Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:31, контрольная работа

Описание работы

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объем дыхательного аппарата, что достигается путем тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающейся с соответствующими движениями.

Содержание работы

1 Постановка диафрагмально-реберного типа дыхания и формирование длительного ротового выдоха.
2 Дифференциация ротового и носового выдоха.
3 Формирование речевого дыхания.
4 Технология коррекции голоса при дизартрии
5 Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией
6 Список литературы
7 Приложение

Файлы: 1 файл

дцп.docx

— 50.11 Кб (Скачать файл)

В нашей работе мы используем упражнения на дыхание компьютерной игры «Игры для тигры». Опишем краткое их содержание.

Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре больших блока:

- «Просодика»,

- «Звукопроизношение»,

-  «Фонематика»,

- «Лексика».

В блоке «Просодика» включается модуль «Дыхание», целью которого является развитие речевого дыхания. Принцип  работы этого блока основывается на интерактивном общении ребенка  и компьютера с использованием микрофона. При этом  речевая активность фиксируется микрофоном  и представляется на экране компьютера в виде визуальных анимационных картинок.        Упражнения данного модуля позволяют отрабатывать плавный, длительный или короткий, резкий выдох, отслеживать момент включения речевой активности, а так же измерить силу и длительность речевого выдоха и голоса (в относительных единицах и в секундах соответственно).   Для тренировки дыхания нами планируется использование аппарата В.Ф.Фролова. С помощью прибора создается сопротивление (положительное давление) в фазу вдоха и выдоха, которое воздействует на диафрагму и дыхательные мышцы. Использование аппарата Фролова позволит:

1.      активизировать  дыхательные ощущения, используя  слуховые опоры;

2.      формировать  устойчивый и более длительный  физиологический выдох;

3.      вырабатывать  периодичность выдоха;

4.      развивать  силу физиологического выдоха.

 

 

4.Технология коррекции голоса при дизартрии

Лопатина Л.В. и Серебрякова  Н.В. предлагают технологию работы надголосом у детей со стёртой дизартрией.

I. Упражнения по развитию  силы голоса

1) Удлинение произнесения  звуков (при средней силе голоса).

   У – У         АУ------         АУИ-----          УЗО------ 

   О – О          АИ------         ОУИ-----          УЗА------

   З – З            

2) Усиление голоса (беззвучная  артикуляция – шёпот – тихо  – громко).

      о о о о      АУИ       АУИ        АУИ     АУИ

  в в в в    АЗА         АЗА          АЗА      АЗА

3) Ослабление голоса (громко  – тихо – шёпот – беззвучно).

     У У У У         Ж Ж Ж Ж    

     ОУ  ОУ  ОУ  ОУ    АЗА АЗА  АЗА  АЗА

4) Те же упражнения, но  без паузы: 

     УУУУ  УУУУ     АУАУАУАУ      АУАУАУАУ

5) Усиление и ослабление  голоса без паузы, на одном  выдохе:

     УУУУУУУ       ЗЗЗЗЗЗЗ        

     УЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУУЖУ

6) Усиление голоса с  увеличением длительности звучания:

     А – А  – А – А     ЭУА –  ЭУА – ЭУА – ЭУА  

7) Ослабление голоса с  увеличением длительности звучания:

  Э – Э – Э  – Э        ОА –  ОА – ОА – ОА 

8) Прямой счёт от 1 до 5 с постепенным усилением голоса:

    1 2 3 4 5     

9) Обратный счёт с пояснением  ослабления голоса:

   5 4 3 2 195

10) а) Называние дней  недели с постепенным усилением  и последую-щим ослаблением силы голоса:

Понедельник, вторник –  беззвучная артикуляция,

Среда, четверг – шёпот,

Пятница, суббота – средняя  сила,

Воскресенье – громко,

Суббота, пятница – средняя  сила,

Четверг, среда – шёпот,

Вторник, понедельник –  беззвучная артикуляция.

Б) Предложения: мама ушла домой; мама ушла домой.

11) «Эхо».

Дети делятся на 2 группы и выполняют упражнение по ролям: 1 группа

громким голосом, 2-я –  тихим, потом меняются.

1) В лесу кричу: «Ау!  Ау!»

2) А мне в ответ: «Ау!  Ау!»

1) Горе кричу: «Ау! Ау!»

2) Гора в ответ: «Ау!  Ау!»

12) «Игра на пианино».

Дети, имитируя игру на пианино, проговаривают четверостишие, изме-

няя силу голоса в соответствии с текстом:

Ударяй тихонечко: стук –  стук – стук –  тихо

И тогда услышишь ты нежный звук.  – тихо

Ударяй сильнее: стук–  стук – стук –  громко

И тогда услышишь ты громкий  звук. – громко

13) Проговаривание стихотворений  с изменением силы голоса:

А сова – всё ближе, ближе  (голосом средней силы)

А сова всё ниже, ниже   (голосом средней силы)

И кричит (громко)

В тиши ночной: (тихо)

«Поиграй, дружок, со мной!»  (громко)

II. Упражнения по развитию  высоты голоса

Проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой

на движения руки и графические  изображения.

1) Повышение и понижение  голоса при произнесении гласных  звуков

У, О, А, И, Э.

2) Повышение и понижение  голоса при произнесении сочетаний  из 2-х

и 3-х звуков (слогов).

3) Повышение и понижение  голоса при произнесении слогов.

4) «Укачивание».

5) «Ступеньки».

6) Проговаривание стихотворений,  соблюдая изменения голоса по высоте.

7) «Вопрос – ответ».

Дети делятся на 2 группы, произнося текст разным по высоте голосом:вопросы – высоким, ответы – низким.

8) Пропевание знакомых мелодий без слов, изменяя высоту голоса.

9) Пение песен.

В работе используются стихи  С.Я. Маршака, О. Высотской и др. Можнорекомендовать также стихи А. Барто, И. Токмаковой и других детских поэтов.

Е.М. Мастюкова и М.В. Ипполитова отмечают, что у детей с церебраль-ным параличом работа над голосом при дизартрии всегда является одним иззвеньев комплексной реабилитации. Формирование голоса проходит в рамках ортофонического метода, предусматривающего соединение артикуляционных, дыхательных и вокальных упражнений, цель которых – развитие координированной деятельности дыхания, голосообразования и артикуляции. Удетей с церебральным параличом эти упражнения модифицируются в зависимости от формы дизартрии и клинической картины заболевания в целом.

Коррекционная работа ведётся  поэтапно, но все этапы тесно связаны  иплавно переходят друг в друга.

1. Работа над голосом  всегда начинается:

А) с общего расслабления,

Б) артикуляционного массажа  и артикуляционной гимнастики.

А) Известно, что при волнении дети с церебральным параличом склон-ны впадать в шепот и в беззвучную речь. Поэтому в процессе речевойкоммуникации важно создавать у детей эмоционально положительныйфон («ситуацию уверенности»).

Б) Большое место в логопедической работе занимают круговые движе-

ния головой, активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды,покашливание, зевота, произнесение гласного звука а на твердой атаке.

Упражнение проводится перед  зеркалом, под счет. Логопед привлекает внимание ребенка к ощущению поднятой и удерживаемой в этом положении(под счет) нёбной занавески. В качестве подготовительных могут быть использованы следующие упражнения:

– стимуляция задней части  языка и нёба легкими похлопывающими движениями при помощи языкового  депрессора;

– обучение произвольному  глотанию. Логопед из глазной пипетки  капает против задней стенки глотки капли  воды. Голова ребенка несколькозапрокинута назад;

– стимуляция кашлеподобных движений и зевания.

Нормальное голосообразование  возможно в том случае, если ребенокможет открывать и закрывать рот, опускать нижнюю челюсть, имитировать жевательные движения. Логопед может стимулировать поднятие нижней челюсти путем легкого и ритмичного постукивания по подбородку (челюстной дрожательный рефлекс) ребенка. Через некоторое время ребеноковладевает умением самостоятельно поднимать нижнюю челюсть. этого его учат умению опускать нижнюю челюсть. Первоначально нижняя челюсть ребенка опускается самим логопедом (на 1 – 1,5 см). Затемлогопед просит ребенка делать это самостоятельно. Постепенно челюст иребенка опускается на оптимальное расстояние.

Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения вчередовании ее расслабления и напряжения. Например,  ребенка просятдо окончания зевательного движения произнести звук а и при широко от крытом рте перейти от произнесения этого звука к звуку и, задерживаявоздух во рту под давлением, прежде чем произнести взрывной звук и, привлечь внимание ребенка к ощущению состояния нёбной занавески.

3. При работе над голосом  очень полезно использовать как  можно больше совместного с  логопедом пения, выразительной  декламации. Большоезначение имеет медленное произнесение гласных. Звуки произносятся по переменно – то шепотом, то громко.

2. Одновременно работают  над увеличением длины речевого  выдоха:вначале на одном выдохе произносится по две гласных, затем по три, и, наконец, по четыре. Потом произносятся слоги с постепенным удлинением их цепочек, затем – слова с определенными звуками, на последних этапах – стихотворения, скороговорки; последние произносятся со сменой ударения и убыстрением темпа речи то шепотом, то громко.

4. Большое значение имеют  упражнения по развитию силы, тембра и

высоты голоса. Например:

а) счет десятками с постепенным  усилением и с ослаблением  голоса,

б) произнесение букв в алфавитном порядке,

в) чтение стихотворений  с постепенным усилением и  ослаблением голоса.

Для развития высоты и тембра голоса большое значение имеют:

а) различные логопедические игры,

б) чтение сказок по ролям,

в) инсценировки и т. д.

Разыгрываемые детьми игры-инсценировки помогают также развитию

мелодико-интонационной  стороны речи, гибкости и модуляции  голоса. При подборе речевого материала необходимо учитывать следующие факторы: структуру дефекта, возраст, интеллект, конкретную логопедическую задачу, а также воспитание нравственно-этических сторон личности.

Необходимо помнить, что  нарушения голоса у детей с  дизартрией прицеребральном параличе усиливаются при выраженности у них позотонических рефлексов. Поэтому в этих случаях работа над голосом должна начинаться в рефлекс запрещающих позициях.

Кроме того, дизартрия у  детей с церебральным параличом осложняется наличием многих рефлексов орального автоматизма. Поэтому однойиз важных задач коррекционной работы является подавление этих рефлексов. С этой целью ребенку придается соответствующая рефлекс запреща-98ющая позиция. Логопед нежно прикасается к губам ребенка ваткой, другой рукой препятствуя рефлекторному движению губ. Таким же путем гасятся и другие рефлексы. Важно проводить эти упражнения систематически, 2 – 3 раза в день. Для учащихся эти упражнения должны быть особымвидом домашних заданий по логопедии.

 

5.Технология формирования интонационной выразительности речи у детей с дизартрией

Логопедическая работа по формированию интонационной выразитель-ности речи проводится поэтапно. Л.В. Лопатина и Н.В. Серебрякова предлагают следующую технологию работы.

1 этап. Формирование представлений  об интонационнойвыразительности в импрессивной речи

В задачи этого этапа входит:

1) показать детям, что  человеческая речь обладает разнообразием  ин-тонаций, которое достигается изменениями высоты, силы, тембра, модуляций голоса, интонация придает речи эмоциональную окраску, помогаетвыразить чувства;

2) познакомить детей с  различными видами интонации  и средствами ихобозначения, а также научить различать разнообразные интонационныетруктуры импрессивной речи.

В соответствии с выделенными  задачами этого этапа работа по форми-рованию представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи осуществляется по пяти направлениям.

I. Формирование общих  представлений об интонационной  выразитель-ности речи

Логопед дважды читает один и тотже рассказ. Первый раз – без интонационного оформления текста, второй – выразительно, с интонационным оформлением. Затем выясняется, какое чтение более понравилось и почему. Логопед объясняет детям, что голос при чтении можно изменять, что голосом можно передать вопрос, радость, удивление, угрозу, просьбу, приказ и т. д.

II. Знакомство с повествовательной  интонацией, средствами ее вы-ражения и способами обозначения

Логопед произносит предложение  с повествовательной интонацией и предлагает детям определить, что выражает это предложение (вопрос или сообщение о чем-то). Затем уточняются звуковые средства выражения повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически так: ––––––>.

Информация о работе Постановка дыхания и голоса у детей с ДЦП