Потребительское поведение дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 12:29, реферат

Описание работы

Необходимо связать тему работы с социально-психологическим аспектом и образованием,сделать основной акцент на то,что дети не покупают продукт,но являются непосредственными потребителями продукта и оказывают влияние на покупателей. Рассмотреть вопросы: 1)Проблема потребительского выбора-управление потребительским поведением(пример дети) 2)Возрастные особенности 3)Формирующий эксперимент 4)Особенности проведения эксперимента на детях 5)Типы поведения 6)Проективные методики,контент анализ

Файлы: 1 файл

Потребительское поведение дошкольников.doc

— 172.50 Кб (Скачать файл)

Потребительское  поведение дошкольников

Необходимо связать тему работы с социально-психологическим аспектом и образованием,сделать основной акцент на то,что дети не покупают продукт,но являются непосредственными потребителями продукта и оказывают влияние на покупателей. Рассмотреть вопросы: 1)Проблема потребительского выбора-управление потребительским поведением(пример дети) 2)Возрастные особенности 3)Формирующий эксперимент 4)Особенности проведения эксперимента на детях 5)Типы поведения 6)Проективные методики,контент анализ

 

Содержание

 

Введение

Актуальность темы исследования. В современном мире большое внимание уделяется активному развитию рынка детских и подростковых товаров. И дело не только в изменении производственных концепций компаний, но и в том, что дети и подростки все чаще становятся участниками потребительских процессов.

 Выбор  темы исследования продиктован  в первую очередь ситуацией  на российском рынке, когда уже сложилось понимание необходимости проведения анализа потребительского поведения и сбора как можно большего объема информации о нем с целью построения индивидуальных отношений с клиентом. В связи с этим большинство российских производителей и продавцов стали проводить активную сегментацию своих потребителей. К сожалению, сегментирование при этом чаще всего сводится к демографическому, а в качестве целевого сегмента компании, работающие на розничном рынке, хотят видеть экономически активное население, упуская из виду не менее привлекательных потребителей. К такой категории потребителей по праву можно отнести детей и подростков. Одной из важнейших проблем, изучаемой этой наукой, является потребительское поведение взрослых. Потребительское поведение взрослых тесно связанно с их отношением к деньгам и часто его определяет. Пожалуй, впервые в нашей стране, проблеме отношения людей к деньгам было посвящено кросскультурное исследование, которое проводилось на базе Ярославского государственного университета С.И. Ериной, Е.А.Улановой и др., под руководством  Новикова В.В. В период с 1998 по 2001гг. психологами университета » изучалось влияние социальных изменений на монетарное поведение как явления социально-экономической социализации. Вопрос о процессах экономической социализации и задачах экономического воспитания ставится и в работах отечественных исследователей (Буренина С.Ю., Дейнека О.С., ФенькоА.Б. и др.).

В странах развитой рыночной экономики, а в настоящий момент и в России, поведение различных возрастных категорий потребителей изучено достаточно подробно, за исключением категории потребителей, попадающих в границы дошкольного возраста. К сожалению, изучению г потребительских особенностей данной возрастной категории в зарубежной и в отечественной психологии почти не уделяется внимания. Многие исследователи (Пиагет Дж., Мескон М.,  Алешина И.В.) полагают, что данная возрастная категория не может существенно влиять на потребительский спрос товаров и услуг, т.к. в силу своего возраста дети, в отличие от других категорий потребителей, имеют ограниченные возможности в самостоятельном распоряжении денежными средствами и не обладают знаниями, умениями и навыками, достаточными для полноценного сравнивания альтернатив при выборе товаров и услуг. Следовательно, с точки зрения покупательской способности, они не могут быть названы потребителями в полном смысле этого слова.

Отметим, что вклад в изучение детей как потребителей внесли исследователи из различных научных областей. Данный факт обусловлен тем, что и сама наука о поведении потребителей является междисциплинарной, тесно переплетаясь с психологией, социологией, демографией и др. Об особенностях потребительского поведения детей писали Р. Блэкуелл, М. Линдстром, Линн, П. Миниард, Л. Перакио, М. Соломон, Уорд, Дж. Шет, Дж. Энджел .Тему потребительской социализации разрабатывали Т. Манглебург, Р. Мор, Дж. Москайз, Д. Роеддер Джон, Г. Чарчилл и др. Участие детей в принятии семейных решений рассматривали в своих работах Вуд, Р. Грин, Л. Карлсон, Дж. Котт, Дж. Москайз, Е. Фоксман и др  . Аспекты моделирования потребительского поведения изучены в работах Дж. Бетмана, М. Джонса, Ф. Котлера, Б. Митала, Т. Овчинниковой, Д. Таганова, М. Хорева, Дж. Шета.

Российские авторы в основном занимались исследованием социальных и психологических аспектов потребительского поведения подростков, среди них следует выделить публикации Г. Абрамовой, Л. Борисовой, Е. Вовк, Т. Гурко, А. Дрегало, Н. Мурадовой, Р. Ребзуева, А. Савельевой. В последнее время стали появляться статьи, затрагивающие проблемы маркетинга в отношении подросткового сегмента рынка, среди них особого внимания заслуживают работы Е. Галицкого, Л. Михеевой, М. Цой.

Целью исследования является разработка модели анализа потребительского поведения детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

      • уточнить возрастные границы дошкольного возраста;
      • Выявить социально-психологические характеристики и параметры потребительского поведения как вида и категории социально-психологической социализации.
      • Изучить особенности потребительского поведения детей старшего дошкольного возраста как социальной группы.

Объект исследования - социализация детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования - особенности потребительского поведения детей старшего дошкольного возраста в процессе социализации.

Информационную основу работы составили зарубежные и отечественные научные издания, периодическая литература, материалы эмпирических исследований, электронные ресурсы сети Интернет.

Гипотеза исследования: для формирования потребительского поведения у детей старшего дошкольного возраста в процессе экономической социализации необходимы следующие условия:

1. Ребенок  старшего дошкольного возраста  должен иметь возможность самостоятельного  распоряжения некоторыми денежными средствами;

2. Иметь  практический опыт в приобретении  отдельных товаров и услуг;

3. Ребенок  этого возраста должен иметь  довольно широкий доступ к  различного рода источникам экономической  информации.

 

Глава 1. Теоретические особенности потребительского поведения

1.1. Сущность, структура и содержание  потребительского поведения в условиях рыночных отношений

Потребительское поведение, являющееся одной из форм экономического поведения, представляет собой форму и механизм реализации системы потребительских отношений, т.е. отношений, складывающихся по поводу потребления. Последнее выступает: как результат, заключительная стадия системы воспроизводства, несущая на себе отпечаток всех предшествующих стадий и одновременно - фактор, воздействующий на экономическое поведение на всех других стадиях процесса воспроизводства; как механизм и одна из форм реализации социальной структуры общества; как механизм обратной связи «потребление-производство»; как процесс воспроизводства человеческого потенциала; как процесс производства базовых потребительских благ, непосредственно входящих в состав функции полезности.1

Потребительское поведение складывается из нескольких фаз (фазы «преддействия» - формирования настроений, оценок, предшествующих конкретным потребительским решениям и действиям; фазы потребительского действия по обретению благ — покупки рыночных благ или обретения их каким-либо другим способом; фазы получения потребительского удовлетворения (эффекта), состоящей в подготовке рыночных благ к потреблению и их потреблении, т.е. процессе производства базовых потребительских благ) и представляет собой сложную категорию, отражающую совокупность социально-психологических и экономических отношений, процессов и явлений. Эта совокупность объединена системой функциональных и причинно-следственных связей и включает: субъектов потребительского поведения и отношения между ними; факторы потребительского поведения; определенную модель экономического поведения потребителя, включающую цель (производство базовых благ, получение потребительского эффекта) и ограничения (ресурсы, цены, институциональные ограничения); определенные формы реализации

 В потребительском  поведении находит выражение  многоуровневая система потребительских  отношений; потребитель существует и реализуется одновременно на нескольких уровнях: на уровне индивида с определенными потребностями, установками, системой ценностей; на микроуровне - как домохозяйство, осуществляющее экономическое взаимодействие с другими домохозяйствами, фирмами, государством; на мезо- и макроуровне - как «совокупный потребитель» региона и страны в целом. Соответственно потребительское поведение на каждом из уровней получает специфические, адекватные данному уровню формы реализации.

Факторы, формирующие потребительское поведение, также представляют собой разноуровневую систему. Выделяются факторы потребительского поведения, генерируемые на разных уровнях и действующие на разных уровнях. Генерируемые на уровне индивида, микро-, мезо- и макроуровне факторы потребительского поведения, взаимодействуя и переплетаясь, детерминируют в конечном счете реальные доходы и потребности субъекта микроуровня - домохозяйства, его потребительский потенциал (потребности, обеспеченные возможностями) и потребительское поведение, представляющее собой реализацию этого потенциала. В результате складывается потребительское поведение сектора «Домашние хозяйства» в целом на (мезо- и макроуровне).

В потребительском поведении реализуется многоуровневая система потребительских отношений, субъект которых функционирует одновременно на нескольких уровнях: на элементарном уровне - как индивид с определенными потребностями, установками, системой ценностей; на микроуровне — как домохозяйство, результирующее потребности, установки и т.д. членов семьи и осуществляющее экономическое взаимодействие с другими домохозяйствами, фирмами, государством; на мезо- и макроуровне — как «совокупный потребитель» региона и страны в целом; соответственно потребительское поведение на каждом из уровней получает специфические формы реализации.

Наиболее полно, на наш взгляд, модель потребительского поведения представлена Алешиной И.В. По мнению этого автора, потребительское поведение включает в себя следующие структурные компоненты:

– потребности;

– процесс принятия решения;

– факторы, способствующие потреблению.

Рассмотрим каждый из компонентов более подробно. Так как именно потребности определяют поведение человека целесообразно, на наш взгляд, начать освещение вопроса потребительского поведения детей старшего дошкольного возраста именно с этого структурного компонента.

Даже самые жизненно необходимые и первоочередные потребности находятся под воздействием социальных факторов: сознательные межличностные межгрупповые отношения, ситуации, которые мы переживаем, ценности, которые нам дороги, наши возможности и способности, восприятие нашего социального статуса и наших социальных ролей - всё это есть элементы, которые изменяют наше поведение и влияют на него. Именно мотивы подталкивают нас к тому, чтобы что-то предпринять, купить, куда-то пойти. Мотивы подчинены нашим отношениям, то есть постоянной психологической предрасположенности действовать определенным образом. Отношения же представляют собой некий психологический результат взаимодействия самых различных влияний, во власти которых мы постоянно находимся с раннего детства: семья, окружение (все микроструктуры, в которые мы входим).

Современная психология рассматривает потребность как некое специфическое состояние человека (группы людей, общества в целом), возникшее вследствие того, что этот человек существует, во-первых, сам по себе (то есть в виде отдельной биологической особи), во-вторых, является составной частью общественной системы, а, в-третьих, взаимодействует с внешним окружением - внешней средой (обществом).

Каждый автор, изучавший проблему потребностей, предлагал свое понимание этого термина. Ф. Котлер дает следующие определения понятий: «нужда - чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Потребность - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида. Запрос - это потребность, закрепленная покупательской способностью». Эти определения подтверждают социальную природу потребностей, и; в свою очередь, допускают более детальный анализ и классификацию. Так, Дж. Кейнс установил различия между абсолютными и относительными потребностями. Согласно Кейнсу, существуют «потребности абсолютные в том смысле, что мы ощущаем их безотносительность к тому, в какой ситуации оказываются другие люди, и потребности относительные в том смысле, что мы ощущаем их лишь тогда, когда удовлетворение потребностей возвышает нас, заставляет нас чувствовать себя выше других людей»/

Отечественный ученый А.Г. Здравомыслов дает следующее определение потребности: «Потребность есть свойство всего живого, выражающее первоначальную, исходную форму его активного, избирательного отношения к условиям внешней среды».

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что потребность - есть внутренний побудитель всякой активности, категория, которая прямо зависит от степени и направления социализации личности и социальных групп.

Наиболее популярные в психологии классификации потребностей принадлежат У.Мак-Дауголлу, Г.Мюррею и А.Маслоу.

Уильям Мак-Дауголл считал, что любое поведение целенаправленно, ориентированно на достижение намеченного целевого состояния. Он выделял восемнадцать инстИнктоподобных диспозиций (как то, пищедобывание, отвращение/неприятие и избежание определенно вредных привычек, сексуальность/ухаживание и брачные отношения,..).

Мюррей пытался объяснить целенаправленность поведения людей, исходя из представлений о саморазвитии цепочки эпизодических отношений «индивид-среда» как равнодействующей непрерывного взаимодействия личностных и ситуационных факторов. Он выделяет тридцать шесть психогенных потребностей (а именно: потребность унижения, потребность достижения, потребность аффилиации, потребность агрессии, потребность независимости и т.п.).

Наиболее популярной классификацией является классификация потребностей и мотивов их удовлетворения Абрахама Маслоу. Практически все исследователи теории потребностей признают зависимость потребностей общества и каждого его члена от исторического развития общества, от культуры данного общества и социализацию потребностей от низших к более высшим. Эти факторы, В первую очередь, влияют на размер и способы удовлетворения потребностей. А.Маслоу выстраивает систему человеческих потребностей в иерархическом порядке, в соответствии со степенью значимости ее элементов: физиологические потребности, потребность в чувстве защищенности, социальные потребности и потребности в самоуважении. Индивид, по его мнению, стремится в первую очередь удовлетворить самые важные потребности, когда ему это удается, он переходит к насыщению следующей по значимости потребности. Маслоу выделяет следующую иерархическую модель потребностей в виде равностороннего треугольника.

Информация о работе Потребительское поведение дошкольников