Пословицы и поговорки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - выделить приемы развития речи учащихся младших классов на основе пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Объект исследования - организация работы по развитию речи учащихся на материале пословиц и поговорок на уроках литературного чтения и русского языка. Предмет исследования - приемы работы с пословицами и поговорками на уроках литературного чтения и русского языка. Для достижения цели нам следует решить ряд задач: - выделить жанровую специфику пословиц и поговорок; - выделить методы, направления, условия развития речи учащихся начальных классов на уроках литературного чтения и русского языка; - проанализировать направленность учебных пособий по литературному чтению и русскому языку на развитие речи учащихся на материале послови

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика фольклора. Фольклорные жанры………….6
1.1. Характеристика фольклора………………………………………….6
1.2. Фольклорные жанры…………………………………………………11
Глава 2. Пословицы и поговорки……………………………………………….14
2.1. История жанра и признаки пословиц и поговорок………………14
2.2. Тематическое богатство……………………………………………18
2.3. Работа с пословицами и поговорками на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе................…………………………20
2.4. Работа с пословицами в классах коррекции………………………34
Заключение……………………………………………………………..………..35
Список использованных источников ……………………………….…………37

Файлы: 1 файл

курсовая пословицы и поговорки.docx

— 80.83 Кб (Скачать файл)

Пословицы - это  цвет  народного  ума, самобытной  стати,  это житейская народная правда, своего рода судебник, никем не судимый. ( В. И. Даль)

Народные  пословицы и  поговорки... служат отражением народного  ума, характера, верований, воззрений  на природу. ( Н. А. Добролюбов)

Вот как просто сочиняют наши мужики! Все просто, слов  мало, а      чувства много. ( Л. Н. Толстой)

В простоте  слова - самая  великая мудрость. Пословицы и  песни всегда      кратки, а ума и чувства в них  на целые книги. ( А. М. Горький)

Слово учителя на уроке  чередуется с элементами беседы, чтением, инсценированием, играми, творческой работой учащихся.

Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей. Русские пословицы охватывают все стороны  жизни народа. Они выражают беззаветную любовь к Родине, свободолюбие и трудолюбие  русского  народа, его  храбрость, стойкость  в  борьбе с врагами, его  честность  и стремление  отстаивать правду до конца. Сам народ прекрасно понимал значение пословиц  в  жизни  людей. Это и послужило  причиной возникновения пословиц: Недаром говорится, что русская пословица ко всему пригодится. Пословица - всем делам помощница. Без пословицы не проживешь.

Яркие, сочные, неувядаемо свежие, афористические русские пословицы использовались  величайшими  мастерами  слова в тех случаях, когда нужно было высказать свою мысль очень кратко,  точно и выразительно.

Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русская пословица  имеет значение при первоначальном учении родному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».31 

Л. Н. Толстой, прекрасно понимая  специфику  пословиц  и  поговорок  как жанра устного  народного  творчества,  настоятельно  рекомендовал  педагогам использовать при  работе  с  ними  иллюстрации.  Использование  в  работе  с пословицами и поговорками картинок  и  иллюстрации  подсказывается  также  и особенностями  наглядно-образного  мышления  младших  школьников.  К   уроку подбирается одна картинка, изображающая работу человека или  какую-либо  его деятельность, например: рыбная ловля,  изготовление  птичьего  домика,  сбор урожая в саду и т. п. К одной картинке берётся  ряд  пословиц,  синонимичных по значению, по смыслу:

           Без труда не вытащишь и  рыбку из пруда.

           Любишь кататься, люби и саночки  возить.

           Хочешь есть калачи, не лежи на печи.

А можно взять  пословицу  и  к  ней  подобрать  несколько  иллюстраций, раскрывающих её смысл:

           Семь раз примерь, один раз отрежь.

           В большом деле и маленькая  помощь дорога.

           За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

Тем самым не только обеспечивается понимание  смысла  пословицы,  но  и осознаётся её обобщённость  и  многозначность.  Кроме  того,  использование иллюстраций  к  пословицам  расширяет   зрительные   представления   детей, развивает образы мышления, творческое воображение.

После такого рода  подготовительной  работы  сопоставление  пословиц  и иллюстраций к ним может быть проведено учащимися самостоятельно.

Стремясь к наиболее яркой  выразительности,  пословица  довольно  часто прибегает к сопоставлению двух предметов или явлений. Сопоставляя  предметы или явления, народ их либо сравнивает, либо противопоставляет.

          Речи как мёд, а дела как  полынь.

          Чужая душа - потёмки.

          Спи камешком — вставай   пёрышком.

          Огонь без дыму, человек без  ошибки не бывает.

          Клевета – что уголь: не  обожжёт, так замарает.

          Знания не кошель: за плечами  не носить.

Как видно из приведённых  примеров,  сравнения  имеют  разные  средства выражения. Выясняя художественный смысл сравнения, раскрываем мудрую  мысль пословиц, их содержание. Например:

В лесу лес неровен, в миру - люди.

- «Все были в лесу? Какие деревья растут в нём?» - спрашивает                 учитель.

- «Ели, сосны, березы, дубы, осины и др.» - отвечают    дети.

-    Чем похожи, чем  различаются эти деревья? (Одно дерево большое, другое маленькое. Сосна стройная, а рядом берёза кривая.).

- Деревья в лесу все  разные. И люди тоже все разные. У  каждого своя внешность,  свой характер. Каждый человек  -  это  целый мир. Вот почему люди сравниваются с деревьями в лесу.

В работе над сравнениями  в пословицах используются разные упражнения  и задания.  Вот  одно  из  них:  восстановите  пословицы,   подобрав   к   ним соответствующие сравнения:

                   1.  Друг неиспытанный, что...

                  2.  Дурную славу нажить, как...

                  3.   За старой головой, как...

                  4.   Красавица без ума, что...

                  5.   Красна девка в хороводе, что...

                  6.   Ласковое слово, что...

Сравнения для вставки: что  кошелёк без денег; как  за  каменной  горой; что орех не сколотый; как пить попросить; что маков  цвет  в  огороде;  что весенний день.

 При выполнении этого  задания главное даже не в  том,  справятся  дети  с ним во всех предложенных случаях или  нет,  а  в  том,  чтобы  привлечь  их внимание к мелодике, красоте, мудрости народного слова.

В пословице проявляется  стремление нравственно-этически  воздействовать на слушателя, показывая, что можно, чего нельзя, что хорошо, что плохо,  что полезно, что вредно, то есть пословица  характеризует  явление  и  даёт  ему оценку. Важно, чтобы дети это качество уловили, пусть  даже  на  интуитивном уровне:

          Делу - время, потехе - час.

          Труд кормит, а лень портит.

          Мал золотник, да дорог.

          Красота приглядится, а ум пригодится.

          Хочешь стать орлом, а трясешься  как курица перед насестом.

          Не спеши языком, торопись делом.

Н. Ф. Бунаков, ученик К. Д. Ушинского, высоко ценил народную поэзию  и считал, что в пословице важно понимание  общего  смысла,  она  кратка  и  не обильна словами и поэтому её смысл охватить легче,  чем  длинного  рассказа.

Он предлагал такой  вид работы  с  пословицами  -  учитель  лишь  намекал  на пословицу, хотел, чтобы дети сами подумали и назвали пословицу:

      Труд кормит, а что же лень?

      Ученье  свет, а не ученье что?

      Поговорка  цветочек, а что же пословица?

      Готовь  сани летом, а что ж зимой?

      Дружно  не грузно, как же врозь?

Или   такое   задание:   восстановите   пословицы,   вставляя    пропущенные прилагательные:

        1. За (какой?) головой, как за каменной стеной.

Слова: крепкой, большой, дурной, молодой, старой.

        2. (Какое?) слово, что весенний день.

Слова: умное, доброе, ласковое, хорошее.

          3.   (Какая?) книга - лучший друг.

Слова: хорошая,  полезная, умная,  содержательная, интересная, занимательная, поучительная.

         4.    (Какую?) дружбу и топором  не разрубишь.

Слова: прочную, крепкую, хорошую.

Цель  приведённых  выше  заданий  и  упражнений  -   помочь   детям   понять художественную речь, смысл  которой  воплощён  в  пословицах  и  поговорках.

Методистами установлено, что  чем глубже проникновение школьника  в  образное обобщение художественного произведения,  тем  неизбежнее  его  оценка  любой речи в смысловом и выразительном  отношении,  в  том  числе  и  собственной.

Постичь смысл пословицы - значит воспринять обобщённо-метафорический  образ, заключённый в ней, и конкретизировать его, используя для этого  имеющийся  у школьника жизненный и читательский опыт. Путь к постижению смысла  -  анализ его в единстве с формой, поэтому мы получаем иной  результат,  если  сначала обращаем внимание  детей  на  эту  форму,  учим  осмысливать  каждое  слово, сравнивая его с возможными синонимами, выясняя, какой оттенок смысла  вносит другое слово, что  с  чем  сравнивается  и  почему,  как  характеризует  это человека или явление действительности.

Говоря  о  содержательной  стороне  пословиц,  подчеркнём,  что  это высоконравственный    жанр:    пословицы    утверждают    добро,     правду, справедливость, ум, любовь, трудолюбие; осуждают зло, ложь, глупость,  лень, спесь, вражду.

Таким образом, решение задач  нравственного воспитания зависит  от выбора материала, его расположения, его количества.  Приобщая  детей  к  восприятию пословиц как фольклорного жанра,  мы  развиваем  с  помощью  этого  учебного материала  нравственные  качества   личности,   образное   мышление   детей, формируем у них высокий  строй  чувств,  предоставляем  возможность  ощутить радость познания красоты родного языка,  и  для  этого  мы  отбираем  прежде всего те пословицы, которые  обладают,  по  меткому  определению  Ушинского, «живописностью формы и поэтичностью духа».32

Количество  пословиц,  которые  можно  давать  детям  за   один   урок, установлено и теоретически, и экспериментально - их не может быть  более  7-9.  Именно  такое  количество  произведений   младшие   школьники   способны осмыслить и запомнить за  40  минут.  Знание  и  учёт  такого  рода  деталей обязательны для учителя,  так  как  возможности  пословиц  и  поговорок  как учебного  материала  для  формирования  и  развития  нравственных  ценностей каждого учащегося могут быть  реализованы  только  при  строго  определённых методических  условиях,  которые  диктуются  как  их  жанрово-художественной спецификой,  так  и   особенностями   художественного   восприятия   младших школьников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Работа с  пословицами в классах коррекции

 

В работе на тему «Использование пословиц и поговорок на уроках в  начальных классах коррекции  с целью развития речи учащихся с  тяжелыми нарушениями речи» показана важность и необходимость развития речи учащихся начальных классов коррекции V вида  с тяжелыми нарушениями речи. Ученики данных классов испытывают трудности в устной и письменной речи. Сделана попытка разработать механизм совместной деятельности учебного материала по различным предметам в начальной школе и работы по развитию речи на основе пословиц и поговорок, улучшить работу по развитию речи в начальном образовании школы при работе с такими детьми. Материал данной работы является одним из способов нравственного воспитания в школьном образовании. Представлены разработки уроков по русскому языку, литературному чтению, окружающему миру.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

Изучив  понятие фольклора и его жанров,   выявив воспитательную ценность  пословиц  и  поговорок,  ознакомившись  с  наиболее эффективными приёмами и методами работы с ними на уроках чтения  и  русского языка в начальных классах, можно сделать следующие выводы:

1. Ребёнок оценивает факты  своей жизни по их значимости, реализует         ценностное отношение к миру. Ценностью является для ребёнка всё, что имеет для него определённую значимость, личностный или общественный смысл.

2. Глубокие исторические  корни, то, что пословицы впитали  в себя многовековой нравственный опыт народа, делает особенно актуальным их использование на уроках сегодня, когда ведущим направлением работы школы стала гуманизация процесса обучения, введение ученика в мир общечеловеческих ценностей, приобщение его к истокам родной культуры.

3. Выдвинутая нами гипотеза  о том, что при использовании  пословиц и поговорок на уроках чтения и русского языка, благодаря работе, проводимой над ними, возможно повышение уровня воспитанности, сознательности, нравственности, патриотизма, взаимопонимания, добросовестности и трудолюбия учащихся подтвердилась.

4.  Содержание различных  учебных программ по чтению  и русскому языку позволяет в разной степени организовать работу с пословицами и поговорками. Наиболее соответствуют этой задаче традиционные учебники по чтению (авторы М.Ф.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова) и русскому языку (автор Т.Г.Рамзаева); учебники по чтению (автор Л.А.Ефросинина) и русскому языку (авторы С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, М.И.Кузнецова и другие) курса развивающего обучения «Начальная школа сегодня и завтра».

5. Несмотря   на   давние   традиции,   методически   вопрос   работы с     пословицами и поговорками на  уроках чтения и русского языка  разработан недостаточно и в  традиционной программе, и в  программах развивающего обучения. В школах преобладает работа  над смысловым содержанием пословиц и поговорок, в большей  степени на уроках чтения и в меньшей степени на уроках русского языка и других, недостаточно отрабатывается навык использования этого жанра в речи учащихся.

6.    Устранить отмеченные  недостатки в работе с пословицами  и поговорками поможет введение в практику работы учителей разнообразных приёмов и методов работы, учёт возрастных особенностей детей, постепенное увеличение доли самостоятельности, использование сборников пословиц и поговорок русского народа. Это позволит сделать работу более увлекательной для детей и повысит уровень усвоения материала по данной теме, повысить воспитательные возможности пословиц и поговорок.

Информация о работе Пословицы и поговорки