражнениях встречаются тексты пословиц и поговорок. В учебнике третьего класса так же встречаются задания, но их уже меньше, например: «Из слов каждой строчки составьте пословицы и запишите». 26Чаще подобные задания можно увидеть в рабочих тетрадях.
Если откроем учебник четвёртого класса, то можем прочитать такие задания:
1. «Прочитайте
пословицы, объясните их смысл.
буквы».
2. «Спишите пословицы. Глаголы в скобках ставьте в форме нужного лица и числа»
Закрепление темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» происходит на материале пословиц.
3.В рабочих тетрадях представлены такие задания: «Допиши в пословицах пропущенные безударные окончания глаголов. Объясни смысл пословиц»27, «Поставь глагол в пословицах в нужную форму, запиши. Объясни смысл пословиц»28.
Школьники не просто читают, списывают и запоминают пословицы и поговорки, они связывают их с нравственными проблемами, с жизненными ситуациями, разъясняют их аллегорический смысл, значения отдельных слов и сочетаний. Так пословицы и поговорки активизируются, то есть входят в детское употребление.
4. Методы и приёмы
работы с пословицами и
Задача учителя – показать учащимся, что «пословица недаром молвится», что человек, включая народные изречения в свою речь, придаёт ей особую меткость, образность, выразительность; сверяет своё поведение и мысли с мнением народа. Мы считаем, что после прочтения текста произведения и его анализа нужно работать с пословицами. Например: к русской народной сказки «Лиса и журавль» 29 в учебнике дана одна пословица – «За добро добром и платят», мы предлагаем взять ещё несколько пословиц, например: «Каков гость, таково и угощение», «На что и звать, коли нечего дать», «Старую лису хитростям не учить». Работая с серией пословиц, мы выясняем в чём смысл каждой из них, как их понимают дети.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Какие примеры из жизни вы можете привести, связанные с содержанием пословицы?
- Какие выводы вы можете сделать из сказанного? Как нужно поступать в той или иной ситуации?
- Как бы поступили вы?
- Почему?
Можно усложнить задание,
предложив ещё и такие
Постичь пословицы - это значит глубже познать жизнь, обычаи своего народа, свою Родину.
Проводить уроки по данной теме сложно, но интересно. В качестве оборудования советуем использовать: стенд с яркими иллюстрациями к пословицам и поговоркам художника А. Елисеева; выставку книг (В.П.Аникин "К мудрости ступенька", Л. Толстой "Скучен день до вечера, коли делать нечего", Б.В. Шергин "Одно дело делаешь, другого не порть", Г.А. Галичев "О пословицах", сборники пословиц, поговорок, книги В.И. Даля); плакаты с высказываниями писателей, ученых, видных общественных деятелей о пословицах и поговорках: Что за роскошь, что за смысл в каждой поговорке нашей. Что за золото! (А. С. Пушкин)