Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа
Цель работы - выделить приемы развития речи учащихся младших классов на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Объект исследования - организация работы по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка. Для достижения цели нам следует решить ряд задач: - выделить жанровую специфику пословиц и поговорок; - выделить методы, направления, условия развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения и русского языка; - проанализировать направленность учебных пособий по литературному чтению и русскому языку на развитие речи учащихся на материале послови
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика фольклора. Фольклорные жанры………….6
1.1. Характеристика фольклора………………………………………….6
1.2. Фольклорные жанры…………………………………………………11
Глава 2. Пословицы и поговорки……………………………………………….14
2.1. История жанра и признаки пословиц и поговорок………………14
2.2. Тематическое богатство……………………………………………18
2.3. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе................…………………………20
2.4. Работа с пословицами в классах коррекции………………………34
Заключение……………………………………………………………..………..35
Список использованных источников ……………………………….…………37
Пословицы - это цвет народного ума, самобытной стати, это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль)
Народные пословицы и поговорки... служат отражением народного ума, характера, верований, воззрений на природу. ( Н. А. Добролюбов)
Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов мало, а чувства много. ( Л. Н. Толстой)
В простоте слова - самая великая мудрость. Пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства в них на целые книги. ( А. М. Горький)
Слово учителя на уроке чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся.
Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие русского народа, его храбрость, стойкость в борьбе с врагами, его честность и стремление отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц в жизни людей. Это и послужило причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь.
Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались величайшими мастерами слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко, точно и выразительно.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».31
Л. Н. Толстой, прекрасно понимая специфику пословиц и поговорок как жанра устного народного творчества, настоятельно рекомендовал педагогам использовать при работе с ними иллюстрации. Использование в работе с пословицами и поговорками картинок и иллюстрации подсказывается также и особенностями наглядно-образного мышления младших школьников. К уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или какую-либо его деятельность, например: рыбная ловля, изготовление птичьего домика, сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся ряд пословиц, синонимичных по значению, по смыслу:
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
Любишь кататься, люби и саночки возить.
Хочешь есть калачи, не лежи на печи.
А можно взять пословицу и к ней подобрать несколько иллюстраций, раскрывающих её смысл:
Семь раз примерь, один раз отрежь.
В большом деле и маленькая помощь дорога.
За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
Тем самым не только обеспечивается понимание смысла пословицы, но и осознаётся её обобщённость и многозначность. Кроме того, использование иллюстраций к пословицам расширяет зрительные представления детей, развивает образы мышления, творческое воображение.
После такого рода подготовительной работы сопоставление пословиц и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.
Стремясь к наиболее яркой выразительности, пословица довольно часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.
Речи как мёд, а дела как полынь.
Чужая душа - потёмки.
Спи камешком — вставай пёрышком.
Огонь без дыму, человек без ошибки не бывает.
Клевета – что уголь: не обожжёт, так замарает.
Знания не кошель: за плечами не носить.
Как видно из приведённых примеров, сравнения имеют разные средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую мысль пословиц, их содержание. Например:
В лесу лес неровен, в миру - люди.
- «Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает учитель.
- «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают дети.
- Чем похожи, чем различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).
- Деревья в лесу все разные. И люди тоже все разные. У каждого своя внешность, свой характер. Каждый человек - это целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.
В работе над сравнениями в пословицах используются разные упражнения и задания. Вот одно из них: восстановите пословицы, подобрав к ним соответствующие сравнения:
1. Друг неиспытанный, что...
2. Дурную славу нажить, как...
3. За старой головой, как...
4. Красавица без ума, что...
5. Красна девка в хороводе, что...
6. Ласковое слово, что...
Сравнения для вставки: что кошелёк без денег; как за каменной горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков цвет в огороде; что весенний день.
При выполнении этого задания главное даже не в том, справятся дети с ним во всех предложенных случаях или нет, а в том, чтобы привлечь их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.
В пословице проявляется стремление нравственно-этически воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо, что полезно, что вредно, то есть пословица характеризует явление и даёт ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть даже на интуитивном уровне:
Делу - время, потехе - час.
Труд кормит, а лень портит.
Мал золотник, да дорог.
Красота приглядится, а ум
Хочешь стать орлом, а
Не спеши языком, торопись делом.
Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию и считал, что в пословице важно понимание общего смысла, она кратка и не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче, чем длинного рассказа.
Он предлагал такой вид работы с пословицами - учитель лишь намекал на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:
Труд кормит, а что же лень?
Ученье свет, а не ученье что?
Поговорка цветочек, а что же пословица?
Готовь сани летом, а что ж зимой?
Дружно не грузно, как же врозь?
Или такое задание: восстановите пословицы, вставляя пропущенные прилагательные:
1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.
Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.
2. (Какое?) слово, что весенний день.
Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.
3. (Какая?) книга - лучший друг.
Слова: хорошая, полезная, умная, содержательная, интересная, занимательная, поучительная.
4. (Какую?) дружбу и топором не разрубишь.
Слова: прочную, крепкую, хорошую.
Цель приведённых выше заданий и упражнений - помочь детям понять художественную речь, смысл которой воплощён в пословицах и поговорках.
Методистами установлено, что чем глубже проникновение школьника в образное обобщение художественного произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном отношении, в том числе и собственной.
Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла - анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной результат, если сначала обращаем внимание детей на эту форму, учим осмысливать каждое слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла вносит другое слово, что с чем сравнивается и почему, как характеризует это человека или явление действительности.
Говоря о содержательной стороне пословиц, подчеркнём, что это высоконравственный жанр: пословицы утверждают добро, правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость, лень, спесь, вражду.
Таким образом, решение задач нравственного воспитания зависит от выбора материала, его расположения, его количества. Приобщая детей к восприятию пословиц как фольклорного жанра, мы развиваем с помощью этого учебного материала нравственные качества личности, образное мышление детей, формируем у них высокий строй чувств, предоставляем возможность ощутить радость познания красоты родного языка, и для этого мы отбираем прежде всего те пословицы, которые обладают, по меткому определению Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».32
Количество пословиц, которые можно давать детям за один урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть более 7-9. Именно такое количество произведений младшие школьники способны осмыслить и запомнить за 40 минут. Знание и учёт такого рода деталей обязательны для учителя, так как возможности пословиц и поговорок как учебного материала для формирования и развития нравственных ценностей каждого учащегося могут быть реализованы только при строго определённых методических условиях, которые диктуются как их жанрово-художественной спецификой, так и особенностями художественного восприятия младших школьников.
2.4. Работа с
пословицами в классах
В работе на тему «Использование пословиц и поговорок на уроках в начальных классах коррекции с целью развития речи учащихся с тяжелыми нарушениями речи» показана важность и необходимость развития речи учащихся начальных классов коррекции V вида с тяжелыми нарушениями речи. Ученики данных классов испытывают трудности в устной и письменной речи. Сделана попытка разработать механизм совместной деятельности учебного материала по различным предметам в начальной школе и работы по развитию речи на основе пословиц и поговорок, улучшить работу по развитию речи в начальном образовании школы при работе с такими детьми. Материал данной работы является одним из способов нравственного воспитания в школьном образовании. Представлены разработки уроков по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.
Заключение
Изучив понятие фольклора и его жанров, выявив воспитательную ценность пословиц и поговорок, ознакомившись с наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения и русского языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:
1. Ребёнок оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.
2. Глубокие исторические корни, то, что пословицы впитали в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.
3. Выдвинутая нами гипотеза о том, что при использовании пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.
4. Содержание различных учебных программ по чтению и русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра».
5. Несмотря на
давние традиции, методически
вопрос работы с
пословицами и поговорками на
уроках чтения и русского
6. Устранить отмеченные
недостатки в работе с