Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Содержание работы

1 Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2 Дифференциация ротового и носового выдоха.
3 Формирование речевого дыхания.
4 Технология коррекции голоса при дизартрии
5 Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
6 Список литературы
7 Приложение

Файлы: 1 файл

дцп.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

Логопед говорит о том, что на письме такие предложения  обозначаются точкой. Демонстрируется соответствующая карточка со знаком и заучивается стихотворная строка: «Про точку можно сказать: это точка – точка-одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений. Выделяя их, дети поднимают карточки с точкой.

Затем детям предлагаются различные устные тексты, дается задание выложить столько фишек (записать столько точек), сколько повествовательных предложений встречается в тексте.101

III. Знакомство с вопросительной  интонацией, средствами ее выра-жения и способами обозначения

Логопед вместе с детьми вспоминает,  что изменением голоса можнопередать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос,можно о чем-то спросить. Логопед задает вопрос. Затем предлагает сделать это детям. Далее логопед показывает, что в конце вопросительногопредложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается соответствующие движением руки и обозначается графически.

Для обозначения вопроса  предлагается знак «?». Демонстрируется  кар-точка с изображенным на ней вопросительным знаком и заучивается стихотворение:

Это кривоносый

Вопросительный знак,

Задает он всем вопросы:

«Кто? Кого? Откуда? Как?»

После знакомства со знаком предлагается выделив из текста вопроси-тельные предложения, поднимая карточку с вопросительным знаком.

Затем детям предлагается при предъявлении устных текстов и стихов выложить перед собой столько фишек (записать столько вопросительных знаков),

сколько вопросительных предложений  встречается в речевом материале.

IV. Знакомство с восклицательной  интонацией, средствами ее выра-

жения и способами обозначения

Детям последовательно демонстрируется  несколько картинок, которыесоотносятся с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!»

Проводится беседа по содержанию каждой картинки. Например:

– Девочке больно. Как  закричала девочка? (Ой!)

– Девочка разбила любимую  мамину чашку. Как она воскликнула? (Ах!)

– Мальчики играют в войну. Что они кричат? (Ура!). И т. д.

Затем детям снова последовательно  показываются подобранные картинки, дается задание: назвать слово, соответствующее данной картинке. Потом логопед спрашивает: «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого детям показывается, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесениитакого предложения голос или резко повышается, или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведе-нии восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

Для обозначения восклицания  дается соответствующий знак: «Воскли-цание мы будем обозначать вот таким знаком «!». Заучивается стихотворение про восклицательный знак:

Чудак – восклицательный  знак.

Никогда он не молчит,102

Оглушительно кричит:

«Ура! Долой! Караул! Разбой!»

После знакомства со знаком предлагается выделить из предъявляемоготекста восклицательные предложения, поднимая карточку с восклицательным знаком.

Затем при предъявлении устных текстов и стихов дети выкладывают перед собой столько фишек (записывают столько восклицательных знаков),сколько восклицательных предложений встретится в речевом материале.

V. Дифференциация интонационной  структуры предложений в имп-

рессивной речи

Логопед повторяет с детьми, какие виды интонации они знают: «Вспомните, как мы можем произносить  предложения?» Далее уточняется, какими грамматическими знаками  обозначаются спокойное проговаривание,вопрос, восклицание; повторяются стихотворения о вопросительном, восклицательном знаках, точке. Затем детям дается задание определить интонацию предложений в тексте. На каждый интонационный тип предложения поднимается карточка с соответствующим грамматическим знаком.

Затем проводятся графические  диктанты: предлагается записать соот-ветствующие знаки при восприятии предложений, текстов, стихов различного интонационного оформления.

2 этап. Формирование интонационной  выразительности

в экспрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

1) формирование различных  интонационных структур в экспрессивной  речи;

2) последующая их дифференциация  в экспрессивной речи.

В качестве подготовительных упражнений для формирования интона-ционной выразительности в экспрессивной речи используются упражнения на развитие силы и высоты голоса, на постепенное расширение диапазона голоса, развитие его гибкости, модуляции.

Формирование интонационной  выразительности экспрессивной  речи

осуществляется в направлениях:

1) от усвоения средств  интонационного оформления на  материале слов

(различной слоговой структуры)  к их усвоению на более сложном  по звуковому оформлению материале,

2) от овладения определенными  видами интонационных структур  к их

дифференцированному воспроизведению  в экспрессивной речи.

Работа по формированию интонационной  выразительности в экспрес-сивной речи проводится по четырем направлениям.

I. Работа над интонационной  выразительностью повествовательно-го предложения

Так как оформление повествовательной  интонации во многом обуслов-лено изменением высоты ударного слога,  большое внимание уделяется выделению ударного слога и работе над ритмикой слова. Поскольку в предложениях, составляющих единое целое – синтагму, как и в слове, можновыделить предударную – ударную или предударную – ударную – заударную части,  то работа над ритмикой слова имеет своей целью обучение оформлению различных по отношению к ударению частей слова с помощью соответствующих звуковых средств (изменения высоты голоса, длительности гласных звуков). В процессе работы детям предлагается проговаривать вместе с логопедом, повторять за ним, произносить самостоя-тельно различный речевой материал.

1. Отработка повествовательной  конструкции с интонационным  цент-

ром в конце предложения:

Это мой стол. Я спешу  домой. Его зовут Саша.

2. Отработка повествовательной  конструкции с передвижением  интона-ционного центра в неконечную позицию:

В моей комнате стоит стол. И в комнате сестры стоит стол.

II. Работа над интонационной  выразительностью вопросительногопредложения

В процессе работы детям  показывается, что при воспроизведении  вопросительной интонации голос  резко повышается на слове, несущем  фразовое или логическое ударение. При повторении вопроса голос  еще более повышается и диапазон его увеличивается. Затем дети произносят вместе с логопедом, повторяют за ним, произносят самостоятельно предложенный речевой материал.

1. Отработка интонации  вопросительного предложения без  вопросительного слова.

А) Резкое повышение тона в односложном слове:  суп? –  твой суп?;

стол? – там стол?; сам? – ты сам?

Б) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением  на сред-

нем слоге:солдаты? – там солдаты?; снежинки? – летят снежинки?

В) Резкое повышение тона с ударением на первом слоге:

этот? – этот сад?; весело? – вам весело?

Г) Резкое повышение тона в многосложном слове с ударением  на пос-

леднем слоге:

хорошо? – здесь хорошо?; далеко? – тебе далеко?

Д) Выделение вопросительной интонацией слова в начале, середине и в

конце предложения:

Можно взять санки? Вам  все понятно? Вы письмо получили?

Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка? Тебе нужна сумка?104

2. Отработка интонации  вопросительного предложения с  вопроситель-ным словом.

А) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова  в начале

предложения:

Какое сегодня число? Сколько  тебе лет? Когда вы обедаете?

Б) Выделение интонацией вопроса вопросительного слова  в середине

предложения:Тебе сколько лет? Ты когда пойдешь гулять?

3. Закрепление вопросительной  интонации в стихах (вместе с  логопедом, по подражанию, самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Что такое? Что случилось?

Отчего же все кругом

Завертелось, закружилось

И помчалось колесом?

(К. Чуковский)

III. Работа над интонацией  восклицательного предложения

В процессе работы детям  показывается, что при восклицательной  инто-нации голос значительно повышается на логически главном слове предложения, затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении интонации восклицательного предложения сопровождается соответствующим движением руки и обозначается графически.

1. Отработка интонации  восклицательного предложения на  материалемеждометий с использованием картинок и стихов.

Читаются стихи,  дети проговаривают с восклицательной интонациейтолько междометия и звукоподражания:

Но, увидев усача,

Ай.’Ай.’Ай!

Звери дали стрекоча.

Ай!-Ай!-Ай!

(К. Чуковский)

2. Отработка интонации  восклицательного предложения, выражающейобращение, требование, восклицание (проговаривать вместе с логопедом,повторять за ним, произносить самостоятельно).

Примерный речевой материал:

Саша! Смотри! Соня, дай сумку! Как хорошо здесь!

3. Закрепление интонации  восклицательного предложения в  стихах.

«Мама! Мама! Посмотри!

Я пускаю пузыри.

Желтый, красный, голубой –

В каждом я и ты со мной.105

Посмотри-ка, посмотри!» –

Просит маму Галка.

Ой, а где же пузыри?

Лопнули, как жалко.

(Ф. Бобылёв)

IV. Дифференциация интонационных  структур предложений в эксп-рессивной речи

Эта работа проводится на материале  считалок, диалогов, игр-инсцени-ровок, сказок, разыгрываемых по полям. Дети учатся подражать голосам,интонациям героев.

Примерный речевой материал: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Телефон»,«Путаница», «Айболит», «Федорино горе» (К. Чуковский), «Три медведя»

(Л.Н. Толстой), русские  народные сказки и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей. – М, 2005.

2. Белякова А. И., Гончарова Н. Я., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. — М,, 2005.

3. Бронхиальная астма у детей: диагностика, лечение и профилактика. Научно-практическая программа Под ред. Геппе Н.А . М-2004

4. Власова Т. М; Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду — М. 1997.

5. Микляева Н.В., Полозова О.А., Родинова Ю.Н. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ. – М., 2006.

6. Селивестров В.И. Игры в логопедической работе. – М. , 1987.

7. Семенова Н. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой. — СПб.,2002.

8. Соломатина Г.Н. Нормализация функций дыхания у детей с речевыми нарушениями/ Ж. «Логопед» №1 2004г

9. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. – М., 2005.

10. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. – М., 1988.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   Приложение

Упражнения для развития речевого дыхания

1. Сделав полный вдох, на выдохе произносить слогосочетания:

• па, папа, папапа, папапапа;

• папо, папопу, папопупы, папопу пыпэ;

• папапопопупу, папапапопопопу пупу;

• фаф,фаф,фаф.

Слогосочетания сначала следует произносить равноударно, ритмично, отрывисто. Затем сделать ударение на первый слог, последовательно перемещая его на второй, третий и тд.

2. Сделав полный вдох, посчитать на выдохе. Счет может  быть прямым, обратным, порядковым  и тд.:

• один,два;

• один,два,три;

• один, два, три, четыре

3. По аналогии с упражнением  2 перечислять дни недели, названия  месяцев, времен года:

• понедельник;

• понедельник, вторник;

• понедельник, вторник, среда...

• январь;

Информация о работе Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП