Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа
Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.
1 Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2 Дифференциация ротового и носового выдоха.
3 Формирование речевого дыхания.
4 Технология коррекции голоса при дизартрии
5 Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
6 Список литературы
7 Приложение
Логопед говорит о том, что на письме такие предложения обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.
Затем детям предлагаются различные устные тексты, дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.101
III. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выра-жения и способами обозначения
Логопед вместе с детьми вспоминает, что изменением голоса можнопередать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос,можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительногопредложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующие движением руки и обозначается графически.
Для обозначения вопроса предлагается знак «?». Демонстрируется кар-точка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:
Это кривоносый
Вопросительный знак,
Задает он всем вопросы:
«Кто? Кого? Откуда? Как?»
После знакомства со знаком предлагается выделив из текста вопроси-тельные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.
Затем детям предлагается при предъявлении устных текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков),
сколько вопросительных предложений
встречается в речевом
IV. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выра-
жения и способами обозначения
Детям последовательно
Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:
– Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой!)
– Девочка разбила любимую мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)
– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!). И т. д.
Затем детям снова последовательно показываются подобранные картинки, дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесениитакого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе-нии восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
Для обозначения восклицания дается соответствующий знак: «Воскли-цание мы будем обозначать вот таким знаком «!». Заучивается стихотворение про восклицательный знак:
Чудак – восклицательный знак.
Никогда он не молчит,102
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
После знакомства со знаком предлагается выделить из предъявляемоготекста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.
Затем при предъявлении устных текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков),сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.
V. Дифференциация интонационной структуры предложений в имп-
рессивной речи
Логопед повторяет с детьми,
какие виды интонации они знают:
«Вспомните, как мы можем произносить
предложения?» Далее
Затем проводятся графические диктанты: предлагается записать соот-ветствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.
2 этап. Формирование интонационной выразительности
в экспрессивной речи
В задачи этого этапа входит:
1) формирование различных
интонационных структур в
2) последующая их дифференциация в экспрессивной речи.
В качестве подготовительных упражнений для формирования интона-ционной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.
Формирование интонационной выразительности экспрессивной речи
осуществляется в направлениях:
1) от усвоения средств интонационного оформления на материале слов
(различной слоговой структуры)
2) от овладения определенными видами интонационных структур к их
дифференцированному воспроизведению в экспрессивной речи.
Работа по формированию интонационной
выразительности в экспрес-
I. Работа над интонационной
выразительностью
Так как оформление повествовательной интонации во многом обуслов-лено изменением высоты ударного слога, большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можновыделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части, то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоя-тельно различный речевой материал.
1. Отработка повествовательной конструкции с интонационным цент-
ром в конце предложения:
Это мой стол. Я спешу домой. Его зовут Саша.
2. Отработка повествовательной конструкции с передвижением интона-ционного центра в неконечную позицию:
В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.
II. Работа над интонационной
выразительностью
В процессе работы детям показывается, что при воспроизведении вопросительной интонации голос резко повышается на слове, несущем фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят вместе с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.
1. Отработка интонации
вопросительного предложения
А) Резкое повышение тона в односложном слове: суп? – твой суп?;
стол? – там стол?; сам? – ты сам?
Б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на сред-
нем слоге:солдаты? – там солдаты?; снежинки? – летят снежинки?
В) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:
этот? – этот сад?; весело? – вам весело?
Г) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением на пос-
леднем слоге:
хорошо? – здесь хорошо?; далеко? – тебе далеко?
Д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в
конце предложения:
Можно взять санки? Вам все понятно? Вы письмо получили?
Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?104
2. Отработка интонации вопросительного предложения с вопроситель-ным словом.
А) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в начале
предложения:
Какое сегодня число? Сколько тебе лет? Когда вы обедаете?
Б) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова в середине
предложения:Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять?
3. Закрепление вопросительной интонации в стихах (вместе с логопедом, по подражанию, самостоятельно).
Примерный речевой материал:
Что такое? Что случилось?
Отчего же все кругом
Завертелось, закружилось
И помчалось колесом?
(К. Чуковский)
III. Работа над интонацией восклицательного предложения
В процессе работы детям показывается, что при восклицательной инто-нации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.
1. Отработка интонации
восклицательного предложения
Читаются стихи, дети
проговаривают с
Но, увидев усача,
Ай.’Ай.’Ай!
Звери дали стрекоча.
Ай!-Ай!-Ай!
(К. Чуковский)
2. Отработка интонации
восклицательного предложения,
Примерный речевой материал:
Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Как хорошо здесь!
3. Закрепление интонации
восклицательного предложения
«Мама! Мама! Посмотри!
Я пускаю пузыри.
Желтый, красный, голубой –
В каждом я и ты со мной.105
Посмотри-ка, посмотри!» –
Просит маму Галка.
Ой, а где же пузыри?
Лопнули, как жалко.
(Ф. Бобылёв)
IV. Дифференциация интонационных
структур предложений в эксп-
Эта работа проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсцени-ровок, сказок, разыгрываемых по полям. Дети учатся подражать голосам,интонациям героев.
Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Телефон»,«Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Три медведя»
(Л.Н. Толстой), русские народные сказки и т.д.
Список литературы
1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.
2. Белякова А. И., Гончарова Н. Я., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М,, 2005.
3. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа Под ред. Геппе Н.А . М-2004
4. Власова Т. М; Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду — М. 1997.
5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.
6. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.
7. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб.,2002.
8. Соломатина Г.Н. Нормализация функций дыхания у детей с речевыми нарушениями/ Ж. «Логопед» №1 2004г
9. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.
10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.
Приложение
Упражнения для развития речевого дыхания
1. Сделав полный вдох,
на выдохе произносить
• па, папа, папапа, папапапа;
• папо, папопу, папопупы, папопу пыпэ;
• папапопопупу, папапапопопопу пупу;
• фаф,фаф,фаф.
Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и тд.
2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может быть прямым, обратным, порядковым и тд.:
• один,два;
• один,два,три;
• один, два, три, четыре
3. По аналогии с упражнением 2 перечислять дни недели, названия месяцев, времен года:
• понедельник;
• понедельник, вторник;
• понедельник, вторник, среда...
• январь;
Информация о работе Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП