Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Содержание работы

1 Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2 Дифференциация ротового и носового выдоха.
3 Формирование речевого дыхания.
4 Технология коррекции голоса при дизартрии
5 Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
6 Список литературы
7 Приложение

Файлы: 1 файл

дцп.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Содержание

      1. Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и        формирование длительного ротового выдоха.
      2. Дифференциация ротового и носового выдоха.
      3. Формирование речевого дыхания.
      4. Технология коррекции голоса при дизартрии
      5. Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
      6. Список литературы
      7. Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие речевого дыхания и его особенности у детей

Дыхание — важнейший физиологический  процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. Процесс дыхания осуществляется дыхательными центрами нервной системы  и состоит из трех фаз: выдоха, паузы  и вдоха, которые непрерывно и  ритмично следуют одна за другой. Начальной  фазой дыхания является выдох: чтобы  получить новую порцию воздуха, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря  выдоху.                                                            

Дыхательная пауза, следующая  за выдохом, являясь переходной, характеризуется  завершением выдоха и ожиданием  импульса к вдоху. Пауза не менее  важна, чем "активные" фазы дыхания: она обеспечивает эффективный газообмен  и вентиляцию легких, что влияет на организм в целом, повышая его  работоспособность. Продолжительность  пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы  и других факторов.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и  фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Нарушенное дыхание ребенка  поверхностное, вдох неглубокий. Объем  выдыхаемого воздуха недостаточный, неравномерный, ритм дыхания нарушен. Это мешает нормальной работе голосовых  складок. При неполном смыкании голосовых  связок изменяется тембр голоса, появляется придыхание. При этом голос может  быть напряженным, с колебаниями  громкости. Гипертрофия и гиперплазия  гладкой мускулатуры дыхательных  путей приводят к дисбалансу ротового и носового резонанса, к назализации  голоса. Также к голосовым нарушениям относятся отклонения тембра голоса (глухость, хриплость, назализованность, сдавленность, напряженность, прерывистость).

При нарушенном и неправильном дыхании отмечается нарушение мелодикоинтонационной и темпо-ритмичной стороны речи, слабая выраженность или отсутствие голосовых модуляций (ребенок не может произвольно менять высоту тона).

Дискоординация работы мышц артикуляционного и дыхательного аппаратов является причиной общей смазанности, монотонности, замедленности речи.

Известно, что дыхание, его  частота, ритм и глубина имеют  большое значение в речевом акте. Дыхание можно разделить на:

- речевое 

- неречевое. 

Неречевое дыхание состоит  из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности.

Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжителен, чем выдох.

Речевое дыхание представляет собой высококоординированный акт, во время которого дыхание и артикуляция строго соотносятся в процессе речевого высказывания.

Этапы развитие речевого дыхания у детей

Дыхательные мышцы можно  тренировать со звуком и без него. Без звука хорошо тренируются  мышцы во всех упражнениях, рассчитанных на укрепление и развитие физиологического дыхания.

При смысловой и эмоциональной  речи организация работы дыхательных  мышц весьма многообразна. Здесь может понадобиться длительный выдох, не прерываемый паузами и не требующий особенных мелодических изменений речи; длительный выдох с мелодическими контрастными изменениями речи; выдох, прерываемый длительными и короткими паузами; выдох, неравномерно распределяемый в речевых смысловых отрезках: то много слов на одном выдохе, то одно-два слова; выдох, необходимый для произнесения сильного, слабого и среднего звуков. В связи с этим следует развивать разнообразные комбинации вдохов и выдохов.

Прежде чем перейти  к непосредственной тренировке речевого дыхания, нужно проверить работу дыхательных мышц:

- диафрагмы, 

- межреберных мышц,

- мышц живота.

Движение межреберных  мышц проверяется легко. Если положить кисти рук на нижние ребра грудной  клетки и сделать вдох, то руки ощутят движение ребер и увеличение объема грудной клетки. При выдохе руки ощутят сужение ребер и уменьшение объема грудной клетки.

Движение диафрагмы проверить  труднее, так как она не у всех достаточно тренирована и ее внешнее  движение не всегда легко ощущается. Поэтому проще всего проверить  движение диафрагмы в лежачем  положении. Нужно лечь на спину (лучше  всего это делать утром), положить руку или игрушку на область желудка и проследить, что будет происходить с рукой (или игрушкой) при естественном вдохе и выдохе. При вдохе рука (игрушка) обязательно поднимется благодаря движению диафрагмы, которая распрямится, потеряет свое куполообразное положение. При выдохе рука опустится.

Одновременно с проверкой  движения диафрагмы проверяется  и движение мышц живота, которые  работают ритмично и подчиняются  движениям диафрагмы при вдохе  и выдохе.

После того как проверено  движение диафрагмы в положении  «лежа», надо повторить то же упражнение в положении «стоя»: положить руку на область желудка и сделать  глубокий вдох носом, рука должна ощутить  то же движение, что и в положении  «лежа».

Полезно также проверить  «на глаз», как изменяется объем  грудной клетки. Для этого нужно  встать перед большим зеркалом и  посмотреть, что происходит с грудной  клеткой при вдохе и выдохе. При глубоком вдохе помимо движений нижних ребер будет двигаться  верхняя часть грудной клетки и несколько приподнимутся плечи. Если диафрагма плохо развита, то плечи будут приподниматься слишком  высоко.

Таким образом, в ходе перечисленных  упражнений произойдет «знакомство» с  внешним выражением процесса дыхания.                                                                                                 

Этапы работы над дыхание

1 ЭТАП.  Постановка диафрагмально-реберного  типа дыхания и формирование  длительного ротового выдоха.

2 ЭТАП.  Дифференциация  ротового и носового выдоха.

3 ЭТАП. Формирование речевого  дыхания.

Рассмотрим подробнее  каждый этап коррекционного обучения.

1. Постановка диафрагмально-реберного  типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха

При этом типе дыхания полностью  расширяется грудная полость, максимально  вентилируются все участки легких. Напряжение нижних межреберных мышц позволяет удерживать диафрагму  в сокращенном состоянии, что  ведет к спокойному, равномерному выдоху, незаметному для окружающих, что в свою очередь опосредованно  снижает утечку воздуха через  нос.

Традиционно для формирования дыхания используется комплекс физических упражнений. Вместо общепринятых мы рекомендуем использовать модифицированные приемы парадоксальной гимнастики АН. Стрельниковой.

Парадоксальная гимнастика способствует увеличению объема вдоха  и диафрагмального выдоха. Каждое движение соответствует определенным фазам дыхания. Так, вдохи делаются при движениях, сжимающих грудную  клетку. Вдох должен быть максимально  активен, выдох — пассивен. В отличие  от традиционной дыхательной гимнастики при слегка сомкнутых губах делается шумный короткий вдох носом. Выдох осуществляется свободно через рот.

Все упражнения ритмизованны. Каждое из них выполняется 8 раз, после 3—5-секундного перерыва рекомендуется  переходить к следующему. Общая продолжительность  гимнастики 5—6 минут. В начале обучения осваивается одно упражнение. В каждый следующий день добавляется еще  по одному. Весь комплекс состоит из одиннадцати упражнений.

2. Дифференциация ротового и носового выдохов

В результате выполнения упражнений ребенок должен научиться ощущать  разницу в направлении воздушной  струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса  упражнений.

Первый комплекс направлен  на формирование фиксированных (плавных) выдохов через нос или рот  и их чередований. Фиксированный  выдох необходим для произнесения фрикативных (щелевых) согласных звуков — ф,в,с,з,ш,ж,щ,х.

Второй комплекс предназначен для овладения форсированным (толчкообразным) выдохом через нос или рот  и чередованием одного и другого. Форсированный выдох необходим  для произнесения взрывных (смычных) согласных звуков — п,б,т,д,к,г.

Третий комплекс должен помочь научиться сочетать фиксированный  и форсированный выдохи. Это необходимо для произнесения аффрикат (ц,ч) и групп согласных звуков разного способа образования (тс,пл,вр и тд.).

После отработки первого  комплекса необходимо последовательно  переходить к следующим.

Главная особенность этих комплексов – сочетание дыхательных  упражнений с работой артикуляционного и голосового аппаратов, что способствует развитию координации между дыханием, голосом и артикуляцией.

 

 

3. Формирование  речевого дыхания

Формирование речевого дыхания  имеет большое значение для плавности  речи. Работа на данном этапе проводится последовательно. Сначала осуществляется распределение выдоха в процессе речи, а потом добор воздуха.

Распределение выдоха заключается  в овладении умением сознательно  делить объем выдыхаемого воздуха  на равномерные отрезки. Четкое распределение  выдоха необходимо для правильного  членения фразы на интонационно-смысловые  единицы речи — синтагмы.

Специальные упражнения сначала  проводятся с использованием слогов. Для этого можно применять  прием их наращивания. Они должны быть составлены с одним из со гласных звуков: сперва с одинаковыми, а затем с разными гласными. Слоги произносятся громко, отрывисто, равномерно, на одном дыхании. Постепенно их количество нужно увеличивать.

Затем навыки произношения слогов на одном выдохе переносятся  на слова, словосочетания и предложения.

Добор воздуха необходим  для того, чтобы ребенок быстро, энергично, а главное, незаметно  для слушателей пополнял запас воздуха  в каждой удобной паузе. Упражнения сначала рекомендуется проводить  с использованием детских считалочек. Затем добор закрепляется на материале  стихотворений.  Выдыхать новую порцию воздуха необходимо после каждой строки, сохраняя связность текста. Между словами и в паузах не должно быть утечки воздуха. Для самоконтроля ладонь ребенка должна лежать на грудной  клетке, ощущая ее подъем при вдохе.

Дыхательный тренинг должен проводиться со всеми детьми, независимо от характера нарушения звукопроизношения. Отличаться будет только темп усвоения материала на втором и третьем  этапах и подбор речевого материала  в последнем случае. Здесь необходимо учитывать особенности произношения каждого ребенка, т.е. по возможности  исключать дефектно произносимые звуки. При большом количестве нарушенных звуков можно использовать метод  приближенного произношения. (Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. М., 1969.)

Небезуспешно используются нами в работе над постановкой  диафрагмального дыхания элементы парадоксальной гимнастики А.Н. Стрельниковой.

Эта гимнастика - единственная в мире, в которой короткий и  резкий вдох носом делается на движениях, сжимающих грудную клетку.

Упражнения активно включают в работу все части тела (руки, ноги, голову, бедерный пояс, брюшной  пресс, плечевой пояс и т.д.) и вызывают общую физиологическую реакцию  всего организма, повышенную потребность  в кислороде.

Все упражнения выполняются  одновременно с коротким и резким вдохом через нос (при абсолютно  пассивном выдохе), что усиливает  внутреннее тканевое дыхание и повышает усвояемость кислорода тканями, а также раздражает ту обширную зону рецепторов на слизистой оболочке носа, которая обеспечивает рефлекторную связь полости носа почти со всеми  органами.

Вот почему эта дыхательная  гимнастика имеет такой широкий  спектр воздействия и помогает при  массе различных заболеваний  органов дыхания.  

В настоящее время стали  активно применятся в образовательном  процессе компьютерные технологии.Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. Уже существуют компьютерные программы, направленные на развитие речи, которые можно с успехом применять при обучении детей старшего дошкольного возраста. Особое место среди компьютерных программ занимают специализированные компьютерные логопедическая программы «Игры для Тигры», «Видимая речь».

Информация о работе Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП